"Формы, методы и способы организации краеведческой работы в начальной школе "

  • pdf
  • 29.01.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формы, методы и способы организации краеведческой работы в начальной школе.pdf

Формы, методы и способы организации краеведческой работы в начальной школе 

Чернушевич Надежда Валентиновна, доцент кафедры ДиНО,  заслуженный учитель РФ

Формы, методы и способы организации краеведческой работы в начальной школе

План:

Цель, задачи включения краеведческого компонента

Изучение регионального компонента при освоении

ООП 

Основные направления краеведческой работы в начальной школе.

Формы,методы и способы организации краеведческой работы

Цель включения краеведческого компонента в ООП НОО

«Забота о прошлом есть одновременно  и забота о  будущем Любить  свою  семью, свой  дом, свою  школу, свое  село, свой  город, свою страну, свою  культуру и  язык  совершенно  необходимо  для  нравственной оседлости  человека».

Д.С.Лихачёв

   Формирование у младших школьников представлений о природных, этнокультурных и социокультурных особенностях родного края; формирование патриотизма и гражданственности на основе принятия ценности «малой родины».

Задачи включения краеведческого компонента в ООП НОО

-формировать представление об уникальности культурных и природных особенностей родного края посредством интеграции в содержание учебных предметов и курсов внеурочной деятельности краеведческого содержания; - формировать эмоционально-ценностное отношение к родному дому, семье, школе, населенному пункту как части социокультурного наследия родного края;

- формировать умения и навыки социальной коммуникации в социальных практиках для осознания ценности культурного и природного наследия родного края.

Основные понятия

«А воля, а простор, прекрасные окрестности, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были прекрасными воспитателями?»

К. Д. Ушинский

«родной край», «семья», «родной дом», «малая родина»,

«родной язык», «родная литература», «природа края», «культура края», «история края», «социокультурное пространство», «люди жители родного края».


при освоении ООП

при освоении ООП

при освоении ООП

при освоении ООП


Включение краеведения в образовательный процесс начальной школы

     Включение краеведения в образовательный процесс начальной школы может осуществляться следующим образом:

 

-             в 1 классе краеведческим модулем, темами в содержании обязательных учебных предметов учебного плана, направлением в плане внеурочной деятельности;

-             во 2-4 классах - отдельным учебным предметом, учебным курсом, модулем, темами, в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, направлением в плане внеурочной деятельности.

 

школы

Предметная область «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке».

Учебный предмет «Родной язык».

Учебный предмет «Литературное чтение на родном языке». Содержание данных учебных предметов может быть реализовано с использованием включение

лингвокраеведческого материала (топонимики населенных пунктов, произведений местного фольклора и художественной литературы).

школы

Предметная область «Искусство».

Учебный предмет «Изобразительное искусство» Краеведческое содержание может быть интегрировано в содержательные линии:

1. Содержательная линия «Виды художественной деятельности Тема «Восприятие произведений искусства.

Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры

(на

примере региональной культуры). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи (на примере культуры Псковского края).

школы

Предметная область «Искусство».

Учебный предмет «Изобразительное искусство» Краеведческое содержание может быть интегрировано в содержательные линии:

1. Содержательная линия «Виды художественной деятельности Темы «Рисунок», «Живопись», «Скульптура». Преподавание ведется с использованием краеведческого компонента (с использованием произведений живописи, скульптуры псковских художников и скульпторов).

Тема «Декоративно-прикладное искусство».

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

школы

Предметная область «Искусство».

Учебный предмет «Изобразительное искусство»

Краеведческое содержание может быть интегрировано в содержательные линии:

2. Содержательная линия «Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?»

Тема «Земля наш общий дом».

Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт (в том числе, на примере природы и пейзажа Псковского края).

Тема «Родина моя Россия».

Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы (в том числе, родного края).

 

школы

Предметная область «Искусство».

Учебный предмет «Изобразительное искусство»

Краеведческое содержание может быть интегрировано в содержательные линии:

2. Содержательная линия «Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?»

Тема «Искусство дарит людям красоту».

Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек (на примере местных условий).

 

школы

Учебный предмет «Музыка».

Краеведческое содержание может быть интегрировано в содержательные линии:

1.   «Слушание произведений в исполнении фольклорных

коллективов». Прослушивание народных песен в исполнении детских фольклорных ансамблей, хоровых коллективов Псковского края. Знакомство с народными танцами в исполнении фольклорных и профессиональных ансамблей Псковского  края.

2.   «Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений» в школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям. 2 класс. 3. «Музыкально-сценические жанры».

Слушание и просмотр фрагментов из классических опер, балетов и мюзиклов, в том числе в постановке артистов Псковской филармонии.

школы

Предметная область «Технология»

Учебный предмет «Технология»

Содержательная линия «Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности)».

 

Тема «Основы культуры труда, самообслуживания».

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Декоративное искусство разных народов (в том числе, с учетом местных условий). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии (в том числе, с учетом местных условий). Любимое занятие, работа.


 

Основные направления краеведческой работы в начальной школе:

   


Изучение истории своего города, села, района, региона.

    Знакомство с природными особенностями и богатствами родного края.

    Изучение культурного наследия (традиции, обычаи, искусство, архитектура).

    Экологическое воспитание и формирование ответственного отношения к окружающей среде.

    Изучение народного творчества и ремесел.

краеведческой работы

Многообразные формы занятий:

-            викторины, квизы

-            встречи с знаменитыми людьми, презентации о родном крае, 

-            заседания клубов (с приглашением родителей, старшего поколения,…,  коллективные и индивидуальные проекты.

-            мастерские, 

-            походы, экскурсии,

-            праздники, посиделки

-            краеведческие конкурсы,

-            предметные недели,

-            краеведческие конференции в рамках ШНО младших школьников,

-            краеведческий уголок в начальной школе 

 

 

 

краеведческой работы

Многообразные формы занятий:

-            творческие проекты,

-            исследовательская работа,

-            "живые     уроки" (практические занятия      на      местах,       изучение предметов краеведческой коллекции) работа с краеведческой литературой,

-            драматизация (театрализация),

-            составление галереи образов,

-            краеведческие конкурсы,

-            предметная неделя,

-            краеведческий уголок

-            выпуск краеведческой газеты

 

 

 

краеведческой работы

Многообразные формы занятий:

Комплексные формы организации работы

ИГРА ПУТЕШЕСТВИЕ

«В мир русской народной культуры»

Цель игры-путешествия:


   ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, трудолюбие, милосердие).

Предмет изучения в ходе игры-путешествия:

    народные детские игры, песни, сказки, загадки, приметы, обряды и обычаи,

декоративно-прикладное искусство, одежда, народная медицина, кухня.

  

 

 

краеведческой работы

Многообразные формы занятий:

Комплексные формы организации работы

ИГРА ПУТЕШЕСТВИЕ

«В мир русской народной культуры»

 

                                                 Структура игры-путешествия

1 класс .   Программа «Зачин дело красит»

                  Сюжет года: «Где жить - тем и слыть»

   Программа этого года является пропедевтической. Она вводит ребенка в круг проблем

 

последующих 3-х лет игры-путешествия: человек и природа; человек и семья; человек и родная земля . Через знакомство с народной культурой постигаются нравственные и эстетические ценности  своего народа.

 

краеведческой работы

Многообразные формы занятий:

Комплексные формы организации работы

ИГРА ПУТЕШЕСТВИЕ

«В мир русской народной культуры»

 

                                                 Структура игры-путешествия

2 класс .   Программа «Человек и природа»

                  Сюжет года: «Вслед за солнышком живем»

   Путешествие  по временам года. Связь жизни человека и природы. Представления наших предков об окружающем мире, воплощенные в обрядах, обычаях, устном народном творчестве,

 предметах быта.

   

краеведческой работы

Многообразные формы занятий:

Комплексные формы организации работы

ИГРА ПУТЕШЕСТВИЕ

«В мир русской народной культуры»

 

                                                 Структура игры-путешествия

3 класс .   Программа «Человек и его семья»

                  : МирСюжет крестьянского года: « домаЖизнь. Дом дана и Мир на.  добрые дела»

1   раздел

 

Знакомство с устройством крестьянского дома и подворья. Вещи, окружающие человека. Деревня,  село.

2   раздел        : Жизнь человека в доме и мире.

Вдо центре  внимания.  семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения  смерти

 

краеведческой работы

Многообразные формы занятий:

Комплексные формы организации работы

ИГРА ПУТЕШЕСТВИЕ

«В мир русской народной культуры»

 

                                                 Структура игры-путешествия

4                 класс Сюжет. Программа года: « «ЧеловекВелика  святорусскаяи история его земля, народа а» всюду                     солнышко»

1 раздел : «В каждом посаде в своем наряде»

Многообразие  культурных традиций России и культура своего края. Предмет изучениянародный  костюм и песня.

   Образ2 раздел  русского: «Не  человекапродажное, через а заветное историю».  его семьи.

   3 раздел : «Откуда Русская земля стала есть…»

История  России в произведениях древнерусской  литературы, в устном народном творчестве. Своеобразие  русских городов, история своего края.

   

краеведческой работы

Многообразные формы занятий:

Комплексные формы организации работы

 

Осень.

             

1.    «Мир глазами наших предков»Старт  игры-путешествия.

                Рассказ о начале игры. Знакомимся с понятием народной культуры,     с правилами игры, с тем, что предстоит сделать.

                Знакомство  (вводное) с тем, как жили наши предки, какими видели мир вокруг себя.

2.    Спортивный праздник. 

                Русские  народные игры, состязания, забавы.

3.    «Осенние вечерки».     Осенний праздник.

Знакомство с календарно-бытовой культурой через участие в земледельческих праздниках. Использование осенних вечерках элементов  праздников «Встреча матушки Осенины», «Капустки», «Супрядки», «Покров и др.

4.    «Тетушка Арина рассказывает».    Классный час.

Знакомство  с малыми жанрами русского фольклора: прибаутками, шутками, пословицами, поговорками, загадками. Что расскажут  они о жизни людей в далеком прошлом?

5.    Мастерская детских народных игрушек.

На  уроках труда и ИЗО знакомство с народной игрушкой. Игрушка как символ представлений о мире. Техника исполнения.

Готовим поделки к выставке.

6.    «У медведя во бору».     Игротека.

Во  время классного часа разучивание старинных детских игр. Использование для этого перемены и уроков физкультуры.

7.    Ключевое дело:  «У Козы Дерезы».     Школьная выставка «Русские народные игрушки»

краеведческой работы

Многообразные формы занятий:

Комплексные формы организации работы

Воспитательная система начальной школы "Золотой ключик"

Познавательно-игровая экспедиция  младших  школьников «В мир открытий и чудес    »

                        Экспедиционное плавание в Страну Родниковию (третий этап)

      

 

1.       Старт  экспедиции в Долине Родников

Участники :  учащиеся всех третьих классов, классные  руководители,  педагог-организатор, вожатые, родители  третьеклассников     .

        

 

 

краеведческой работы

Многообразные формы занятий:

Комплексные формы организации работы

 

краеведческой работы

Многообразные формы занятий:

Комплексные формы организации работы

 

краеведческой работы

Многообразные формы занятий:      «Школа не будет, может быть, школа, как мы её        учительскими или профессорскими, − она, может понимаем, − с досками, лавками, кафедрами,

                   Образовательная урбанистика:            быть, будет раёк, театр, библиотека, музей, беседа, − свод наук, программы, может быть, везде сложатся

                                                                                                        совсем другиеЛ.Н.Толстой»   

Процесс образования вплетается   в  реальную жизнь, ее материальное и духовное измерение. Не класс или аудитория, а город со всеми его противоречиями и возможностями становится сценой, на которой разворачивается процесс образования. 

 

-расширение образовательного пространства;

 

-интеграция ресурсов города в образовательный процесс;

              -город как субъект образовательной деятельности;

-город как школа, город как учебник..

 

Пример "Чему может научить лужа?"

 

 

краеведческой работы

 

  

краеведческой работы

Многообразные формы занятий:

Кейс-(чемоданчик с материалом) состоит из учебных карт и кейсов, адресованных обучающимся.

Кейс по русскому языку №1. Тема: «Однородные члены предложения»

Задание. Прочитай текст.

Среди природных парков Волгоградской области, пожалуй, самый необычный Эльтонский. Он находится в Палласовском районе. Своё название парк получил благодаря главному    чуду этих мест озеру Эльтон.

Удивительно, но озеро заполнено водой розового цвета. В жару она становится красноватой. А в лучах заходящего солнца гладь озера словно покрывается позолотой. Вода в озере похожа на густой сироп. Вот только по вкусу она горькосолёная.

Глубина озера составляет один метр. Летом оно сильно мелеет. Земля покрывается соляной коркой. Соль, как и вода,  розовая! Многие считают, что пахнет она малиной и фиалками. Состоит соль из кристаллов, напоминающих то хлопья снега, то причудливые снежинки: с острыми иголками, овальные, кубические.

  Даже грязь в Эльтоне целебная. Люди используют её для лечения разных заболеваний уже много веков.

Солёные воды несут в озеро 7 рек. В районе рек Хара и Лацунга находится Биологическая балка. Её рощи состоят из яблонь, тёрна, шиповника, ежевики. Склоны украшают ирисы, миндаль, спаржа, пижма, валериана, эстрагон.

                   - Выпишите предложения:                   - Найди и подчеркни однородные члены предложения.

1  группа: с однородными дополнениями; - Составь схему предложения. Обозначь графически, какими членами

2  группа: с однородными определениями; предложения являются однородные члены предложения. Сверься с эталоном.

3  группа: с однородными подлежащими. -К какой части речи они относятся? Подпиши. Проверьте.

                                      - Представьте, что вы экскурсоводы. Пользуясь данными кейса, составьте

небольшой рассказ об озере Эльтон, используя в речи предложения с

                                                              однородными членами.

 


Краеведение в начальной школе

Краеведение в начальной школе