«Формы и методы обучения молодых педагогов в процессе их инновационной деятельности»
Оценка 5

«Формы и методы обучения молодых педагогов в процессе их инновационной деятельности»

Оценка 5
Повышение квалификации
doc
администрации +1
Взрослым
01.05.2017
«Формы и методы обучения молодых педагогов в процессе их инновационной деятельности»
Выступление руководителя РМО "Школа молодого педагога" в рамках семинара по наставничеству позволит педагогам сориентироваться в содержании деятельности наставника, если они решат выполнять эту миссию. на современном этапе повышенных требований к качеству дошкольного образования, роль наставников сильно возросла и требует к себе пристального внимания администрации ДОУДанный файл содержит методические рекомендации по организации работы наставника в ДОУ
Наставничество.doc
Семинар для педагогов­наставников «Формы и методы обучения молодых педагогов в процессе их инновационной деятельности» Слайд 1 Как повысить творческий потенциал молодого педагога? Руководитель РМО «Школа молодого воспитателя»,  старший воспитатель МБДОУ ДС № 15  высшей кв. категории Сальникова Т.Г.     Наставник – это новая роль (консультант, партнер, коуч, фасилитатор)  квалифицированного педагога, обладающего опытом работы, готового  делиться своими знаниями, взглядами, идеями с менее опытными молодыми  коллегами в обстановке взаимного доверия. Слайд 2 При определении уровня профессиональной компетентности молодых специалистов по трем   компонентам: профессионально­ценностные ориентации,   психолого­педагогические   знания,   методические   умения выявлено следующее:  во­первых,   молодые   специалисты   имеют   недостаточно   полные представления в области педагогики и психологии, методик образования, не уверены в их содержательности;  во­вторых,   стремятся   к   созданию   условий   для   эффективной организации   педагогического     процесса   и   разнообразных   форм взаимодействия   с   его   участниками,   но   не   всегда   достигают   оптимальных результатов   и   не   могут   определить     причины   успехов   и   неудач   своей деятельности.   Ориентированы на подражание авторитетным коллегам, так как   осознают   дефицит   профессиональных     знаний     и   профессионального мастерства;  в­третьих,   молодые   педагоги   не   относятся   к   своей профессиональной деятельности как к призванию и не достаточно осознают полной  ответственности  за  результаты  своей   педагогической   деятельности. Потребность в достижении своего профессионального успеха слабо выражена. Не всегда   объективна оценка своих профессиональных действий, успехов и неудач. Если молодого специалиста в такой   ситуации просто «отпустить в свободное плавание», то после   первых недель подъема неминуемо начнутся конфликты:  молодой воспитатель может почувствовать себя «брошенным» на произвол   судьбы;   у   него   могут   появиться   сомнения   в   собственной состоятельности     и   профессиональной   и,   личностной;   появляется тревожность,   которая     может   из   ситуативной   превратиться   в   постоянную, стать личностной чертой, а в таком случае бессмысленно говорить о каком­то творческом потенциале. Слайд   3  Таким   образом,   возникает  противоречие  между   уровнем методической подготовки молодого специалиста к работе в детском саду, его желанием работать и социальным запросом современного общества, согласно которому в дошкольном образовательном учреждении должен работать   не просто   воспитатель,   а   креативный   организатор     образовательной   среды, педагог, способный не просто воспитывать и развивать ребенка, но увидеть и раскрыть в нем личность.                В нашем детском саду работают и мастера педагогического труда, и молодые   начинающие     педагоги.   И   в   этой   связи   возникает   объективная потребность   в   организации   разноуровневой,   дифференцированной методической   работы   в   учреждении   с   учетом   специфики   базового образования,   индивидуальных   особенностей,   уровня   профессиональных потребностей   педагога,     наличия   у   него   практического   опыта   работы   с детьми.             Прохождение   этапа   профессионального   становления   для   каждого молодого   педагога   индивидуально.   Профессиональные   качества   во   многом зависят   от   характера,   темперамента.   Поэтому   администрация   нашего дошкольного   учреждения   к   каждому   старается   подходить дифференцированно.           Слайд 4 Согласно существующей в учреждении традиции воспитатели на группах   подбираются   по   принципу   компетентной   профессиональной поддержки,   позволяющему   создавать   тандемы   из   опытных   и   начинающих воспитателей.    и     успешному                В     МБДОУ   ДС   № 15     разработан   и реализуется план   «Школы молодого   педагога»,   целью   которой     является:   создание     условий   для профессионального роста молодых специалистов, способствующих  снижению проблем   адаптации     вхождению   в   профессиональную деятельность молодого педагога. Заседания  проходят  раз в месяц по плану, составленному с учетом запросов и трудностей начинающих педагогов.           Что   мы   делаем,   чтобы   профессиональная   адаптация   начинающего воспитателя   в   процессе   его   вхождения   в   образовательную   среду   прошла успешно: 1. профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в непрерывной связи с процессом его личностного   развития и определена в методической работе ДОУ; Нам важно  выявить и поддержать    сильные  стороны молодого педагога.При  этом  похвала    должна    соответствовать       достижению, быть основой     для     расширения     круга     обязанностей.  Не     случайно     удачи определяют     успех,   а   кропотливый   поиск,   анализ   того   ,   что     делаешь. (стимулирование, дополнительные работы, участие молодого  педагога  в конкурсе   «Дебют­2014»,   в   творческих   и   педагогических   конкурсах,   , состоят   в   ВТК,   проявляют   свои   таланты   и   способности   в   массовых мероприятиях) 2.   материально­техническое   обеспечение   образовательного   процесса соответствует   современным   требованиям   и   помогает   педагогу   реализовать инновационные   подходы.(ИКТ,   кружковая   комната,   спортзал,   комната психологической разгрузки).                Первые годы работы молодого специалиста определяют   многое в его профессиональной   и   человеческой     судьбе.     Путь   к   самовоспитанию   и самоопределению     каждый     должен     найти     в     самом   себе,   а   хороший наставник в этом обязательно поможет.  Слайд 5 Являясь руководителем РМО «Школа молодого воспитателя ДОУ» и беседуя с молодыми педагогами, могу сделать вывод о необходимости: Слайд 6 1.Инновационной  поддержки молодых педагогов ­ Трансляция продуктов инновационной деятельности (презентация личного опыта молодых педагогов­выступления, презентации, публикации, участие в работе   семинаров,   конкурсов   молодых   педагогов,   открытых   мероприятиях различного уровня). ­ Тьюторская поддержка педагога (сопровождение, координация, анализ  деятельности молодых педагогов по созданию инновационных продуктов,  вовлечение педагогов в инновационную деятельность, стимулирование,  творчество в конструировании  образовательного процесса). ­ Обучение педагогов методам и способам инновационного опыта (участие в проблемно­творческих   группах,   практическая   помощь, обеспечение   эффективной   работы   молодого   педагога   в   образовательном процессе;   проблемный   анализ   результатов   образовательного   процесса, организованного   молодым   и   начинающим   педагогом;   формулирование предложений по улучшению образовательного процесса)   координация, Слайд 7 2.Методического  консалтинга  (Анализ достигнутых результатов  реализации «дорожной карты» развития молодого педагога) ­ Анализ, координация и коррекция работы молодых специалистов по  различным направлениям деятельности (оказание помощи при составлении  рабочих программ, тематических и поурочных планов,   взаимопосещение  НОД, уроков, оказание помощи в  оформлении документов для участия в  конкурсах (портфолио).  ­ Обеспечение поддержки молодым педагогам в области разработки  программы собственного профессионального роста, выбора приоритетной  методической темы для самообразования, подготовки к первичному  повышению квалификации, освоения инновационных технологий, практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ НОД, урока; формы, методы и приемы  обучения  и др.). Слайд 8 3.Психологического  сопровождения молодых педагогов.   ­ индивидуальное собеседование с молодым педагогом; ­психологическое (повышение сопровождение компетентности, стрессоустойчивость, «эмоционального сгорания», имидж и т.п.).                      Работа с детьми   и взаимоотношения в коллективе – это   среда, в которой     формируется педагог. Поэтому важно, чтобы жизнь ОУ   прежде всего строилась  по  законам  педагогической  этики.  психологической синдрома профилактика           Слайд   9­10  Для     группы   молодых    имеющих недостаточную  теоретическую и практическую подготовку,  выбирают такие методы,   приемы   и   формы   работы,   которые   способствуют   усвоению теоретического   материала,   формированию   практической   работы: консультации, семинары­практикумы, беседы, посещение занятий педагогов­ наставников,   работа   в   Школе   молодого     специалиста   ,   знакомство     с передовым опытом коллег «Мастер­класс» и др.   педагогов  ,     педагогов  Слайд   11  Для     группы   молодых     с   достаточной теоретической   подготовкой,   но   не   имеющих   опыта   практической деятельности  используется   цикл   методических   мероприятий, способствующих     навыкам   практической   работы   с   детьми,   родителями: участие   в   проведении   семинаров­практикумов,   проведение   занятий   для молодых специалистов, занятий в ходе тематических недель для педагогов ДОУ, анализ педагогических ситуаций, участие в педагогических фестивалях, смотрах­конкурсах,   приобщение   педагогов   к   подготовке   и   посильному участию в проведении педагогических советов, творческие отчеты в конце учебного года, работа по самообразованию, методическая выставка молодого специалиста или опытного коллеги и др. Слайд   12  Для     группы   молодых   педагогов    со   слабо   развитой мотивацией к труду  характерно применение форм и методов методической работы,   стимулирующих   интерес   к   педагогической   деятельности, помогающих осознать свою   профессиональную значимость. Это дискуссии, беседы,   деловые   игры,   анализ     педагогических   ситуаций,   поощрение, убеждение, участие в работе педагогического клуба, тренинги и др.    Необходимо   подчеркнуть,   что   наставник   способствует   быстрейшей адаптации   молодого   специалиста   к   педагогической   деятельности, предоставив   ему   методическую,   психолого­педагогическую,   нормативно­ правовую информацию.       Мудрость одной известной притчи поможет мне  раскрыть подход наших наставников к своей работе. Один ученик пришел к  своему мастеру  и задал вопрос: «Учитель, я  занимаюсь у тебя уже три месяца. Мне интересно, сколько времени мне еще нужно тренироваться, чтобы стать  мастером?». «Пять лет», ­ ответил наставник. «Целых пять лет?! Но ведь это очень много! А если я буду уделять  тренировкам ежедневно половину дня?» «Тогда десять лет», ­ ответил мастер. «Десять лет?! А если я буду заниматься весь день?» «Тогда двадцать лет», ­ с улыбкой произнес мастер.   «Но учитель! Почему ты все время увеличиваешь срок обучения?» «Потому что ты думаешь только о результате, ­ ответил мастер, ­ Ты  сконцентрирован исключительно на нем и забываешь обо всем другом. Не  думай только об этом. Постепенно и постоянно осваивай технику, и  мастерство к тебе придет. Работай над собой, но не перенапрягайся – придет  и сила. Ставь цели, но не думай только о результате, и он придет сам собой.  Все должно произойти естественно. Тот, кто тянет всходы, рискует остаться  без урожая».         Слайд 13 Любая деятельность должна приносить результат. Оценка деятельности молодых специалистов проводится в следующих вариантах:  аттестация на квалификационную категорию;  мониторинг   профессиональной   деятельности   молодого специалиста;  рейтинг   профессионального   развития   педагога   влияет   на стимулирующие выплаты.       В  коллективе, где  опора на  оценку  качества воспитания  сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности,   товарищеской   взаимопомощи,   творческой   инициативы, начинающий  воспитатель быстро и безболезненно  входит  в педагогический коллектив.          Слайд 14  Уже есть результаты: в 2013­2015 г   2   молодых   педагога   со   стажем   2   года     впервые   получили   1   кв. категорию.   1 молодой педагог включён в экспериментальную деятельность ДОУ   4 молодых педагога являются руководителями кружков  4 молодых педагога являются членами ВТК  1 молодой педагог является членом ПМПк  2 молодых педагога получают высшее образование. Это самое ценное приобретение для образовательной организации, потому   что   наибольшей   эффективности   педагогическая   деятельность достигает в тех образовательных учреждениях, которые сами «растят» свои педагогические кадры! Слайд 15 Деловая игра «Опыт + молодость = успех»  Уважаемые коллеги! Предлагаем вам ответить на несколько вопросов. На ответы вам дается три минуты.      Слайд 16 • Найди ответ       Распределите по степени значимости для молодого педагога области  профессиональной деятельности педагога – наставника:  организация  урока (НОД);  знание методик и технологий;  психология общения;  организация работы с родителями;  работа над своими личностными качествами;  взаимодействие с администрацией и коллегами.  Слайд 17 • Работа с проблемной таблицей Вам предлагается взглянуть на молодого педагога глазами коллег, родителей и воспитанников. Выделите его положительные и отрицательные профессиональные качества с точки зрения всех трёх групп Молодой педагог  глазами   коллег Молодой педагог  глазами   родителей Молодой педагог  глазами   воспитанников Положит. Отрицат. Положит. Отрицат. Положит. Отрицат. Слайд 18  Что необходимо сделать, чтобы молодой педагог овладел всеми  недостающими ему  качествами?   Выделите наиболее эффективные условия сотрудничества молодых  педагогов и педагогов­наставников:  Поддержка   администрации:   посвящение   в   профессию,   повышение квалификации.  Организация школы молодого специалиста.   Индивидуальное консультирование.    Допустимая   оценка   педагогической   деятельности   молодого специалиста.   Поддержка в самообразовании.   Психологическая поддержка. Слайд 19  Решение педагогических ситуаций 1. Администрация выбрала для молодого педагога наставника, который не  нравится тому своими личными качествами и внешним видом. Что  посоветуете молодому педагогу? 2. Педагог – наставник составил расширенный план работы с молодым  педагогом, но тот считает, что в этом не нуждается, отговаривается  нехваткой времени для общения. Что посоветуете наставнику? Слайд 20  Выскажи своё личное мнение 1. Что, на ваш взгляд, является отличительной чертой наставника? 2. По вашему мнению, ваш личный рейтинг в детском саду повышен,  благодаря наставничеству?  3. Научились  ли Вы  чему­то у молодых коллег? ­ Да ­ Нет ­ Возможно 4. Согласны ли Вы с высказыванием  «Не нужно поражать своего протеже  знаниями и опытом. Наставник просто должен поднимать дух и поощрять  подопечного, делясь с ним своим энтузиазмом по отношению к своей работе»       Слайд 21 Таким   образом,  наиболее   ощутимыми   результатами   наставничества     могут быть: –   во­первых,   повышение   квалификации   и   профессионального   мастерства педагогического коллектива, его  сплоченность, следование общим целям и интересам школы; –   во­вторых,   развитие   личностно   ориентированных   отношений   между коллегами, способствующих эффективному оказанию помощи и поддержки в педагогической практике; – в­третьих, формирование в образовательном учреждении такой категории педагогов,   которая   способна   брать   на   себя   ответственность   за   обучение молодых специалистов.  Консультируя, наставник Думает вслух Предлагает  варианты Производит банк  идей Проводит мастер­ класс Анализирует виде уроки (НОД) Ссылается на  текущие  исследования Не просто предлагает решение проблем, а аргументирует их выбор, знакомит с  ходом своих рассуждений и информирует о причинах, повлиявших на  окончательное решение Поддерживает способность начинающего учителя к принятию решений,  предлагает варианты возможных решений и обсуждает каждый из них Создает банк идей, на которые может ссылаться начинающий учитель,  например: серия подсказок о классном менеджменте Обсуждает эффективные методы проведения образцовых уроков и заранее  обсуждает те аспекты деятельности, на которых начинающий учитель должен  акцентировать свое внимание во время наблюдения Обсуждает с начинающим учителем отдельные аспекты преподавания в  деталях благодаря возможностям видео запечатлевать процесс преподавания  Информирует начинающего педагога  о профессиональных книгах и журналах,  цитирует информацию о профессиональном развитии и современных моделях  непрерывного образования, помогает начинающему учителю в выборе  возможностей для дальнейшего профессионального развития В качестве партнера наставник  Совместно  планирует/  Работает вместе с начинающим педагогом  при планировании урока (НОД)  или части темы урока (НОД) и укрепляет сотрудничество в процессе совместно  преподает Выступает  партнером в  обучении Разрабатывает  проекты  исследовательской деятельности Исследует  возможности кейс­ метода в обучении совместного преподавания Совместно с начинающим  педагогом  изучает новые способы инструктажа,  статьи и книги на профессиональные темы с целью последующего  использования изученного опыта в деятельности. Углубляет партнерские отношения в процессе обучения, развивает и создает  более формальный проект исследовательских действий, поощряет дух  экспериментирования. Использует кейс­метод в качестве контекста для диалога по проблемам  профессиональной деятельности, накапливает значимый опыт обучения как  для наставника, так и для начинающего педагога. В качестве коуча наставник поддерживает рассуждения начинающего  педагога о принятии им решений и достижении целей. Не принимает  решения за  начинающего  педагога Осведомляется Рефлексирует по  поводу целей Поддерживает эффективную практику коучинга, гарантирует, что принятие  решений остается только за начинающим учителем по мере того, как он  планирует, рефлексирует, решает проблемы и делает выбор. Спрашивает начинающего педагога  об успехах, заботах и проблемах, которые  он или она хочет обсудить, используя открытые вопросы, сформулированные  для того, чтобы поощрять его рассуждения и выбор собственных стратегий Вовлекает начинающего педагога в разговоры об его интересах в обучении и  целях, балансируя поддержку и вызов, указывающие на успехи, и предлагая  новые области для изучения.

«Формы и методы обучения молодых педагогов в процессе их инновационной деятельности»

«Формы и методы обучения молодых педагогов в процессе их инновационной деятельности»

«Формы и методы обучения молодых педагогов в процессе их инновационной деятельности»

«Формы и методы обучения молодых педагогов в процессе их инновационной деятельности»

«Формы и методы обучения молодых педагогов в процессе их инновационной деятельности»

«Формы и методы обучения молодых педагогов в процессе их инновационной деятельности»

«Формы и методы обучения молодых педагогов в процессе их инновационной деятельности»

«Формы и методы обучения молодых педагогов в процессе их инновационной деятельности»

«Формы и методы обучения молодых педагогов в процессе их инновационной деятельности»

«Формы и методы обучения молодых педагогов в процессе их инновационной деятельности»

«Формы и методы обучения молодых педагогов в процессе их инновационной деятельности»

«Формы и методы обучения молодых педагогов в процессе их инновационной деятельности»

«Формы и методы обучения молодых педагогов в процессе их инновационной деятельности»

«Формы и методы обучения молодых педагогов в процессе их инновационной деятельности»

«Формы и методы обучения молодых педагогов в процессе их инновационной деятельности»

«Формы и методы обучения молодых педагогов в процессе их инновационной деятельности»

«Формы и методы обучения молодых педагогов в процессе их инновационной деятельности»

«Формы и методы обучения молодых педагогов в процессе их инновационной деятельности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017