Учитель Тян И.А.
МОУ «СОШ№44» г. Саратова
Формы и методы работы со слабоуспевающими.
На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как в каждом классе у меня были дети, которые требовали особого внимания в процессе обучения. В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Давайте попробуем разобраться, с чем же это связано?
Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.
Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.
Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.
Для этого, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо ответить как минимум на три вопроса:
Кого учить? Чему учить? Как учить?
Кого учить?
Давайте посмотрим ещё раз на особенности неуспевающих учащихся
Особенности неуспевающих учащихся
Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:
1. Низкий уровень умственного развития.
Причины:
Проявляется:
2. Несформированность учебных навыков.
Ребенок не умеет учиться:
3. Дефицит внимания с гиперактивностью.
Характеризуется:
4. Отсутствие познавательного интереса.
Обусловлено:
5. Несформированность произвольной сферы.
Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.
6. Конфликтные отношения
7. Низкий познавательный интерес
Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)
Нуждается:
Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.
8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления
Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.
9. Низкая работоспособность
Чему учить?
Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего “возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.
Как учить?
Продумать и осуществить индивидуальный план обучения.
Из приведённого выше краткого обзора можно сделать следующие выводы:
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.
Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
У детей не сформирован речевой навык, навык письма, навык учебной деятельности, да к тому же ещё добавляется новое окружение, новый учитель и т. д. Дети от нахлынувшей на них тревожности теряются, не могут верно построить ответ, допускают множество ошибок, забывают буквы, цифры. Для преодоления этих трудностей обучения я использую упражнения на развитие психических процессов (память, внимание, речь). (См. приложение №1).
Большую роль в развитии речи играют походы и экскурсии, которые я провожу в первые учебные недели. Вне школьной обстановки, когда учитель не ставит оценки и не является источником тревоги и опасений, дети пробуют себя в общении: рассказывают о своих домашних животных, о любимых играх, о телевизионных передачах – обо всем сразу и при этом не подозревают, что они уже самостоятельно высказываются на разные темы. Предмет разговора детям известен, понятен, поэтому и общение друг с другом обычно проходит свободно, без принуждений и напряжения. Стало очевидным, что развивать речь у детей необходимо через предмет хорошо им известный и близкий.
Для реабилитации отстающих детей, для более успешного их самоутверждения необходимо применить приём внушения (заимствованный из опыта украинских педагогов), направив его на утверждение, что в этом классе собраны дети с нераскрытыми талантами т. д. Для обоснованности этого утверждения надо провести “тестирование” и, к большому удивлению ребят, объявить по его результатам, что все они без исключения имеют хорошие учебные способности, хорошую память, которая лишь нуждается в ежедневной тренировке с помощью специальных упражнений и заучивания стихотворений.
Использование разнообразных дидактических игр (См. приложение №2), связанных с активным движением – хлопками, бегом, ходьбой, бросанием мяча и т. д., вызывает у них неподдельный интерес, воспитывает положительное эмоциональное отношение к уроку. Игра с учётом дидактических требований к уроку должна носить обучающий характер, иметь дидактическую цель и быть связанной с материалом урока. Игры стараюсь подбирать с такими приёмами и упражнениями, чтобы в них по возможности участвовали все учащиеся класса, в том числе и очень слабые. С помощью игр дети, сами того не замечая, приобретают умения считать, решать задачи, получают новые знания.
Для развития интеллекта можно использовать разного рода головоломки, шарады, ребусы. (См.приложение №3). Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Вызывает интерес как сам процесс отгадывания загадок, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, через межпредметные связи, развивают и обогащают речь, способствуют развитию логического и эвристического мышления. Загадка, по словам К.Д.Ушинского “доставляет уму ребёнка полезные упражнения”. Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизирующей и тренирующей умственные силы учащегося. В свою работу на уроках русского языка я включаю разные типы загадок. Отгадывание их процесс творческий. Форма загадок может быть различной: фронтальной, групповой, индивидуальной). Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разными. Из отгадок можно составить кроссворды, лото, провести игру в виде викторины, лотереи.
В свои уроки я включаю различные игры на превращение слов. Они помогают мне развить у учеников орфографическую зоркость, позволяют предупредить некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь. (См. приложение №4).
В работе с неуспевающими детьми методика требует словесной установки или подчеркивающего акцентирования на сообщаемом материале.
Учителю в зависимости от здоровья детей и их психического состояния на данный момент необходимо использовать щадящий режим учебного процесса.
Детям очень трудно даётся навык чтения, поэтому на уроках чтения при изучении букв и звуков я использую слоговые таблицы (См. приложение №5).
Формирование речевой деятельности у неуспевающих детей идёт очень медленно, традиционная методика здесь не поможет. Поэтому задачу развития речи детей необходимо решать на всех уроках, в том числе и на уроках математики. А также необходимо придерживаться твёрдых принципов: дети как можно больше должны говорить, а так как оценки за это не ставятся, то и страха перед двойкой у них не будет.
Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как удача, и наоборот, ничто так не в состоянии заглушить в нём чувство самоуважения, сознание своей ценности, как часто повторяющиеся неудачи. Одним из слагаемых счастливого детства является ощущение пережитого успеха, достигнутого при преодолении трудностей, в том числе учебных.
Я согласна с мнением методиста И.С. Шохора – Троцкого, который ещё на рубеже двадцатого века написал, что для “... обогащения интеллекта учащихся необходимо, чтобы учащийся испытывал живые эмоции интереса и удовольствия как по поводу движения работы вперёд и преодоления её трудностей”.
Успех создаёт высокий эмоциональный настрой, положительно влияет на состояние нервной системы, тонизирует весь организм.
Вся эта работа должна идти рядом с главным трудом – учением.
Если у ребёнка техника чтения на очень низком уровне, то это приводит к отставанию по всем предметам, тормозит развитие восприятия, понимания, воссоздания и воспроизведения читаемого текста. Ребёнку трудно ориентироваться в тексте, выделять главное, а если текст объёмный, то ребёнку трудно определить сюжетную линию. Поэтому я использую следующий приём – необходимо научить выделять главное, а потом второстепенное:
О чём, о ком говорится?
Что об этом говорится дальше?
Один ребёнок задаёт вопросы, другой на них отвечает. В течение недели дети приобретают навык выделять главное в тексте. Количество вопросов должно быть не более семи-восьми.
Проблема развития математических способностей детей – одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем обучения математике в начальных классах. (См. приложение №6)
Педагогике известна давняя истина: чем меньше возраст ребёнка, тем большее влияние на него оказывает окружающая среда, условия его жизни, обращенные к нему педагогические воздействия. Эмоциональная отзывчивость младших школьников, их доверчивое подчинение авторитету взрослого, быстрота и лёгкость образования стереотипов поведения и деятельности, особая восприимчивость к воспитательным влияниям и относительная стойкость, формируемых в процессе этих явлений, черт заключают в себе чрезвычайно благоприятные, отличительные от других возрастов предпосылки для успешного осуществления коррекционной работы в младших классах.
При использовании на уроках математики дидактических игр, заданий, а также следуя рекомендациям и советам, предложенным в программе, я добиваюсь повышенного интереса к учебному процессу не только неуспевающих учеников, но и класса в целом.
В своей работе я использую опыт С. Н. Лысенковой. Она предлагает методику, которая является реальным средством для того, чтобы избавиться от самого большого школьного горя: от неуспевающих. Она предлагает, кроме прошлого и сегодняшнего материала, небольшими порциями давать труднейший материал, который будут проходить через пятьдесят, сто или сто пятьдесят уроков. Лучшие ученики интуитивно схватывают сложные будущие темы, испытывая интеллектуальное наслаждение, а слабые, не спеша, в многократных повторениях, постигают трудный для них материал и в конце концов усваивают его к сроку, не отставая от класса.
Лысенкова предлагает использовать комментированное обучение. Она говорит, что если приучить детей думать вслух, всегда вслух, чтобы каждое действие сопровождалось словом, то это слово можно будет направлять, а через него и мысль. На своих уроках я также применяю комментированное письмо.
Комментированное управление экономит время урока, а ещё развивает речь. Ученик ведёт решение примера, задачи, разбор предложения – это и есть опрос. При этом ребёнок чувствует: весь класс подчиняется его воле. Он учитель, от него зависит работа всех, а значит, старается говорить громко, чётко. Отсюда хорошая дикция, выразительная речь.
Работая по методике С. Н. Лысенковой можно предупредить и провести коррекцию неуспеваемости в классе.
Для повышения эффективности обучения, для предупреждения отставания в учёбе и неуспеваемости необходимо целенаправленно развивать познавательный интерес. Большое значение в формировании познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему роду учебных примеров и заданий. Этот метод создаёт в классе атмосферу приподнятости, которая возбуждает положительное отношение к учебной деятельности. К примеру, вместо стандартной фразы: “Мы начинаем новую тему” – учитель может предложить учащимся разгадать кроссворд ключевым словом, которого является название темы урока. Я стараюсь обогатить и разнообразить учебное содержание урока. Примером может служить проведение на уроке математики игры – путешествия, урока-КВНа.
Формирование проблемных ситуаций придаёт интерес, занимательность учебному занятию. Значительно способствуют желанию учиться интересные практические занятия, экскурсии, наблюдения, а также активное участие детей во внеклассной и внешкольной работе.
Работу по устранению пробелов в знаниях учащихся я осуществляю на уроках, дополнительных занятиях.
На занятиях предоставляю учащимся право спрашивать своих товарищей, составлять самим тексты диктантов, диктовать их, проверять самостоятельные работы друг друга, объяснять задания.
Большую помощь в организации индивидуальной работы мне оказывают карточки, перфокарты, памятки, карточки-помогайки, алгоритмы по всем изучаемым темам уроков русского языка, математики, окружающего мира. Использование карточек повышает не только интерес детей к работе на уроке, но и помогает мне систематически учитывать уровень знаний школьника, характер их затруднений в изучении учебного материала.
Каждый урок русского языка начинаю с индивидуальной работы и орфографической разминки. Дети по цепочке читают слова, находят в них орфограмму и объясняют ее правописание. В это время ученик выполняет индивидуальную работу на доске, которую проверяет весь класс. Это позволяет мне не только проверить знания ребенка, но и повторить данный материал со всем классом.
При проверке знаний учащихся стараюсь задавать такие вопросы, которые способствуют активизации мыслительной работы детей, их развитию. Н-р: при изучении темы «Состав слова» задаю ребенку не просто вопрос «Что такое корень?», а «Какая часть слова является главной? Почему?».
Карточки стараюсь делать простые, доступные детям. Например:
Определи падеж имени существительного. |
Заведовал библиотекой. |
Посмотрел на портрет. |
Показалось на горизонте. |
Сидели около костра. |
Подъехал к вокзалу. |
(Справа прикрепляю тетрадный листочек, на котором ребенок пишет ответ.
Все карточки многоразового пользования.)
Подобную карточку использую при изучении правописания падежного окончания имен существительных.
|
Укажи: склонение падеж окончание (1, Д.п.,-е) |
Распустились на рябин… |
|
Отдыхали в лагер… |
|
Лежал на кроват… |
|
Пошла к дочк… |
|
Слетела с ветк… |
|
Отошел от пристан… |
|
Ехал на автомобил… |
|
По сторонам тропинк… |
|
Была у дочк… |
|
|
Укажи часть речи. |
книга |
|
певун |
|
слушатель |
|
книжная |
|
зимушка |
|
петь |
|
слушать |
|
зимовать |
|
певчая |
|
зимняя |
|
послушный |
|
зимовье |
|
Подобные карточки и перфокарты делаю по всем темам уроков русского языка.
При самостоятельной индивидуальной работе (у каждого ребенка конверт с заданиями) дети пользуются алгоритмом, а у меня есть возможность больше внимания уделить слабоуспевающим детям.
Алгоритм.
1.Запиши словарные слова и проверь их по словарю. |
2.Спиши. Вставь пропущенные буквы. |
3.К данному на карточке слову запиши два однокоренных слова, разбери их по составу. |
4.Подчеркни главные члены предложения, выпиши пары слов. |
Работая над развитием орфографической зоркости, даю детям карточки-помогайки.
Выбери и вставь нужную букву.
|
Мя(г-к)ая п(е-и)рина, б(е-и)жала руч..?.ями, р(а-о)бота (о-а)ст(а-о)- н(о-а)вилась, зам(о-а)розила реч.?.ку, з(а-о)пахло см(о-а)лой, нар(е-и-я)жать л(и-е)сную кр(о-а)савицу, п(а-о)(е-и-я)вились хл(а-о)- пушки, фл(о-а)(ш-ж)ки, елоч.?.ные игру(ж-ш)ки.
|
Карточки-помогайки использую и на уроках окружающего мира. Они помогают ученику правильно построить свой рассказ. Например. При изучении темы «Полезные ископаемые» использую карточку-помогайку.
КАРТОЧКА – ПОМОГАЙКА.
|
1. Название полезного ископаемого. |
2. Условное обозначение на карте. |
3. Его свойства. |
4. Способы добычи. |
5. Значение и применение. |
6. Месторождения на территории края. |
При изучении природных зон использую следующую карточку.
Выдели животных Крайнего Севера.
|
Лиса, белый медведь, гагарка, ласточка, кайра, тюлень, волк, морж, заяц, тупик, чистик, ворона, белка, сайгак. |
Когда ученик готовится к ответу, он пользуется планом пересказа.
РАССКАЖИ ПО ПЛАНУ:
1. Назови природную зону. 2. Где она находится (покажи на карте). 3. Погодные условия. 4. Растительный мир. 5. Животный мир. 6. Занятия населения.
|
Собираю картинки с изображением природы. Их я использую в творческих работах, при изучении частей речи, составляем небольшие тексты описательного характера.
На всех уроках стараюсь использовать разные виды работ, включать игровые моменты, т. к. это вызывает у ребенка интерес и желание работать. Ребята очень любят работать в группах, в командах. Это активизирует обучающихся, заставляет быть ответственным и внимательным, чтобы не подвести свою команду.
Изучая таблицу умножения, я готовлю для каждого ученика конверт, в котором находится таблица умножения, записанная на отдельных карточках. Дети охвачены духом соревнования и стараются быстрее выучить таблицу.
4 х 9
|
Ребята, которым учеба дается с большим трудом, на таких уроках работают активно, с интересом.
Провожу индивидуальные беседы с учениками. Поддерживаю тесную связь со школьным психологом.
Комплексный подход к решению проблем неуспеваемости это совместная работа педагога, психолога, логопеда, социального педагога, и конечно же родителей. Работа с родителями имеет огромное значение при решении проблем успеваемости. Поэтому проводя родительские собрания, я стараюсь акцентировать внимание на каждом своем ученике и дать родителям практические советы по преодолению трудностей, которые испытывают их дети.
Формы индивидуальной работы
со слабоуспевающими учениками
1. Составление картотеки:
– индивидуальных заданий по темам (карточки, таблицы и т.д.)
- занимательного материала (ребусы, кроссворды, головоломки, иллюстрации)
- наглядный материал, изготовленный самими учащимися, в виде творческих работ к уроку)
2. Специальные индивидуальные задания на уроке, частично или полностью исключающие учащихся из общей самостоятельной работы.
3. Дифференцированные задания отстающим при проверочной, самостоятельной и контрольной работах.
4. Предупреждающие опросы.
5. Выполнение учащимися заданий по индивидуальным карточкам дома.
6. Проведение консультаций. Проверка индивидуальных заданий в присутствии ученика.
7. Оказание помощи учащимся перед уроком.
Деятельность учителя, предупреждающая неуспеваемость учащихся
1. Начало урока:
- проверка готовности к уроку: дисциплины, подготовка рабочего места;
- проверка домашнего задания.
2. Организация повторения:
- в работу на повторение включаются «слабые» учащиеся
3. Уровень изложения:
- подготовка учащихся к восприятию нового материала
- основные моменты отражены на доске
4. Организация внимания учащихся:
- использования стимулирующего введения, проблемных вопросов;
- смена форм учебной деятельности
Физкультурные минутки, зрительная гимнастика.
5. Закрепление материала:
- опрос «cлабоуспевающих» учащихся, как они усвоили материал.
- повторение сложных моментов.
6. Педагогический такт:
- доброжелательность, тактичность;
- внимательность и уважение к вопросам учащихся;
- речь учителя свободна от сарказма и насмешек;
- учитель подбадривает учащихся, испытывающих трудности на уроке.
7. Осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику
8. Оценка знаний учащихся:
- объективность, комментарий
- обязательное выставление оценок в дневник.
9. Домашнее задание:
- инструктаж домашнего задания;
- индивидуальное задание
ПРАВИЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПРИ РАБОТЕ СО «СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ» УЧЕНИКАМИ
1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
2. Помните, что для «слабоуспевающего» необходимо время, чтобы он понял пройденный материал. Нельзя торопить его.
3. Каждый урок - продолжение предыдущего. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со «слабоуспевающими» учениками.
4. Вселяя детям надежду в то, что они запомнят, поймут материал, чаще давайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
5. Работа со «слабоуспевающими» детьми – это огромный труд и терпение. Постепенное развитие памяти, логики, мышления, интереса к учению.
6. Не гонитесь за большим количеством новой информации. Выбирайте из изучаемого материала главное, многократно повторяйте и закрепляйте его.
7. Умейте расположить таких детей к себе. Общение - главная составляющая любой методики. Только тогда получите и результат обучения.
8. Научитесь управлять классом. Уроки должны быть разнообразными, тогда внимание учащихся будет приковано к изучаемому материалу.
9. Начав целенаправленно работать со «слабоуспевающими» детьми, помните: спустя некоторое время их группа вновь разобьется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».
10. Научитесь привлекать к обучению «слабоуспевающих» детей более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к «слабым», и пусть продолжается учеба.
Рекомендации, которые необходимо помнить при работе со слабоуспевающими учениками
1. При опросе «слабоуспевающим» ученикам необходимо давать алгоритм ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке домашнего задания; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
2. По возможности задавать ученикам наводящие вопросы, которые помогут им последовательно изложить материал.
3. Систематически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
4. В ходе опроса и при анализе его результатов создать атмосферу доброжелательности.
5. В процессе изучения нового материала внимание «слабоуспевающих» учеников обращается на наиболее сложные разделы изучаемой темы. Необходимо чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими понимание учебного материала, стимулировать вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
6. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим ученикам рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при устных ответах или в письменных работах.
7. Необходимо отмечать положительные моменты в их работе, затруднения и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
Индивидуальная таблица ученика ____________________________________________________
Тема |
Причины неуспеваемости по данной теме (учитель указывает самостоятельно выявленные причины) |
Виды опроса |
Сроки сдачи материала |
Информация родителям (дата) |
Результат работы |
|
|||||
|
Из приведённого выше краткого обзора можно сделать следующие
выводы:
Чтобы предотвратить неуспеваемость,
надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках
учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Нужно установить правильность и разумность
способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости
корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным
умениям и навыкам.
Нужно так организовать учебный процесс, жизнь
учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю
мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
Как повысить работоспособность:
Учитель должен:
В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на
следующие правила, разработанные психологами:
1.
Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого
ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
2.
Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
3.
Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой,
разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные
информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
4. Не следует
заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному
материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам
позаниматься дома.
5.
Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и
замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у
таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности
учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях
6.
Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к
ним относится.
7.
Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и
исправления написанного.
8.
Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание,
создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Учащиеся любят то, что понимают, в
чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать
хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей,
учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены,
чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как
этого добиться?
Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.
Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов
урока:
Дифференцированный подход к обучению
предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:
· специальных обучающих таблиц,
плакатов и схем для самоконтроля;
· карточек – заданий, определяющих
условие предлагаемого задания,
· карточек с текстами получаемой
информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
· карточек, в которых показаны
образцы того, как следует вести решения;
· карточек-инструкций, в которых
даются указания к выполнению заданий.
Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на
уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие
рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.
«Организация ситуации успеха на уроке»
В.А.Сухомлинский:
Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться
1. Психолого - педагогическое значение ситуации успеха
СИТУАЦИЯ-это сочетание условий, которые обеспечивают успех
УСПЕХ- - это результат подобной ситуации
ОЖИДАНИЕ УСПЕХА– стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее, ожидание окружающих, личности, результат деятельности личности.
§ УСПЕХ с психологической точки зрения – это переживание состояния радости,
§ удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.
§ В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.
§ С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
§ Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
§ ТИПЫ СИТУАЦИИ УСПЕХА
§ Сбывшаяся радость;
§ Неожиданная радость;
§ «Лестница»;
§ «Даю шанс»;
§ «Исповедь»;
§ Общая радость:
§ «Следуй за нами»;
§ «Обмен ролями»;
§ «Заражение»;
§ Радость познания:
§ «Эврика»;
§ «Линия горизонта»;
Типы ситуаций успеха
§ «Сбывшаяся радость»
§ (типично для детей с хорошими способностями, стабильной успеваемостью, болезненно переживающих неудачи).
§ Задача педагога - показать пути предупреждения неудач или причины, источник неудач,
§ убеждать ученика в возможности претендовать на более высокие достижения, стимулировать желание постоянно работать, а не брать штурмом одну часть задания
§ "Неожиданная радость»
§ (типично для детей с традиционно невысокими показателями)
§ "Мнимый успех": удовлетворенность учащихся невысокими достижениями при объективной возможности иметь более высокие успехи
§ Задачи педагога - преодоление ситуаций мнимого успеха путем создания таких условий, при которых учащийся повышает свои достижения.
§ «Я – КОНЦЕПЦИЯ»
§ - это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.
§ Положительная "Я - концепция" - я нравлюсь, я способен, я значу - способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности.
§ Отрицательная "Я - концепция" - я не нравлюсь, не способен - мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.
§ Для формирования положительной "Я - концепции" необходимо:
§ 1. Видеть в каждом ученике уникальную личность.
§ «Все дети талантливы».
§ 2. Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности.
§ "Учиться победно!".
§ 3. Исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка.
§ "Ребенок хорош, а плох его поступок".
§ 4. Предоставлять возможности и помогать детям.
§ "В каждом ребенке – чудо, ожидай его".
§
§ Закон успешности
§ Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха
Счастливого человека может воспитать только счастливый
Как создать на уроке ситуацию успеха?
§ Основная парадигма в работе учителя «Дать каждому ребенку шанс проявить себя»
Для реализации основной цели своего педагогического творчества учитель большое внимание уделяет создании ситуации успеха на уроке. Ситуация успеха рассматривается как проживание учеником своих личностных достижений в контексте (истории, или другой предмет) его собственной жизни. Учитывая, что данная ситуация всегда субъективна, результат усилий расценивается только в сопоставлении с вчерашними достижениями, с позиций завтрашних перспектив.
§ Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, удовлетворенность жизнью на данный момент, а это есть ни что иное, как счастье в его разновидности. Часто в работе используется прием - «выделение персональной исключительности» - операция тонкая и изящная. Для ее проведения учитель разрабатывает разноуровневые задания, кроссворды, рассчитанные персонально на одного ребенка. Для разных классов предусматривается разный темп урока и разные системы вопросов для обобщения учебного материала. Необходимым приемом деятельности является высокая оценка детали- самое трудное, ибо подчас тяжело выделить ту деталь, за которую можно дать высшую оценку, чтобы это могли оценить все дети класса и поддержать создаваемую ситуацию. Важнейшим показателем успешности выбранной технологии является умение учителя создать атмосферу доброжелательности.
§ При этом учитель придумывает методические приемы, обеспечивающие:
§ снятие тревожности,
§ высокую мотивацию
§ авансирование достоинств ученика
§ преобладание скрытой инструкции,
§ поддержку индивидуальности (исключительности) школьника
§ объективность и доброжелательность педагогического внушения
§ высокую оценку успешно выполненной каждой детали деятельности
школьника.
§ Научить русскому языку всех детей практически невозможно, но научить не бояться русского языка, научить любить его - это цель, которую можно реализовать.
§ В работе учителя главное осторожно пользоваться таким тонким инструментарием, как оценка. Оценка является одним из структурных компонентов педагогической деятельности. Оценка практически всегда носит субъективный характер, следовательно, очень важны профессиональные умения учителя, при этом необходимо при наличии отрицательных результатов находить успехи в чем-то и уметь их показать и всему классу, и ученику в том числе.
§ Для себя учитель выделяет главные функции оценки: информационную, ориентирующую, стимулирующую, результативную. Все виды оценочного воздействия будут наиболее эффективными только при соблюдении ряда условий:
• эмоциональная уравновешенность учителя - в гневе учитель часто бывает несправедлив;
§ доброжелательный тон в момент оглашения оценки любого уровня (положительной или отрицательной);
§ перевес положительной оценки над отрицательной;
§ понимание душевного состояния ребенка;
§ •не наказание оценкой, а побуждение к действию;
§ хорошие знания своего предмета и требований к оценке знаний по данному предмету.
§ Предварительный мониторинг уровня обучаемости учащихся дает возможность строить опрос таким образом, что уч-ся со слабой подготовкой получают задания репродуктивного уровня с обязательным комментарием учителя и программированием на положительную отметку. Ребята, работающие на конструктивном уровне, имеют возможность выбрать себе задание. Теоретические задания предлагаются только в том случае, когда учитель уверен, что класс готов к выполнению такого уровня. Для любого творческого задания дается четкая инструкция, а иногда и образец выполнения, что помогает учащимся в понимании и выполнении задания.
Необходимо создать на уроке ситуацию успеха:
Решению этих и других проблем может служить правильно организованная учителем
поурочная система работы, основанная на личностно – ориентированной педагогике
и использование такой базовой технологии, как обучение в
сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться
вместе, а не просто выполнять вместе. Метод обучения в команде –
как вариант обучения в сотрудничестве. По этому методу класс разбивается
на 3–4 команды разного уровня. Выбирается капитан, который ведет
подсчет баллов, заработанных каждым учеником и всей команды в целом. “Награды”
команды получают одну на всех в виде оценки в соответствии с набранным количеством
баллов. “Индивидуальная” ответственность каждого ученика означает, что успех
или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого его члена. Это
стимулирует всю команду следить за успехами друг друга и приходить на помощь
своему товарищу. Равные возможности для достижения успеха обеспечиваются тем,
что каждая команда получает задания разного уровня. Это дает
сильным, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для
своей команды. Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными
членами команды и стимулирует желание учиться. Даже индивидуальная
самостоятельная работа для слабых учеников становится как бы частицей
самостоятельной коллективной работы. Они используют знания, полученные и
обработанные всей группой.
Часто
перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им трудно бывает
задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей
личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и
попросить объяснить. Значит, надо организовать работу так, чтобы в нужный
момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить,
и при этом не было страшно получить неудовлетворительную оценку. Этому
способствует групповая форма работы. Класс
разбивается на несколько групп по 4 человека. Дети в группы
организованы с разным уровнем развития: средний–низкий,
высокий–средний. В группе назначается старший, который помогает учителю в
организации работы, проставляет оценки. Все группы получают задания. Задания
выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение
задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в
работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый
поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна защитить перед классом свое
решение. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему
выводу.
Таким образом, абсолютно все ученики все полезное время потратили на достижение
главной цели урока. Учитель направляет работу, частично помогает, корректирует.
Создаются благоприятные условия для:
– понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и
полезным, с ним совещаются, разговаривают);
– помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная,
грамотная, посильная);
– для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за
свой труд.
При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки:
самооценка, оценка группы. Ученик сам себе выставляет оценку за работу на
каком-то этапе урока, критерий самооценки предлагает учитель. Оценка группы
выставляется после обсуждения членами группы вклада каждого ученика при
изучении какого-нибудь вопроса.
Для разнообразия учебных будней учителя часто используют разнообразные
формы и жанры урока. Например:
· урок-игра
· урок-спектакль
· урок-путешествие
· урок-детектив
· урок-сказка
· урок-силовое многоборье
· урок-концерт
· урок-картина
В большинстве случаев такие уроки реально
повышают эффективность обучения, но превратить каждый урок в фейерверк чудес и
развлечений чревато потерей ответственного отношения к обучению вообще.
Подобные уроки утрачивают свою эффективность, если педагог и учащиеся увлекаются
внешней, сюжетной стороной урока в ущерб обучающей компоненте.
Современному учителю в своей практике
необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из
таких технологий является проектное обучение.
Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования
познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в работе с
неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.
При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются
полученные знания на уроках, но и развивается внимание.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике
применить знания, полученные на уроках.
Ещё одна современная технология - технология
“полного усвоения”.
На протяжении трехсот лет идеалом для всех ступеней образовательной лестницы
являются слова Я.А. Коменского “Всех учить всему!”. Но реально ли решить эту
задачу? Как не потерять слабых и не навредить сильным?
Суть технологии “полного
усвоения” выражается в следующем. По наблюдению ученых, в зависимости от
интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для
овладения одним и тем же учебным материалом. Однако традиционно организованный
учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили
весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успевают
выучить, и потому полностью усваивают материал далеко не все. Недостаток
времени является главной причиной “хромающих” знаний. В результате нужно так
индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени,
сколько надо для полного усвоения материала.
Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических
условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на
“усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных
познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Если считать, что блок уроков – это фрагмент процесса обучения, в течение
которого учащиеся усваивают некоторую отдельную порцию учебного материала, то
этапы освоения изучаемого материала можно представить в виде следующей таблицы.
Отметим, что технология позволяет ученику при возможности и возникшем интересе
перейти на более высокий уровень на любом этапе обучения.
Таким образом, дифференциация способствует индивидуализации
обучения, и соответственно к концу изучения темы каждый оказывается на том
уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему
время.
Желание
учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная
заинтересованность ученика в получении знаний. Доказано, что в основе
творческого активного самочувствия любого человека лежит вера в собственные
силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и
переживания успеха. Уже давно ни для кого не секрет, что ребенок никогда не
познавший радости достижения, не переживший гордости от того, что трудности
преодолены, теряет интерес и желание учиться.
Каждый учитель может создавать на своих уроках «ситуацию успеха», если он занимается формированием учебно-познавательной мотивации учащихся. «Ситуация успеха» - сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.
Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Алгоритм создания ситуации успеха
1.На фоне эмоциональной комфортности снятие страха
«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».
«Люди учатся на своих ошибках, и находят способы решений».
2. Авансирование успешного результата.
«Я даже не сомневаюсь в успешном результате»,
« У тебя обязательно получиться»
3. Скрытое инструктирование ребёнка в способах деятельности.
«Возможно, лучше всего начать с…»,
«Выполняя работу, не забудьте о…»
4. Внесение мотива (обозначить практическую значимость).
«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»
5. Персональная исключительность.
«Только ты и мог бы», «Только тебе, я могу доверить…»,
«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»
6. Мобилизация активности, или педагогическое внушение.
«Так хочется поскорее увидеть…»
7. Высокая оценка деталей
«Тебе особенно удалось то объяснение…»,
«Больше всего мне в твоей работе понравилось…»
Приложение 1
Упражнения на развитие психических процессов
1. Упражнения на развитие памяти:
1.1. Развитие слуховой памяти.
Упражнение1. Учитель один раз читает следующие пары слов (а затем тройки), которые дети должны запомнить. После того как учитель закончит читать , ему следует в каждой паре произносить лишь первое слово, а задача детей вспомнить второе (третье).
1. ФРУКТЫ – ЯГОДЫ ВОДА – СНЕГ
МАШИНА – ПАССАЖИР ЗЕРНО – КОЛОС
ШОФЕР - АВТОБУС ШОКОЛАД – КАРАМЕЛЬ
МОЛОКО - КУВШИН ЯБЛОКО – ГРУША
КОРОВА - КОЛОКОЛЧИК БУМАГА - ГАЗЕТА
2. ШКОЛЬНИК- БИБЛИОТЕКА- УЧИТЕЛЬ
КНОПКА-СКРЕПКА-ТЕТРАДЬ
ЗЕМЛЯ- ЛУНА-КОСМОС
ШЕРСТЬ-СВИТЕР-НОСКИ
МАЛИНА-СОК-СИРОП
МОРЕ-РЕКА-ЛУЖА
РЕКА-ОЗЕРО-ВОДА
ВОДА- ДОЖДЬ-СНЕГ
МАМА-ПАПА-ДЕТИ
СНЕГ-ГРАД- ХОЛОД
Упражнение 2. Учитель говорит название фруктов , овощей , дети представляют себе соответствующие картинки. После чего берут листок бумаги вспоминают и рисуют в названном порядке эти фрукты и овощи.
Пример: яблоко, груша, картофель, клубника, малина, морковь.
1.2. Развитие зрительной памяти:
Упражнение 1. Для этого упражнения нужны палочки ( не более 10) .Их кладут на стол . Ребёнку дают мало времени , чтобы посмотреть на них. Через 1-2 секунды их накрывают листом бумаги .
Упражнение 2. На стол ставится несколько небольших предметов . Детям предлагается запомнить , что и в каком порядке лежит на столе. Затем они отворачиваются , а учитель меняет местами несколько предметов и предлагает отгадать , что изменилось.
2. Развитие внимания.
Упражнение 1. Тренировка скорости распределения внимания, его объема и переключения.
11 18 14 17 24
21 20 13 25 22
1 12 8 3 23
16 4 2 19 7
6 10 15 5 9
Постарайтесь быстрее находить и называть вслух числа от 1 до 25.
Упражнение 2 . Развитие концентрации внимания и его устойчивости:
На бланке напечатаны буквы, обнаружить среди букв слова, подчеркнуть их:
ФПИТЗМКУНЦЗНИАКОТЕЛМАРТПОМЯЧВТРПМДЫММЫЛОЩЙЬМШЦЫСОРЗЩНТСПРЖОКВИАИПШУБАЫВАННАКРТЬАМАМАОАИПСАЗШОТШМЛОРОРВБУРАНСТРАЛГПАЛКАНИООДЫРАМЕТЛАКАИОГУАВТОБУСШЫГИК
Упражнение 3. Необходимо внимательно послушать текст и подсчитать в нем количество слов:
Со звуком «в»
Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону
Воробья врачи спасли,
В вертолет его внесли.
Вертолет вертел винтами,
Волновал траву с цветами.
Со звуком «б»
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
3. Развитие мышления.
Упражнение 1. «Лишний предмет» ( оценка образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения).
На карточке – 4 предмета, один из них - лишний. Необходимо объяснить, почему ребенок ребёнок думает, что можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.
Упражнение 2. Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделяя существенные признаки .
Найди лишнее слово:
1. старый, дряхлый, маленький, ветхий.
2. храбрый, злой, смелый, отважный.
3. яблоко, слива, огурец, груша.
4. молоко, творог, сметана, хлеб.
5. час, минута, лето, секунда.
6. ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
7. платье, свитер, шапка, рубашка.
8. мыло, метла, зубная паста, шампунь.
Упражнение 3. Детям предлагается рассмотреть ряды слов , которые можно объединить по какому-либо признаку.
v ТРАМВАЙ, ЭЛЕКТРИЧКА, АВТОБУС, ТРОЛЛЕЙБУС, МОТОЦИКЛ, АВТОМОБИЛЬ.
v СВИНЬЯ, ОЛЕНЬ, КОРОВА, ОВЦА, ЛИСА, ВОЛК.
v СИРЕНЬ, БЕРЕЗА, ДУБ, СМОРОДИНА, ЖАСМИН.
v ЛИМОН, ЯБЛОКО, ГРУША, СЛИВА, АПЕЛЬСИН.
Приложение 2
Дидактические игры.
Игра №1. «Не пропусти профессию»
Дети встают в круг , когда встречается название профессии, дети подпрыгивают на месте:
ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЯР, БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ, МЕЛЬНИЦА, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, ПЕНИЕ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ФАНТАЗИЯ, СТРЕКОЗА, МАШИНИСТКА, ЦВЕТОВОД, ОГОНЬ, ЭКОНОМИСТ, ПИРОГ, ШУТКА, ПУЛЕМЕТ.
Игра №2. «Назови соседей»
Дети садятся в кружок, ведущий бросает мяч, называя числа от 0 до 30 . Поймавший называет соседей числа.
Игра №3. «Тропинка».
Дети идут по кругу. Если ведущий произносит «тропинка» - все дети становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего;
«копна» - направляются к центру круга, выставив руки вперед.
«кочки» - дети приседают, положив руки на голову.
Игра №4 «Синий, красный»
Дети садятся в круг . Ведущий, бросая мяч, произносит слово. Поймавший мяч ребёнок называет количество в этом слове :
- гласных, если мяч красный,
- согласных, если мяч синий.
Слова:
ОКНО, ЛЕД, КНИГА, ШУМ, ЛОМ, ВОДА,ПЕРО, ШЛЯПА, КОРОВА, КОШКА, ПОЛ, ВОЛ, МЫС, РУКА, ЛИЦО, БУКЕТ, СУМКА, ЛЕС, ХЛЕБ, ЗОНТ, ЖИВОТ, КУКЛА, ШКАФ.
Игра №5 «Зеваки»
Дети идут по кругу, держась за руки. По сигналу останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение.
Приложение 3
Игры и упражнения направленные на развитие интеллекта.
Упражнение №1 «Не пропусти растение».
Дети садятся в кружок и слушают слова, которые произносит ведущий. Если встретится название растения, то дети должны встать и сесть. Кто допустил ошибку- выбывает.
Дорога, тигр, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, дом, машина, малина, графин, кенгуру, воробей, балет, гвоздика, музей, сосна, тапочки, лес, одуванчик, мак, кино, киви, паркет, каштан и т.д.
Упражнение №2. «Кто больше увидит и запомнит?».
Ведущий считает до 30 , а дети в это время находят в комнате и запоминают все предметы, в названиях которых- 2 слога, после все называют эти предметы.
Упражнение №3 «Внимательные руки»
Если в слове и- поднять правую руку;
й- левую, нет ни того ни другого- руки на коленях:
лифт, ватин, йод, инженер, воробей, игра, карандаш , перо, алмаз, буйвол, вагон, златогриивый, климат, прогулка, рассвет, аллея, байдарка, яйцо, солома, и т.д.
Упражнение №4 «Закончи слово»
6-10 детей встают в две шеренги друг против друга. Крайний в шеренге называет слог, стоящий напротив заканчивает слово и называет свой слог.
Упражнение №5. «Перекличка- путанка»
Ведущий называет фамилии и имена детей, путая то имя, то фамилию. Дети откликаются только тогда , когда правильно названы и имя и фамилия. Кто ошибся тот выбывает из игры.
Упражнение №6 «Четыре стихии»
Дети садятся в кружок. Ведущий говорит слово «земля» - все опускают руки вниз, «вода» - вытянуть руки вперед, «воздух»- руки вверх, «огонь»- вращение руками. Кто ошибается , выбывает из игры.
Упражнение №7 «Слушай и исполняй»
Ведущий называет и исполняет 1-2 раза несколько разных движений. Дети воспроизводят движения в той же последовательности.
РЕБУСЫ
lмер, Борlно, мор+lа,
2ГРАФ, Л+ЕД, РЯ+А, 2МЕТР
ШАРАДЫ
Слог первый - восклицание,
Второй - достоин порицания,
А целое - на севере бывает
И жителей тех мест и греет, и питает.
(о-лень)
Мой первый слог есть на лице
Второй есть у оленя,
Соедини их гласной,
Получишь зверя
(нос-о-рог)
Мое начало - буква алфавита,
Она всегда шипит сердито.
Второго корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое весной летает и жужжит,
То сядет на цветок, то снова полетит.
(ш-мель)
Что за слово загадано:
Первое на земле валяется,
Второе в Волгу вливается,
А целым п-тица называется.
(сор-ока)
Приложение 4
Загадки на уроках русского языка.
1. Загадки
Безударные гласные
Отгадай загадку, проверь написание , запиши отгадку.
Рыжая, с пушистым хвостом, Два братца через дорожку живут
Живет в лесу под кустом. А никогда не видятся.
(лиса) (глаза)
По земле ползёт, На дереве в лукошке
А к себе не подпускает. Подрастают крошки
(змея) (птенцы)
Течет, течет – не вытечет, Согнута в дугу,
Бежит, бежит – не выбежит. Летом на лугу,
(река) Зимой на крюку.
(коса)
Парные звонкие и глухие согласные
Отгадай загадку. Напиши проверочное слово.
Белая скатерть все поле покрыла. Два брюшка, четыре ушка
(Снег- снега) (подушка)
Мягкие лапки, а в лапках царапки Кто со шляпой родился?
(кошка) (гриб)
ЖИ – ШИ
Бегут по дорожке Где упрется хвостом,
Доски да ножки Станет дырка потом.
(лыжи) (шило)
Странная звездочка с неба упала
Мне на ладошку легла- и пропала
(снежинка)
ЧА – ЩА
ЧУ - ЩУ
Из горячего колодца, Хвостом виляет,
Через нос водица льется. Зубаста, а не лает
(чайник) (щука)
Голова огнем пылает, Разошлись мальчики
Тело тает и сгорает В темные чуланчики.
Я полезной быть хочу: Каждый мальчик в свой чуланчик.
Лампы нет я посвечу (перчатки)
(Свеча)
Мягкий знак
Мала , а никому не мила В воде купался- сухим остался
(мышь) (гусь)
Летом вырастают, а осенью опадают Сидит девица в темнице,
(листья) А коса на улице. (морковь).
Никого не обижает , В золотой клубочек
А ее все толкают. Спрятался дубочек.
(дверь) (желудь)
Словарные слова
Какой это мастер на стекла нанес Не живая, а идет
И листья , и травы, и заросли роз? Неподвижна , а ведет
(мороз) (дорога)
По полю рыщет Два братца в воду глядятся,
Поет да свищет, Век не сойдутся.
Деревья ломает, (берега)
К земле прислоняет.
(ветер)
2. Составь из слогов слова:
ПУ ЛЫ
МЫ ШИ НА ВЫ СНЕ
ЖИ
НКА ЛА
ДРУ МА
ПРУ ЖИ НА ТИ ШИ НА
НА НА
Слоговая таблица Приложение 5
|
А |
Я |
О |
ё |
У |
Ю |
Э |
Е |
И |
Ы |
|
Б
|
БА
|
БЯ |
БО
|
Бё |
БУ
|
БЮ |
БЭ |
БЕ
|
БИ |
БЫ |
Б |
В
|
ВА
|
ВЯ |
ВО
|
Вё |
ВУ
|
|
|
ВЕ
|
ВИ |
ВЫ |
В |
Г
|
ГА
|
|
ГО
|
|
ГУ
|
|
|
ГЕ
|
ГИ |
|
Г |
Д
|
ДА
|
ДЯ |
ДО
|
Дё |
ДУ
|
ДЮ |
|
ДЕ
|
ДИ |
ДЫ |
Д |
Ж
|
ЖА
|
|
ЖО
|
Жё |
ЖУ
|
|
|
ЖЕ
|
ЖИ |
|
Ж |
З
|
ЗА
|
ЗЯ |
ЗО
|
Зё |
ЗУ
|
ЗЮ |
|
ЗЕ
|
ЗИ |
ЗЫ |
З |
К
|
КА
|
|
КО
|
|
КУ
|
КЮ |
|
КЕ
|
КИ |
|
К |
Л
|
ЛА
|
ЛЯ |
ЛО
|
Лё |
ЛУ
|
ЛЮ |
|
ЛЕ
|
ЛИ |
ЛЫ |
Л |
М
|
МА
|
МЯ |
МО
|
Мё |
МУ
|
МЮ |
МЭ |
МЕ
|
МИ |
МЫ |
М |
Н
|
НА
|
НЯ |
НО
|
Нё |
НУ
|
НЮ |
|
НЕ
|
НИ |
НЫ |
Н |
П
|
ПА
|
ПЯ |
ПО
|
Пё |
ПУ
|
ПЮ |
ПЭ |
ПЕ
|
ПИ |
ПЫ |
П |
Р
|
РА
|
РЯ |
РО
|
Рё |
РУ
|
РЮ |
|
РЕ
|
РИ |
РЫ |
Р |
С
|
СА
|
СЯ |
СО
|
Сё |
СУ
|
СЮ |
СЭ |
СЕ
|
СИ |
СЫ |
С |
Т
|
ТА
|
ТЯ |
ТО
|
Тё |
ТУ
|
ТЮ |
|
ТЕ
|
ТИ |
ТЫ |
Т |
Ф
|
ФА
|
|
ФО
|
Фё |
ФУ
|
|
|
ФЕ
|
ФИ |
ФЫ |
Ф |
Х
|
ХА
|
|
ХО
|
|
ХУ
|
|
|
ХЕ
|
ХИ |
|
Х |
Ц
|
ЦА
|
|
ЦО
|
|
ЦУ
|
|
|
ЦЕ
|
ЦИ |
ЦЫ |
Ц |
Ч
|
ЧА
|
|
ЧО
|
Чё |
ЧУ
|
|
|
ЧЕ
|
ЧИ |
|
Ч |
Ш
|
ША
|
|
ШО
|
Шё |
ШУ
|
|
|
ШЕ
|
ШИ |
|
Ш |
Щ
|
ЩА
|
|
|
Щё |
ЩУ
|
|
|
ЩЕ
|
ЩИ |
|
Щ |
Приложение 6
Методика развития математических способностей.
1. Игры на выявление величины и формы предметов.
а) Игра «Дома зверей»
Одинаковые по размеру картинки
СЛОН КОРОВА ЕЖ
Для зверей требуются дома, провести дорожку от каждого зверя к дому.
б) Сравнение лент по длине (длинная- короткая),
Карандашей по ширине (широкий- узкий).
2. Количественные представления и понятия:
Уточнение понятий : много, мало, столько же, поровну, одинаково -на счет.
3. Представления о числе:
§ Счет предметов в группе;
§ Счет однородных предметов, расположенных в ряд, найти цифры, обозначающие их количество;
§ Счет от 1 и т.д., в прямом и обратном порядке;
§ Счет от заданного числа до заданного ( от 2 до 8, от 10 до 7 и т.д.);
§ Сравнение чисел, какое число больше (меньше);
4. Сравнение множеств и чисел :
о о о о о - где кружков больше? Меньше?
о о о - в каком ряду не хватает?
- как сделать, чтобы стало поровну?
Библиографический список.
1. Ахутина Т. Дети с трудностями учения // Начальная школа : плюс-минус. – 2000, №12. – с. 20.
2. Выготский Л. С Педагогическая психология. – М., 1996.
3. Еропкина А. “Больше внимания слабоуспевающим ученикам.” // Начальная школа. 1985 г №9. – с. 22.
4. Зинченко С. Н. “Почему детям бывает трудно учиться”. – К., 1990. – с. 107.
5. Коростель И. “Работа со слабоуспевающими учащими” // Завуч.-2000, № 3. – 101.
6. Кумарина Г. “Компенсирующее обучение” // Начальная школа. – 1995, №3.– с.72.
7. Немов Р.С. Психология 3 часть. – М.: Просвещение, Владос, 1995.
8. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. – М.: Владос, 2000.
9. Реан С.А, Бордовская Н. Педагогика. – П., 2000.
10. Сластенин В., Баранов С. Педагогика. – М., 2000.
11. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М.: Академия, 1998.
12. Ульянова Т. “Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения у учащихся первых классов” // Начальная школа. – 1996, №7. – с. 53.
13. Хромов. Н.И. Методы обучения детей с различными типами обучамости. – М.: Айрис пресс, 2007.
14. Волина В. В. Праздник букваря.– М.: АСТ– Пресс. 1995.
15. 5000 игр и головоломок для школьников.-М.: ООО “Издательство АСТ”, 1999.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.