ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Оценка 4.7

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
биология
Взрослым
11.05.2019
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Выбирая методику построения урока, очень важно построить его так, чтобы дети почувствовали свою активную роль в учебном процессе, развивать у них самих желание искать, находить и использовать необходимую информацию. Задачей преподавателя при выполнении этой данной основы обучения становится мобилизация всех психологических компонентов познания: внимания, мышления, памяти, чувств, восприятий, воображения… Особое внимание привлекают те формы занятий, методы и приемы их осуществления, которые создают максимальную возможность работы у детей всех перечисленных процессов.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ.doc
«Великая цель образования –  это не знания, а действия» Герберт Спенсер Различные изменения, возникшие в современном мире, неизбежно отражаются в  системе образования в противоречиях и трудностях формирования молодого  поколения. В этих условиях возникает потребность в новом взгляде на педагогические средства воспитания, содержания и организации учебно­воспитательного процесса.  Сегодня каждый преподаватель должен мыслить и работать по­новому, творчески  подходить к своей работе, искать новые резервы и возможности для повышения  эффективности обучения. Поэтому для меня, как и для многих учителей, сегодня  актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в  обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению  личности? Выбирая методику построения урока, очень важно построить его так, чтобы дети  почувствовали свою активную роль в учебном процессе, развивать у них самих  желание искать, находить и использовать необходимую информацию.  Задачей преподавателя при выполнении этой данной основы обучения становится  мобилизация всех психологических компонентов познания: внимания, мышления,  памяти, чувств, восприятий, воображения… Особое внимание привлекают те формы  занятий, методы и приемы их осуществления, которые создают максимальную  возможность работы у детей всех перечисленных процессов. Сегодня я остановлюсь на формах организации учебной деятельности на уроках  биологии. Формы учебной деятельности подразделяются на фронтальные,  индивидуальные и групповые. Этим формам присущи все компоненты процесса  обучения. Они отличаются друг от друга количеством  учащихся и способами  организации работы. Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называют такой  вид деятельности на уроке, когда все ученики класса под непосредственным  руководством учителя выполняют общую задачу. Эта форма позволяет привлечь к  активной учебно­познавательной деятельности всех учеников. Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает  самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без  контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. Индивидуальная форма  работы используется на всех этапах урока, для решения различных дидактических  задач: усвоение новых знаний и их закрепление, формирование и закрепление умений и навыков, для повторения обобщение пройденного материала. Она преобладает в  выполнении домашних работ, самостоятельных и контрольных заданий. Преимущества этой формы организации учебной работы в том, что она позволяет каждому ученику  углублять и закреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт  познавательной творческой деятельности И групповая  форма учебной деятельности. Групповая форма учебной  деятельности возникла как альтернативная существующим традиционным формам  обучения Групповая форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает  создание небольших по составу групп в пределах одного класса. Выделяют следующие формы группового взаимодействия: 1.Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и  лишь потом озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию  навыков высказываться, общаться, критически мыслить и вести дискуссию. 2. Кооперативно­групповая учебная деятельность ­ это форма организации  обучения в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью. При  такой  организации обучения учитель руководит работой каждого ученика опосредованно  через задачи.  3. Дифференцированно­групповая форма предусматривает организацию работы  ученических групп с различными учебными возможностями. Задача  дифференцируются по уровню сложности или по их количеству 4 Ланкова  форма предусматривает организацию учебной деятельности в  постоянных малых ученических группах, управляемых лидерами. Все ученики  работают над единственной задачей 5. Индивидуально­групповая форма предусматривает распределение учебной  работы между членами группы, когда каждый член группы выполняет часть общей  задачи.   Группы могут быть стабильными или временными, однородными или разнородными.  Объединение в группы может осуществлять учитель (в основном на добровольных  началах, по результатам жеребьевки) или сами ученики по своему выбору.  Отношения между учителем и учениками приобретают характер сотрудничества,  потому что педагог непосредственно вмешивается в работу групп только в том случае, если у учащихся возникают вопросы и они сами обращаются за  помощью к учителю.  При этом учебная деятельность не изолирует учеников друг от друга, не ограничивает  их общение, взаимопомощь и сотрудничество, а наоборот, создает возможности для  объединения усилий действовать согласованно и слаженно, совместно отвечать за  результаты выполнения учебного задания таким образом, что позволяет учитывать и  оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы. В групповой учебной  деятельности учащихся успешно формируются умения учиться, планировать,  моделировать, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексию и т.д..  Важную роль она играет в реализации воспитательной функции обучения. В групповой учебной деятельности воспитывается взаимопонимание, взаимопомощь,  коллективность, ответственность, самостоятельность, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения, культура ведение диалога. Хотелось бы процитировать педагога Н.Е. Щуркову: " Роль педагога при восхождении ребенка по ступеням культуры не сводится к роли поводыря или тем более  корректора, наказывающего за отклонения от нормы, она очерчивается широко: он ­  соучастник такого восхождения, стратег, инструктор, опора и помощник в нелегком  движении вперед и выше”   Работа в группах на уроках биологии               Хочу поделиться опытом организации групповой работы. Г формулировке темы урока и   Класс делю на группы, но так, чтобы  в группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся. Величина групп 2­3 человека в зависимости от размера  класса.                Использую групповую работу на всех этапах урока: 1)   в начале урока, при проверке пройденного материала; 2)   в течение всего урока, когда происходит изучение новой темы; 3)   в конце урока для закрепления изученного материала.                Групповая деятельность учащихся при  определение целей урока  1. Для формулировки темы урока можно использовать метод Шифровка, Ассоцияция,  Угадайка Шифровка: Зашифровать можно различные слова и даже предложения.  Например: Как называют способ существования живых организмов, при котором  одни организмы используют другие живые организмы в качестве источника  питания и места обитания? 4 2 1 2 5 6 3 7 (1­Р, 2­А, 3­Т, 4­П, 5­З, 6­И, 7­м) Ответ: паразитизм Ассоциация: Перед уроком преподаватель  должен написать ассоциации со словом … и поместить их на доске. Угадай­ка: В данной игре нужно отгадать слово, ответив на вопрос. В таблице  уже даны несколько букв, необходимо вписать недостающие. ∙ Поглощение клеткой твердых органических веществ, частицы которых  окружаются выростами мембраны. Ответ: фагоцитоз А О И Совместное формулирование цели урока. Например, тема урока « Онтогенез –  индивидуальное развитие организма», на доске записываю опорные глаголы в 2  столбика: сформулировать, перечислить, характеризовать, выделить, доказать.  Затем предлагаю учащимся каждой группы составить цель урока, используя для этого  глаголы  записанные на доске. Через 2­3 минуты цель озвучивается несколькими  учениками и каждый в тетради дополняет свои цель. Итоговая цель – сформулировать понятие онтогенез, перечислить этапы онтогенеза, характеризовать каждый этап  онтогенеза, выделить типы онтогенеза, доказать воздействие внешних факторов на  индивидуальное развитие организмов.             Групповая работа при проверке пройденного материала. Как один из вариантов – работа с карточками. Карточки ­ задания по 3 разные для группы (если в группе 3 человека, то и карточек ­ 3). Участники группы выполняют одинаковые задания. Работа: каждый ученик заполняет одну карточку, по моей команде участники группы  меняются карточками и дописывают или исправляют работу в карточке  своего  товарища.  Карточками они меняются столько раз, сколько участников в группе. В  конце работы я собираю  все карточки. Во время работы ни учебниками, ни тетрадями, ни дополнительной литературой пользоваться нельзя. Работу проверяю  на этом уроке или итоги подвожу на  следующем уроке. Пример.   Карточка 1. Вставьте пропущенные слова в текст.   Проверяемая тема  «Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения». Основные особенности покрытосеменных – это  … и … Семяпочка  защищена от неблагоприятных воздействий … Отсюда и название этого отдела  растений – покрытосеменные. Этот отдел делится на два класса  ­ … и …  Покрытосеменные широко распространились, благодаря образованию …, что  обеспечивает успешное прорастание … в неблагоприятных условиях. Карточка 2. Заполните таблицу. Нарисуйте признаки однодольных и двудольных растений. Типичные признаки  растений класса Название  класса Тип корневой  системы Строение  цветка Строение  зародыша  семени Характер  жилкования  листа Однодольные Двудольные           Карточка 3. Дайте определения понятий. Подпишите части цветка. Опыление – Оплодотворение –    Рисунок цветка      1 ­ __________ 2­ __________ 3 ­ __________ 4 ­ __________ 5 ­ __________ 6 ­ __________            Разговаривать в процессе работы не желательно, ребята это сами поймут, когда  будут работать в условиях дефицита времени. Может быть это не очень хорошо для  групповой работы, но чувство общности все равно возникает. Кроме того снимается  стресс самостоятельной работы:  «Другие доделают, напишут то, что не знаю я!» Задания необходимо подбирать одинаковые по уровню сложности, но разные по  форме, тогда ребятам будет интересно их выполнять. Еще одна форма групповой работы на этом этапе урока ­  Тестовая проверка с  взаимоконтролем ( тесты могут быть всевозможными) Достоинства: эта форма работы позволяет быстро проверить, как вся группа  продвинулась в изучении материала. Ребята не бояться писать такого рода  проверочные работы, зная, что их «страхуют» другие участники группы. Недостатки: невозможность оценить личный вклад каждого ученика и,  следовательно, усредненная оценка результатов. Кроме того в этой работе мало  живого общения, необходимого для того, чтобы работа была действительно  групповая. Групповая работа при изучении нового материала. Основной вариант – работа над вопросами.   1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. Группа получает список вопросов или заданий, ребята сами распределяют вопросы между собой и отвечают на них, используя любую литературу. Затем по одному  представителю от группы сообщают ответы на вопросы и весь класс слушает . Иногда вместо вопросов группе выдаю план характеристики чего­либо. Например, тема урока «Внутреннее строение рыбы». Необходимо дать  характеристику каждой системе органов.  План характеристики: Первая группа дает характеристику кровеносной системе, вторая – дыхательной,  третья пищеварительной. Вопросы: Группа 1. Пищеварительная система Чем питается рыба? Как внешнее строение тела рыбы связано с питанием? В каких органах системы и при участии каких желез происходит  пищеварение?    В чем сущность этого процесса пищеварения? В чем сходство пищеварительных систем беспозвоночных и позвоночных  животных? Группа 2. Дыхательная система Откуда берет рыба кислород для дыхания? Где кислорода больше, в воздухе или в воде? Какой газ выделяет рыба в воду? Какое строение имеют жабры? Все знают, что рыба, вытащенная из воды, задыхается. Чем это можно  объяснить? Как осуществляется работа жаберного аппарата? Группа 3. Кровеносная система Из скольких камер состоит сердце рыбы? Почему оно может сокращаться? Может ли кровь двигаться из желудочка в предсердие? Если нет, то  почему? Какие сосуды называются  артериями, венами, капиллярами? Какая кровь  называется артериальной, какая – венозной? Почему кровеносная система называется замкнутой. В чем различие кровеносной системы беспозвоночных (например,  членистоногих) и позвоночных животных? Отвечая на вопросы, ученики подготовят характеристики систем органов.   работа с литературой   Другой вариант – работа над заданиями. Тема урока: «Дыхание». Каждой группе выдаю  бланк с заданиями: Ι       уровень: Дайте определение понятий. Газообмен________________________________________________________________ ____ Дыхание__________________________________________________________________ ____ Запишите, каково значение органов дыхания? Какую роль в клетке играет  кислород? _________________________________________________________________________ ____ Ответьте на вопросы. 1)      Какие приспособления для газообмена есть у цветковых растений? _________________________________________________________________________ ____ 2)      Какие организмы дышат всей поверхностью тела? _________________________________________________________________________ ____ 3)      Какой тип дыхания самый примитивный? _________________________________________________________________________ ____ Заполните таблицу. Перечислите органы дыхания животных. Приведите  примеры животных. Органы  дыхания Название  животного  уровень:   практическая работа ΙΙ  Приготовьте микроскоп к работе. Рассмотрите микропрепараты. Выполните  задания. Кожица (эпидермис) листа герани. Какие органы дыхания растения можно увидеть на препарате? _________________________________________________________________________ ____ Инфузория туфелька. Какой тип дыхания характерен для инфузории туфельки? _________________________________________________________________________ ____ Фотографии. Какие животные обладают легочным типом дыхания? _________________________________________________________________________ ____ Задача каждой группы – заполнить бланк.. Затем  каждая группа отчитывается  по своим вопросам, остальные учащиеся в это же время заполняют бланки  (ответы сообщает докладчик от группы). Не часто, но делаю так ­  каждой группе выдаю или половинку ватмана ил и лист  формата А­4 для создания газеты (обязательно с разметкой).   Например, тема урока: «Среды обитания организмов». Каждая группа получает  лист, на которой написан заголовок ­ название среды, справа подзаголовок –  характеристика среды, слева – обитатели. На столах – цветные карандаши и  фломастеры, изображения различных животных, ножницы, клей, учебники. Цель  – нарисовать газету о среде обитания. В конце урока каждая группа делает  сообщение с использованием газеты. Обязательное условие – каждый участник   группы должен сделать небольшое сообщение.   Лабораторная работа – идеальный вариант для работы в группах в течение всего  урока. Пример.   сдвигаем столы по два, квадратом, в центре выставляют все необходимое  оборудование, реактивы, объекты и т.п.. Задания ребята выполняют в  произвольном порядке, но к концу урока все должны закончить работу. За 10  минут до конца урока прошу по одному представителю от группы рассказать о  проведенных опытах (первая группа рассказывает об обнаружении белка, вторая –  о крахмале и т.д.). Оценку  выставляю всей группе.   Тема урока: «Химический состав клетки». Готовится кабинет к работе:  Достоинства: ученики максимально активны и свободны на таких уроках,  обучение носит поисковый характер, ребята в течение всего урока взаимодействуют  друг с другом. Этот тип работы дает замечательные результаты, если учитель сумел  заинтересовать ребят предложенной работой. Недостатки: слабые ученики могут «выпадать» из учебного процесса, надеясь,  что другие выполнят работу за них. Кроме того ребята могут отвлекаться от  выполнения заданий на обсуждение посторонних тем.    Групповая работа в конце урока для закрепления изученного материала. Каждая группа выполняет одно задание сообща. Ни учебниками, ни тетрадями, ни  дополнительной литературой пользоваться нельзя. Хорошо, если задания будут носить прикладной характер. Пример. Тема урока: «Цветок и плод». Раздаю каждой группе гербарий различных  растений по 3 – 8 экземпляров (кратно числу учеников в группе) и задание: Пользуясь схемой, определите, какие типы соцветий у растений в вашем  гербарии.                             Подведение итогов можно провести двумя способами:  первый ­ представитель от каждой группы рассказывает всем остальным, в чем  заключалось задание и как группа его выполнила;  второй ­  каждая группа сдает карточки на проверку учителю.  Здесь уместны и  прием «Комментатор» ­ выключите звук на анимации и предоставьте детям  возможность озвучить видеоролик, либо сюжет (дается время на подготовку);  прием ­ Ты мне, я тебе (работы учащиеся ещё раз просматривают изученный  материал, проговаривают его друг другу, что способствует лучшему усвоению  материала),  прием «Минутные вопросы» (четко зачитываю вопрос один раз и засекаю одну  минуту. Учащиеся размышляют над вопросом, обсуждают его и ровно через минуту  должны на заранее приготовленных листочках написать ответ и передать мне. Пример  вопросов: В 100 г этого продукта относительно высокое содержание белка. Этим продуктом в  1998 году в России отравилось 467 человек, из них 34 человека умерло от отравлений,  причем, этого бы не произошло, если бы люди были более внимательны при сборе  этого продукта. В последующие годы статистика еще более страшная. Так что же это  за продукт? Ответ: грибы. У человека в организме их в среднем 100 квадрильонов, те. 100 миллионов  миллиардов. О чем идет речь? Ответ: клетки. Прием «Составление учащимися тестовых вопросов» (2­3 вопроса по теме) для  каждой группы Прием «конкурс шпаргалок», «Найди ошибку». , разгадывание кроссвордов,  заполнение всевозможных таблиц и др. Достоинства: динамичное, «живое» обсуждение внутри групп. В работе востребованы  знания, которые ребята получили на этом уроке: учитель может проконтролировать,  как усвоен материал. Недостатки: небольшое количество времени создает ситуацию стресса, и группа  может не справиться с заданием.             Групповая работа на уроке необходима, ее достоинства очевидны. Результаты  совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным  методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств  личности. Среди недостатков групповой работы наиболее существенными являются  для меня: трудности комплектования групп и организации деятельности в них; то, что  учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном  учебном материале и избрать самый эффективный путь его изучения. Тем не менее это важная форма организации деятельности учащихся на уроке, позволяющая развивать  самостоятельность, коммуникабельность и творческие способности ребят.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2019