Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
Оценка 5

Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

Оценка 5
docx
05.02.2020
Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО.docx

Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы

В данной статье описаны формы внеурочной деятельности по направлениям и видам. Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования ориентированы на воспитательные результаты.

Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность учащихся,   как и деятельность  в рамках уроков,  направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы.  Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на  достижении личностных и метапредметных результатов, что и  определяет  специфику внеурочной деятельности,  в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО -  создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:

·         приобретение учащимися социального опыта;

·         формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

·         приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности  отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД  (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе  позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

·         обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

·         оптимизировать учебную нагрузку учащихся;

·         улучшить условия для развития ребенка;

·         учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Структура внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

·         учебный план образовательного учреждения;

·         дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;

·         образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;

·         классное руководство.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности.

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет  основные направления внеурочной деятельности.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.

Направления внеурочной деятельности:

1.      Спортивно-оздоровительное

2.      Духовно – нравственное

3.      Общеинтел-лектуальное

4.      Общекультурное

5.      Социальное

Виды внеурочной деятельности:

o    Игровая деятельность

o    Познавательная деятельность

o    Проблемно – ценностное общение

o    Досугово – развлекательная деятельность

o    Художественное творчество

o    Социальное творчество

o    Трудовая деятельность

o    Спортивно-оздоровительная деятельность

o    Туристско-краеведческая деятельность

Формы внеурочной деятельности:

o    Кружок

o    Студия

o    Секция

o    Клуб

o    Объединение

o    Факультатив

o    Научное общество

o    Конференция

o    Слет

o    Игра

o    Соревнование

o    Турнир

o    Встреча

o    Концерт

o    Спектакль

o    Практика

o    Экскурсия

o    Культпоход

o    Туристический поход

o    Субботник

o    Десант

Формы внеурочной деятельности по направлениям:

 Спортивно-оздоровительное:

·         Посещение спортивных секций

·         Организация экскурсий,  Дней Здоровья и других спортивных соревнований.

·         Проведение бесед по охране здоровья.

·         Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.

·         Динамические паузы и прогулки в начальной школе.

·         Участие в спортивных соревнованиях.

·         Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

Общекультурное:

·         Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

·         Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

·         Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.

 Общеинтеллектуальное:

·         Предметные недели;

·         Библиотечные уроки;

·         Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;

·         Проектная деятельность;

·         Участие в научно-исследовательских конференциях;

·         Разработка проектов к урокам.

 Духовно-нравственное:

·         Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества, посещение школьного музея.

·         Выставки рисунков.

·         Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян,

·         Тематические классные часы.

·         Подготовка к участию в военно-спортивной игре «Зарница».

·         Фестивали патриотической песни, смотры строя и песни.

Социальное:

·         Проведение субботников.

·         Работа на пришкольном участке.

·         Разведение комнатных растений и уход за ними.

·         Акция «Посади дерево», «Белый цветок», «Покормите птиц» и др.

Формы внеурочной деятельности по видам:

1.      Словесно-логические.

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом),  вызывающее ответные эмоции у детей.

o    Беседы на различные темы

o    Дискуссии

o    Собрания

o    Конференции

o    Лекции

Главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых. Обсуждение проблемных вопросов.

2.      Образно-художественные формы

o    Концерты

o    Спектакли

o    Праздники

o    КТД

Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.

3.      Трудовые формы внеурочной деятельности

o    Работа на пришкольном участке

o    Работа по оформлению и уборке кабинета

o    Уход за комнатными растениями

o    Организация дежурства на переменах и в школьной столовой

o    Помощь школьному библиотекарю

o    Трудовые десанты

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.

4.      Игровые (досуговые) формы работы

o    Совместные праздники

o    Подготовка концертов, спектаклей

o    Неделя театра, танца, вокала

o    Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей

o    Соревнования

o    Конкурсы

o    КВНы

o    Туристические походы

o    Экскурсионные прогулки в парк

o    Экскурсионные поездки

Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.

5.      Психологические формы

o    Лекции

o    Беседы

o    Дискуссии

o    Психологические упражнения

o    Консультации

o    Тренинги

В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.

Результаты внеурочной деятельности

Все виды, направления и формы  внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования  строго ориентированы на воспитательные результаты.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень. 1 класс

Школьник знает и понимает общественную жизнь

 

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах  поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень. 2-3 классы

Школьник ценит общественную жизнь

 

Получение школьником опыта переживания  и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Достигается в дружеской детской среде.

Третий уровень. 4 класс

Школьник самостоятельно действует в  общественной  жизни

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.

Достижение всех трех уровней  результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:

§  внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

§  улучшение психологической и социальной комфортности в едином  воспитательном пространстве;

§  укрепление здоровья воспитанников;

§  развитие творческой активности каждого ребёнка;

§  укрепление связи между семьёй и школой.


 

Формы внеурочной деятельности в условиях

Формы внеурочной деятельности в условиях

Структура внеурочной деятельности

Структура внеурочной деятельности

Экскурсия o Культпоход o

Экскурсия o Культпоход o

Собрания o Конференции o

Собрания o Конференции o

Результаты внеурочной деятельности

Результаты внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2020