ФОРМЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ.doc
ФОРМЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ, СЕМЬИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ПРОГРАММЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В практике школы нередки случаи несовпадения, иногда очень
значительного, оценок ребенка учителями и родителя ми. В 5—10 классах
процент несовпадений возрастает. Дело заключается отнюдь не в выявлении
«виновных» такого взаимного непонимания: ясно, что вина лежит на
воспитателях.
Серьезность вопроса раскрывается в последствиях
непонимания и ослабевающих контактов. В большинстве случаев сильнее
всего это явление отражается на ученике, на ослаблении его психологической
позиции и результатов труда, общественнополезной деятельности и т. д.
Если родители не согласны со школой, с учителем, они должны
немедленно устранить возникшее непонимание, разногласие, приход в школу,
беседа с учителем — единственный путь разрешения вопроса. Мы уже
показали следствия этого недостатка в семейном воспитании.
Из этого следует, что составление характеристик нельзя рассматривать
как узко педагогическую деятельность, так как родители активные
участники воспитания. Устная и тем более письменная характеристика
предмет обостренного, актуального внимания родителей, всегда ревностного
и почти всегда очень субъективного. Характеристика развития личности
школьника (а до 10 класса всякая характеристика ведь фиксирует лишь
определенный момент длительного и сложного процесса становления
личности) не должна, не может быть тайной от родителей. Ознакомление
родителей с характеристикой,
совместное составление программы
индивидуального развития ребенка является,
как показало наше
исследование, самой рациональной и эффективной по результатам влияния на
семейное воспитание формой работы с родителями. С другой стороны, это и один из наиболее объективных методов изучения семьи. Конечно,
показательно то, как отнесутся родители к характеристике, какое участие
примут в составлении программы развития личности ребенка и плана
ближайших действий. Самый интересный и убедительный материал классный
руководитель получает, анализируя воспитательную деятельность родителей:
постоянна она или осуществляется эпизодически, целеустремленно или
стихийно, результативно или без фиксируемого изменения в развитии ребенка
и т. д.
Важна также и форма предъявления характеристики родителям.
Нами экспериментально проверялось влияние на воспитательную
активность семьи четырех форм предъявления характеристик учащимся 58
классов:
устная характеристика, даваемая индивидуально в конце первой
учебной четверти;
письменная характеристика, даваемая индивидуально в конце первой
учебной четверти;
устная характеристика, даваемая индивидуально в конце учебного года;
4)письменная характеристика, даваемая индивидуально в конце
учебного года.
Наивысшую действенность обнаружили характеристики 2 и 1 формы
предъявления. Показателем влияния характеристик на семейное воспитание
являлись критерии воспитательной активности семьи (смотрите стр. 91—92).
В сравнительном плане эти четыре формы предъявления характеристик дали
следующие результаты:
Форма предъявления
Отмечено
значительное
Частично
значительное
Не
отмечено
характеристики
1.Устная в конце 1 ч.
2.Писменная в конце
1 уч. ч.
воспит.
повышение
активности семьи (%).
73
воспит.
повышение
активности семьи (в %)
8
улучшение семейного
воспитания (в %)
19
86
8
6 3.Устная в конце уч.
г.
4.Письменная в конце
уч. г.
51
63
11
14
38
23
Необходимо подчеркнуть, что во всех случаях характеристика
вручалась индивидуально (то есть родителям) для обсуждения ее на семейном
совете. Классный руководитель выражал просьбу сообщить ему через
некоторое время свое мнение о данной характеристике. Реакция родителей
быстрая, замедленная или отсутствие ответа на просьбу тоже
рассматривалась как показатель действенности характеристик.
Немаловажной является также возможность для родителей высказать
свое согласие пли несогласие с характеристикой, т. к. без установления этого
отношения не может быть и речи о выработке программы индивидуального
развития личности, о единстве и согласованности воспитательных действий.
Проведенная проверка действенности форм предъявления
характеристик убеждает, что самой эффективной в плане управления
семейным воспитанием, в определении совместно с семьей конкретных и
целенаправленных педагогических действий,
является письменная
характеристика ученика, даваемая родителям в конце первой учебной
четверти.
Психологопедагогические
требования
к
педагогической
характеристике следующие: характеристика должна быть краткой и
доказательной; основой ее обязательно являются положительные стороны
личности ребенка; нецелесообразно отмечать более одного двух основных
недостатков школьника, сдерживающих его правильное развитие; необходимо
раскрывать тенденции, т. е. самые яркие индивидуальные особенности
развития учащегося; характеристика должна заканчиваться советами или
рекомендациями по актуальным проблемам развития личности ребенка. Не всегда прямые вопросы о жизни семьи дают объективные сведения.
Целесообразно использовать косвенные методы изучения психологической и
педагогической атмосферы семьи. К таким методам относится классное
сочинение учащихся. В силу субъективности восприятия и отражения
сведения о семье, полученные из сочинений учащихся, должны
сопоставляться с данными, полученными другими методами. Классный
руководитель имеет возможность договориться с учителем русского языка о
теме, раскрытие которой позволит получить дополнительную информацию о
родителях, о жизни семейного коллектива. Тема сочинения в дальнейшем
анализе должна быть представлена критериями,
показывающими
согласованность и общественную направленность коллектива. Учащимся
могут быть предложены, например, такие темы: "Что бы я сделал для своей
семьи, если бы все мог", "Выходной день нашей семьи". "Любимые занятия в
нашем доме", "Счастливый день в нашей семье" и др. Позволяют фиксировать:
симпатии ребенка к членам семьи, степень авторитетности родителей,
духовные потребности членов семьи, организацию домашних дел и их
выполнение, систему ценностей ребенка и т. д. и т. п. Со второго по седьмой
класс ежегодно можно давать одно сочинение, посвященное "семейной
тематике".
Материалы детских классных сочинений настолько эмоциональны,
богаты, просто поучительны для родителей, что, не называя имен детей,
можно многое взять из них для одного из "уроков семейной педагогики",
скажем для классного собрания. Нередко родители и не подозревают о том,
что волнует, что радует или беспокоит ребят в жизни семьи. А это
неправильно, т.к. ребенок член семьи, его состояние, взгляды и представления
"не могут быть безразличными для взрослых. Влияние содержания сочинений
на родителей хорошо показано в одном из телевизионных фильмов, рисующих
дискуссию на родительском собрании, вызванную сочинениями детей.
Портреты родителей, отцов настолько выпуклы, нравоучительны, что поистине напрашивается заключение дети тоже воспитывают родителей.
Воспитывают своими отношениями, оценками, требованиями. И классный
руководитель смело, но тактично может «знакомить» родителей с их детьми!
Психологопедагогические требования к классному сочинению не
многочисленны: косвенная постановка вопроса не обнаруживающая
исследовательского плана; доверительный, искренний характер отношений
учителя с учащимися; негласность в классе содержания сочинений
многоплановый' индивидуальный психологопедагогический анализ сочинения
школьника.
Можно предвидеть возражение некоторых классных руководителей:
характеристика, мол не обязательна во всех классах или где взять время на
написание характеристик на анализ сочинений? Конечно, пока не обязательно,
конечно, непросто и со временем, т.к. составление характеристик на учащихся
56 класса требует, например, 1012 часов в течение четверти. Анализ
сочинения с записью в дневнике педагогических наблюдений 34 часа. Но
ведь, мы же ищем эффективные пути и средства работ! Ведь творческая
деятельность людей никогда не осуществляется по приказу, она является
духовной потребностью человека. Конечно, и дневника педагогических
наблюдений рекомендуются классному руководителю, но они ведь
обязательное условие высококвалифицированной педагогической работы!
Требования жизни и требования к себе специалиста любого профиля
согласуются в творческом отношении к выполняемой деятельности: она дает
высокий общественно значимы! эффект, приносит удовлетворение человеку,
зажигает как положительный пример и других людей, творческим отношением
к работе. Все это дает нам основание рекомендовать перечисленные методы и
формы работы для использования и: как важнейших педагогических форм и
средств объединений усилий семьи и школы в осуществлении всестороннего
развития личности ребенка.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.