Активная заинтересованность школьников внеклассной деятельностью, не в последнюю очередь, связана с использованием различных форм внеклассных занятий. В течении многих лет складывались и оправдали себя на практике такие формы, как олимпиады, кружки русского языка, устные журналы и др. В последние годы широкое распространение получили неделя русского языка, час занимательной грамматики, классный уголок, грамматические турниры.
ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В IVI КЛАССАХ
Активная заинтересованность школьников внеклассной
деятельностью, не в последнюю очередь, связана с
использованием различных форм внеклассных занятий. В
течении многих лет складывались и оправдали себя на
практике такие формы, как олимпиады, кружки русского языка,
устные журналы и др. В последние годы широкое
распространение получили неделя русского языка, час
занимательной грамматики, классный уголок, грамматические
турниры.
Разнообразие форм внеклассной работы по русскому языку
обусловлено разноплановостью содержания, целями и задачами
этой работы, неоднородностью состава участников (по
возрасту, уровню подготовленности, степени развития
лингвистического интереса, количеству участников),
возможностями школы и руководителя.
Проанализировав педагогическую и методическую
литературу по теме исследования, можно выделить следующие
группы внеурочной работы по русскому языку:
Групповые
Массовые
Формы внеклассной
Работы
индивидуальные
К группе массовых форм относятся: рукописные журналы, стенные газеты, общеклассный или
общешкольный уголок русского языка – эти формы
выполняют функцию сообщения информации; активное
участие обеспечивают лишь небольшой группе детей, а
остальные, являющиеся читателями, оказываются
пассивными;
устные сообщениядоклады, радиопередачи, устные
журналы, встречи с интересными людьми – эти формы
выполняют функцию сообщения; активное участие в
подготовке – от одного исполнителя до небольшой
группы, а остальные принимают активное участие в
обсуждении, что позволяет добиться более глубокого и
более активного усвоения материала;
вечера, утренники – формы с ярко выраженной функцией
воздействия. Количество активных участников и при
подготовке, и при проведении, особенно, гораздо
больше, но и немало всетаки просто слушателей;
диспуты и конференции – формы, имеющие целью
воздействовать на аудиторию в желательном направлении
(младшим школьникам в целом недоступны). Воздействие
на аудиторию непосредственной силой слова
выступающего, убедительностью, яркостью примеров,
приводимых им;
конкурсы, викторины, олимпиады, турниры – формы с
функцией состязательности. Активность обеспечивается
всех без исключения участников;
праздники (Путешествие в страну Русского языка. День
русского языка. Неделя русского языка.) –
комбинированные формы массовой внеурочной работы, так
как включают в себя все или отдельные сочетаниявышеуказанных форм, выступающих в этой форме в
подчиненном, а не в самостоятельном исполнении.
К групповым формам внеклассной работы по русскому языку
причисляются:
кружки, экспедиции, экскурсии и т.п. – формы,
отличающиеся активной деятельностью состава,
охватывающего от всего класса до нескольких учеников.
Эти формы отличаются ярко выраженной однородностью
интересов участников;
клубы, общества, школьные музеи – формы, отличающиеся
активной деятельностью всего состава, ярко выраженной
однородностью интересов; формы, охватывающие работой
учащихся разных возрастов. Отличительной особенностью
данных форм является наличие секций, работа которых
организуется и координируется советом клуба
(общества, музея), подчиняя все занятия единому
плану.
Индивидуальные формы внеклассной работы:
выполнение поручений кружка, классного коллектива,
учителя, то есть исполнительская деятельность,
элемент творчества незначителен либо отсутствует
вовсе; поручение выполняется в короткий срок;
выполнение творческого задания (с элементами
исследования); эти задания рассчитаны на более
длительный срок исполнения.
В традиционной методической литературе во внеурочной
работе выделяют также постоянно действующие (кружки
русского языка, общества, клубы, стенная печать, изданиерукописных журналов) и эпизодические формы (тематические
выставки, ученические конференции, викторины, олимпиады,
конкурсы смекалистых и др.). Последние предполагают
разовость мероприятия, то есть организуются «от случая к
случаю». Но при хорошо продуманной внеурочной работе
эпизодические мероприятия не могут быть случайностью, а
должны осуществляться не разобщенно, а включаться в единую,
четко планируемую систему внеклассной работы.
Тесно связанная с обязательной программой, с общим
направлением процесса обучения, внеклассная работа чутко
реагирует на изменение содержания и методов обучения и
приводит свой «арсенал» в соответствие с современными
требованиями. В связи с вышеизложенным необходимо отметить
появление новых форм внеурочной работы, возникших на основе
телевизионных игр девяностых годов двадцатого века. Это
игровые формы состязательного характера: «Поле чудес»,
«Счастливый случай», «Звездный час», «Умники и умницы»,
«Кроссворд».
Таким образом, даже приведя более или менее полный
перечень известных форм внеклассной работы, ставить точку
рано, так как разнообразие этих форм не мешает поиску
новых.