Семинар-практикум для педагогов
«Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»
Цель:
повышение
уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование
практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного
возраста с профессиями взрослых людей.
Задачи:
1. Уточнить содержание профориентационной работы
в ДО,определить проблемы и перспективы ранней профориентационной работы в ДОО.
2. Познакомить педагогов с современными
технологиями, используемыми для ознакомления дошкольников с профессией, формам
и методами работы с детьми по профориентации.
3. Формирование банка данных о формах работы по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых.
Ход:
Детство – это тот удивительный мир, где, еще, будучи ребенком, можно стать мамой и папой, пожарным и врачом, можно полететь в космос, попутешествовать по разным странам за один день или помечтать о будущем. Если еще несколько лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, врача, продавца, водителя и военного, то на текущем этапе этого недостаточно. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
Возможность работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста обусловлена следующим фактором: дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к разным профессиям. Процессом формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса воспитания и обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности дошкольников.
На сегодняшний день выделены основные направления развития ребенка, в том числе образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Периоду дошкольного детства соответствует первый этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий.
Система работы с дошкольниками по ранней профориентации проводится по 3 направлениям:
1. приближение детей к труду взрослых;
2. приближение труда взрослых к детям;
3. совместная деятельность детей и взрослых.
1. Приближение детей к труду взрослых. Это, когда педагог знакомит детей с профессией как на занятии, так и вне: рассказывает о труде взрослых с показом иллюстраций: что за профессия, где работает (о месте работы), во что одет, что нужно для работы, какими чертами должен обладать и т.п. А также, можно организовать в детском саду встречу с интересными людьми какой-то профессии.
2. Приближение труда взрослых к детям. Это организованные экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий- на работе ( предприятии, учреждении) . Данное направление считается наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых , способствует накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
3. Совместная деятельность взрослого и ребёнка. К этому направлению работы с детьми относятся игровая и продуктивная деятельность.
Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.
Дошкольный возраст-это тот подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения. Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.
Что же означает термин «Профориентация в ДОУ»?
— Система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека, для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
— Общее знакомство с миром профессий с совместным обсуждением мечты и опыта ребенка, приобретенных им в разных видах трудовой деятельности.
Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Главная цель ранней профориентации детей - это развитие эмоционального отношения ребенка к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Получая такие знания, у ребенка формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; расширяется его кругозор; все это способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии.
Перед педагогами стоят задачи:
- обогатить и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности взрослых
- формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса
- закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления
- стимулировать развитие познавательных, коммуникативных и творческих способностей
- воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам.
Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность.
Чтобы у дошкольников возник интерес к работе взрослых и труду вообще, нужно использовать разнообразные методы:
· Наглядные (живые образы), к которым относятся:
- экскурсии
- наблюдения
- дидактические пособия
- рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.
- просмотр видеозаписей
· Словесные, которые включают:
- художественное слово
- рассказ воспитателя
- беседы
- малые фольклорные формы
- проблемные ситуации
- высказывания и сообщения
· Практические – это:
- трудовые поручения
- обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
- игровые обучающие ситуации
- сюжетно-ролевые игры
· Игровые, к которым относятся:
- дидактические игры
- игровые упражнения
- игры с правилами
- словесные игры
- игры-воображения
- игры-шутки
- сюжетно-ролевые игры
- сюрпризные моменты
Нужно отметить и группу методов, которая непосредственно способствует продуктивной детской деятельности. Это:
- показ
- объяснение
- обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
- обсуждение труда и его результатов
- оценка
Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды. В центрах ребенок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, действовать.
Практикум
Педагогам предлагается разделиться на две команды. В ходе проведения практикума педагоги обобщают и расширяют представления о формах и методах, активизирующих познавательный интерес дошкольников.
Задания для команд:
1. Мозговой штурм – определить основные направления РППС, способствующие освоению знаний и становлению интереса дошкольников к профессиям.
2. Игра « Придумать профессии, начинающиеся на букву …» - назвать профессии на заданную букву.
3. Игра»сама вкусная профессия» - назвать профессии, которые подходят под определение «вкусная», «веселая», «Сильная», «заботливая», «высотная», «опасная».
4. Назвать профессии, которые относятся к типу: человек-природа, человек-техника, человек-знак, человек-человек.
5. Игра «Закончи пословицу» команды получают карточку, задача – прочитать начало пословицы и сформулировать окончание.
6. Игра «Угадайте, кто работает с этими вещами» - называют три слова, необходимо определить, с людьми какой профессии они связаны.
7. Музыка в профессии- предлагается вспомнить песни, в которых говорится о профессиях.
8. Ирга «Вспомнить все» - предлагается вспомнить и перечислить формы работы, которые используются в работе с дошкольниками при ознакомлении с профессиями.
Уважаемые педагоги, мы продемонстрировали приемы и формы работы с дошкольниками при ознакомлении детей с миром профессий.
Спасибо за участие!
Литература:
1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: учебно-методическое пособие. – Балашов: Николаев, 2004
4. Кубайчук Н.П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста// Проблемы и перспективы развития образования: матер. VI междунар. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2015
5. Нищева Н.В. Мамы всякие нужны. – СПб.: Детство-пресс, 2018
6. Сальникова Т.Г. Детям о профессиях. Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). вып.1 – СПб.: Детство-пресс, 2017
7. Шаламова Е.И. Реализация образовательной области "Труд" в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: учебно-методическое пособие – СПб: Детство-пресс, 2012
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.