Формы, методы и приемы обучения на уроках математики в классах с ОВЗ в соответствии ФГОС

  • doc
  • 03.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формы, методы и приемы обучения на уроках в начальной школе.doc

Формы, методы и приемы обучения на уроках математики в классах с ОВЗ в соответствии ФГОС

 

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Для реализации поставленных перед учителем задач в логике системно-деятельностного подхода я использую всем знакомые формы, методы и приемы обучения, но не обошлась и без новшеств. Представляю наиболее актуальные из них.

Общие формы обучения:

 -индивидуальные,

- групповые,

- фронтальные,

-коллективные,

- парные, со сменным соста­вом учеников.

В основу разделения общих форм обучения положе­ны характеристики особенностей коммуникативного взаимодей­ствия учителя и учащихся, а также учеников друг с другом.

Методы обучения.

В своей работе я использую как традиционные методы обучения, так и инновационные.

Инновационные методы обучения, используемые мною на уроках в начальной школе.

1.      Проблемное обучение

Из опыта работы:   достоинства проблемного обучения:

·        высокая самостоятельность учащихся;

·        формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося; развитие мыслительных способностей учащихся.

·        акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции готовых выводов науки учащимся.

Проблемные ситуации я создаю на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Принцип работы: создание проблемную ситуацию, направление учащихся на ее решение, организация поиска решения.

Таким образом, ребенок становится в позицию субъекта своего обучения, и как результат, у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

 

Я использую следующие методические приемы создания проблемных ситуаций:

1. подвожу школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

2. сталкиваю противоречия практической деятельности;

3. излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;

4. предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций (например, с позиций врача, художника, музыканта);

5. побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

6. ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

7. определяю проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

8. ставлю проблемные задачи: “с недостаточными или избыточными исходными данными; “с неопределенностью в постановке вопроса; “с противоречивыми данными; “с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; и др.

 К методам проблемного обучения относятся проблемное изложение, эвристический и исследовательские методы.

2.      Исследовательско-методическое обучение и метод проектов

Развитие у обучающихся способности видеть проблему, находить адекватные, нестандартные пути её решения возможно лишь при условии освоения учащимися исследовательской деятельности. 

Поэтому, наряду с проблемным обучением я в своей работе использую исследовательский метод обучения, который предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. Проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи.

Созданием проектов с учащимися мы занимаемся как в урочной так и во внеурочной деятельности. Продуктом является представление проектов на межрайонном конкурсе исследовательских проектов  школьников «Знанио»

 

В настоящее время, в век информационных технологий, возможностей у педагогов для выбора приемов обучения огромное количество. Я представлю только некоторые из них, используемые мною в организации обучения младших школьников:

Приемы мотивации и целеполагания

Выдвижение предположений по теме урока и прогнозирование ее содержания:

• Прогноз по названию (по иллюстрациям, схемам, ключевым словам текста)

• Дерево предсказаний
• Ключевые слова
• Перепутанные логические цепочки
• Верные и неверные утверждения
• Вводный вопрос

Задавание вопросов как результат осознания неполноты знаний:
• Вопросительные слова
• Тонкие и толстые вопросы
• Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)
• РИСК (фраза проблемного характера и вопросы к ней)
• Создание кластера
• Корзина фактов
 

Приемы работы с текстом

Чтение с пометками на полях книги и в рабочей тетради:
• ИНСЕРТ («V» - знал раньше, «+» - новое, «?» - есть вопрос, непонятно, «!» - это интересно, «-« - противоречит тому, что я думал раньше)
• Вопрос-ответ (номер вопроса, на который содержится ответ в тексте; овал вокруг номера вопроса в индивидуальном списке вопросов)
Организация информации с помощью схем:
• Кластер
• Понятийное колесо
• Пирамида
• Лестница
• Цепочка
• Лекция-визуализация

Организация и осмысление информации с помощью таблиц:
• Сводная таблица
• Т – таблица
• Сюжетная таблица
• ПМИ (Плюс – Минус – Интересно)
• Бортовой журнал

Приемы организации рефлексии


Устные формы рефлексии:
• Беседа по пометкам
• Беседа по вопросам
• Интервью участника событий

Письменные формы рефлексии (создание рефлексивного текста):
• Синквейн
• Телеграмма

Графические формы рефлексии:
• Образ темы
• Верные и неверные утверждения (заполнение графы «После чтения»).

 

Выбор того или иного метода обучения определяется тем, какова цель обучения. Но в целом то, каким должен быть метод обучения, решает сам учитель, исходя из таких правил, как степень наглядности, доступности и научности. И все-таки, чтобы сделать верный выбор, необходимо учитывать определенные факторы и идти в ногу со временем.