Формы и методы внеурочной деятельности как средство профориентационной работы
Оценка 4.9

Формы и методы внеурочной деятельности как средство профориентационной работы

Оценка 4.9
Особые потребности
docx
ОБЖ +1
5 кл—11 кл
17.03.2021
Формы и методы внеурочной деятельности как средство профориентационной  работы
Формы и методы внеурочной деятельности
Формы и методы внеурочной деятельности как средство профориентационной работы.docx

Формы и методы внеурочной деятельности как средство профориентационной  работы.

Болясов Андрей Борисович – учитель технологии ([email protected]). Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 (МБОУ СОШ № 4) г. Красный Сулин Ростовской области .(тел. 8 909 414 15 10).

  В определенное время каждый школьник начинает задавать себе вопросы: «А что дальше?», «Чем мне заниматься в этой жизни?», «Какой выбор сделать?», «Куда поступать - в институт или училище?», «Как выбрать профессию по душе и по способностям, чтобы впоследствии избежать разочарования и не занимать чужое место?».

 Чтобы принять оптимальное решение, необходимо учесть множество факторов - свои желания, психологические особенности и возможности, а также потребности общества. Но как оценить свои возможности, проявить самостоятельность и сделать  выбор?

  Условия выбора можно разделить на 3 группы: хочу, могу, надо.

 К группе «хочу», относятся:  интересы и склонности. Интерес- это стремление к изучению какого-либо предмета и явления. Склонность-это стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью. Не всегда интересы и склонности совпадают . Следующая группа - « могу». Сюда относятся, способности и состояние здоровья. Под способностями понимают индивидуальные способности человека, которые помогают успешно выполнять какую либо деятельность. Но вот достаточно ли  групп   могу, хочу для выбора профессии. Нет.

 Поэтому и существует группа « Надо», в которую входят : потребности рынка труда. Именно сочетание этих трех компонентов помогают выбрать профессию, которая будет востребовательна на рынке труда. И человек с легкостью может найти работу. Некоторые психологи выделяют 8 углов выбора профессии.

Первый- позиция старших членов семьи. Хорошо если родители предоставляют ребенку свободу в выборе будущей профессии. Но часто происходит так, что они не согласны с выбором ребенка.И стремятся выполнить в ребенке свои стремления и желания. Большинство психологов говорят,  что многие дети соглашаются со своими родителями. Но  ученики должны учесть, что работать  придется им, а не родителям. Результатом согласия может быть и то,  что дети получают ту профессию которую хотят родители, а потом идут учится на то что им интересно  самим.

     Второй – позиция сверстников. Очень часто компания друзей выбирает вуз ,  и их сверстник поступает туда же.

Но будет ли этот человек получать удовольствие отвыбранной таким образом профессию? Скорей всего нет.

 Третий угол- это позиция учителей и классного руководителя.  Учителя работающие с учеником, замечают некоторые способности, умения и могут помочь с выбором  профессии.

  Четвертый угол – это профессиональные планы. Сюда относится то, каким сам ученик видит свое будущее. Какую цель ставит перед собой, и какими путями к ней идет.

  Пятый угол – это способности ученика. Это способности не только в учебе, но и другим видам деятельности.

   Шестой угол – уровень притязаний на общественное признание. Как это понять? Хотите ли выбрать профессию которая популярна, или нет?

  Седьмой угол-информированность. Важно знать как можно больше информации о той профессии которая вас привлекает.

  И последний угол - склонности.. Чтобы понять к чему у ученика есть склонности, необходимо сознательно включатся в различные виды деятельности. Человек может менять свои увлечения  соответственно склонности. Если этого не делать . то склонности могут появляться в лучшем случае во время учебы , а в худшем случае после того как вы приступите к работе. Тогда надо будет или заниматься тем что не нравится , или получать новую профессию. Сначала дадим определение: мотив- это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека совокупность внешних и внутренних условий, которые вызывают активность человека и определяют ее направленность. Все мотивы выбора профессии психологи разделяют на несколько групп. Социальные - желание развивать прогресс, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями. Моральные- желание приносить пользу людям, оказывать помощь. Эстетические – стремление к красоте, гармонии, желание работать с прекрасным. Познавательные - желание получить специальные знания, узнать суть профессии. Творческие - желание быть не таким как все, оригинальным и неповторимым. Материальные- желание получить хорошую зарплату. Престижные – стремления, которые помогают достичь видного положения в обществе. Выбор такой профессии, которую считают ценной друзья и знакомые. Утилитарные- стремление к тому, чтобы была возможность работать в городе, близко к дому , легко поступить в вуз.

     Цель профориентационной работы нашей школы - «Помощь школьникам в осознанном и ответственном выборе направления дальнейшего обучения и получения профессионального образования». Основная задача - создание системы действенной профориентации, которая бы способствовала формированию у подростков и молодежи потребности в профессиональном самоопределении в соответствии с желаниями, способностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации в городе. Вся работа строится на взаимодействии учащихся, психолога, учителей и преподавателей, представителей предприятий города, учреждений здравоохранения, учреждений образования, центра занятости населения, правоохранительных органов, общественных организаций. администрации города.

Вся профориентационная работа в выпускных классах определяется тремя направлениями:

Просветительское.

Цель: расширение знаний уч-ся о профессиях, условиях труда, требованиях профессий к человеку, путях получения образования и построения карьеры, знакомство с рынком труда, вакансиями, потребностями города в различных профессиях, формирование готовности к самоопределению.

Диагностическое.

Цель: изучение личностных особенностей образа «Я», интересов и склонностей, ценностных ориентаций, отношения к труду, потребностей и мотивов; оценка степени профессиональной зрелости и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций.

Консультативное

Цель: проведение индивидуальных консультаций с учащимися и их родителями по изучению личности школьника, его интересов, склонностей, способностей, а также вопросов выбора профессии с учетом состояния здоровья.

Профориентационная работа спланирована во всех классах и направлена на оказание помощи учащимся в дальнейшем выборе профессии. Задачи перекликаются с целями просветительского, диагностического и консультативного направления. Поставленные задачи реализуются через:

·         классные часы: «Вверх по лестнице жизни или мои жизненные ценности», «Хочу, могу, надо», «Знакомство с профессиями», «Моя профессиональная карьера», «Мир увлечений» (с демонстрацией результатов своих достижений»;

·         ролевую игру «Представление профессий»;

·         занятие-тренинг «Я в мире профессии», «Взгляд в будущее», «Прогнозируем свою карьеру»;

·         диагностическое исследование «Я и мои возможности», «Формула выбора профессии»;

·         экскурсии на предприятия города, в профессиональные учебные заведения и родительские собрания «Формула выбора профессии».

Сущность профориентационной работы заключается в побуждении учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезном и производственном труде, активной пробе сил. Это позволяет на практике узнать свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания накапливаются при наличии профессиональных интересов.Для изучения профессиональных намерений используются различные методические приемы: использование анкет открытого и закрытого типа, сочинений на тему о выборе профессии.

Используемые диагностики:

1.А.Е. Голомшток «Карта интересов».

Цель: определение выраженности интересов учащихся к учебным предметам (сферам знаний).

2.В. Б. Успенский «Выявление готовности школьников к выбору профессии».

Цель: определение готовности школьников к выбору профессии.

3.Опросник Климова «Предпочтение к выбору профессии».

4.Методика «Профиль».

Цель: выявить сформированность профессиональных интересов.

5.Опросник профессиональных склонностей.

Цель: определить склонности к различным видам деятельности.

6.Опросник типа мышления.

Цель: соотнести свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности.

7.Определение типа будущей профессии.

Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих:

·         25% опрошенных выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен;

·         28% - по совету родителей;

·         13% - под влиянием средств массовой информации;

·         4 % - руководствуются малозначительными факторами (например, близость учебного заведения к дому);

·         30% - выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности.

Основными методами профориентационной работы в выпускных классах являются непосредственные встречи с представителями разных профессий. Так, в 2017 – 2018 учебном году в школе были организованы встречи с представителями различных профессий. С профессией врача ребята знакомились во время встречи с медицинскими работниками и увлекательной экскурсии по отделениям Центральной районной больницы.

За истекший период активно велась совместная работа с  ЦЗН . Был заключен договор о сотрудничестве и совместной деятельности. Мероприятие «Профориентационный компас» социальным работником Центра проведено во всех 8-11 классах школы, целью которого стало выявление принадлежности будущей профессии учащихся.В марте 2018 года состоялось встреча учащихся школы с учащимися и преподавателями средне-специальных учебных заведений.В результате целенаправленной работы 27% учащихся 9,11 классов имеют высокую готовность к выбору профессии, 57% - среднюю готовность, 13% -низкую готовность, 3% - неготовность; более 54% обучающихся 9-х классов готовятся к поступлению в  учебные  заведения г. Красный Сулин и области, 78% - 11 класса планируют поступление в высшие учебные заведения РФ.

  За несколько лет работы, был создан цикл мероприятий. На этом работа по поиску, разработки и применения в профориентационной деятельности новых форм не завершена. Меняются дети, меняются поколения, появляются новые профессии. Быть всегда в курсе событий, стимулировать потребность школьников к профессиональномы самоопределению - задача на ближайшие годы для работы в профориентационной сфере.

 


 

Формы и методы внеурочной деятельности как средство профориентационной работы

Формы и методы внеурочной деятельности как средство профориентационной работы

Социальные - желание развивать прогресс, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями

Социальные - желание развивать прогресс, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями

А.Е. Голомшток «Карта интересов»

А.Е. Голомшток «Карта интересов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2021