Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы
В данной статье описаны формы внеурочной деятельности по направлениям и видам. Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования ориентированы на воспитательные результаты.
Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО - создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:
· приобретение учащимися социального опыта;
· формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
· приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:
· обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
· оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
· улучшить условия для развития ребенка;
· учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
Структура внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:
· учебный план образовательного учреждения;
· дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
· образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
· классное руководство.
Направления, виды и формы внеурочной деятельности.
Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.
Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.
Направления внеурочной деятельности:
1. Спортивно-оздоровительное
2. Духовно – нравственное
3. Общеинтел-лектуальное
4. Общекультурное
5. Социальное
Виды внеурочной деятельности:
o Игровая деятельность
o Познавательная деятельность
o Проблемно – ценностное общение
o Досугово – развлекательная деятельность
o Художественное творчество
o Социальное творчество
o Трудовая деятельность
o Спортивно-оздоровительная деятельность
o Туристско-краеведческая деятельность
Формы внеурочной деятельности:
o Кружок
o Студия
o Секция
o Клуб
o Объединение
o Факультатив
o Научное общество
o Конференция
o Слет
o Игра
o Соревнование
o Турнир
o Встреча
o Концерт
o Спектакль
o Практика
o Экскурсия
o Культпоход
o Туристический поход
o Субботник
o Десант
Формы внеурочной деятельности по направлениям:
Спортивно-оздоровительное:
· Посещение спортивных секций
· Организация экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных соревнований.
· Проведение бесед по охране здоровья.
· Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
· Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
· Участие в спортивных соревнованиях.
· Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.
Общекультурное:
· Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
· Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
· Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.
Общеинтеллектуальное:
· Предметные недели;
· Библиотечные уроки;
· Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;
· Проектная деятельность;
· Участие в научно-исследовательских конференциях;
· Разработка проектов к урокам.
Духовно-нравственное:
· Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества, посещение школьного музея.
· Выставки рисунков.
· Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян,
· Тематические классные часы.
· Подготовка к участию в военно-спортивной игре «Зарница».
· Фестивали патриотической песни, смотры строя и песни.
Социальное:
· Проведение субботников.
· Работа на пришкольном участке.
· Разведение комнатных растений и уход за ними.
· Акция «Посади дерево», «Белый цветок», «Покормите птиц» и др.
Формы внеурочной деятельности по видам:
1. Словесно-логические.
Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.
o Беседы на различные темы
o Дискуссии
o Собрания
o Конференции
o Лекции
Главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых. Обсуждение проблемных вопросов.
2. Образно-художественные формы
o Концерты
o Спектакли
o Праздники
o КТД
Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.
3. Трудовые формы внеурочной деятельности
o Работа на пришкольном участке
o Работа по оформлению и уборке кабинета
o Уход за комнатными растениями
o Организация дежурства на переменах и в школьной столовой
o Помощь школьному библиотекарю
o Трудовые десанты
В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.
4. Игровые (досуговые) формы работы
o Совместные праздники
o Подготовка концертов, спектаклей
o Неделя театра, танца, вокала
o Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
o Соревнования
o Конкурсы
o КВНы
o Туристические походы
o Экскурсионные прогулки в парк
o Экскурсионные поездки
Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.
5. Психологические формы
o Лекции
o Беседы
o Дискуссии
o Психологические упражнения
o Консультации
o Тренинги
В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.
Результаты внеурочной деятельности
Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Уровни результатов внеурочной деятельности
Первый уровень. 1 класс |
Школьник знает и понимает общественную жизнь
|
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни. Достигается во взаимодействии с педагогом |
Второй уровень. 2-3 классы |
Школьник ценит общественную жизнь
|
Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура). Достигается в дружеской детской среде. |
Третий уровень. 4 класс |
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни |
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Достигается во взаимодействии с социальным субъектом. |
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:
§ внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
§ улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
§ укрепление здоровья воспитанников;
§ развитие творческой активности каждого ребёнка;
§ укрепление связи между семьёй и школой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.