Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации
Оценка 4.9

Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации

Оценка 4.9
Педсоветы
doc
воспитание
5 кл—7 кл
15.04.2021
Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации
повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей.
знанио.doc

 

 

 

 

 

 

Семинар-практикум для педагогов

«Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»

 

 



 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей.

Задачи:
1. Уточнить содержание профориентационной работы в ДО,определить проблемы и перспективы ранней профориентационной работы в ДОО.
2. Познакомить педагогов с современными технологиями, используемыми для ознакомления дошкольников с профессией, формам и методами работы с детьми по профориентации.

3. Формирование банка данных о формах работы по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых.



Ход:

 

Детство – это тот  удивительный мир, где, еще, будучи ребенком, можно стать мамой и папой, пожарным и врачом, можно полететь в космос, попутешествовать по разным странам за один день или помечтать о будущем. Если еще несколько лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, врача, продавца, водителя и военного, то на текущем этапе этого недостаточно. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.

 

Возможность работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста обусловлена следующим фактором: дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к разным профессиям. Процессом формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса  воспитания и обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности дошкольников.

На сегодняшний день выделены основные направления развития ребенка, в том числе образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Периоду дошкольного детства соответствует первый этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий.

Система работы с дошкольниками по ранней профориентации проводится по 3 направлениям:

1.     приближение детей к труду взрослых;

2.     приближение труда взрослых к детям;

3.     совместная деятельность детей и взрослых.

1. Приближение детей к труду взрослых. Это, когда педагог знакомит детей с профессией как на занятии, так и вне: рассказывает о труде взрослых с показом иллюстраций: что за профессия, где работает (о месте работы), во что одет, что нужно для работы, какими чертами должен обладать и т.п. А также, можно организовать в детском саду встречу с интересными людьми какой-то профессии.

2. Приближение труда взрослых к детям. Это организованные экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий- на работе ( предприятии, учреждении) . Данное направление считается наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых , способствует накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

3. Совместная деятельность взрослого и ребёнка. К этому направлению работы с детьми относятся игровая и продуктивная деятельность.

 

Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Дошкольный возраст-это тот подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределенияВажно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.

 

 

Что же означает термин «Профориентация в ДОУ»?

  Система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека, для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

  Общее знакомство с миром профессий с совместным обсуждением мечты и опыта ребенка, приобретенных им в разных видах трудовой деятельности.

Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

 

Главная цель ранней профориентации детей - это развитие эмоционального отношения ребенка к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Получая такие знания, у ребенка формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; расширяется его кругозор; все это способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии.

 Перед педагогами стоят задачи:

- обогатить и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности взрослых

- формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса

-  закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления

- стимулировать развитие познавательных, коммуникативных и творческих способностей

- воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам.

 

 

               Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность.

 

              

Чтобы у дошкольников возник интерес к работе взрослых и труду вообще, нужно использовать разнообразные методы:

·          Наглядные (живые образы), к которым относятся:

-         экскурсии

-         наблюдения

-         дидактические пособия

-         рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.

-         просмотр видеозаписей

·          Словесные, которые включают:

-         художественное слово

-         рассказ воспитателя

-         беседы

-         малые фольклорные формы

-         проблемные ситуации

-         высказывания и сообщения

·          Практические – это:

-         трудовые поручения

-         обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

-         игровые обучающие ситуации

-         сюжетно-ролевые игры

·          Игровые, к которым относятся:

-         дидактические игры

-         игровые упражнения

-         игры с правилами

-         словесные игры

-         игры-воображения

-         игры-шутки

-         сюжетно-ролевые игры

-         сюрпризные моменты

Нужно отметить и группу методов, которая непосредственно способствует продуктивной детской  деятельности. Это:

-         показ

-         объяснение

-         обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

-         обсуждение труда и его результатов

-         оценка

 

 

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды.   В центрах ребенок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, действовать.

 

 

Практикум

 

         Педагогам предлагается разделиться на две команды. В ходе проведения практикума педагоги обобщают и расширяют представления о формах и методах, активизирующих познавательный интерес дошкольников.

Задания для команд:

1.     Мозговой штурм – определить основные направления РППС, способствующие освоению знаний и становлению интереса дошкольников к профессиям.

2.     Игра « Придумать профессии, начинающиеся на букву …» - назвать профессии на заданную букву.

3.     Игра»сама вкусная профессия» - назвать профессии, которые подходят под определение «вкусная», «веселая», «Сильная», «заботливая», «высотная», «опасная».

4.     Назвать профессии, которые относятся к типу: человек-природа, человек-техника, человек-знак, человек-человек.

5.     Игра «Закончи пословицу» команды получают карточку, задача – прочитать начало пословицы  и сформулировать окончание.

6.     Игра «Угадайте, кто работает с этими вещами» - называют три слова, необходимо определить, с людьми какой профессии они связаны.

7.     Музыка в профессии- предлагается вспомнить песни, в которых говорится о профессиях.

8.     Ирга «Вспомнить все» - предлагается вспомнить и перечислить формы работы, которые используются в работе с дошкольниками при ознакомлении с профессиями.

 

 

Уважаемые педагоги, мы продемонстрировали приемы и формы работы с дошкольниками при ознакомлении детей с миром профессий.

 

Спасибо за участие!

 

 

Литература:

 

1.     Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.

2.     Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

3.     Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: учебно-методическое пособие. – Балашов: Николаев, 2004

4.     Кубайчук Н.П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста// Проблемы и перспективы развития образования: матер. VI междунар. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2015

5.     Нищева Н.В. Мамы всякие нужны. –   СПб.: Детство-пресс, 2018

6.     Сальникова Т.Г. Детям о профессиях. Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). вып.1 – СПб.: Детство-пресс, 2017

7.     Шаламова Е.И. Реализация образовательной области "Труд" в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: учебно-методическое пособие – СПб: Детство-пресс, 2012


Семинар-практикум для педагогов «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»

Семинар-практикум для педагогов «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»

Цель: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей

Цель: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей

А также, можно организовать в детском саду встречу с интересными людьми какой-то профессии

А также, можно организовать в детском саду встречу с интересными людьми какой-то профессии

Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность

Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды

Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников

Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2021