«Формы и методы работы с родителями в условиях модернизации образования»
Оценка 4.9
Памятки
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
22.03.2018
Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратит на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
СЕМИНАР.doc
«Формы и методы работы с родителями в условиях модернизации образования»
Сегодня наблюдается кризис семьи, детскородительских отношений. Это связано с
переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены
концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени
тратит на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный
компонент, связанный с пониманием близкого человека. Работа, направленная на развитие
личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в
процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.
Работу с родителями условно можно разделить на две части:
1) со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению
педагогической и психологической культуры;
2) с частью родителей в форме коррекционно развивающих занятий по формированию
навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в
системе родительребёнок
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение
педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на
усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
Формы работы с родителями
Традиционные
Нетрадиционные
Родительские тренинги
Дискуссии
Диспуты
Родительские собрания
Психологические разминки
Общеклассные и общешкольные конференции
Круглые столы
Индивидуальные консультации педагога
Устные журналы
Посещения на дому
Практикумы
Переписка с родителями
Родительские вечера
Родительские чтения
Родительские ринги
Ролевые игры Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного
руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того
чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо
проводить индивидуальные консультациисобеседования с родителями. Готовясь к
консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут
планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна
иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между
родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все
то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить
важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель: знакомство с
нормативноправовыми документами о школе, основными направлениями, задачами,
итогами работы.
2) Классные родительские собрания – проводятся четырепять раз в год. Цель: обсуждение
задач учебновоспитательной работы класса, планирование воспитательной работы,
определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных
педагогических проблем.
На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива. По тем
конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько
видов:
1.
Организационные собрания или установочные (выбор классного родительского
комитета; выбор деятельности по направлениям; выбор представителей в совет
школы; разборка и утверждение плана работы родительского комитета и т.п.).
2. Аналитические собрания (ориентированные на разрешение возникающих проблем
3.
педагогического просвещения родителей).
Итоговые собрания (направленные на подведение итогов работы класса за
определенный период времени: четверть, полугодие, год).
4. Комбинированные собрания (включающие в себя задачи всех предыдущих видов
собраний). Практика свидетельствует о том, что этот вид собраний наиболее часто
встречается в работе классных руководителей.
5. Чрезвычайные (по поводу чрезвычайных ситуаций)
6. Отчетные
7. Информационно – просветительские
8. Совместные ( с учениками и родителями)
Родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:
1. Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный
руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса. С
рекомендациями педагогов – предметников.
2. Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для
разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие
вопросы. 3. Психолого педагогическое просвещение. Этот компонент можно выделить в
отдельный пункт собрания, но можно естественным образом включить в структуру
других составляющих.
4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение
учебной литературы и пр.).
5. Рефлексия. В конце родительского собрания родители оценивают его значимость,
актуальность, полезность.
6. Личные беседы с родителями.
Организуя родительские собрания, можно придерживаться следующих принципов:
1. родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки
и неудачи детей в учебе;
2. тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
3. собрание должно носить как теоретический, так и практический характер (разбор
ситуаций, тренинги, дискуссии);
4. классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им
возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;
5. родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании
является четкость, лаконичность, системность;
6. каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и
полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.
Алгоритм подготовки родительского собрания
1. Выбор темы и формы проведения родительского собрания учитывают:
1. возрастные особенности детей;
2. преобладание типов семей;
3. уровень образованности и заинтересованности родителей;
4. проблемы классного коллектива;
5.
цели и задачи учебно–воспитательного процесса, стоящие перед школой.
1. Подготовительная работа:
1. изучение научно – методической литературы;
2. анализ документации;
3. проведение микроисследования;
4. определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов
организации работы его участников;
запись в дневниках учащихся о теме и сроках собрания;
5. объявление за 2 – 3 недели о родительском собрании учащимся;
6.
7. приглашение родителей и других его участников;
8. привлечение родителей и других его участников;
9. привлечение к его подготовке членов родительского комитета;
10. оформление и оборудование места проведения собрания. 1. Рекомендации по проведению родительского собрания:
1. оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в
учебе;
2. оно должно носить как теоретический. Так и практический характер: разбор
ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.;
3. оно не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся,
педагогов, родителей.
Структура проведения родительского собрания:
1) Информация общего характера (достижения и перспективы развития школы, изменение
плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему). Отдельно –
благодарность тем родителям, которые помогли классу и школе.
Семь правил успешного проведения родительского собрания
1. Уважайте!
2. Помогайте!
3. Объясняйте!
4. Доверяйте!
5. Учитесь!
6. Спрашивайте!
7. Благодарите!
Важно!
1. Говорите о проблеме, а не о персоналиях.
2. Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка. Если
хвалите, то всех – за что – нибудь.
3. Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его
поиску коллектив родителей.
Правила поведения классного руководителя на родительском собрании.
1. Снять собственное напряжение перед встречей с родителями.
2. Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание.
3. Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни
дети.
4. Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие
проблемы.
5. Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения
проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании
детей они всегда могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь других
учителей. 6. Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно,
чтобы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с
верой в своего ребенка.
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного
руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой
подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
«Формы и методы работы с родителями в условиях модернизации образования»
«Формы и методы работы с родителями в условиях модернизации образования»
«Формы и методы работы с родителями в условиях модернизации образования»
«Формы и методы работы с родителями в условиях модернизации образования»
«Формы и методы работы с родителями в условиях модернизации образования»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.