Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.
Для оптимизации процесса адаптации использую следующие формы работы:
•	беседы с родителями;
•	анкетирование;
•	наблюдение за ребенком;
•	развивающие игры.
Сведения о ребенке получаю в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком в первые дни его пребывания.
            
        
        
        
                    
                
                    Формы работы воспитателя в процессе адаптации ребёнка к ДОУ.
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, 
как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, 
наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное 
напряжение, согласовать методику проведения режимных 
процессов с семьей.
Для оптимизации процесса адаптации использую 
следующие формы работы:
•
•
•
•
беседы с родителями;
анкетирование;
наблюдение за ребенком;
развивающие игры.
Сведения о ребенке получаю в процессе беседы с родителями, а также в
ходе наблюдений за ребенком в первые дни его пребывания. Уже в процессе 
первых наблюдений получаю достаточно важную информацию о степени 
проблемности ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения 
со взрослыми и сверстниками и т. п. Однако наибольшее внимание следует 
уделить особенностям протекания процесса адаптации, для этого на каждого 
ребенка ведется индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, 
с момента поступления ребенка в группу, фиксируются результаты 
наблюдения за ним по выделенным критериям. Ведение адаптационного листа
позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд
профилактических и, при необходимости, коррекционных мероприятий для 
облегчения адаптационного синдрома.    
 Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом 
зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально 
они складываются, если обе стороны осознают необходимость 
целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно,чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; 
чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное – 
ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).
     Детский сад является тем педагогическим учреждением, которое 
может и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по 
подготовке ребенка к условиям общественного воспитания. Но, к сожалению, 
нередко родители встречаются с персоналом детского сада лишь тогда, когда 
впервые приводят своего ребенка в группу. С целью оптимизации процесса 
адаптации детей к детскому саду и повышении компетенции родителей по 
вопросам воспитания детей раннего возраста в нашей группе был создан 
“Центр игровой поддержки детей раннего возраста”.  Научить ребенка 
вступать в общение с взрослыми и детьми  одна из основных задач родителей 
при подготовке малыша к поступлению в детское учреждение.
     Так же при поступлении ребенка в детский сад особое значение 
имеет его физическая подготовленность. Организм детей первых лет жизни 
больше, чем в старшем возрасте подвержен заболеваниям, родители должны 
закалять их. Необходимо обеспечить малышу пребывание на свежем воздухе в
любое время года, проводить с ребенком гимнастику, учить выполнять 
физические упражнения, развивать навыки ходьбы, бега, лазанья. Важным 
средством закаливания являются воздушные ванны и водные процедуры, но их
нужно выполнять в соответствии с существующими правилами. 
     Одежде ребенка также следует уделять внимание. Если его излишне 
кутать, то вследствие несовершенства терморегуляции малыш может легко 
вспотеть, а это ведет к охлаждению организма и простудным заболеваниям. А 
слишком легкая одежда также может стать причиной заболевания.
Одним из факторов, который очень важен для процесса привыкания, 
является режим дня ребенка в семье. Если в семье дети спят, едят, гуляют в 
разное время, то они с трудом привыкают к распорядку дня детского сада. 
Несовпадения домашнего режима с режимом детского учрежденияотрицательно влияет на состояние ребенка, он становится вялым, капризным, 
безразличным к происходящему.
     Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое 
значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые 
культурногигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания 
(одевания, еды и др.), между тем не во всех семьях уделяется достаточное 
внимание формированию указанных навыков и привычек.     Успешная 
адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных 
установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, 
если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на 
ребенка и доверяют друг другу.   
  Для определения готовности детей к поступлению в детский сад и 
прогноза адаптации применяются психологопедагогические параметры, 
которые объединены в три блока: 
 Поведение детей, связанное с удовлетворением органических 
потребностей; 
 Нервно психическое развитие;
 Черты личности.
     С опорой на эти блоки составляется карта готовности ребенка к 
поступлению в детский сад, в которой фиксируются ответы родителей во 
время беседы. 
     Анализируя ответы родителей, и используя метод диагностики, 
делается прогноз адаптации ребенка к новым условиям жизни в дошкольном 
учреждении, определяются проблемы, которые могут возникнуть в период 
адаптации, и даются рекомендации по подготовке детей.
Чтобы успешно прошла адаптация, используются стихи, песенки, 
потешки. Во время укладывания, обязательно напевают колыбельную песенку.
Иногда во время укладывания может звучать одна и та же спокойная музыка.Это помогает быстрее расслабиться особенно плаксивым детям. Так же лучше
засыпают дети с любимой игрушкой, принесенной его родителями.
     Таким образом, доверие малыша и его родителей к воспитателю само
по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным 
отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и 
милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и 
взаимопонимание  и картина психологии доверия будет достаточно полной.