Формы, методы и технологии организации пропедевтики географического образования на дошкольной ступени обучения

  • Педсоветы
  • docx
  • 23.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Построение образовательного процесса по формированию географической и экологической культуры старших дошкольников должно основываться на адекватных возрасту формах и методах работы с детьми. В педагогической практике существует большое разнообразие методов и форм географического образования старших дошкольников.
Иконка файла материала Формы.docx

Формы, методы и технологии организации пропедевтики географического образования на дошкольной ступени обучения

Построение образовательного процесса по формированию географической и экологической культуры старших дошкольников должно основываться на адекватных возрасту формах и методах работы с детьми.

В педагогической практике существует большое разнообразие методов и форм географического образования старших дошкольников.

Метод - набор приёмов или теоретического освоения действительности, или операций практического подчинённых решению конкретной задачи. С точки зрения географического образования, отмечает С.Н. Николаева, метод это способ совместной деятельности детей и педагогов дошкольных учреждений, на протяжении, которого производится формирование гео-экологических представлений, навыков и умений, а также воспитание расположенности к окружающему миру.

Способ организации воспитательного процесса по формирования географической и экологической культуры старших дошкольников является  формой «внутренней организацией содержания».

Понятие «метод» характеризует внутреннюю или содержательную, сторону процесса воспитания, а форма - внешнюю сторону организации процесса воспитания и отражает степень взаимосвязи всех участников педагогического процесса по формирования географической и экологической культуры у дошкольников. Форма, одна и та же,  может быть взаимодействовать в различных методах обучения, и наоборот.

В педагогическом процессе географического образования старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении применяется широкий набор форм географического образования:

-       занятия;

-       экскурсии;

-       целевые прогулки;

-       экологические праздники и другие досуговые мероприятия (викторины, квесты и т.д.);

-       ознакомление детей с природой в повседневной жизни;

-       игры;

-       практикумы;

-        элементарная поисковая деятельность детей.

Отметим, что в процессе организации предшкольного географического образования важным его содержательным элементом являются экологическое воспитание и просвещение. В связи с этим значительное влияние в дошкольном образовательном учреждении должно уделяться формам, методам и приемам, реализующим эколого-географический подход.  

Для реализации данных форм географического образования применяются методы:  наглядные (рассматривание картин, наблюдение, демонстрация моделей, диапозитивов, кинофильмов,) практические (элементарные опыты, игра, труд, моделирование, проектирование, учебное исследование,) и словесные (рассказы воспитателя и детей,  беседы, чтение художественных произведений о природе,).

Занятия являются ведущей формой организации географического образования старших дошкольников и ознакомлению с миром природы, На протяжении занятия педагог формирует знания о природе последовательно в соответствии с возрастными особенностями детей.

На основе этого можно определить некоторые типы занятий по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, отличающиеся друг от друга только поставленными перед ними разнообразных дидактических задач. Ход организации и проведения могут быть: первичные, обобщающие, углубленнопознавательные, комплексные логикой построения.

Первичные занятия чаще всего посвящаются ознакомлению детей с видами растений, животных, условиями для их жизни, которые невозможно наблюдать в пределах своей местности  и не могут быть понятны через наблюдения. Одной из главной частью таких занятий могут быть разнообразные учебные и демонстрационные пособия, так как наглядность, позволяет сформировать у воспитанников правильные и отчетливые взгляды.

На таких занятиях осуществляется обучение с использованием разнообразного иллюстративно-наглядного материала: дидактических картин, репродукций с художественных картин, фотографий, диапозитивов, моделей, презентаций, кино- и телефильмов.

Помогает уточнять и закреплять представления детей - иллюстративно-наглядный материал, которые были приобретены при наблюдении разных природных явлений. Знания об объектах и явлениях природы, которые в в данной местности или данный момент наблюдать невозможно (зверей других природных зон) можно при помощи этого материала.

Со старшими дошкольниками уже целесообразно изучать картины природы, далекие от их устоявшихся образов, сопоставлять сразу несколько картин, размышлять представление изображенного сюжета, этому способствуют и некоторые, уже имеющийся у детей круг представлений и опыт.

В процессе географического образования дошкольников одну из основных ролей играет чтение детской литературы или рассказ педагога. Во всех вариантах занятий этого типа первостепенное значение приобретает словесный метод географического образования – заинтересованности педагога в качественном восприятии дошкольником новых элементов, понимание связи событий или объектов которые представлены наглядным.

Создать у детей точное, конкретное представление во время наблюдения или воспринятом ранее явлении природы или объекте является основной целью использования приема рассказа. Этот прием применяется и для того, чтобы сообщить детям о неизвестных и новых для них фактах.

Рассматривание художественного произведения, во время совместной деятельности с воспитанниками, позволяет педагогу пополнять их знаниями, развивать умение замечать различные детали окружающей среды, искать ответы поставленные перед ними задачи. Художественная литература о природе имеет большое влияние на чувства дошкольников. Ознакомляясь с содержанием книг, воспитанники ощущают множество чувств, таких как страх, волнение, радость. С помощью это воспитывают гео-экологические представления, как бережное отношение к природе и любовь к ней. При использовании художественного слова во время наблюдения можно акцентировать внимание детей на отдельных элементах природы, для осмысления взаимосвязи каждого объекта.

Итогом чтения художественной литературы может быть организована беседа о содержании прочитанных книг. Главная цель беседы, как приема обучения, помочь детям лучше осознать объекты и явления природы с помощью смыслового содержания книг. С разными дидактическими целями беседы могут быть использованы: для углубления, уточнения, систематизации и обобщения знаний детей о природе; для создания интереса к предстоящей деятельности (перед экскурсией, наблюдением).

Беседы о природе, в зависимости от их дидактических целей, можно разделить на виды: установочные, эвристические, итоговые.

- установочная беседа помогает воспитателю сконцентрировать внимание дошкольников, актуализировать опыт имеющийся у детей, вызвать интерес к будущей деятельности, для установления связей между знаниями, полученными ранее, и предстоящим наблюдением и экскурсией.

-  установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений предполагает эвристическая беседа. Такая беседа опирается на имеющие знания детей, полученных в процессе проведения наблюдений. Беседа направлена на обширные знания о взаимосвязях, которые существуют в природе, решение детьми познавательных задач самостоятельно, развитие речи – доказательство правильности ответа.

-  для обобщения и систематизации знаний дошкольников о природе, полученных в ходе наблюдений, чтения художественных произведений, игр, труда используется итоговая беседа.

Наглядным материалом в беседе могут служить не только картины, иллюстрации, фотокарточки но и модели. С помощью различных педагогических приемов можно обеспечивать активное участие всех детей в беседе, побуждать их решению познавательных задач, к размышлению, к самостоятельности в формировании выводов, к способности  доказывать свои суждения.

Во время совместной деятельности воспитателя и детей моделирование рассматривается как способ умения  построения разных моделей природных объектов. Целью моделирования является обеспечение положительного усвоения знаний детьми дошкольного возраста об особенностях объектов в природе, их связях и отношениях, существующих между ними и структуре. Принцип замены реальных объектов предметами, знаками, схематическими изображениями становится основой для моделирования. По мере осознания детьми способа замещения связей между реальными объектами, и их признаками становится возможным привлекать детей к совместному с педагогом, а затем и  изготовлению моделей самостоятельно.

Воспитатель в середине занятия планирует смену деятельности или физкультминутку потому, что во время бесед дети быстро утомляются и им необходима разрядка в движении.

Обобщающий тип занятия проводится в виде беседы, структурой которой будет система вопросов. Можно отметить особенности вопросов: содержание вопросов направлено на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых строится обобщенное представление; формулировки носят общий характер, так как они охватывают множество конкретных явлений; к каждому признаку есть соответствующий вопрос. Одно из важнейших мест в беседе занимает формулировка выводов,  построение обобщений: частных по каждому значимому признаку и затем общего, которое соответствует обобщенному представлению.

Углубленно-познавательное занятие строится на разных конкретных знаниях, полученных старшими дошкольниками во время наблюдений в непосредственной среде их жизни за объектами природы, и на которых педагог расширяет знания новыми сведениями, увеличивает их демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в природном сообществе.

В ходе занятий углубленно-познавательного типа используются наглядные и словесные методы: картины, модели, муляжи, делает яркие сообщения, чтение дошкольникам познавательной литературы, используются проблемные вопросы и ситуации - в своей основе они располагают на конкретные чувственные представления детей, углубляют и расширяют их, позволяют устанавливать приспособительные взаимосвязи объектов в окружающем мире.

Занятия, которые в рамках одной темы решают разнообразные задачи развития дошкольников и строятся на разных видах его деятельности, называются комплексные. Всесторонне и эффективно такие занятия развивают личность дошкольника, а применение различных видов познавательной деятельности способствует более быстрому и легкому формированию личностного отношения содержанию занятия.

Под интегрированным занятием понимается такое занятие, где объединяются разные области науки и педагогики с включением элементов географического образования. Интеграция охватывает содержание, методы, формы обучения, технологии познания, средства обучения и воспитания и позволяет достичь более высокий уровень усвоения материала.

Примером такого занятия, может быть, как занятия посредствам продуктивной деятельности. В ходе таких занятий педагог может знакомить детей с природными явлениями, животными, растениями, их особенностями и способах защиты. В ходе творчества дети испытывают эмоциональное позитивное отношение к природе, и развивается мышление и сознание. На музыкальных занятиях дети исполняют песни про природу, животных и растениях. Распространены занятия по выращиванию гороха из семени на занятиях в рамках комплексных развивающих занятий. Даже спортивные занятия могут нести географические подтекст. Например, дети изображают различные явления природы (дождь, ветер), сезонные изменения (как расцветают цветочки весной), имитируют в движениях повадки животных. 

Хорошо зарекомендовали себя занятия, где объединяются такие области научного познания и виды деятельности как естествознание, чтение, рисование, музыка и труд. В качестве примера рассмотрим занятие для детей 6-7 лет на тему: «Вода вокруг нас». Сначала дети читают стихи или сказку о путешествии капельки воды, затем знакомятся со свойствами воды на примере физических опытов. Сначала в банку помещают лед, затем наблюдают как из твердого состояния вода переходит в жидкое и газообразное. А капельки воды, образующиеся из воздуха при соприкосновении с холодной поверхностью банки, помогут детям разобраться в физическом процессе конденсации. Во время опыта дети рисуют картины на тему круговорота воды в природе под сопровождение музыкального фона со звуками морского бриза или дождя. Завершается занятие беседой о роли воды в нашей жизни и необходимости проведения природно-охранных мер водных объектов. Таким образом, учебный материал лучше усвоится, а полученные во время занятия позитивные эмоции стимулируют интерес к теме географии.

Чем занятие будет лучше продумано и подготовлено, тем эффективнее будет результат и выполнены поставленные педагогические задачи. При проектировании интегрированного занятия необходимо учесть возрастные и индивидуальные особенности детей в группе. Проект занятия должен содержать временную шкалу с указанием продолжительности каждой части занятия. Все действия педагогического процесса и образовательно-воспитательная информация должна быть детально расписана в проекте. Также залогом успешной организации образовательного процесса является заочная подготовка всех необходимых материалов, оборудования, учебно-методических пособий. Педагогу целесообразно мысленно представить ход занятия и при необходимости внести корректировку в его организацию.

Следующей формой географического образования старших дошкольников будет экскурсия.

Особая форма организации одного из основных видов занятий и воспитательной работы по формированию гео-экологической культуры старших дошкольников является экскурсия. Работы по ознакомлению в естественной обстановке старших дошкольников с объектами и явлениями природы, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения которая осуществляется с ее помощью. Экскурсия развивает наблюдательность, способствует  возникновению интереса к природе.

Изучение живых организмов природы Родного края оказывают сильное впечатление на ребенка во время экскурсии в природу. В ходе экскурсии воспитанники обращают внимание на природу во всем ее разнообразии. В основе познания природы - воспитание любви к Родному краю.

При организации эколого-географических экскурсий необходимо из тех же принципов, что и при организации интегрированного занятия. Необходимо составить подробный план экскурсии и выбрать наиболее целесообразный маршрут. Выделить педагогические задачи. Привязать маршрут к временной шкале. Разработать задания для активации поисково-исследовательской деятельности детей во время экскурсии, интерактивные игры и пр. Найти помощников в проведении экскурсии (педагогов, родителей). Подготовить детей к экскурсии. Перед началом экскурсии вспомнить с детьми правила и нормы поведения в природе. Во время экскурсии педагог должен постоянно задавать вопросы детям. В конце экскурсии дети должны рассказать, все, что они узнали и что им больше всего понравилось, в качестве закрепления полученных знаний и формирования экологической осознанности. Такие экскурсии в детских центрах обычно проводятся в рамках лагерных программы во время школьных каникул.

Роль экскурсий в экологическом обучении и воспитании велика, так как именно во время экскурсии у детей активизируются все органы чувств, что способствуют лучшему усвоению материала, формированию географических представлений, мышления и сознания. Еще в XXII веке педагог, написавший известный труд по всему миру «Великая дидактика», Ян Амос Коменский говорил о целесообразности начала изучения не со словесных толкований, а наблюдений в природе. В XIX веке К.Д. Ушинский, В.И Водовозов также подчеркивали важность экскурсий в обучении и воспитании детей.

Здесь применяются словесные методы и наглядные методы, в основном наблюдение – намеренное, целенаправленное организованное педагогом  активное восприятие детьми объектов и явлений природы по времени  менее длительное и планомерное.

Географические праздники и другие досуговые мероприятия взывают у дошкольников положительные эмоциональные отзывы на их «природное» содержание. Праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок.

Географические праздники могут быть посвящены урожаю, временам года, весеннему возрождению природы, снежной и ледяной скульптуре, отдельным знаменательным датам, например «День Земли», «День океанов» и другие. В летний период проводятся праздники, посвященные цветам, воде и солнцу, мероприятия  оздоровительного характера. Тематические викторины, состязания, игры проводятся чаще, чем праздники, проводятся на самые разнообразные географические и экологические темы.

Формой географического образования в дошкольном образовательном учреждении выступает ознакомление детей с природой в повседневной жизни.

Географическое воспитание старших дошкольников в повседневной жизни осуществляется на прогулке, в труде на участке и в уголке природы, в играх. В данных формах географического образования используется полный спектр методов воспитания - словесные, наглядные и практические.

Широко используются прогулки для ознакомления детей с окружающим их миром. Во время прогулки происходит накопление у старших дошкольников представлений о явлениях природы, которые протекают длительное время. Во время ознакомления детей с каждодневными изменениями природы по сезонам, организует разные игры с использованием природного материала: глины, песка, листьев, льда, и другие. У детей происходит накопление чувственного опыта, воспитывается наблюдательность и любознательность. Прогулки доставляют удовольствие и радость от общения с природой, помогают ощутить ее красоту и неповторимость. Для проведения прогулок используются разнообразные формы организации детей (индивидуальные, небольшие подгруппы, группа целиком).

В географическом образовании в повседневной жизни старшего дошкольника часто используются различные игры. Для формирования географического образования применяются два вида игр - творческие игры  и игры с готовым содержанием и правилами.

К дидактическим и подвижным играм с готовым содержанием и правилами относятся:

Дидактические игры - игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных, а также дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков, формируют умения обобщать и классифицировать.

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят с детьми в часы досуга, на занятиях и прогулках.

По характеру используемого материала дидактические игры делятся на настольно-печатные, предметные игры и словесные: предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, фрукты). В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы; настольно-печатные игры это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним, а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни; словесные игры - это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Творческие игры природоведческого содержания. Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. Это театрализованные, сюжетно - ролевые, строительные игры. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Самостоятельный характер творческих игр помогает выявить степень усвоения детьми тех или иных знаний, отношений.

Формой географического образования старших дошкольников в повседневной жизни выступает разнообразный труд в природе, который доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. Труд в природе расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит дошкольников ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. В процессе труда в природе дети усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой, формируются знания о растениях, о животных, учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к труду людей.

Формой географического образования старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении выступает элементарная поисковая деятельность детей.

Совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира является элементарной поисковой деятельностью. Она предполагает самостоятельность детей и высокую активность к открытию новых знаний и способов познания окружающего мира.

Поисковая деятельность начинается с постановки воспитателем и принятие детьми познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задачи детьми). Затем осуществляется ее первичный анализ, и выдвигаются предположения, отбираются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.

К методам организации элементарной поисковой деятельности в старшем дошкольном возрасте в дошкольном образовательном учреждении можно отнести: опыты или эксперименты, учебные исследования, проектную деятельность.

Опыт или эксперимент - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям и умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

Полноценное географическое образование детей дошкольного возраста подразумевает широкое использование всех указанных выше форм и методов. В каждом отдельном случае выбор соответствующих методов и сочетание их с другими элементами географического образования определяется воспитателем дошкольного образовательного учреждения.

Следующим направлением в географическом образовании старших дошкольников является экологическое просвещение родителей, являющееся одним из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений в экологическом воспитании старших дошкольников, в виду сформированности у них определенного экологического мировоззрения, как правило, базирующегося на потребительском отношении к окружающему миру и с концентрированности их интереса основном в области обучения, а не развития ребенка.

Одна из первостепенных задач в экологическом воспитании старшего дошкольника - привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. Семья как среда формирования личности ребенка оказывает огромное влияние и на формирование у старшего дошкольника основ экологического мировоззрения и нравственного воспитания, неразрывно связанное с экологическим.

Эколого-географическое просвещение родителей должно быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которая предлагается родителям, лично значимой для них.

Формы и направления экологического просвещения родителей можно разделить на две группы: предоставление родителями экологической информации и вовлечение родителей в совместную деятельность.

Географическая информация для родителей может предоставляться как в информационно-аналитических, информационно-просветительских, наглядно-информационных и досуговых формах, как традиционных (родительские собрания, консультации, беседы, конференции, уголок для родителей, информационные листы, памятки), так и нетрадиционные (экскурсии, праздники, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии, живой уголок, экологические акции и т.д.).

Формами организации совместной деятельности родителей с детьми в рамках географического образования старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении могут выступать совместные выезды, экскурсии; экологические праздники и в подготовка к ним; совместный уход за животными, растениями; привлечение взрослых в уголок природы; сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для экологической комнаты, экспонатов для музея природы; выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий; помощь в оборудовании экологической комнаты, уголка природы, лаборатории, библиотеки; природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев, оформление кормушек, «День путешествий», «День экологии» и другие.).

Проведя анализ форм и методов географического образования дошкольников в дошкольном образовательном учреждении выявлено, что в педагогическом процессе географического образования применяется широкий набор форм географического образования: занятия, совместные выезды и экскурсии, экологические праздники и досуговые тематические мероприятия, игры, викторины, ознакомление детей с природой в повседневной жизни, элементарная поисковая и трудовая деятельность детей и т.д.

Для реализации данных форм географического образования применяются наглядные методы (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диапозитивов, практические методы (прогулки игра, элементарные опыты, моделирование, труд, учебное исследование, проектирование) и словесные методы (рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы).

В педагогической практике существует множество технологий. В. П. Ларина, Е. А. Ходырева, А.А. Окунев к современным педагогическим технологиям относят: информационно – коммуникационные технологии, технологию развития критического мышления, проектную технологию, технологию развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, игровые технологии, модульную технологию, технологию мастерских, кейс – технологию, технологию интегрированного обучения, педагогику сотрудничества, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии. 

 Современными технологиями, на наш взгляд, будут являться те, что позволяют более эффективно, чем раньше, помочь педагогу достичь современных задач, поставленных перед экологическим обучением и воспитанием. При этом зачастую для достижения данной цели используются комбинации и объединения разных технологий, в том числе традиционных.  

Механизмом реализации системно–деятельностного подхода в географическом образовании являются такие технологии, как:

-        информационные и коммуникативные технологии;

-        технологии, основанные на создании проблемных ситуаций с целью изучения окружающего мира;

-        технологии, основанные на реализации проектной деятельности;

-        технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения.

Нами были выделены следующие педагогические технологии, используемые в дошкольном образовательном учреждении: при организации географического образования: 

1.      технология проектирования С. Т. Шацкого, А. П. Пинкевича и др. (используется педагогам в ходе организации географического образования);

2.      технология познавательно-исследовательской деятельности Л. М. Маневцовой, Т. И. Бабаевой и др. (опыты и эксперименты с объектами природы; наблюдения и вопросы во время экскурсий; занятия и практикум и др.);

3.      технология проблемного обучения С. Л. Рубинштейна, Т. А. Ильиной и др. (географические квесты; географический практикум; решение проблемных ситуаций во время экскурсий и др.);

4.      технология развивающего обучения Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова (рисование, конструирование, лепка и др. по географической тематике; спортивно-развлекательные занятия и мероприятия географической направленности и др.);

5.      технология концентрированного обучения В. В. Розанова, П. П. Блонского и др. (разработка мероприятий, где каждый день посвящается какой-то определенной тематике в рамках общей географической темой; все образовательные, развлекательные и здоровьсбергающие занятия объединены общей темой дня; эффект «погружения» в тему);

6.      информационно-коммуникационные технологии (виртуальные экскурсии по разным странам и природным объектам; м/ф, фильмы, презентации на экологическую тему; музыка со звуками природы).

7.      технология гуманно-личностного воспитания Ш. А. Амонашвили (географическая практическая деятельность);

8.      технология проблемно-игровых ситуаций Т. А. Марковой, А. Г. Рындиной и др. (экологические квесты, игры на свежем воздухе и др.) [17];

9.      здоровьесберегающие технологии (зарядка «Изобрази животных»; пребывание на свежем воздухе, в природе; прослушивание звуков природы и др.).

При использовании данных технологий в организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении необходимо помнить о том, что образовательный процесс должен не вредить здоровью ребенка, а способствовать его сохранению; должен быть создан благоприятный эмоционально-психический фон для каждого ребенка; учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. Также должны выполняться принципы наглядности, систематичности и наглядности, доступности, научности, сознательности и активности, а также осуществляться связь теории с практикой.

Грамотное использование современных технологий в образовательном процессе в сфере географического образования может помочь в совершенствовании географических знаний и навыков детей, формировании гуманного отношения к природе, развитие навыков взаимодействия с природой, создание благоприятных условий для формирования личности в соответствие с современными запросами общества. 

Процесс организации географического образования, согласно данной модели, позволит педагогу организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы он соответствовал всем образовательным требованиям и принципам, возрастным возможностям и индивидуальным особенностям детей, способствовал развитию и формированию личности.

 

Посмотрите также