Формы и методы работы на уроках физики и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся.
Оценка 4.6

Формы и методы работы на уроках физики и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся.

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
физика
31.08.2020
Формы и методы работы на уроках физики и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся.
Сообщение на педагогическом совете
Педсовет Формы и методы мотивации(физика)янв 2020..docx

 Формы и методы работы на уроках физики и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся.

2020

Сообщение на педагогическом совете

Учитель физики первой квалификационной категории Трошина Н.А.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска  «Вечерняя (сменная) школа № 9»

 


 

Формы и методы работы на уроках физики и

во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся.

       Мотивация деятельности –  важнейшая составляющая успеха в любой сфере деятельности. И в этом ряду образовательная и воспитательная деятельность не являются исключением.

Сегодня общеобразовательная школа все чаще сталкивается с проблемой снижения учебной мотивацией и отсутствием познавательной активности учащихся. Лавина внешней (внешкольной) информации, прежде всего, из интернета обрушивается на учащегося, информационные единицы проносятся с калейдоскопической быстротой, не задерживаясь в сознании, но, тем не менее, перегружая и утомляя его. Внимание почти не фиксируется на чём-либо, формируется клиповое, разорванное мышление, разорванное, как по содержанию, так и по усвоению смыслов информации. Учёным и практикам образования ещё предстоит осмыслить эти новые феномены. Эта ситуация требует от учителя поисков новых подходов  к  решению проблем мотивации обучения, в частности, разработки более совершенных организационных форм и методических приемов обучения.

Специфика процесса обучения в вечерней щколе, работы с взрослыми учениками, в личностном плане, в основном, сформировавшимися, создаёт дополнительные, как положительные, так и отрицательные моменты в сфере их учебной мотивации. Здесь почти полностью исключён с точки зрения эффективности авторитарный метод мотивирования, безоговорочная жёсткая требовательность учителя, которая и с детьми сегодня всё менее эффективна. Учитель не воспринимается учениками как последняя инстанция истинности знаний. Ученикам ничего нельзя «навязать» с высоты учительского авторитета. Только доказать. Только убедить. С другой стороны, можно опереться на жизненный опыт учеников, на более широкую базу, пускай, даже не научных, а обыденных знаний. Тем не менее, «переучивать» труднее, чем писать на «чистой доске»: остаточные, несистематизированные сведения и даже заблуждения -  постоянная реальность, дополнительная трудность в учебной работе с взрослыми учениками вечерней школы.

Первый этап работы по формированию мотивации учащихся к изучению физики – это диагностирование наличного уровня мотивации. Его результатом является целеполагание усилий и направлений повышения уровня мотивации.

Второй этап – создание учителем условий высокомотивированной (более мотивированной) поисковой  учебно-познавательной деятельности.

Ученик на этом этапе ещё, по большей части, объект деятельности учителя, направленной на формирование самостоятельной, саморегулируемой и самокорректируемой учебной деятельности ученика. Ученик становится, но ещё не стал полностью самостоятельным самомотивируемым субъектом учебной деятельности.

 

       Третий этап – ученик самостоятельный субъект учебно-познавательной индивидуально-творческой деятельности. Основа учебной мотивации ученика – сформированный самостоятельный интерес к предмету, к его изучению.

       Интерес к предмету – основной и самый действенный мотив изучения различных дисциплин, включая, естественно, изучение физики. Под познавательным интересом к предмету понимается избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира, при которой наблюдается стремление личности заниматься именно данной областью. Интерес – мощный побудитель активности личности, под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становиться увлекательной и продуктивной. В формировании познавательного интереса школьников можно выделить несколько этапов.

       Первоначально он появляется в виде любопытства – естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее. Любопытство, вызванное неожиданным результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного урока, но не переносится на другие уроки. Это неустойчивый, ситуативный интерес.

       Более высокая стадия интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае ученик обычно активен на уроках, задает учителю вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу, конструирует приборы, самостоятельно проводит опыты и т.д. Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным и интерес к предмету пропадает.

        Всемерно поддерживая любознательность необходимо стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие.

       Как все психические свойства личности, интерес зарождается и развивается в процессе деятельности. Поскольку познавательный интерес выражается в стремлении глубоко изучить данный предмет, вникнуть в сущность познаваемого, то развитие и становление интереса наблюдается в условиях развивающего обучения. Опыт самостоятельной деятельности способствует тому, чтобы любопытство и первоначальная любознательность переросли в устойчивую черту личности – познавательный интерес.

        Формы организации учебной деятельности оказывают непосредственное влияние на формирование познавательных интересов. Четкая постановка познавательных задач урока, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий и т.д. – все это является мощным средством развития познавательного интереса. Организация учебного процесса, ориентированная на самостоятельную творческую деятельность, создаёт положительный эмоциональный фон.  Положительные эмоции, которые испытывают учащиеся при изучении предмета, способствуют поддержанию и развитию их интереса к предмету.

       Эффективным средством пробуждения и поддержания познавательного интереса является создание в ходе обучения проблемных ситуаций и развертывание на их основе активной поисковой деятельности учащихся. При создании проблемных ситуаций учитель противопоставляет новые факты и наблюдения сложившейся системе знаний и делает это в острой, противоречивой форме. Вскрывающиеся противоречия служат сильным побудительным мотивом учебной деятельности. Они порождают стремление познать суть, раскрыть противоречие. В этом случае активная поисковая деятельность учащихся поддерживается непосредственным, глубоким, внутренним интересом.

       Личность учителя, его эрудированность и личная увлечённость предметом,  непосредственное взаимодействие учителя и ученика в процессе учебной деятельности, совместный поиск истины, корректная, уважающая мнение ученика, дискуссия, общее разрешение проблемной ситуации – вот условия и среда формирования познавательного интереса.

          Формирование познавательного интереса школьников к изучаемому предмету – сложный процесс, предполагающий использование различных приемов,  системы средств развивающего обучения,  правильного стиля отношений между учителем и учащимися.

       Преподавание физики в школе подразумевает постоянное сопровождение курса демонстрационным экспериментом. Однако в современной школе проведение экспериментальных работ по физике часто затруднено из-за недостатка учебного времени, отсутствия современного материально-технического оснащения. С появлением компьютерной техники  появилась возможность дополнить «экспериментальную» часть курса физики и значительно повысить эффективность уроков. Использование компьютеров на уроках физики превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществлять принципы развивающего обучения. Есть возможность отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно. Использование современных компьютерных технологий должно повысить мотивацию школьников к изучению физики. Это мнение разделяют не все. В педагогическом сообществе по этому вопросу возникла дискуссия.

       На уроках физики основными методами  работы с  учащимися являются беседа, наблюдение, опыт, практические работы с преобладанием эвристического характера познавательной деятельности обучающихся. Данные методы обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений, учат принимать самостоятельно новые решения.

       Основной формой учебной деятельности является урок, на котором стараюсь создать для каждого ученика ситуацию успеха, применяя репродуктивное, тренировочное и итоговое закрепление, а также опрос по теории.

В своей работе опираюсь на следующие дидактические принципы:

–       индивидуализация и дифференциация обучения;

–       принцип творчества и успеха

–       принцип доверия и поддержки.

Технологическая составляющая обучения (методы и приёмы обучения) должна соответствовать следующим требованиям:

–       диалогичность;

–       деятельностно-творческий характер;

–       направленность на поддержку индивидуального развития ученика;

–       предоставление ему необходимого пространства для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора.

       На своих уроках для формирования необходимого уровня мотивации использую методы стимулирования учащихся, такие как: создание ситуации успеха, стимулирование занимательным содержанием, учебная дискуссия, создание эмоциональных ситуаций.

       Применяю методы развития  творческих способностей: творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации.

        Методы организации учебной деятельности: решение задач,   лекция, самостоятельная работа, составление конспектов по темам, первоначальное закрепление, составление учебных проектов.

        Методы контроля: физические диктанты, воспроизведение конспекта по памяти, компьютерное тестирование, зачеты.

       Из опыта мотивирования учащихся на уроках физики.

     Приём «Сделай руками». На уроке физики в 12 классе (геометрическая оптика). Цель учителя – показать серию экспериментов по оптике. Перед учениками ставится иная цель: научиться пользоваться оптическими приборами (проектором, фотоаппаратом…) понимать принципы их работы и возможности использования в зависимости от оптических характеристик. Работа «руками»,  с предметами (приборами) всегда вызывает повышенный интерес.

         Приём «Поиск  ошибки». Ученики получают тексты (или разбор решения задачи ) со специально допущенными ошибками. Этот приём можно использовать при объяснении нового материала, когда учитель намеренно допускает ошибку, но ученики должны быть предварительно предупреждены об этом, либо при закреплении.

Пример. «Световые явления». Ученикам предлагается в тексте найти ошибку или подтвердить правильность прочитанного. «Рыбалка с арбалетом. Другу купили арбалет. Почти настоящий. Во дворе на стену сарая повесили мишень, и стрела с пяти метров вонзалась в него. Решили применить его с пользой: «настрелять» рыбы в нашей речке. Идём вдоль берега через осоку, внимательно вглядываясь в прозрачную воду. Видим, карась застыл прямо возле берега. Прицелившись, друг стреляет точно в рыбу. Остриё стрелы вонзилось в карася. Стреляя по очереди, точно прицелившись, «наловили»  ужин из жареных карасей. (в воде изображение рыбы приподнято, и , точно прицелившись, в рыбу в нее не попадешь).

Приём «Практическое применение». Изучение почти  всех физических законов и явлений можно иллюстрировать примерами практического применения физических знаний. Например, при выброске грузов с самолёта для полярников, бомбометании, расчётах затяжных прыжков с парашютом необходимо знание ускорения свободного падения. Учащимся предлагается самим сформулировать задачу с использованием этих знаний.

Приём «удивительное рядом». Например, например, скорость ученика относительно соседа по парте равна 0, и в то же время они «несутся» вместе с планетой Земля вокруг Солнца со скоростью 30 км/сек.

Прием «Занимательность». Занимательность - прием, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению, и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся. Я использую подборку литературных фрагментов, а именно стихов, пословиц и поговорок, отрывков из художественных произведений, загадок, сказок, легенд, народных примет с физическим содержанием. К исходным текстам сформулированы вопросы по физике.

Например. При изучении темы « Плавление и отвердевание кристаллических тел», загадка: «зимнее стекло весною потекло». Какой процесс описан в загадке? При каких условиях лед будет таять?

       Хорошо мотивируют  к изучению физики творческие задания, самостоятельные работы, лабораторные работы, демонстрационные эксперименты, уроки – соревнования.

       Начиная с решения задач репродуктивного характера, постепенно повышая их сложность, можно и нужно переходить к заданиям творческим. Во главу угла ставится проблема развития таких операций мышления учащихся, как анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, сравнение и аналогия, обобщение и др.

       Творческие задачи, способствующие развитию у учащихся интеллектуальных умений, можно разделить на три основные группы.

1.     Задачи, направленные на развитие умения выделять главное и систематизировать.

2.     Задачи на развитие логического мышления

3.     Задачи на развитие умения выдвигать гипотезы и подтверждать их.

       Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения физики имеет особое значение, так как способствует не только развитию умений и навыков самостоятельной работы по предмету, формированию и росту самостоятельности мышления, но и создает основу для подготовки к творческому труду. Виды самостоятельной работы принято классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементам творчества и т. д.

       По дидактической цели все виды самостоятельной работы можно подразделить на пять групп:

     -  приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
     -  закрепление и уточнение знаний;
     -   выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
     -   формирование умении и навыков практического характера; 
     -   формирование умений творческого характера, умения применять знания в сложной ситуации.

 

       Формирования мотивации учащихся во внеурочной деятельности.

       Во внеурочной деятельности для формирования познавательного интереса к физическим явлениям и процессам, предмету в целом проводятся тематические физические и астрономические викторины, конкурсы формата «Что? Где? Когда?». Тематика может быть самой разнообразной: «Космос», «Планеты Солнечной системы», «Силы трения в природе и технике» и т.п.

За 10 дней сообщается тема и дата, приводится список литературы, даются вопросы заочного отборочного тура. Участвуют все пожелавшие ученики вечерней школы. По итогом заочного и очных туров вручаются призы.

      

 

Список литературы

 

1. Бердникова В. А. Формирование мотивации на уроках физики [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 100-102. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3186/

2. Волков И.П. Цель одна – дорог много. Проектирование процессов обучения. – М., Просвещение, 1990.

3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2006.

4. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М., Сентябрь, - 1996

5.Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. - М.,1998.

6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Аркти. – М., 2003.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Формы и методы работы на уроках физики и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся.

Формы и методы работы на уроках физики и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся.

Формы и методы работы на уроках физики и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся

Формы и методы работы на уроках физики и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся

Третий этап – ученик самостоятельный субъект учебно-познавательной индивидуально-творческой деятельности

Третий этап – ученик самостоятельный субъект учебно-познавательной индивидуально-творческой деятельности

Организация учебного процесса, ориентированная на самостоятельную творческую деятельность, создаёт положительный эмоциональный фон

Организация учебного процесса, ориентированная на самостоятельную творческую деятельность, создаёт положительный эмоциональный фон

В своей работе опираюсь на следующие дидактические принципы: – индивидуализация и дифференциация обучения; – принцип творчества и успеха – принцип доверия и поддержки

В своей работе опираюсь на следующие дидактические принципы: – индивидуализация и дифференциация обучения; – принцип творчества и успеха – принцип доверия и поддержки

Стреляя по очереди, точно прицелившись, «наловили» ужин из жареных карасей

Стреляя по очереди, точно прицелившись, «наловили» ужин из жареных карасей

По дидактической цели все виды самостоятельной работы можно подразделить на пять групп: - приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания; - закрепление и уточнение…

По дидактической цели все виды самостоятельной работы можно подразделить на пять групп: - приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания; - закрепление и уточнение…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.08.2020