Формы, методы и способы организации краеведческой работы в начальной школе
Чернушевич Надежда Валентиновна, доцент кафедры ДиНО, заслуженный учитель РФ
План:
• Цель, задачи включения краеведческого компонента
•Изучение регионального компонента при освоении
ООП
•Основные направления краеведческой работы в начальной школе.
•Формы,методы и способы организации краеведческой работы
Цель включения краеведческого компонента в ООП НОО
«Забота
о прошлом есть одновременно и забота о будущем…
Любить свою семью, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою
страну, свою культуру и язык совершенно необходимо для нравственной
оседлости человека».
Д.С.Лихачёв
Формирование у младших школьников представлений о природных, этнокультурных и социокультурных особенностях родного края; формирование патриотизма и гражданственности на основе принятия ценности «малой родины».
-формировать представление об уникальности культурных и природных особенностей родного края посредством интеграции в содержание учебных предметов и курсов внеурочной деятельности краеведческого содержания; - формировать эмоционально-ценностное отношение к родному дому, семье, школе, населенному пункту как части социокультурного наследия родного края;
- формировать умения и навыки социальной коммуникации в социальных практиках для осознания ценности культурного и природного наследия родного края.
«А воля, а простор, прекрасные окрестности, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были прекрасными воспитателями?»
К. Д. Ушинский
«родной край», «семья», «родной дом», «малая родина»,
«родной язык», «родная литература», «природа края», «культура края», «история края», «социокультурное пространство», «люди – жители родного края».
Включение краеведения в образовательный процесс начальной школы может осуществляться следующим образом:
- в 1 классе – краеведческим модулем, темами в содержании обязательных учебных предметов учебного плана, направлением в плане внеурочной деятельности;
- во 2-4 классах - отдельным учебным предметом, учебным курсом, модулем, темами, в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, направлением в плане внеурочной деятельности.
Предметная область «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке».
Учебный предмет «Родной язык».
Учебный предмет «Литературное чтение на родном языке». Содержание данных учебных предметов может быть реализовано с использованием включение
лингвокраеведческого материала (топонимики населенных пунктов, произведений местного фольклора и художественной литературы).
Предметная область «Искусство».
Учебный предмет «Изобразительное искусство» Краеведческое содержание может быть интегрировано в содержательные линии:
1. Содержательная линия «Виды художественной деятельности Тема «Восприятие произведений искусства.
Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры
(на
примере региональной культуры). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи (на примере культуры Псковского края).
Предметная область «Искусство».
Учебный предмет «Изобразительное искусство» Краеведческое содержание может быть интегрировано в содержательные линии:
1. Содержательная линия «Виды художественной деятельности Темы «Рисунок», «Живопись», «Скульптура». Преподавание ведется с использованием краеведческого компонента (с использованием произведений живописи, скульптуры псковских художников и скульпторов).
Тема «Декоративно-прикладное искусство».
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Предметная область «Искусство».
Учебный предмет «Изобразительное искусство»
Краеведческое содержание может быть интегрировано в содержательные линии:
2. Содержательная линия «Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?»
Тема «Земля — наш общий дом».
Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт (в том числе, на примере природы и пейзажа Псковского края).
Тема «Родина моя — Россия».
Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы (в том числе, родного края).
Предметная область «Искусство».
Учебный предмет «Изобразительное искусство»
Краеведческое содержание может быть интегрировано в содержательные линии:
2. Содержательная линия «Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?»
Тема «Искусство дарит людям красоту».
Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек (на примере местных условий).
Учебный предмет «Музыка».
Краеведческое содержание может быть интегрировано в содержательные линии:
1. «Слушание произведений в исполнении фольклорных
коллективов». Прослушивание народных песен в исполнении детских фольклорных ансамблей, хоровых коллективов Псковского края. Знакомство с народными танцами в исполнении фольклорных и профессиональных ансамблей Псковского края.
2. «Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений» в школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям. 2 класс. 3. «Музыкально-сценические жанры».
Слушание и просмотр фрагментов из классических опер, балетов и мюзиклов, в том числе в постановке артистов Псковской филармонии.
Предметная область «Технология»
Учебный предмет «Технология»
Содержательная линия «Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности)».
Тема «Основы культуры труда, самообслуживания».
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Декоративное искусство разных народов (в том числе, с учетом местных условий). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии (в том числе, с учетом местных условий). Любимое занятие, работа.
Основные направления краеведческой работы в начальной школе:
•
![]() |
• Знакомство с природными особенностями и богатствами родного края.
• Изучение культурного наследия (традиции, обычаи, искусство, архитектура).
• Экологическое воспитание и формирование ответственного отношения к окружающей среде.
• Изучение народного творчества и ремесел.
Многообразные формы занятий:
- викторины, квизы
- встречи с знаменитыми людьми, презентации о родном крае,
- заседания клубов (с приглашением родителей, старшего поколения,…, коллективные и индивидуальные проекты.
- мастерские,
- походы, экскурсии,
- праздники, посиделки
- краеведческие конкурсы,
- предметные недели,
- краеведческие конференции в рамках ШНО младших школьников,
- краеведческий уголок в начальной школе
Многообразные формы занятий:
- творческие проекты,
- исследовательская работа,
- "живые уроки" (практические занятия на местах, изучение предметов краеведческой коллекции) работа с краеведческой литературой,
- драматизация (театрализация),
- составление галереи образов,
- краеведческие конкурсы,
- предметная неделя,
- краеведческий уголок
- выпуск краеведческой газеты
Многообразные формы занятий:
Комплексные формы организации работы
Цель игры-путешествия:
![]() |
Предмет изучения в ходе игры-путешествия:
народные детские игры, песни, сказки, загадки, приметы, обряды и обычаи,
декоративно-прикладное искусство, одежда, народная медицина, кухня.
Многообразные формы занятий:
Комплексные формы организации работы
«В мир русской народной культуры»
1 класс . Программа «Зачин дело красит»
Сюжет года: «Где жить - тем и слыть»
Программа этого года является пропедевтической. Она вводит ребенка в круг проблем
последующих 3-х лет игры-путешествия: человек и природа; человек и семья; человек и родная земля . Через знакомство с народной культурой постигаются нравственные и эстетические ценности своего народа.
Многообразные формы занятий:
Комплексные формы организации работы
«В мир русской народной культуры»
2 класс . Программа «Человек и природа»
Сюжет года: «Вслед за солнышком живем»
Путешествие по временам года. Связь жизни человека и природы. Представления наших предков об окружающем мире, воплощенные в обрядах, обычаях, устном народном творчестве,
предметах быта.
Многообразные формы занятий:
Комплексные формы организации работы
«В мир русской народной культуры»
3 класс . Программа «Человек и его семья»
: МирСюжет крестьянского года: « домаЖизнь. Дом дана и Мир на. добрые дела»
1 раздел
Знакомство с устройством крестьянского дома и подворья. Вещи, окружающие человека. Деревня, село.
2 раздел : Жизнь человека в доме и мире.
Вдо центре внимания. семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения смерти
Многообразные формы занятий:
Комплексные формы организации работы
«В мир русской народной культуры»
4 класс Сюжет. Программа года: « «ЧеловекВелика святорусскаяи история его земля, народа а» всюду солнышко»
1 раздел : «В каждом посаде в своем наряде»
Многообразие культурных традиций России и культура своего края. Предмет изучениянародный костюм и песня.
Образ2 раздел русского: «Не человекапродажное, через а заветное историю». его семьи.
3 раздел : «Откуда Русская земля стала есть…»
История России в произведениях древнерусской литературы, в устном народном творчестве. Своеобразие русских городов, история своего края.
Многообразные формы занятий:
Комплексные формы организации работы
Осень.
1. «Мир глазами наших предков». Старт игры-путешествия.
Рассказ о начале игры. Знакомимся с понятием народной культуры, с правилами игры, с тем, что предстоит сделать.
Знакомство (вводное) с тем, как жили наши предки, какими видели мир вокруг себя.
2. Спортивный праздник.
Русские народные игры, состязания, забавы.
3. «Осенние вечерки». Осенний праздник.
Знакомство с календарно-бытовой культурой через участие в земледельческих праздниках. Использование осенних вечерках элементов праздников «Встреча матушки Осенины», «Капустки», «Супрядки», «Покров и др.
4. «Тетушка Арина рассказывает». Классный час.
Знакомство с малыми жанрами русского фольклора: прибаутками, шутками, пословицами, поговорками, загадками. Что расскажут они о жизни людей в далеком прошлом?
5. Мастерская детских народных игрушек.
На уроках труда и ИЗО знакомство с народной игрушкой. Игрушка как символ представлений о мире. Техника исполнения.
Готовим поделки к выставке.
6. «У медведя во бору». Игротека.
Во время классного часа разучивание старинных детских игр. Использование для этого перемены и уроков физкультуры.
7. Ключевое дело: «У Козы – Дерезы». Школьная выставка «Русские народные игрушки»
Многообразные формы занятий:
Комплексные формы организации работы
Воспитательная система начальной школы "Золотой ключик"
Познавательно-игровая экспедиция младших школьников «В мир открытий и чудес »
Экспедиционное плавание в Страну Родниковию (третий этап)
Участники : учащиеся всех третьих классов, классные руководители, педагог-организатор, вожатые, родители третьеклассников .
Многообразные формы занятий:
Комплексные формы организации работы
Многообразные формы занятий:
Комплексные формы организации работы
Многообразные формы занятий: «Школа не будет, может быть, школа, как мы её учительскими или профессорскими, − она, может понимаем, − с досками, лавками, кафедрами,
Образовательная урбанистика: быть, будет раёк, театр, библиотека, музей, беседа, − свод наук, программы, может быть, везде сложатся
совсем другиеЛ.Н.Толстой»
Процесс образования вплетается в реальную жизнь, ее материальное и духовное измерение. Не класс или аудитория, а город со всеми его противоречиями и возможностями становится сценой, на которой разворачивается процесс образования.
-расширение образовательного пространства;
-интеграция ресурсов города в образовательный процесс;
-город как субъект образовательной деятельности;
-город как школа, город как учебник..
Пример "Чему может научить лужа?"
Многообразные формы занятий:
Кейс-(чемоданчик с материалом) состоит из учебных карт и кейсов, адресованных обучающимся.
Кейс по русскому языку №1. Тема: «Однородные члены предложения»
Задание. Прочитай текст.
Среди природных парков Волгоградской области, пожалуй, самый необычный – Эльтонский. Он находится в Палласовском районе. Своё название парк получил благодаря главному чуду этих мест – озеру Эльтон.
Удивительно, но озеро заполнено водой розового цвета. В жару она становится красноватой. А в лучах заходящего солнца гладь озера словно покрывается позолотой. Вода в озере похожа на густой сироп. Вот только по вкусу она – горькосолёная.
Глубина озера составляет один метр. Летом оно сильно мелеет. Земля покрывается соляной коркой. Соль, как и вода, розовая! Многие считают, что пахнет она малиной и фиалками. Состоит соль из кристаллов, напоминающих то хлопья снега, то причудливые снежинки: с острыми иголками, овальные, кубические.
Даже грязь в Эльтоне целебная. Люди используют её для лечения разных заболеваний уже много веков.
Солёные воды несут в озеро 7 рек. В районе рек Хара и Лацунга находится Биологическая балка. Её рощи состоят из яблонь, тёрна, шиповника, ежевики. Склоны украшают ирисы, миндаль, спаржа, пижма, валериана, эстрагон.
- Выпишите предложения: - Найди и подчеркни однородные члены предложения.
1 группа: с однородными дополнениями; - Составь схему предложения. Обозначь графически, какими членами
2 группа: с однородными определениями; предложения являются однородные члены предложения. Сверься с эталоном.
3 группа: с однородными подлежащими. -К какой части речи они относятся? Подпиши. Проверьте.
- Представьте, что вы экскурсоводы. Пользуясь данными кейса, составьте
небольшой рассказ об озере Эльтон, используя в речи предложения с
однородными членами.
Краеведение в начальной школе
Краеведение в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.