Тема: «Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию»
В педагогической науке существуют два разных термина: «экологическое воспитание» и «экологическое образование». Первое невозможно без второго, и поэтому образование должно развиваться в контексте воспитания, тем более, что знания сами по себе еще не определяют направленность деятельности человека. Сущность экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, в ничем незаменимую ценность и красоту; понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле; диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека. Первым звеном в системе экологического образования является дошкольное. Для обеспечения качественного уровня экологического воспитания в детском саду необходимо, чтобы педагоги овладевали новыми формами работы, использовали в практической деятельности с детьми разнообразные методы и приёмы. Нужно, чтобы образование не превращалось в скучное заучивание и натаскивание, а приносило радость и детям, и взрослым. Творческие педагоги находятся в поиске современных технологий по экологическому образованию дошкольников. Метод с точки зрения экологического образования – способ совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществляется формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.
В каждом методе выделяют внешнюю (система способов действия детей и воспитателя) и внутреннюю сторону (психические познавательные процессы, который лежат в тех или иных способах действия).
Выделяют следующие группы методов:
- наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ)
- словесные ( беседа, рассказ, чтение х/л , объяснение, указание, педагогическая оценка, вопрос и т.д.)
- практические (элементарные опыты, моделирование, упражнения, и т.д.)
- собственно-практические ( обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия, обследование)
формы и методы экологической работы, используемые в дошкольных учреждениях:
- экологические занятия;
- экологические экскурсии;
- уроки доброты;
- уроки мышления;
- экологические кружки;
- экологические конкурсы;
- КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес";
- экологические акции;
- обсуждение и проигрывание ситуаций;
- трудовой десант;
- зеленый патруль;
- лаборатория юного эколога;
- составление экологических карт;
- ведение «Панорамы добрых дел»;
- ведение фенологических календарей природы;
- экологические выставки и экспозиции;
- экологические музеи;
- неделя экологического творчества;
- экологические праздники и фестивали;
- экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование - экосистем; соревновательные, игры - путешествия и т. д.);
- экологические сказки;
- экологические тренинги; и т.д.
- игровые ( дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушками, имитация действий, прятанье, поиск, подвижная игра, эпизодические игровые приемы, загадки).
Один из путей повышения эффективности работы по данному направлению состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.
Рассмотрим некоторые из них.
Уроки доброты
Проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы. Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений. Длительность уроков не регламентируется (от одной до нескольких минут в зависимости от настроенности ребенка на заданную тему).
Тематика уроков доброты
«Когда я был добрым по отношению к природе»;
«Кто может считаться заботливым?»;
«Как заботиться о комнатных растениях?»;
«Когда можно сказать, что ребенок бережно относится к природе?»;
«Что такое красота?»;
«Чем красив цветок?»;
«Красота человека»;
«Гармония красок»;
«Гармония звуков»;
«Что значит быть ответственным?»;
«Чем удивительна лягушка?»;
«Что такое страх?»;
«Как ведут себя животные, испытывающие страх?»;
«Когда они боятся?»;
«Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»;
«Как ты проявляешь любовь к животным?»;
«Любить — что это значит?»;
«Украшение Земли»;
«Нужны ли в жизни правила?»;
«Что ты чувствуешь, когда ступаешь на землю?»;
«Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево?»;
«Что ты чувствуешь, когда смотришь в небо?»;
«Что рассказала тебе природа?» и др.
Обсуждение и проигрывание ситуаций
Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Можно обсудить и проиграть следующие ситуации. Дети нарвали большой букет ландышей. Воспитатель на них рассердился. Почему?
Дети принесли в живой уголок маленького и беспомощного зайчонка. Что ты скажешь им? Вырази свое отношение к их поступку.
Ягоды — по одной — в лесу собирать долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать?
Из гнезда выпал птенец. Какие действия ты предпримешь? И т. д.
Уроки мышления
Усвоение зависимостей между объектами и явлениями живой природы — наиболее сложная для ребенка дошкольника тема. Облегчить решение этой задачи можно с помощью уроков мышления, основу которых составляют ответы на разнообразные «как?», «почему?»; «отчего?» Например, «Почему у елки зеленые иголки?»; «Почему расцвечиваются листья?»; «Почему белого медведя, занесли в Красную книгу?»; «Чем полезен рыжий муравей?»; «Как дышит береза?»; «Где ночуют птицы?»; «Почему муравейники окружены зарослями крапивы, чистотела, малины, шиповника? «Не следует забывать: познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием ими природы.
Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, с органичным включением художественных произведений способствует формированию у детей чувства природы.
Зеленый патруль
В последнее время в практику работы со старшими дошкольниками входит зеленый патруль, который обходит территорию детского сада, отмечает объекты, нуждающиеся в охране, в помощи, принимает меры по ее оказанию. Дети пользуются картой, составленной совместно с воспитателем. Патруль может знакомить малышей с правилами поведения в природе, прокладывать маршрут в целях защиты наземного покрова от вытаптывания, почвы от уплотнения и т. д. Патруль также определяет, есть ли на участке или на близлежащих территориях редкие и ценные растения, защищает не только растения, но и всех «друзей» леса: муравьев, жужелиц, птиц; знакомится с причинами возникновения пожаров, с правилами поведения в природе. Надеемся, что краткий обзор различных форм и методов экологической работы поможет педагогам выбрать те, что более всего подходят им. Критерии выбора? Программа, по которой они работают. Возможности дошкольного учреждения. Уровень подготовленности воспитанников. Надеемся, что краткий обзор различных форм и методов экологической работы поможет педагогам выбрать те, что более всего подходят им. Критерии выбора? Программа, по которой они работают. Возможности дошкольного учреждения. Уровень подготовленности воспитанников.
Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.