Формы и методы обучения

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 26.12.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Понятие методов, приемов обучения. Функции обучения, требования к ним. Проблема классификации методов обучения в современной педагогике Характеристика основных словесных, наглядных и практических методов обучения. Активные методы обучения. Проблема выбора методов обучения.Понятие методов, приемов обучения. Поиск различных форм учебного материала начинается с осознания цели, задачи урока.Понятие методов, приемов обучения. Функции обучения, требования к ним. Проблема классификации методов обучения в современной педагогике Характеристика основных словесных, наглядных и практических методов обучения. Активные методы обучения. Проблема выбора методов обучения.
Иконка файла материала Формы и методы обучения.ppt
Понятие методов, Понятие методов, приемов обучения. приемов обучения. Функции обучения, Функции обучения, требования к ним. требования к ним. Проблема Проблема Характеристика Характеристика 900igr.net основных словесных, основных словесных, классификации методов классификации методов обучения в современной обучения в современной педагогике педагогике
Понятие методов обучения Понятие методов обучения  Поиск  различных  форм  учебного  материала  начинается  с  осознания  цели, задачи урока.  Метод  –  это  форма  теоретического  и  практического  усвоения  Метод  учебного  материала,  способ  достижения  цели,  определенным  образом упорядоченная деятельность.  Реализация  образовательной,  воспитательной  и  развивающей  функции  обучения  зависит  от  выбора  метода.  Усвоить  материал  можно  только  в  определенных  формах  познавательной  теоретической  и  практической деятельности. Методы  обучения  –  это  способы  обучающей  работы  учителя  и  Методы  обучения организации  учащихся,  направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач  и овладением изучаемым материалом. учебно­познавательной  деятельности   М.О. отражают: 1. Способы  обучающей  работы  учителя  и  способы  учебной  работы  учащихся в их взаимосвязи. Специфику их работы по достижению различных  целей обучения. 2.
Понятие приемов обучения Понятие приемов обучения Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона  Прием обучения метода,  т.е.  частное  понятие  по  отношению  к  общему  понятию «метод». Приемы  –  это  отдельные  операции,  умственные  или  Приемы практические  действия  учителя  или  учащихся,  которые  дополняют форму усвоения материала, предлагаемую данным  методом.  Приемы обучения подразделяются на: 1. Приемы  формирования  и  активизации  отдельных  операций  мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения; Приемы,  способствующие  созданию  проблемных,  поисковых    ситуаций в мыслительной деятельности школьников. Приемы,  активизирующие  переживания,  чувства  учащихся,  связанные с изучением учебного материала; Приемы контроля, самоконтроля, самообучения школьников; Приемы  управления  в  учебном  процессе  коллективными  и  личными взаимоотношениями учащихся.    2. 3. 4. 5. Одни и те же приемы могут быть включены в различные методы  обучения.
Словесные методы (методы изложения) Изложение учебного материала может быть в виде объяснения или  Изложение учебного материала может быть в виде объяснения или  описания. описания. Объяснение – форма овладения теоретическим учебным материалом.  Объяснение  Используется:  Когда учитель сообщает о тех фактах, о которых ученики ничего не  знают; Для повторение уже изученного материала (учитель подводит итоги или  помогает закрепить материал). Особенности: • Постановка познавательной задачи; • Ясно осознаваемое теоретическое положение; • Строгий, тщательный подбор фактического материала; • Определенную форму рассуждений: анализ и синтез, наблюдения  и анализ выводов, индукцию и дедукцию; • Иллюстративный материал: картины, рисунки, схемы и т.д. • Формулировку выводов; • Дополнительные разъясняющие моменты.
 Рассказ  –  форма  изложения  учебного  материала  который  Рассказ  носит преимущественно описательный характер. Рассказ – это  словесное  описание  событий,  процессов,  явлений  в  природе,  обществе, в жизни отдельного человека или группы людей. ..   Виды  рассказа:  рассказ­вступление,  рассказ­повествование,  рассказ­ заключение              Требования к рассказу: 1. Определенность темы и содержания; Эмоциональность; Наличие плана; Соблюдение структуры; Сочетание с другими методами обучения. 2. 3. 4. 5. Рассказ может занимать самостоятельное место а может быть  включен  в  процесс  объяснения  на  разных  его  стадиях.  Продолжительность рассказа не более 10­15 мин. в начальных  классах, 30­40 мин.­ для старших.
Требования к беседе: 1. система  2. Умение  Строгая  продуманных  предполагаемых ответов учащихся; выделить  конкретное  содержание  и  сосредоточить  на  нем  внимание  школьников. вопросов  и  мысленно   Беседа  –  представляет  собой  вопросо­ответную  Беседа форму овладения учебным материалом.  3. Беседа  –  это  всегда  система  вопросов,  не  простой  набор элементов. Вопрос должен быть четким и ясным по форме. 4. 5. Избегать однообразия, монотонной манеры беседы. Беседа,  как  метод  обучения  удобна  для  получения  обратной  связи.  Учитель  легко  может  определить  степень усвоения материала. Беседа – неэкономный и  сложный метод обучения.
Беседы бывают: По назначению:  Вводные или организующие;  Сообщения новых знаний (катехизические,  эвристические, сократические,  герменические);  Синтезирующие или закрепляющие;  Контрольно­коррекционные.
 Работа учащихся с учебником, книгой – является одной из   Работа учащихся с учебником, книгой  форм овладения учебным материалом.  Требования:  1. Каждый  ученик  должен  иметь  книгу,  быстро  находить  то место, которое изучается, иметь тетрадь для записи  и др.; 2. Учитель дает точный и краткий инструктаж о задании,  о  том,  что  должен  изучать  ученик,  какую  тему,  вопрос,  правило. Нельзя называть только страницу и параграф; 3. Учащиеся должны ясно представлять характер работы –  какова  какой  материал  последовательность учебных операций и т.д.; нужно  воспроизвести,  4. Учащиеся  должны  находить  главное  в  процессе  работы  с  книгой,  опорные  пункты,  не  стараясь  запомнить  все  подряд; 5. Учитель  учит  школьников  составлять  планы,  тезисы,  краткие конспекты изученного материла.
Самостоятельная работа – это такая познавательная учебная  Самостоятельная работа деятельность,  когда  последовательность  мышления  ученика,  его умственных и практических операций и действий зависит и  определяется самим учеником.   2. 3. 4. 5. План самостоятельной работы: 1. Осознание  учащимся  учебной  задачи,  которая  решается  с  помощью данной самостоятельной работы; Инструкция для учащихся о том, как её выполнить; Руководство  работы,  преимущественно  соблюдали инструктивное указание; Самоанализ, самоконтроль; Проверка работ учащихся, выделение типичных преимуществ и  ошибок, их разбор с учениками. которая  в  том,  чтобы  школьники  выполнения  процессом  состоит  Самостоятельная  волю,  работоспособность, внимание, дисциплину и т.д. работа  тренирует  воспитывает  Самостоятельная  работа  проводится  в  виде  подготовительных  упражнений  для  усвоения  нового,  упражнений  при  изучении  нового  материала,  упражнений  в  процессе  закрепления  и  повторения,  упражнений  проверочных  и  контрольных  работ,  а  также для самоконтроля.
 Демонстрация объектов – демонстрация приборов, наглядных  Демонстрация объектов  пособий, инструментов, постоянно сопровождает практическую  учебную деятельность. Требования к демонстрации: 1. Объект должен быть хорошо виден всем; В момент объяснения следует показывать необходимое пособие  и после объяснения его убирать, нельзя допускать  предварительного осмотра экспозиции. 2.  Методы программированного обучения –  учебный материал  Методы программированного обучения подразделяется  на отдельные  порции, каждая из которых  может быть усвоена предлагаемыми приемами, действиями,  операциями, причем каждая последующая порция может быть  усвоена только в том случает, если ученик овладел предыдущей.
 Репродуктивные,  объяснительно  –  иллюстративные,  проблемные,  частично  –  поисковые и исследовательские методы.  Репродуктивные  методы  –  форма  овладения  учениками  учебным  материалом  Репродуктивные  методы преимущественно  основывается  на  воспроизводящей  функции  памяти.  Эти  методы  обычно  используются  при  закреплении,  повторении,  обобщении,  систематизации, конкретизации ранее изученного материала.  Объяснительно  –  иллюстративные  методы  –  находят  применения  в  различных  Объяснительно  –  иллюстративные  методы формах  изучения  нового  содержания  (объяснение,  рассказ,  беседа,  описание,  доказательства и т.д.).   Проблемные  формы  овладения  учебным  материалом  –  в  сознании  ученика  Проблемные  формы  овладения  учебным  материалом формируется проблемная ситуация или задача, напоминающая научный поиск.  Ученик пытается сам найти  ответ на вопрос, разрешить проблемное задание.  Частично­поисковые методы – форма овладения учебным материалом, которая  Частично­поисковые методы включает  постановку  отдельных  проблемных  высказывание  учениками своих предложений, самостоятельность рассуждений, расчленение  общей задачи на ряд частных, эвристическую беседу и т.д.  вопросов,  Исследовательские  методы  –  учащиеся  под  руководством  учителя  выполняют  Исследовательские  методы отдельные  исследовательские  задания  и  работы.  Можно  дать  задания  для  самостоятельных наблюдений, их записей и анализа результатов.
Характеристика методов обучения Характеристика методов обучения  Словесные, наглядные и практические методы. Словесные  методы  ­  если  ученики  получают  основную  учебную  Словесные  методы информацию  и  в  доказательств  учителя  или  текстов  учебных  книг  (беседа,  рассказ, описание, разъяснение и др.). рассуждений  словесных  процессе  Словесные  методы  преподавания  вызывают  соответствующие  словесные формы усвоение материала. в  Словесные  методы  используются  преимущественно  при  изучении  нового  материала  и  дают  хороший  эффект  в  обучении,  если  сочетаются с другими формами овладения знаниями.  Наглядные  методы  –  формы  усвоения  учебного  материала,  Наглядные  методы которые  от  находятся  применяемых  в  процессе  обучения  наглядных  пособий  и  технических средств.  существенной  зависимости  Наглядные  пособия  помогают  систематизации  и  обобщению  знаний,  а  также  активизации  мыслительной  деятельности  учащихся. Практические методы – формы овладения учебным материалом  Практические методы заданий,  самостоятельных  на  практических и лабораторных работ.   упражнений,  основе
Требования к методам Требования к методам обучения обучения  Направленность  метода  выполнения задач воспитания школьников. обучения  на   Научность методов.  Доступность  метода  психолого­педагогическим  развития школьников. его  соответствие  возможностям   Результативность  метода  обучения,  его  овладение  прочное  направленность  учебным материалом.  на   Необходимость  систематически  изучать,  использовать  в  своей  работе  инновационные  методы.
Всякая классификация имеет определенное основание.  Проблема классификации методов Проблема классификации методов Методы обучения подразделяются на группы по  определенному признаку.  обучения обучения Классификации бывают:  По  преимущественному  источнику  получения  знаний  (словесные, наглядные, практические);  По  формам  учителя  преподавания) и учащихся (методы учения); деятельности  (методы     По  характеру  мыслительной  деятельности  и  активности  познавательной  (репродуктивные,  объяснительно­иллюстративные,  проблемно­ поисковые, исследовательские).
Проблема выбора методов Проблема выбора методов обучения обучения М.О. зависят:  От общих и конкретных целей обучения.  От  психологических,  возрастных  особенностей  школьника.  От  анатомо­физических  особенностей  организма  учащихся,  утомляемости,  особенности  нервной,  сосудистой  и  т.д.  систем  организма. работоспособности,   От материально­технической оснащенности школы.  От  сложившихся  традиций  в  педагогике,  в  школе,  в  опыте учителей.
Классификация методов обучения Классификация методов обучения И. Лернера и М.Н.Скаткина И. Лернера и М.Н.Скаткина                              По признаку активности детей. Пассивные методы обучения:  Объяснительно­иллюстративные  м.о.  (рассказ,  лекция,  беседа  и  т.д.).  Учитель  рассказывает  –  дети  слушают  (восприятие  +  память).  Репродуктивные (упражнения) (память +  восприятие).  Методы проблемного изложения материалов (проблемная лекция)  (память + восприятие + мышление). Активные методы обучения:  Частично  поисковый  метод  (семинары,  проблемные  семинары)  (логическое мышление).  Исследовательский  метод  (рефераты,  доклады,  курсовые,  дипломные) (логическое и творческие мышление).
Классификация методов обучения Классификация методов обучения Махмутова М.И. Махмутова М.И. 1. Методы преподавания 1. Методы преподавания   Информационно­ сообщающий;  Объяснительный;  Инструктивно­практический;  Объяснительно­побуждающий;  Побуждающий. 2. 2. Методы учения Методы учения  Исполнительный; Репродуктивный;   Продуктивно­практический;  Частично­поисковый;  Поисковый.
Активные методы обучения Активные методы обучения  АМО  –  методы  обучения,  при  которых  деятельность  ученика  носит продуктивный характер, творческий характер.   Селевко Г.К.  АМО  –  методы  познавательную  деятельность  ученика  и  строящееся  на  диалогах  решение  проблем. стимулирующие  Демьяненко­Кононерский.  АМО  –  это  способ  практического  осуществления  процесса  передачи знаний, умений, навыков по средствам деятельности  самого ученика. Активные методы обучения возникли раньше, чем пассивные.