Формы работы с родителями в современной начальной школе
Среди многих функций, которые выполняет семья, важной является воспитательная. Однако катаклизмы, происходящие в современном обществе, и экономические трудности тормозят адаптацию семьи как социального института к новым условиям современности, негативно сказываются на ее воспитательной роли. Очевидно, что сегодня семья не готова взять на себя всю ответственность за социализацию детей.
Однако семья не является изолированным микросредой: многоканальные связи соединяют ее с обществом; различные внешние факторы влияют на ее воспитательную функцию. Важное место здесь занимают учебные заведения, педагоги, которые благодаря профессиональному образованию обладают необходимыми психолого-педагогическими знаниями, профессиональными умениями и навыками, являются важной составляющей в педагогическом треугольнике "ребенок-родители-учитель". Важную функцию координации воспитательных действий семьи в современных условиях возложена на образовательное учреждение, и от того, как организована и реализована работа с родителями каждого образовательного учреждения и каждого его отдельного класса, в значительной мере зависит успешность процесса обучения и воспитания детей. Существенным по своей значимости задачей является широкое привлечение родителей, всех взрослых членов семьи к сотрудничеству с педагогическим коллективом, к активному участию в жизни учебного заведения, класса.
Установление и поддержка педагогического содействия "дети-родители-педагоги" должны выстраиваться на принципах взаимоуважения, доверия, ответственности и равноправном партнерстве.
Основой такого содействия должно стать единство в отношении к ребенку как к наивысшей ценности. Содержание педагогической деятельности учителя в указанной взаимодействию должен направляться на повышение готовности родителей к воспитанию детей, на осознание ими важности ответственного отцовства, на передачу всем взрослым членам семьи определенной психолого-педагогической, физиолого-гигиенической, правовой и другой информации, на формирование у них соответствующих практических умений и навыков.
Организацию работы с родителями в современном образовательном учреждении условно можно разделить на такие направления:
1) изучение семей учащихся, их воспитательного потенциала;
2) привлечение родителей, всех взрослых членов семьи к учебно-воспитательному процессу как равноправных участников, интеграция усилий и гармонизация взаимоотношений педагогического коллектива и общественности по созданию благоприятных условий для эффективной работы образовательного учреждения;
3) формирование педагогической культуры современной семьи и помощь родителям в их психолого-педагогическом самообразовании;
4) коррекция воспитательной деятельности семей с разным типом семейного неблагополучия.
Организация работы с родителями в образовательном учреждении — многоаспектная и имеет значительные педагогические возможности. Успех в организации работы с родителями в значительной степени зависит от личности и авторитета педагога, его профессионализма, высоких моральных, человеческих качеств, умение общаться с родителями, коллегами, детьми. Учитель начальных классов, а в дальнейшей школьной жизни детей — классный руководитель — это педагогический работник, осуществляющий педагогическую деятельность с коллективом учащихся класса, их родителями, организацию и проведение внеурочной и культурно-массовой работы, способствует взаимодействию участников учебно-воспитательного процесса в создании надлежащих условий для выполнения задач обучения и воспитания, самореализации и развития учащихся (воспитанников), их социальной защиты. Согласно «Положения о классного руководителя учебного заведения системы среднего образования» классный руководитель (учитель начальных классов) координирует воспитательную работу родителей, учителей, психолога, медицинских работников, других участников учебно-воспитательного процесса по выполнению задач обучения и воспитания в классном коллективе. Он имеет право вносить предложения на рассмотрение родительских собраний класса по материальному обеспечению и проведению мероприятий, посещать учащихся (воспитанников) по месту жительства (с согласия родителей, опекунов, попечителей), изучать условия их быта и воспитания и тому подобное.
Содержание работы по формированию педагогической культуры родителей можно определить как специально организованную деятельность по оказанию помощи современной семье в выполнении ею воспитательной функции. Немаловажная роль в этой работе отводится родительским собраниям, определяя их тематику и формы проведения.
Методологической основой этой деятельности является право каждого ребенка на таких родителей, которые способны обеспечить ему возможность всестороннего развития и семейного благополучия. Формирование педагогической культуры родителей является частью социальной политики современного украинского общества, поскольку ослабление института семьи — серьезная проблема социальной политики государства.
Важная задача образовательного учреждения, учителя — помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей — не только создание гармоничных взаимоотношений между родителями и детьми, но и их предпосылок: определенного образа жизни и доброжелательных взаимоотношений всех членов семьи.
Итак, формирование педагогической культуры современной семьи-это процесс воспитания и перевоспитания взрослых: родителей, других членов семьи, даже косвенно детей, который может быть полезным и необходимым даже тем родителям, которые, воспитывая детей, не испытывают определенных проблем.
Учителю, прежде всего, нужно помнить, что общение с родителями — одна из основных составляющих успешной работы с детьми. Знание состава семьи, особенностей воспитания, вообще привлечение учителя к новой школьной жизни ребенка — условия успешной адаптации младших школьников к этой непростой жизни.
Школа должна стать надежной опорой и партнером для многодетных семей, активно пропагандировать положительный опыт воспитания в них.
Не нужно забывать педагогу о работе с неблагополучными семьями, коррекцию воспитательной деятельности семей с разным типом семейного благополучия или дисфункциональных, условия жизни в которых негативно влияют на развитие личности ребенка. Коррекция воспитательной деятельности дисфункциональных семей должна начинаться с глубокого и содержательного изучения учителем условий жизни, быта, взаимоотношений между взрослыми и детьми, личности каждого из родителей, уровня их общей и педагогической культуры. Учителю необходимо не только выявить основную причину неблагополучия, но и его истоки, заложенные в личности родителей, других взрослых членов семьи, определить наиболее существенные ошибки в семейном воспитании и пути их устранения, то есть очертить возможности применения индивидуального подхода к членам таких семей на родительских собраниях, с обязательным соблюдением педагогического такта, доброжелательным отношением к родителей и детей, с учетом индивидуальных особенностей семьи, демонстрируя умение понимать трудности и невзгоды, с опорой на положительное в личности каждого из взрослых и ребенка, верой в возможность улучшения морально-психологического климата семьи при условии кропотливой работы, пониманием специфичности случае семейного неблагополучия, затронуть проблемы и предложить обсудить ее на родительских собраниях, чтобы наметить пути работы с такой семьей (или семьями).
Посещение семьи ребенка
Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Получается, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, образа жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.
День открытых дверей
День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями образовательно-воспитательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети родителей, которые пришли. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или воспитатель-методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на вопросы, которые возникают.
Беседы
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том, и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
Консультации
Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации является усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в решении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему "Как разучивать с детьми стихи").
Индивидуальные тематические консультации полезны как для педагога, так и для родителей. Родители получают реальное представление про школьные дела и поведение ребенка. Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию в вопросе конкретных форм родительского содействия.
В общении с родителями педагог должен проявить максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ними своих обязанностей касательно ребенка. Подход педагога должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем сделать для ее разрешения?». Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные проступки. Не найдя к ним верного подхода, педагог встретится с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества.
Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
Семинары-практикумы
Форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективного решения педагогических ситуаций – своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-нибудь конфликтной ситуации, которая может сложиться в семье во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы, объяснить свою позицию в той или иной ситуации. Эта форма работы дает возможность рассказать про способы и приемы обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, обсуждать прочитанное, как подготовить ребенка к письму, как подготовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат.
Родительское собрание
Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и т.д. На общее собрание можно пригласить врача или представителя методической службы города. Предусматриваются выступления родителей. Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, "Почему наши дети не любят трудиться?", "Как воспитать у детей интерес к книге", "Телевизор - друг или враг в воспитании детей?".
Круглый стол
Круглый стол по проблеме интеллектуального развития дошкольников. В нем принимают участие воспитатель-методист, психолог, воспитатели групп и другие специалисты. Участники свободно общаются друг с другом. Темами подобных заседаний могут быть такие, как «Развитие любознательности у дошкольников», «Развитие речи», «Специальная готовность ребенка к школе» и др. Такие заседания можно провести в каждой возрастной группе, ставя акценты на задачах программы, по которой работает ДОУ. Целесообразно использовать такие методы, как постановка дискуссионных вопросов, анализ педагогических ситуаций, сообщения специалистов по проблеме, обмен опытом родителей, ответы на их вопросы специалистов. Здесь можно показать родителям открытое (или в видеозаписи) занятие с детьми, организовать выставку литературы для детей и родителей по проблеме. Предлагается раскрыть родителям сущность обучения дошкольников, его специфику, которая заключается в использовании игровых приемов. Как наглядность уместным будет открытое занятие для родителей с детьми или же видеоматериалы фрагментов занятий по математике, развитию речи и др., стоит обратить внимание на дидактический материал, методы обучения детей, сюрпризные моменты на занятиях.
Родительские вечера
Родительские вечера проводятся в классе 1-2 раза в год или в присутствии детей, или без них. Родительский вечер — это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний о собственном детстве и детстве своего ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые ставит жизнь перед родителями.
Главное, в ходе вечера родители должны учиться слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Темы родительских вечеров могут быть такими: «Год рождения моего ребенка – каким он был, этот первый год?», «Первые книги ребенка», «Будущее моего ребенка», «День рождения нашей семьи – как мы его отмечаем?», «Вечер воспоминаний. Наказание и поощрение в нашей семье» и т.п.
Педагогическая дискуссия
Это одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная черта диспута состоит в том, что он позволяет привлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, содействует выработке умений всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на полученные навыки и накопленный опыт. Успех диспута много в чем зависит от его подготовки. Ориентировочно за месяц участники должны ознакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой.
Самая ответственная часть диспута – проведение спора. Многое тут определяется поведение ведущих (им может быть педагог или же кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушать все выступления, предложить аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута – уважение к позиции и мнению любого из участников.
Темой диспута может быть любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например «Частная школа – «за» и «против»».
Во время дискуссии можно использовать такие методы, как постановка спорных вопросов, ознакомление родителей с результатами тестирования детей, предоставление слова специалистам, анализ педагогических ситуаций. Рекомендуется проведение дискуссий по аналогии телевизионных ток-шоу. Например, распределить участников на две группы: первая – те, кто считает, что умственное развитие ребенка – это умения писать, считать, читать; другая – родители с другой точкой зрения: главное, чтобы ребенок всесторонне развивался. Необходимо дать возможность высказаться представителям разных мнений, предоставить слово специалистам, аргументировать верную позицию. Для повышения интереса слушателей к проблеме можно привести как пример высказывания детей, продукты детского творчества, видеоролики и т.п. В конце следует подвести итоги.
Родительские ринги
Ринг – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Проведение родительских рингов в школе необходимо. Родительский ринг проводится для того, чтобы как можно больше количество родителей могли убедиться в правильности или же в ложности своих методов воспитания и провести «ревизию» своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании ребенка они делают верно, а что не совсем уместно. Польза таких встреч состоит в том, что они позволяют исключить любые закулисные разговоры среди родителей про вопросы организации образовательного простора их детей, содержанию учебного и воспитательного процесса. Образцы тем родительских рингов могут быть такими: «Плохие привычки – наследственность или же влияние социума?», «Что вы делаете, если возникают проблемы с дисциплиной вашего ребенка?», «Можно ли наказывать ребенка в собственном доме?», «Как обучить ребенка всегда и всюду быть Человеком?», ««За» и «против» школьной формы», «Необходимы ли для ребенка праздники?» и т.п.
Устные журналы
Журнал состоит из 3-6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут, таким образом, общая продолжительность составляет 40 минут. Достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени, представляет значительный интерес для родителей. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками поделок, рисунков, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Эта форма может проводиться регулярно с заданными рубриками, имеющими место в том или ином журнале. Например, «Советы специалиста», «Это интересно знать», «Говорят дети» и др.; рубрики наполняются педагогическим содержанием по теме. Например, советы может дать психолог, социальный педагог, врачи, и другие специалисты. В «Устном журнале» освещаются актуальные проблемы интеллектуального развития ребенка. Главное – сделать эти встречи неформальными, а заинтересовать родителей, отвечать на волнующие их вопросы, не увлекаться теорией вопроса, а преподносить материал убедительно, доступно, опираясь на их опыт.
Наглядные формы работы с родителями
Наглядные формы работы с родителями включают подготовку памяток, материала на стендах, фотовыставки и др. Например, можно подготовить для родителей в письменном виде показатели умственного развития детей по возрастным группам или предложить наглядный материал, на формирование памяти, внимания, воображения, мышления, а также варианты проведения дидактических игр с детьми.
Брифинг
Встреча, на которой вкратце излагается позиция по одному из злободневных вопросов. Может проводиться воспитателем-методистом, воспитателем группы или специалистом, который заранее готовится к ответу на вопросы по определенной теме. Позволяет максимально активизировать родителей. Две команды, одна задает вопрос - другая отвечает; организатор задает вопросы-родители отвечают.
Родительские конференции
Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается "для затравки", чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции ("Забота о здоровье детей", "Приобщение детей к национальной культуре", "Роль семьи в воспитании ребенка"). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.
Семейные клубы
В отличие от родительских собраний, в основе которых учебно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.
Библиотека специальной литературы
Библиотека специальной литературы - значительная помощь в работе клубов по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.
"Родительская почта" и "Телефон доверия"
Это нетрадиционные формы общения с семьей. Учитывается занятость родителей. Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.