Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Комсомольский – на – Амуре судомеханический техникум имени Героя Советского Союза В. В. Орехова»
(КГБ ПОУ КСМТ)
Формы и методы работы руководителя группы по обеспечению личностной и социальной успешности
обучающихся
Автор:
Подоляка Анна Александровна,
преподаватель иностранного языка
г. Комсомольск – на – Амуре
2020
Методическая разработка внеклассного мероприятия: «Формы и методы работы руководителя группы по обеспечению личностной и социальной успешности
обучающихся»
Автор:
1. Подоляка Анна Александровна, преподаватель информатики Комсомольского – на – Амуре судомеханического техникума имени Героя Советского Союза В.В. Орехова
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка представляет собой конспект внеклассного мероприятия, целью которого является продемонстрировать формы и методы работы руководителя группы по обеспечению личностной и социальной успешности обучающихся.
Данное внеклассное мероприятие обеспечивает повышение интереса у обучающихся к социальной жизни, через общение, сотрудничество в группе и преподавателями.
В процессе занятия используются различные формы деятельности: беседа, опрос, работа в группе и индивидуальная.
Техническое оборудование: доска, мультимедиа проектор, экран.
Методическая разработка может быть интересна как классным руководителям групп, социальным педагогам, кураторам групп так и педагогам.
Работа состоит из следующих частей:
· аннотации, в которой сформулирована проблема, которой посвящена работа;
· пояснительной записки, раскрывающей актуальность данной работы;
· заключение, в котором подводятся предварительные итоги использования данной разработки на практике.
Адрес КСМТ: 6810000 г. Комсомольск – на –Амуре, ул. Аллея Труда,10, т. 59-29-79; Комсомольское шоссе, 26, т. 54-34-45.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тема формирования личностной и социальной успешности обучающегося приобрела в последнее время особую актуальность и остроту.
Переход к новой системе социально-экономических отношений вызвал кризисные, сопровождающиеся стрессами изменения в условиях жизни людей, в их ценностных ориентациях и в целом привел к ухудшению социального здоровья общества. Эти изменения оказали негативное влияние прежде всего на молодое поколение и привели к тому, что большое количество юношей и девушек, вступающих в жизнь, испытывают трудности в процессе социализации, которые проявляются в виде личной неуспешности, отсутствии способности к профессиональной ориентации и переориентации, невыраженной ответственности перед самим собой, своей семьей.
Именно поэтому учебное заведение, решая, сегодня социальные задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке и помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Каждый ученик должен реализовывать себя не только в учебной деятельности, но и в различных избранных им ролях, и добиться успеха!
Сохранение и повышение ценности своего «Я» американский психолог Тамотсу Шибутани определяет, как «одну из основных жизненных потребностей». В свете этого, высокогуманной представляется задача, встающая перед современным учебным заведением - обеспечение личностной и социальной успешности обучающихся и создание для этого благоприятных условий и полноценных возможностей.
Ответим на вопрос, что же мы понимаем под словом успех и успешность.
Успех - ощущение счастья, комфорта, полноты жизни.
- удача в достижении чего-либо, общественное признание и хорошие результаты в работе, учебе и других видах общественно-полезной деятельности;
- эффективное достижение человеком новых ступеней в карьере, наличие денег, машины, дачи, квартиры;
- достижение человеком того, к чему стремится, что сам для себя считает настоящей целью.
- переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому человек стремился, либо совпал с ожиданиями, либо превзошел их.
Успех - это эмоциональное переживание, успешность - это качественная характеристика деятельности конкретного человека. Успешность - способность и умение достигать успеха.
Ничто не помогает успеху, как глубокое знание того, чем ты занимаешься. Каждый из нас, в ежедневном взаимодействии играет совершенно определенную социальную роль. Каждый член общества либо интегрируется в этом обществе, либо нет. Получается, что социальный успех представляет собой успешную адаптацию в обществе, достигаемую по собственной воле личности.
Если человек находит свою нишу в обществе, и ему в этой нише комфортно, он в ней самовыражается, самоактуализируется, чувствует удовлетворение от выполняемой работы (и моральное, и материальное), то значит человек достиг социального успеха.
Состояние социальной успешности важно на всех этапах жизни человека, однако особую значимость оно приобретает в подростковом возрасте. Насыщенность жизни оценочными атрибутами оказывает существенное влияние на самоактуализацию потенциальных возможностей растущей личности, как в позитивном, так и в негативном направлениях. Односторонняя, связанная главным образом с достижениями обучающихся в учебной деятельности, оценка личности, может приводить к формированию устойчивого чувства неспособности, ущербности.
Как отмечает И. С. Кон «Учителя и родители часто любой ценой стараются «замкнуть» самоуважение обучающегося на учебной успеваемости, не принимая во внимание его достижений в других сферах деятельности. Тем самым они придают его жизненным целям и его самосознанию опасную односторонность, которая в случае неудачи в учебе может обернуться долгосрочным чувством личной неполноценности». Неуспешность в учебе отрицательно влияет на развитие обучающегося не двойками, а приобретенной установкой, потерей веры в себя, оказывающей отрицательное влияние на все аспекты его социализации.
О том, как помочь стать обучающимся личностно и социально успешными, я думаю, что каждый из нас задумывался над этим вопросом в своей педагогической деятельности. Ведь сегодняшним социальным заказом общества является выпускник, готовый к включению в дальнейшую жизнедеятельность, конкурентоспособный, готовый к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, умеющий решать сложные профессиональные и жизненные вопросы.
«Главная задача современного образовательного учреждения», - считает Д. А. Медведев, - это раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
… обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации».
К сожалению, наши ребята не всегда открыты и способны выразить собственные мысли. Не каждый сумеет принять решение, осознать свои возможности, проявить готовность работать в команде, не все мотивированы на самообразование и продолжение образования. Поэтому порой им не удается найти себя, в том числе в выбранной ими профессиональной сфере.
И я считаю, что необходимо создать такие условия во внеучебной деятельность, чтобы ребята, выйдя за порог, смогли так выстроить свою жизненную траекторию, найти такие способы ее реализации, чтобы быть успешными в обществе?
Как правило, решение таких задач находит эмоциональный отклик со стороны ребят.
Методическая разработка состоит из следующих разделов: аннотации, пояснительной записки, заключительной части, списка использованной литературы и приложений. В аннотации сформулирована тема, которой посвящена работа. В пояснительной записке раскрывается актуальность и назначение разработки. В заключительной части подводятся итоги и формулируются выводы. Приложение включает в себя: презентацию, раздаточный материал.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая вышесказанное, обратимся снова к стратегиям жизненной успешности, для которых характерной является установка “иметь”. Можно ли считать такую личность по-настоящему успешной? Вряд ли. Вечная погоня за материальными ценностями никогда не приносит полного удовлетворения (ведь всегда есть кто-то, у кого чего-то больше) и, в конце концов, приводит к душевному опустошению. Формирование личности, девизом которой станет “быть”, как по-настоящему успешной, направленной на самопознание, самоактуализацию, самосовершенствование и самореализацию - вот задача, которая стоит сегодня перед нашим обществом и образовательным учреждением как его основным институтом. Ведь именно за такими личностями будущее.
Проведение данного внеклассного мероприятия позволяет сформировать интерес к социальной жизни, и способствует развитию творческих возможностей обучающихся.
Главным условием проведения внеклассного мероприятия – задействовать как можно больше обучающихся. Такое мероприятие может психологически поддержать их. Разнообразие материала делает мероприятие насыщенным. Как показала практика, на таких занятиях неактивные обучающиеся, неуверенные в себе, включаются в работу сразу и результат бывает положительным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Галстян О.А. Классному руководителю об учёте индивидуальных особенностей, учащихся в воспитательном процессе // Педагогическая лаборатория. 2015. № 2 (10). С. 8-11.
2. Гончарова О.Л. Работа классного руководителя с подростками «группы риска» // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2011.№ 4. С. 23-25.
3. Байбородова, Л.В. Классному руководителю: учебное пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
4. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2002.
5. Петрушихина Е.Б. Социально-психологические особенности взаимодействия классного руководителя с учащимися // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2013. № 2. С. 34-47.
6. Научный портал о современных исследованиях психологии детства, личности, эффективности образования psyjournals.ru
7. Бен Фурман, Навыки ребенка в действии. Как помочь детям преодолеть психологические проблемы, 2013
8. Хломов К.Д. Социальные риски в контексте индивидуальных жизненных траекторий современных подростков // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 2. С. 109–125. doi:10.17759/sps.2016070208
Приложение 1
Приложение 2
1. а) Хорошая просторная квартира либо дом. (3 жетона)
|
1 б) Новый спортивный автомобиль. (3 жетона)
|
2. а) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга. (3 жетона)
|
2. б) Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж), действительно в недалеком будущем станет вашей женой (вашим мужем). (3 жетона) |
3. а) Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет. (2 жетон)
|
3. б) Один настоящий друг. (3 жетона)
|
4. а) Хорошее образование. (3 жетона)
|
4. б) Предприятие, приносящее большую прибыль. (3 жетона)
|
5. а) Здоровая семья. (4 жетона)
|
5. б) Всемирная слава. (3 жетона)
|
6. а) Изменить любую черту своей внешности. (1 жетон)
|
6. б) Быть всю жизнь довольным собой. (3 жетона)
|
7. а) Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения. (2 жетона)
|
7. б) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените. (2 жетона)
|
8. а) Чистая совесть. (2 жетона)
|
8. б) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)
|
9. а) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)
|
9. б) Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого. (2 жетона)
|
10. а) Семь дополнительных лет жизни. (3 жетона)
|
10. б) Безболезненная смерть, когда придет время. (3 жетона)
|
Приложение 3
Приложение 4
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.