Понятие методов, приемов обучения. Функции обучения, требования к ним. Проблема классификации методов обучения в современной педагогике Характеристика основных словесных, наглядных и практических методов обучения. Активные методы обучения. Проблема выбора методов обучения.Понятие методов, приемов обучения. Поиск различных форм учебного материала начинается с осознания цели, задачи урока.Понятие методов, приемов обучения. Функции обучения, требования к ним. Проблема классификации методов обучения в современной педагогике Характеристика основных словесных, наглядных и практических методов обучения. Активные методы обучения. Проблема выбора методов обучения.
Формы и методы обучения.ppt
Формы и методы обучения
Понятие методов,
Понятие методов,
приемов обучения.
приемов обучения.
Функции обучения,
Функции обучения,
требования к ним.
требования к ним.
Проблема
Проблема
Характеристика
Характеристика
900igr.net
основных словесных,
основных словесных,
классификации методов
классификации методов
обучения в современной
обучения в современной
педагогике
педагогике
Формы и методы обучения
Понятие методов обучения
Понятие методов обучения
Поиск различных форм учебного материала начинается с осознания
цели, задачи урока.
Метод – это форма теоретического и практического усвоения
Метод
учебного материала, способ достижения цели, определенным
образом упорядоченная деятельность.
Реализация образовательной, воспитательной и развивающей функции
обучения зависит от выбора метода. Усвоить материал можно
только в определенных формах познавательной теоретической и
практической деятельности.
Методы обучения – это способы обучающей работы учителя и
Методы обучения
организации
учащихся,
направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач
и овладением изучаемым материалом.
учебнопознавательной деятельности
М.О. отражают:
1.
Способы обучающей работы учителя и способы учебной работы
учащихся в их взаимосвязи.
Специфику их работы по достижению различных целей обучения.
2.
Формы и методы обучения
Понятие приемов обучения
Понятие приемов обучения
Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона
Прием обучения
метода, т.е. частное понятие по отношению к общему
понятию «метод».
Приемы – это отдельные операции, умственные или
Приемы
практические действия учителя или учащихся, которые
дополняют форму усвоения материала, предлагаемую данным
методом.
Приемы обучения подразделяются на:
1.
Приемы формирования и активизации отдельных операций
мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;
Приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых
ситуаций в мыслительной деятельности школьников.
Приемы, активизирующие переживания, чувства учащихся,
связанные с изучением учебного материала;
Приемы контроля, самоконтроля, самообучения школьников;
Приемы управления в учебном процессе коллективными и
личными взаимоотношениями учащихся.
2.
3.
4.
5.
Одни и те же приемы могут быть включены в различные методы
обучения.
Формы и методы обучения
Словесные методы (методы
изложения)
Изложение учебного материала может быть в виде объяснения или
Изложение учебного материала может быть в виде объяснения или
описания.
описания.
Объяснение – форма овладения теоретическим учебным материалом.
Объяснение
Используется:
Когда учитель сообщает о тех фактах, о которых ученики ничего не
знают;
Для повторение уже изученного материала (учитель подводит итоги или
помогает закрепить материал).
Особенности:
• Постановка познавательной задачи;
• Ясно осознаваемое теоретическое положение;
• Строгий, тщательный подбор фактического материала;
• Определенную форму рассуждений: анализ и синтез, наблюдения
и анализ выводов, индукцию и дедукцию;
• Иллюстративный материал: картины, рисунки, схемы и т.д.
• Формулировку выводов;
• Дополнительные разъясняющие моменты.
Формы и методы обучения
Рассказ – форма изложения учебного материала который
Рассказ
носит преимущественно описательный характер. Рассказ – это
словесное описание событий, процессов, явлений в природе,
обществе, в жизни отдельного человека или группы людей.
..
Виды рассказа: рассказвступление, рассказповествование, рассказ
заключение
Требования к рассказу:
1.
Определенность темы и содержания;
Эмоциональность;
Наличие плана;
Соблюдение структуры;
Сочетание с другими методами обучения.
2.
3.
4.
5.
Рассказ может занимать самостоятельное место а может быть
включен в процесс объяснения на разных его стадиях.
Продолжительность рассказа не более 1015 мин. в начальных
классах, 3040 мин. для старших.
Формы и методы обучения
Требования к беседе:
1.
система
2. Умение
Строгая
продуманных
предполагаемых ответов учащихся;
выделить
конкретное
содержание и сосредоточить на нем внимание
школьников.
вопросов
и
мысленно
Беседа – представляет собой вопросоответную
Беседа
форму овладения учебным материалом.
3. Беседа – это всегда система вопросов, не простой
набор элементов.
Вопрос должен быть четким и ясным по форме.
4.
5. Избегать однообразия, монотонной манеры беседы.
Беседа, как метод обучения удобна для получения
обратной связи. Учитель легко может определить
степень усвоения материала. Беседа – неэкономный и
сложный метод обучения.
Формы и методы обучения
Беседы бывают:
По назначению:
Вводные или организующие;
Сообщения новых знаний (катехизические,
эвристические, сократические,
герменические);
Синтезирующие или закрепляющие;
Контрольнокоррекционные.
Формы и методы обучения
Работа учащихся с учебником, книгой – является одной из
Работа учащихся с учебником, книгой
форм овладения учебным материалом.
Требования:
1. Каждый ученик должен иметь книгу, быстро находить
то место, которое изучается, иметь тетрадь для записи
и др.;
2. Учитель дает точный и краткий инструктаж о задании,
о том, что должен изучать ученик, какую тему, вопрос,
правило. Нельзя называть только страницу и параграф;
3. Учащиеся должны ясно представлять характер работы –
какова
какой материал
последовательность учебных операций и т.д.;
нужно
воспроизвести,
4. Учащиеся должны находить главное в процессе работы с
книгой, опорные пункты, не стараясь запомнить все
подряд;
5. Учитель учит школьников составлять планы, тезисы,
краткие конспекты изученного материла.
Формы и методы обучения
Самостоятельная работа – это такая познавательная учебная
Самостоятельная работа
деятельность, когда последовательность мышления ученика,
его умственных и практических операций и действий зависит и
определяется самим учеником.
2.
3.
4.
5.
План самостоятельной работы:
1.
Осознание учащимся учебной задачи, которая решается с
помощью данной самостоятельной работы;
Инструкция для учащихся о том, как её выполнить;
Руководство
работы,
преимущественно
соблюдали инструктивное указание;
Самоанализ, самоконтроль;
Проверка работ учащихся, выделение типичных преимуществ и
ошибок, их разбор с учениками.
которая
в том, чтобы школьники
выполнения
процессом
состоит
Самостоятельная
волю,
работоспособность, внимание, дисциплину и т.д.
работа тренирует
воспитывает
Самостоятельная работа проводится в виде подготовительных
упражнений для усвоения нового, упражнений при изучении
нового материала, упражнений в процессе закрепления и
повторения, упражнений проверочных и контрольных работ, а
также для самоконтроля.
Формы и методы обучения
Демонстрация объектов – демонстрация приборов, наглядных
Демонстрация объектов
пособий, инструментов, постоянно сопровождает практическую
учебную деятельность.
Требования к демонстрации:
1.
Объект должен быть хорошо виден всем;
В момент объяснения следует показывать необходимое пособие
и после объяснения его убирать, нельзя допускать
предварительного осмотра экспозиции.
2.
Методы программированного обучения – учебный материал
Методы программированного обучения
подразделяется на отдельные порции, каждая из которых
может быть усвоена предлагаемыми приемами, действиями,
операциями, причем каждая последующая порция может быть
усвоена только в том случает, если ученик овладел предыдущей.
Формы и методы обучения
Репродуктивные, объяснительно – иллюстративные, проблемные, частично –
поисковые и исследовательские методы.
Репродуктивные методы – форма овладения учениками учебным материалом
Репродуктивные методы
преимущественно основывается на воспроизводящей функции памяти. Эти
методы обычно используются при закреплении, повторении, обобщении,
систематизации, конкретизации ранее изученного материала.
Объяснительно – иллюстративные методы – находят применения в различных
Объяснительно – иллюстративные методы
формах изучения нового содержания (объяснение, рассказ, беседа, описание,
доказательства и т.д.).
Проблемные формы овладения учебным материалом – в сознании ученика
Проблемные формы овладения учебным материалом
формируется проблемная ситуация или задача, напоминающая научный поиск.
Ученик пытается сам найти ответ на вопрос, разрешить проблемное задание.
Частичнопоисковые методы – форма овладения учебным материалом, которая
Частичнопоисковые методы
включает постановку отдельных проблемных
высказывание
учениками своих предложений, самостоятельность рассуждений, расчленение
общей задачи на ряд частных, эвристическую беседу и т.д.
вопросов,
Исследовательские методы – учащиеся под руководством учителя выполняют
Исследовательские методы
отдельные исследовательские задания и работы. Можно дать задания для
самостоятельных наблюдений, их записей и анализа результатов.
Формы и методы обучения
Характеристика методов обучения
Характеристика методов обучения
Словесные, наглядные и практические методы.
Словесные методы если ученики получают основную учебную
Словесные методы
информацию
и
в
доказательств учителя или текстов учебных книг (беседа,
рассказ, описание, разъяснение и др.).
рассуждений
словесных
процессе
Словесные методы преподавания вызывают соответствующие
словесные формы усвоение материала.
в
Словесные методы используются преимущественно при изучении
нового материала и дают хороший эффект в обучении, если
сочетаются с другими формами овладения знаниями.
Наглядные методы – формы усвоения учебного материала,
Наглядные методы
которые
от
находятся
применяемых в процессе обучения наглядных пособий и
технических средств.
существенной
зависимости
Наглядные пособия помогают систематизации и обобщению
знаний, а также активизации мыслительной деятельности
учащихся.
Практические методы – формы овладения учебным материалом
Практические методы
заданий,
самостоятельных
на
практических и лабораторных работ.
упражнений,
основе
Формы и методы обучения
Требования к методам
Требования к методам
обучения
обучения
Направленность метода
выполнения задач воспитания школьников.
обучения
на
Научность методов.
Доступность метода
психологопедагогическим
развития школьников.
его
соответствие
возможностям
Результативность метода обучения, его
овладение
прочное
направленность
учебным материалом.
на
Необходимость
систематически изучать,
использовать в своей работе инновационные
методы.
Формы и методы обучения
Всякая классификация имеет определенное основание.
Проблема классификации методов
Проблема классификации методов
Методы обучения подразделяются на группы по
определенному признаку.
обучения
обучения
Классификации бывают:
По преимущественному источнику получения знаний
(словесные, наглядные, практические);
По формам
учителя
преподавания) и учащихся (методы учения);
деятельности
(методы
По характеру мыслительной деятельности и
активности
познавательной
(репродуктивные,
объяснительноиллюстративные,
проблемно
поисковые, исследовательские).
Формы и методы обучения
Проблема выбора методов
Проблема выбора методов
обучения
обучения
М.О. зависят:
От общих и конкретных целей обучения.
От психологических,
возрастных
особенностей
школьника.
От анатомофизических особенностей организма
учащихся,
утомляемости,
особенности нервной, сосудистой и т.д. систем
организма.
работоспособности,
От материальнотехнической оснащенности школы.
От сложившихся традиций в педагогике, в школе, в
опыте учителей.
Формы и методы обучения
Классификация методов обучения
Классификация методов обучения
И. Лернера и М.Н.Скаткина
И. Лернера и М.Н.Скаткина
По признаку активности детей.
Пассивные методы обучения:
Объяснительноиллюстративные м.о. (рассказ, лекция, беседа и
т.д.). Учитель рассказывает – дети слушают (восприятие +
память).
Репродуктивные (упражнения) (память + восприятие).
Методы проблемного изложения материалов (проблемная лекция)
(память + восприятие + мышление).
Активные методы обучения:
Частично поисковый метод (семинары, проблемные семинары)
(логическое мышление).
Исследовательский метод
(рефераты, доклады, курсовые,
дипломные) (логическое и творческие мышление).
Формы и методы обучения
Классификация методов обучения
Классификация методов обучения
Махмутова М.И.
Махмутова М.И.
1. Методы преподавания
1. Методы преподавания
Информационно сообщающий;
Объяснительный;
Инструктивнопрактический;
Объяснительнопобуждающий;
Побуждающий.
2. 2. Методы учения
Методы учения
Исполнительный;
Репродуктивный;
Продуктивнопрактический;
Частичнопоисковый;
Поисковый.
Формы и методы обучения
Активные методы обучения
Активные методы обучения
АМО – методы обучения, при которых деятельность ученика
носит продуктивный характер, творческий характер.
Селевко Г.К.
АМО
– методы
познавательную
деятельность ученика и строящееся на диалогах решение
проблем.
стимулирующие
ДемьяненкоКононерский.
АМО – это способ практического осуществления процесса
передачи знаний, умений, навыков по средствам деятельности
самого ученика.
Активные методы обучения возникли раньше, чем пассивные.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.