«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
Оценка 4.9
Лекции
doc
музыка +1
Взрослым
22.11.2018
Обучение детей музыке представляет собой многогранный и сложный процесс, который много раз рассматривался в различных педагогических методиках и у отдельных педагогов. Психологи утверждают, что период от пяти до семи лет —это лучшее время для начала занятий музыкой. Раннее музыкальное обучение является эффективным средством развития интеллектуальной и психической сферы, активизации различных мозговых функций.
У детей в пятилетнем возрасте отчетливо проявляются индивидуальные особенности интеллектуального и физического развития. Это: внимание и память, богатство воображения, фантазий, эмоциональная восприимчивость, зрительно-пространственные представления. Поэтому самым важным на данном этапе для ребенка является то эмоциональное состояние, в котором проходят уроки. Неторопливый процесс обучения, бережное отношение к ученику, раннее погружение его в музыку позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка и способствовать развитию его творческой индивидуальности
фоно с 5 лет.doc
МБУДО «ДМШ»Табунского района
Преподаватель Пешкова Л. А.
Методическая работа на тему: Обучение детей 57 лет азам
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на
уроке.»
ВВЕДЕНИЕ
Многогранные исследования учёных, педагогов и психологов из разных
стран доказывают благотворное влияние музыки на интеллектуальное
развитие детей. Музыка стимулирует работу мозга, а музыкальные занятия
активизируют мозговую деятельность, и это сказывается на лучшем
выполнении самой разнообразной умственной работы. Учёные в ходе
экспериментов доказали, что у музыкантов связь слуха, зрения и движения
гораздо активнее, чем у людей не занимающихся музыкой. Эта особенность
ярко выражена у тех, кто даже не будучи профессионалом, начал
заниматься музыкой до семи лет.
Обучение детей музыке представляет собой многогранный и сложный
процесс, который много раз рассматривался в различных педагогических
методиках и у отдельных педагогов. Психологи утверждают, что период от
пяти до семи лет —это лучшее время для начала занятий музыкой. Раннее
музыкальное обучение является эффективным средством развития
интеллектуальной и психической сферы, активизации различных мозговых
функций.
У детей в пятилетнем возрасте отчетливо проявляются индивидуальные
особенности интеллектуального и физического развития. Это: внимание и
память, богатство воображения, фантазий, эмоциональная
восприимчивость, зрительнопространственные представления. Поэтому
самым важным на данном этапе для ребенка является то эмоциональное
состояние, в котором проходят уроки. Неторопливый процесс обучения,
бережное отношение к ученику, раннее погружение его в музыку позволяют
раскрыть творческий потенциал ребенка и способствовать развитию его
творческой индивидуальности.
Воспитаниемузыкой формирует эстетические чувства ребёнка, приобщая
его к великому музыкальному наследию. Музыка умственно развивает
ученика, обогащая его словарь выражениями и образными словами, а так же создает определенные настроения и чувства.Именно эмоциональная
сфера ребёнка развивается через музыкальные занятия. Одна из важнейших
музыкальных способностей это эмоциональная отзывчивость, которая
связана с воспитанием таких качеств личности, как сочувствие, доброта и
т.д. Поэтому музыкальное искусство однозначно влияет на воспитание в
ребёнке нравственных общечеловеческих ценностей, таких как красота,
доброта, вкус. Психологи утверждают, что восприятие детей 57 лет носит
активный характер, то есть отличается произвольностью. Это касается и
других психических процессов: памяти, внимания и воображения. Вот
почему так важно именно в этом возрасте активно развивать данные сферы.
А накопление музыкального опыта стимулирует развитие мышления,
памяти, речи, мелкой моторики, а это помогает овладению навыками игры
на инструменте и элементами музыкальной грамоты, является
психологической основой музыкального творчества.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО В
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ КЛАССЕ.
Работа с учащимися подготовительного класса преследует выполнения
следующих задач:
с первых уроков воспитывать интерес к музыкальным занятиям;
с первых уроков вводить ребенка в мир музыки, развивать восприятие
музыкального языка, знакомить с произведениями различных жанров и
характеров;
— научить выполнять различные упражнения, которые развивают основные
музыкальные способности: ритм, память, слух;
— развивать координацию движений путем выполнения комплекса
упражнений по подготовке и организации аппарата пианиста;
обучить ученика сознательному управлению своим мышечнодвигательным
аппаратом;
— научить ученика правильной посадки за инструментом, формируя
игровые навыки, учить активному, точному извлечению звука пальцами и
свободным движениям гибких рук от спины;
— развивать взаимосвязь слуховых представлений с двигательно
техническими навыками;
— подбирать по слуху простейшие песенки и попевки на инструменте,
учить их транспонировать;
— осваивать приёмы звукоизвлечения: nonlegato, staccato, legato;
— развивать навыки разбора и чтения нотного текста;
— учить анализировать произведения: строение, динамика, аппликатура; — знакомить с музыкальными терминами;
— учить выполнять творческие заданий: сочинение коротких мелодий,
стишков, рисунки к пьесам.
За год педагог должен проработать с учеником 2030 произведений
доступных по содержанию: народные песни, пьесыпесенного и
танцевального характера, этюды, ансамбли, не задерживаясь подолгу на
каждом из ни.
ИГРА — КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 57 ЛЕТ
НА УРОКЕ «ФОРТЕПИАНО».
«Обучение – это особая форма деятельности – не игра и не труд, но то
и другое»
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности».
В. А.Сухомлинский.
При обучении детей 57 летнего возраста важно помнить главную
особенность: обучать, не отрывая от ведущей в их возрасте деятельности
игры. «Игра является источником развития и создаёт — по словам
Л.С.Выгодского — зону ближайшего развития. В игре ребенок всегда выше
своего среднего возраста, выше своего обычного поведения. Он в игре как
бы на голову выше самого себя…». Назначение игры не только развлекать и
веселить, а так же игра является одним из главных средств обучения
навыкам выполнения учебных заданий. Она должна служить не
вспомогательным средством обучения, а определяющим звеном учебного
процесса в подготовительном классе. Игры положительно влияют на
развитие сообразительности, смекалки, находчивости. Игровые задания,
кроме развития умственных способностей формируют волевые качества:
настойчивость, организованность, выдержку, умение соблюдать правила
игры.
Психологические особенности детей данного возраста таковы, что
именно наглядность и игра наилучшим образом помогают ученикам
формировать интерес к предмету, повышают мотивацию в обучении и
самообразовании. Чтобы понимать изучаемое детям необходимо творить и
переживать. Китайская народная мудрость гласит: «Я слышу и забываю. Я
вижу и помню долго. Я делаю и понимаю». Дидактическая игра вызывает у
детей живой интерес к предмету, к процессу познания, активизирует их
деятельность, помогает легче и незаметно усвоить учебный материал. А самое главное, игра способна удерживать внимание ребёнка на длительное
время при решении какойлибо определенной задачи. Интерес ребёнка к
занятиям пробуждается в том случае, если уроки будут яркими,
содержательными, наполненными образными сравнениями и примерами.
Это будет достигнуто лишь в том случае, когда педагог использует
различные игровые задания и упражнения на разных этапах занятия. На
уроках фортепиано этому должно способствовать всё, что будит
воображение ребёнка: яркая картинка, музыкальный материал, весёлый
стишок, текст песенки и т.д. Именно в игровых ситуациях происходит
непроизвольное запоминание теоретического материала, который в
процессе игры вызывает интерес у детей и активную реакцию. От педагога
в данный период требуется много внимания, такта, понимания
особенностей ученика, умение найти правильное решение в любой
ситуации. Занятия должны проходить только в атмосфере положительных
эмоций. Ребёнка надо больше хвалить (особенно маленького), малейший
успех должен быть отмечен, а неудача – зафиксирована в сознании педагога
скорее как сигнал о том, что избранный им подход к данному ученику или
к работе над данным произведением не оптимален. Учитель должен уметь
вовремя устранить страх ученика перед его неудачей, вселять в него
уверенность. Лучше облегчить задание, чувствуя, что начинающий ученик
не сможет сейчас преодолеть какуюто трудность, нежели обрекать
ученика на неудачу.
Учитывая возрастные особенности детей данного возраста –
неустойчивость внимания, конкретность мышления, эмоциональное
восприятие явлений окружающей действительности, педагогу приходится
достаточно быстро переключаться на уроке с одной формы работы на
другую, чередовать одни игровые задания с другими. При этом необходимо
стараться не прерывать связь ребёнка с миром сказок, игрушек, когда он
приходит в класс. Игрушка помогает в усвоении нового материала и
способна оживить любой урок. Любимаякукла, медвежонок, серенький
зайчик могут стать просто гостями на уроке, которые будут «смотреть»,
как их «хозяин» трудится и ведет себя на уроке. В конце занятия можно
сочинить песенку или пьеску о любимой игрушке. Такие игровые моменты
всегда дают положительные результаты, вносят в урок определенную
разрядку, не отвлекаясь от него.Рекомендуется использовать музыкальный
материал, который будет понятным и доступным для исполнения и
удобным для пения даже самым маленьким музыкантам. Использование
подтекстовок к пьескам, рисование музыкального образа будит
воображение ребёнка, помогает раскрыть содержание пьесы и передать это
содержание музыкальным языком.В репертуар детей подготовительного класса должны быть включены образцы народной и классической музыки
прошлого и настоящего, доступные для детского восприятия.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В
РАБОТЕ С ДЕТЬМИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА:
На первых занятиях «Фортепиано» ребенок знакомиться с инструментом,
на котором он будет играть. Рассказ об инструменте должен быть кратким
и интересным. Полезно открыть крышку и показать механизм: удары
молоточков по струнам — чем сильнее удар, тем громче звук. Так же надо
показать как звучат тонкие струны, как толстые. Показать клавиши,
пюпитр(подставка для нот), педали(душа фортепиано). Сравнить чем
отличается пианино и рояль. Можно прочитать стихотворение из сборника
Хереско «Фортепиано»:
Пианино и рояль с виду спутаешь едва ль
Ведь нельзя же со слоном спутать трёхэтажный дом.
Пой под музыку, пляши — инструменты хороши…
Все: и взрослые,и дети инструменты любят эти.
Только знай, у них давно есть название одно:
Не забудь, фортепиано, произносится оно.
Форте — это значит громко, заучи, не будь лентяй,
А пиано — это тихо, ты, дружок, запоминай.
Если руки мыл под краном, подходи к фортепиано.
Это кто там стал опять громко крышкою стучать,
Если крышка упадёт, больно пальчики прибьёт.
Эти правила просты, выполнять их должен ты!
Перевод с итальянского слово «Фортепиано» «громкотихо»
Теперь можно познакомить ребенка с клавиатурой. Рассказать о том, что
клавиши бывают черные и белые. Черные группируются по две и три.
Попросить ребенка найти «двух сестричек» и «трех братиков». Далее
нужно обратить внимание ученика на то, что в правой стороне
клавиатурынаходятся звуки тонкие, высокие; а в левой — низкие, густые.
Можно разделить клавиатуру на домики, где низкие звуки жилище
медведей, высокие гнезда птенцов, а в среднем регистре живем мы со
своей семьей. Для лучшего усвоения учеником регистров, можно выучить с ним такое
стихотворение Н. Кончаловской:
У рояля много клавиш!
Ты их все звучать заставишь.
В крайних слева бас гудит,
Будто он всегда сердит.
В крайних справа звук высок,
Будто птичий голосок.
В средних клавишах, как раз,
Тот же голос, что у нас.
Перед тем как ребенка научить правильно сидеть за инструментом можно
провести гимнастику для расслабления и напряжения мышц корпуса и
плечевого пояса, а также упражнения на координацию движений:
«ШалтайБолтай»: Встать прямо, опустить руки свободно вниз, слегка
нагибаясь при этом вперёд. Начать покачивать их навстречу друг другу, то
скрещивая, то разводя руки в стороны, одновременно с этим произносить
слова: ШалтайБолтай висел на стене, ШалтайБолтай свалился во сне.
«Мельница»: Встать ровно, ноги на расстоянии ступни. Опустить обе руки
свободно, пусть они висят вдоль туловища, как плети. Начать раскачивать
вначале одной, потом другой рукой, взад — вперёд, всё выше и выше, пока
рука не начнёт крутиться по инерции вокруг плеча, как ветряная мельница.
Упражнения «Колобок» и «Мячик» поможет в постановке руки.
«Колобок». Взять кисть ребёнка, добившись чтобы она была свободной, и
затем крутить руку у запястья, как колобок из теста. «Лепить» таким
образом надо по очереди правую и левую руку ребёнка.
«Мячик». Расслабленную руку ребёнка подбрасывать и ловить, как мячик.
Т. Смирнова в своей авторской программе „ Фортепиано. Интенсивный
курс» предлагает ряд упражнений на овладение правильной посадкой, на
развитие координации движений, на свободу рук и цепкость пальцев,
глубину взятия звука.
«Новая и сломанная кукла». Сидеть за инструментом, как кукла на
витрине (от 2х до 20 секунд), затем расслабиться (510 секунд). Выполнять
56 раз. «Заводная кукла». Сидя за инструментом покачивать туловищем с
прямой, напряжённой спиной вперёд и назад. Затем расслабиться —
кончился завод. Во время выполнения упражнения руки свободно лежат на
коленях, ноги стоят на подставке.
«Подснежник». Ребёнок сидит на стуле, руки лежат свободно на коленях.
Педагог играет пьесу П.И.Чайковского „ Подснежник». На первую фразу
подснежник растёт, т.е. правая рука плавно поднимается вверх и
опускаются. На протяжении всего упражнения кисть должна висеть
расслабленная, как цветок подснежника. Подснежник не распускается, как
ромашка, его лепестки собраны и опущены вниз. На вторую фразу тоже
самое делает левая рука. На третью фразу поднимаются две руки с
покачиванием вверху расслабленными кистями.
Упражнения на развитие координации движений:
«Змея, лягушка» — правая рука имитирует движение змеи, а левая рука
показывает, как прыгает лягушка. Упражнение выполняется двумя руками
одновременно. Потом задание правой руки переходит к левой руке, и
наоборот.
«Кошечка и собачка» — правая рука выполняет движение имитирующее
поглаживание кошки, а левая рука в это же время как бы отгоняет собачку.
По окончании, руки меняются заданиями.
«Скрипка и барабан» — правая рука показывает движения смычка по
струнам скрипки, а левая рука показывает, как бьют в барабан. Упражнение
выполняется двумя руками одновременно.
При посадке за инструментом существуют общие правила, выполнение
которых сказывается на качестве исполнения произведений.
Три точки опоры:
1. стул. Сидеть нужно на половине сиденья. Не горбиться, корпус держать
прямо, но не напряженно.
2. ноги. Упираются в пол у педалей или специальную подставку, слегка
расставлены.
3. пальцы. Слегка закруглены, большой палец смотрит в ладошку (в
домик), кончики упираются в клавиши, кисть гибкая и подвижная. Локти
находятся на одном уровне с кистью и поверхностью клавиш. Здесь можно
сказать ребенку, что запястьеэто мостик, соединяющий клавиатуру и
локоть. Упражнения выполняемые на крышке инструмента помогают
ребенку запомнить правильное положение рук и кистей: Упражнения «Фонарики» поможет педагогу сформировать у ребёнка
правильный свод руки. Сидя за столом положить кисти рук на стол.
Подтягивать пальцы к ладошке до того момента пока они не встанут на
«подушечки» и не появятся все суставы ладошки и пальцев, так
называемые «Фонарики» (суставы не прогибать).
Упражнение «Вешалка» поможет ребёнку ощутить вес руки на кончике
пальца. Ребёнок ставит пальцы на стол, но с таким ощущением, что повесил
на них руки и свободно покачал локтями (вешалка рука, а пальцы —
крючок…)
«Молоточкигвоздики»: руки лежат на крышке инструмента, запястье не
поднимаем, пальцы на подушечках. Упражнение выполняется двумя
руками одновременно. На каждый счет 1,2,3,4 поднимаем все пальцы и
делаем удар по поверхности, опора на запястье. Выполняется 68 раз.
«Лягушка» руки лежат на крышке инструмента. Пальцы на подушечках,
запястье навесу, за пределом края крышки фортепиано. Опора на
подушечки. Руки поочередно «шагают» под текст стихотворения:
Вот лягушка по дорожке,
Скачет вытянувши ножки,
Ква — ква — ква, («пауза» — шепотом)
Ква — ква — ква.
Руки «шагают» на каждую долю.
Важно контролировать линию запястья, локти чуть в сторону, осанка,ноги.
Выполняется 23 раза.
«Чехарда» руки лежат на крышке инструмента. Пальцы на подушечках,
запястье навесу, за пределом края крышки фортепиано. Опора на
подушечки. Правая рука «перепрыгивает» через левую и возвращается на
исходную позицию. Левая рука «перепрыгивает» через правую руку и
возвращается на исходную позицию. Упражнение повторяется
несколькораз.
Счет вслух: «РАЗ И ДВА И».
«Голубь»руки на крышке инструмента, перед собой, рядом друг с другом.
1е пальцы рукполностью соприкасаются (как приклеены) друг с другом.
Остальные пальцы рук слегка отведены в стороны от 1х пальцев, и стоят
на подушечка1е пальцы — это «головка голубя», остальные пальцы — это
«крылья голубя». 1е пальцы фиксируем, опора на них. А остальные пальцы
(крылья выполняют функцию «размаха крыльев» на счет РАЗ И ДВА И.
Упражнение повторяется 46 раз.
«Опора на 5й палец» руки на крышке инструмента, перед собой, рядом
друг с другом. Все пальцы на подушечках. Фиксируем 5е пальцы обеих рук на крышке инструмента, а остальные пальцы одновременно поднимаем и
опускаем, сохраняя позицию пальцев. Опора на 5е пальцы. Необходимо
добиваться распределения напряжения в руке. 5е пальцы более
напряжены, т. к. они — опора; остальные пальцы должны быть менее
напряжены, но не расслабленны.
Нужно отметить, что занимаясь «постановкой рук» педагог должен делать
это ненавязчиво, при помощи своих рук, незаметно для ученика.
Первый этап освоения аппликатурыэто знакомство с порядковыми
номерами пальцев. Ученик в тетради может обвести свои кисти и
подписать номер каждого пальчика. На запоминание порядкового
номера пальцев можно выполнять следующие упражнения:
1. угадать какой палец спрятался.
2. давать приказы пальцам.
3. постукивать по столу заданным пальцем, закрыв глаза.
Для запоминания чередования пальцев можно использовать
следующие упражнения:
«Колечки»сгибать каждый палец поочередно, соединяя подушечками с
большим, что бы получилось колечко. При это читать стихотворение:
Первый палец — самый сильный, Второй тоже богатырь, Третий —
находится посередине, Четвертый и пятый идут за ним.
Дополнительно это упражнение учит правильной постановке кисти.
«Здравствуй пальчик» ладони соединить перед собой, палец к пальцу (1й
к 1му; 2й ко 2му, 3й к 3му, 4й к 4му, 5й 5му). Работаем с каждой
парой поочередно. 1я пара 3 раза касается друг друга подушечками;
одновременно проговариваем фразу: «Здравствуй 1й пальчик». Далее
переходим к паре 2хпальцев и повторяем действия 1й пары,
проговариваяодновременно фразу: «Здравствуй 2й пальчик» и т. д. до
пары 55пальцев. Можно использовать пальчиковую песенку — игру:
Пальчики.(Диск.)
(1)Вот это самый толстый пальчик у меня,
(2)Вместе с ним танцуют все его друзья.
Этот самый ловкий пальчик у меня
И, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.
Вот этот самый длинный пальчик у меня,
Вместе с ним танцуют все его друзья,
А вот этот пальчик лодырь у меня,
Но, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.
А этот пальчикмальчик лучший у меня,
Вместе с ним танцуют все его друзья.
(3)Все мои пять пальцев дружная семья,
И, когда они танцуют, танцую с ними я
1 (и далее) — в соответствии с текстом, поочерёдно сгибаем и разгибаем
один из пальцев (начиная с большого).
2 (и далее) – сжимаем и разжимаем кулаки.
3 – хлопаем в ладоши.
Первые упражнения на фортепиано:
«В гости по радуге»: исполняется отдельно каждой рукой. 3м пальцем.
Правой рукой движение с колена на «ДО» 1ой октавы;перемещаем руку на
«ДО» 2ой октавы, на «ДО» 3ей октавы до клавиши «ДО» 4ой октавы и
таким же способом возвращаемся к «ДО» 1ой октавы и на колено.
Левая рука выполняет то же самое только в противоположном направлении
от «ДО» 1ой октавы по октавам нижнего регистра и обратно к «ДО» 1ой
октавы.
Предлагаем следующее образное объяснение (условившись, что 1я октава
— «ТВОЙ ДОМ»; 2я,3я,4я октавы — «ДОМИКИ ПТИЧЕК»; Малая,
Большая, Контроктава — «ДОМИКИ МЕДВЕДЕЙ»): правая рука идет из
своего дома по РАДУГАМ в гости к птичкам, а после гостей обязательно
возвращается к себе домой; левая рука — идет из дома в гости к медведям.
Перенос руки должен напоминать движение по радуге. Отсюда название
упражнения.
Установка 3го пальца строго на «подушечку», форма пальца должна
напоминать крючок. Запястье — не прогибать и не поднимать. Если запястье образует «горку», то устранить ее можно изменив положение
локтя, т. е. слегка отодвинув локоть от тела в сторону.
«Пчелка» : рука пчелка свободно перелетает с клавиши на клавишу —
цветка на цветок и кончиком пальца — хоботком проникает в клавишу, в
середину цветка, чтобы взять нектар.
«Дорожка»:исполняется отдельно каждой рукой, 3м пальцем.Исполняем
в 1ой октаве. Выполняем поочередное нажатие клавиш звукоряда ДО РЕ
МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО и обратно. Левая рука — то же самое, но только
в Малой октаве.Штрих — поп legato. Стараться поднимать руку после
каждой клавиши на одну высоту и не слишком высоко. Позднее исполнять
штрихом staccato. К 3еи четверти двумя руками.
После закрепления первоначальных навыков игры 3 пальцем, можно
переходить к игре 2м, 3м, 4м и только потом к 1м и 5м пальцем.
Учитывая функции последних, лучше начинать игру не каждым из них , а
одновременно, то есть с терций. Сначала 2м и 4м пальцами, затем 3м и
5м пальцами. После того как освоены терции и квинты можно переходить
к игре трёхзвучных аккордов.
«Кузнечик»(терция): исполняется отдельно каждой рукой.Аппликатура:
2й и 4й пальцы на «ДО» и «МИ» 1ой октавы.Нажатие клавиш
одновременное. Движение по клавиатуре попринципу «Радуга», т. е.
перенося терцию из 1ой октавы пооктавам верхнего регистра и
обратно.Левая рука — то же самое, но только в направлении
нижнегорегистра. Очень важно следить за округлостью всех пальчиков
ученика, особенно 5го.
«Кузнечик по дорожке»: исполняется отдельно каждой рукой.
Аппликатура: 1й и 3й пальцы на «ДО» и «МИ». Нажатие одновременное.
«ДОМИ», «РЕФА», «МИСОЛЬ», «ФАЛЯ», «СОЛЬСИ», «ЛЯДО»,
«СИРЕ», «ДОМИ» и обратно в 1й октаве. Левая рука — в Малой
октаве.Контролировать позицию 1го и 3го пальцев; округлость 5го
пальца, линию запястья, местоположение локтя, осанку, положение ног.
«Мостики»(квинта): исполняется отдельно каждой рукой.Аппликатура 1
й и 5й пальцы на «ДО» и «СОЛЬ» 1й октавы.Нажатие клавиш
одновременное. Движение по клавиатуре попринципу «Радуга», т.е.
перенося квинту из 1й октавы по октавамверхнего регистра и
обратно.Левая рука — то же самое, но только в направлении
нижнегорегистра.Очень важно контролировать линию запястья; положение
2го,3 го,4го пальцев (чтобы не торчали как палки);установку 1го и 5го
пальцев на «подушечки.Выполняя это упражнение нужно контролировать округлость пальцев, не разрешать ставить пальцы на край клавиш,
ориентировать установку пальцев ближе к черным клавишам.
«До+Ре+Ми»: исполняется правой рукой. Аппликатура: 1й,2й,3й
пальцы. Нажатие клавиш поочередное.Штрих legato. Движение по
клавиатуре по принципу «Радуга» с четким и громким произношением
вслух названий октав (с объявлением), от 1ой октавы по октавам верхнего
регистра.
«Ми+Ре+До»: исполняется левой рукой. Аппликатура: 1й,2й,3й пальцы.
Нажатие клавиш поочередное. Штрих legato. Движение по клавиатуре по
принципу «Радуга» с четким и громким произношением вслух названий
октав (с объявлением), от 1ой октавы по октавам нижнего регистра.
Контролировать постановку 1го пальца на «подушечку», т. к.ученикам
свойственно нажимать клавишу 1м пальцем, полностьюуложив его на
клавишу; контролировать округлость всех пальцев;5й палец —
«крючочком», а не «антенной»; запястье продолжает линию предплечья.
«Гномы идут в поход»: исполняется отдельно каждойрукой. Аппликатура
1й, 2й, 3й, 4й, 5й и обратно. Правая рука – в Первой октаве. Левая рука
— в Малой октаве. Нажатие поочередное.Выполняя это упражнение нужно
контролировать округлость пальцев, не разрешать ставить пальцы на край
клавиш, ориентировать установку пальцев ближе к черным клавишам.Это
упражнение можно давать ученику позднее, ближе к 2ой четверти. К этому
времени рука ребенка крепнет и стоит более устойчиво.
При знакомстве ученика со звуками педагог должен сказать ученику, что
звук это вибрация, которая оказывает влияние на человеческое ухо.
Каждый звук имеет свои особенности, по которым мы их и отличаем. Звуки
бывают музыкальные и шумовые. Можно использовать следующее
стихотворение Е. Королевой:
«В мире загадочных звуков»
Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клекот,
Самолета громкий ропот,
Гул машины во дворе,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки шумовые.
Только есть еще другие:
Не шуршания, не стука –
Музыкальные есть звуки. Детям будет интересно поучаствовать в создании сказок с использованием
различных шумовых инструментов. (Приложение, Диск). Звукоподражание
на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с
различной громкостью и оттенками обучает детей способам и приемам
игры на различных инструментах, а также способствует развитию
творческой фантазии. В процессе занятий развивается слух детей — они
различают даже небольшие оттенки звучания; слуховая память — дети
учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова
сказок.Слушая сказки, дети учатся ждать, пока начнет играть следующий
инструмент – это способствует развитию терпения, выдержки, умения
управлять своим поведением.
Танец для мышки
Жилабыла в большом доме маленькая мышка.
Сидела она на кухне за холодильником. Сидела, сидела и заскучала.
«Там в комнате — светло» — сказала мышка, (1)
«Там много места и можно бегать и танцевать!»(2)
Она вылезла изза холодильника и побежала к знакомому Таракану (3)
Усатый Таракан сидел под большим пакетом (4)
Мышка спросила у Таракана:
«Ты можешь сыграть или спеть? А я буду танцевать!»
«Мне некогда, я ищу себе еду», — сказал Таракан и уполз (5)
И побежала мышка дальше (6)
Бежит мышка, бежит, а навстречу ей летит Муха (7)
Мышка ей и говорит:
«Ты можешь сыграть или спеть? А я буду танцевать!»
«Я устала и буду отдыхать!» — прожужжала Муха и села на стол. (8)
Побежала мышка дальше (9)
Бежит мышка, бежит, а с потолка по паутинке спускается паучок (10)
Мышка ему и говорит:
«Ты можешь сыграть или спеть? А я буду танцевать!»
Ничего не казал паучок и убежал (11)
И побежала мышка обратно к себе домой (12)
Вдруг мышка услышала тихую музыку (13)
Мышка подошла к большим часам, а они заиграли чутьчуть громче: (14)
«Какая красивая музыка!», — сказала мышка и стала танцевать. (15)
Нам понадобятся: металлофон, ксилофон, кастаньеты на ручке, пакет,
цимбалы или гитара, клавесы.
1 – играем на металлофоне (ударяем по отдельным пластиночкам)
2 – глиссандо на ксилофоне 3, 6, 9,12 – быстро встряхиваем кастаньеты (мышка бежит)
4, 5 – шуршим пакетом
7, 8 – водим палочкой или пальчиком в воздухе, жужжим
10 – дергаем за струны сверху вниз (нисходящее движение)
11 – дергаем за струны снизу вверх (восходящее движение)
13 – тихонько играем на клавесах
14 – стучим чуть громче
15 – играем на любых инструментах под музыку
Страшный Пых
Жилибыли дед да баба, и была у них внучка – Машенька.
Дед мастерил: молотком стучал (1) и пилой пилил (2).
Бабка пол подметала (3) и пыль вытирала (4).
А Машенька ничего не делала, только бегала и прыгала (5)
Вот както Машенька и говорит:
«Дедушка, принеси мне ягод, пожалуйста!»
Дедушка и пошёл в огород: сначала по полу (6)
Потом по камушкам (7)
Потом по травке (8)
Подошёл дед к грядке, вокруг тихо, только пчёлки жужжат:
«жжжжжжжжжжжжжжж» (9)
и комарики пищат: «зззззззззззззззззззззззззз» (10)
И только хотел дед ягодку сорвать, как ктото на него как фыркнет:
«фффффффффффффффф» (11)
Дед испугался и домой побежал…(12)
Прибежал и говорит:
«Я ягод не принёс. Там, в огороде, какой — то страшный Пых сидит».
Тогда Машенька бабушке и говорит:
«Бабушка! Принеси мне ягод, пожалуйста!».
Бабушка и пошла в огород: сначала по полу (13)
Потом по камушкам (14)
Потом по травке (15)
Остановилась бабушка у грядки. Вокруг тихо, только пчёлки жужжат:
«жжжжжжжжжжжжжжж» (16)
и комарики пищат: «зззззззззззззззззззззззззз» (17)
И только хотела бабушка ягодку сорвать, как ктото на нее как зафыркает:
«фффффффффффффффф» (18)
Бабушка испугалась и домой побежала… (19)
Прибежала и говорит:
«Я ягод не принесла. Там, в огороде, какой то страшный Пых сидит».
Тогда Машенька говорит: «Раз вы такие бояки, я сама пойду!».
Пошла Машенька в огород: сначала по полу (20),
Потом по камушкам(21)
Потом по травке (22)
Остановилась Маша у грядки, и только хотела Маша ягодку сорвать, как
ктото на неё как зафыркает: «фффффффффффффффф» (23)
А Маша и не испугалась. Смотрит, а в траве на грядке ёжик маленький.
Потрогала Маша его колючки одним пальчиком(24)
Положила на землю платочек, взяла палочку и скатила его на платочек
(25).
Принесла Маша ёжика в платочке домой и молоком напоила.
А ночью ёжик не спал и по комнате бегал(26).
Нам понадобятся: рубель, щетка, барабан или коробка, ксилофон, пакет,
цимбалы или гитара
1 – стучим палочкой по рубелю
2 – водим палочкой по рубелю
3 – скребем щеткой по барабану
4 – возим щеткой по барабану
5, 7, 14, 21 – играем на ксилофоне
6, 13, 20 – стучим палкой по барабану
8, 15, 22 – шуршим пакетом
9, 10,11, 16, 17,18,23 – звукоподражание
12, 19 – играем поочередно на барабане, ксилофоне, пакете
24 – дергаем за струну
25 – проводим палочкой по ксилофону (нисходящее глиссандо)
26 – скребем ногтями по рубелю
Зима в лесу
Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирая еду на зиму (1)
Белочки прыгали по веткам, собирая орешки (2)
И вот с неба стали падать снежинки (3)
Снег укрыл землю пушистым белым одеялом.
И на снегу были видны следы маленьких лапок (4)
Белочки устраивали себе гнёзда на деревьях.
Мыши попрятались в свои норки и делали себе гнёздышки из травы (5)
У всех было много еды. Белки грызли орешки (6)
Мышки грызли зёрнышки (7)
В лесу шумел холодный зимний ветер (8)
Но белочкам было тепло в гнёздах (9)
И мышкам было хорошо в своих маленьких норках (10).
Нам понадобятся: кастаньеты, тарелочки, металлофон, пакет, рубель. 1 – быстро встряхиваем кастаньеты
2 – стучим кастаньетами по ладони
3 – играем на металлофоне
4 – играем на тарелочках
5 – шуршим пакетом
6 – проводим палочкой по рубелю медленно
7 – проводим палочкой по рубелю быстро
8 – дуем
9 – цокаем язычком
10 – пищим
Глупая лисичка
Бежала лисичка по лесу.
Бежит – а на веточке колокольчик висит и звенит (1)
«Голосок у тебя хороший, а сам ты плохой, — сказала лисичка, — не
возьму тебя!»
И побежала лисичка дальше (2)
Бежит лисичка, бежит, а на земле бутылочка лежит и гудит (3).
«Напугать меня хочет! – сказала лисичка, — а я её сейчас утоплю!»
Схватила лисичка бутылку и прибежала к речке (4)
Стала лисичка бутылку топить, а она булькает и тянет лисичку в воду (5).
Еле выбралась лисичка из речки из речки на берег и дальше побежала (6).
Бежит лисичка, бежит и вдруг видит – а на дороге капкан.
«Какую – то железку потеряли! – сказала лисичка, — посижука я на ней,
отдохну».
Только лисичка присела, а капкан вдруг…цап её за хвост! (7)
Уж лисичка его царапала – царапала (8)
Стучала – стучала… (9)
Еле вырвалась! И скорей домой побежала (10).
Вам понадобятся: колокольчик, барабан, тарелка
1 – звеним колокольчиком
2, 4, 6, 10 – барабаним пальцами (по барабану)
3, 5 – звукоподражание
7 – ударяем по тарелке
8 – царапаем тарелку
9 – стучим по тарелке
Пришла весна
Катюшу разбудили яркие солнечные лучи. (1)
Ура — обрадовалась Катя – можно идти гулять! (2)
Катя вышла во двор и залезла на горку. (3)
Она скатилась с горки (4). И упала.(5)
Катя увидела дождевого червяка. Червяк выползал из земли.(6) Катя встала на ноги и отряхнула юбочку (7)
Катя увидела большую бабочку и побежала за ней. (8)
Бабочка села на жёлтые цветы, похожие на маленькие солнышки. (9)
Мама очень любит цветочки – сказала Катюша, и она собрала целый букет.
(10)
Мама обрадовалась весенним цветам и поставила их в вазу. (11)
Нам понадобятся: металлофон, клавесы, барабан, ксилофон, щёточки,
треугольник.
1 – играем несколько нот на металлофоне
2 – играем на клавесах
3 – играем на ксилофоне (по всем пластиночкам снизу вверх)
4 – играем на ксилофоне (глиссандо вниз)
5 – ударяем по барабану
6 – проводим щёткой по ксилофону
7 – отряхиваем себя щёточкой
8 – быстро стучим клавесами
9 – медленно играем несколько нот на металлофоне
10 – играем чуть быстрее
11 – ударяем по треугольнику
Чей голос лучше
Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше.
«У меня просто волшебный голос», — сказал большой хрустальный
бокал. И он зазвенел (1).
«У нас тоже очень приятные голоса», — сказали две чашечки. Одна из
них была побольше, а другая – поменьше, но их ставили на стол вместе
и они подружились.
«Мы вместе можем сыграть песенку», — сказали чашечки и зазвенели (2).
« Мы тоже умеем играть», — сказали деревянные ложки и сыграли чтото
весёлое (3).
«Лучше послушайте меня», сказала баночка с крупой. «У меня тихий, но
интересный голос». И она загремела (4)
«Разве это музыка?», — закричала большая картонная коробка. «Тебя же
почти не слышно! Вот как надо играть!», — и она громко застучала (5)
«Голос громкий, но не очень приятный», сказала большая сковородка.
«Послушайте теперь меня». И она зазвонила, как колокол (6)
Но тут Катенька, которая стояла под дверью и всё слышала, закричала:
«Мама, бабушка! Я нашла музыкальные инструменты! Идите на кухню!»
И она включила магнитофон, и все стали играть под музыку, а мама запела.
И это был самый лучший голос.
Нам понадобится посуда или музыкальные инструменты: 1 — Бокал (треугольник)
2 – Две чашечки (металлофон)
3 – Деревянные ложки
4 – Баночка с крупой (маракасы)
5 – Картонная коробка (барабан)
6 – Сковородка (тарелка)
Три поросенка.
Жилибыли три маленьких поросёнка, три брата (1).
Целыми днями они бегали (2), прыгали по лужам (3)
И выкапывали из земли вкусные корешки (4).
Но наступила осень, и стал часто идти дождь (5).
Поросята мокли и мёрзли: «ввввввввввв» (6)
Старший брат стал себе строить домик из тяжёлых камней (7).
Средний брат построил себе домик из дощечек (8).
А младший поросёнок построил себе домик из соломы. Быстрей всех (9).
А потом пошёл снег, и стало совсем холодно. Поросята грелись в своих
домиках, а из леса слышался вой волка: «ууууууууууууууу» (10)
Волку захотелось есть, и он побежал за младшим поросёнком (11).
Волк подбежал к соломенному домику и зарычал: «ррррррррррр» (12)
В дверь застучал (13).
Волк подул (14)
И соломенный домик разлетелся (15)
Поросёнок бросился бежать (16), а волк за ним (17)!
Поросёнок вбежал в дом среднего брата и захлопнул дверь (18)!
Волк подбежал к соломенному домику и зарычал: «ррррррррррр» (19)
В дверь застучал (20).
Волк подул (21)
И деревянный домик развалился (22)!
Поросята бросились бежать (23), а волк за ними (24)!
Поросята вбежали в дом старшего брата и захлопнули дверь (25)!
Волк подбежал к соломенному домику и зарычал: «ррррррррррр» (26)
В дверь застучал (27).
Волк подул (28)
Но дом не развалился! Волк подул ещё сильней (29)!
Но дом даже не покачнулся. Волк подул изо всех сил (30)!!
Но дом стоял, как раньше. Ведь он был каменный.
Волк полез на крышу. Поросята услышали шаги на крыше (31).
Они сняли крышку с большого котла (32), а в котле грелся суп (33).
Волк залез в трубу на крыше и съехал по трубе вниз (34)
Из трубы он упал прямо в котёл с горячим супом (35)!
Волк выпрыгнул из котла (36) Выскочил из дома (37)
Побежал в лес (38)
И поросята его больше никогда не видели (39)!
Нам понадобятся: ксилофон, металлофон, барабан, пакет, бубен, тарелка
1,6,10,12,14,19,21,26,28,29,30,33, 37,39 – звукоподражание
2 – играем на ксилофоне
3 – глиссандо на металлофоне
3 – скребем палочкой по ксилофону
5 – играем одну ноту на металлофоне
7 – играем на барабане
8 – играем на ксилофоне
9 – шуршим пакетом
11, 17,24,38 – барабаним пальцами по барабану
13, 20,27 – стучим кулаком по барабану
16,23 – барабаним пальцами по бубну
18,25,36 – хлопаем ладонью по бубну
31 – стучим палкой по бубну
32 – ударяем палкой по тарелке (тихо)
34 – нисходящее глиссандо на ксилофоне
35 – ударяем палкой по тарелке (громко)
Чтобы научить детей различать высоту звуков, можноопереться на уже
имеющийся у них опыт определения высокого и низкого регистров. На этой
основе дети легко усваивают термины: «высокий», «низкий» звуки, «выше»,
«ниже». Например: высоко поют скворцы птенчики, а птица мама поет
пониже. («Птенчики») Н.Ветлугина «Музыкальный букварь».
Далее дети упражняются в различении звуков по высоте, сначала более
широкие интервалы септима, секста, квинта («Качели», «Эхо»), затем
более узкие кварта, терция, секунда («Труба», «Колыбельная»,
«Гармошка»).
Когда дети уже хорошо различают два звука по высоте, обратить их
внимание на то что одинаковые звуки могут повторяться
(«Считалочка»),что можно сопоставить не только два но и три
звука(«Бубенчики»).
Для развития ладового чувства дети упражняются –поют звукоряд
(«Лесенка», «Высокая лестница»).
Динамические оттенки воспринимаются детьми при сопоставлении
контрастной силы звучаниятихо и громко.(«Труба и эхо»).
Игра используется для развития у детей умения различать разные по силе
звуки, знать обозначения динамических оттенков. Можно использовать
сказку про кота: Жил кот Василий. Ленивый был кот!
Острые зубы и толстый живот.
Очень тихо всегда он ходил.
Громко, настойчиво кушать просил,
Да чуть потише на печке храпел –
Вот вам и все, что он делать умел.
Кот както раз видит сон вот такой,
Будто затеял с мышами он бой.
Громко крича он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши тихо взмолились:
Ох, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут чуть погромче воскликнул кот: «Брысь!» –
И в рассыпную они понеслись.
(А на самом деле в то время, когда кот Василий спал, происходило вот
что).
Мыши тихо вышли из норки,
Громко хрустя, съели хлебные корки,
Потом чуть потише смеясь над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся, внезапно громко чихнул,
К стене повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера громко над ним потешались.
На последующих уроках можно читать это стихотворение меняя силу
голоса на выделенных словах или заменяя эти слова итальянскими
обозначениями.
Темповые оттенки хорошо осознаются детьми при сравнении медленного и
быстрого шага («Дедушка и внук»), ускорение и замедление «Поезд» и
«Волчок»эти пьесы служат наглядным и образными примерами, где
доминирующим музыкальным средством выступает темп.
Тембровая окраска зависит от гармонических созвучий, от способа
звукоизвлечения («Петух и кукушка»), («Папа и мама разговаривают»).
Важную функцию при знакомстве со средствами выразительности
выполняют слово и изображение, выступая как «внемузыкальные
средства»: дети слушают, подпевают мелодии, рассматривают
иллюстрации, выполняют задания все это помогает ребенку
прочувствовать и осознать музыку.
Развитие ритмического слуха связано с осознанием и умением различать
соотношение звуков по длительности. То, что один звук может быть
долгий, другой короткий, например: долго или коротко гудит паровоз. Для составления ритмических рисунков можно использовать
следующие стих про ТУК И ТИКИ:
Тук ТиКи, Тук ТиКи — музыкальные шаги.
Тук ТиКи, Тук ТиКи — изучают малыши.
Любит Тук ходить спокойно, ТиКи любит пробежать.
Тук – шагает словно мама, ТиКи — словно детвора.
При составлении простейших ритмических рисунков и работе с ними
(прохлопать – простучать – сыграть на клавише «ДО» — с
аккомпанементом педагога) помогут следующие стишки:
Чок, чок, пятачок
Сзади розовый крючок
Посреди бочонок
Голос тонок
Кто же это? Отгадай
Это… поросенок.
Ходит, бродит по лужку
Рыжая корова.
Даст она нам к вечеру
Молока парного.
Любит ежонок вишневый компот
И молочко с удовольствием пьет
А газировку не пьет никогда.
Очень колючая это вода.
Мышка, мышка, что не спишь?
Что соломою шуршишь?
Я боюсь уснуть, сестрица
Кот усатый мне приснится.
(детская песня)
Зайчик, зайчик, что ты грустный?
— Не найду кочан капустный
А какой?
— Вот такой! Круглый, белый, да крутой.
(венгерская народная песня)
Встретил ёжика бычок
Уколол свой язычок.
А колючий ёж смеется
«В рот не суй, что попадется!»
(болгарская народная песня)
Крикнул мячик:
Захочу, я на небо полечу Завертелся, закружился
И в канаве очутился.
(польская народная песня)
Спит будильник, спит звонок
Просыпается щенок.
Просыпается и лает,
Снов приятных нам желает.
(З.Кодай)
Жук, жук, где твой дом?
Мой дом под кустом.
Мальчики бежали
Домик растоптали.
(Н.Потоловский)
У котенка голова
Вроде пышной шапки.
Хвост один, а глаза два
И четыре лапки.
(М.Метлов)
Две лягушки вечерком на лугу сидели.
Две лягушки вечерком на луну глядели.
Тут комарик на лужок прилетел под липки.
Сел на тонкий лопушок, заиграл на скрипке.
Две лягушки комара мигом услыхали,
На лужайке до утра польку танцевали.
(литовская народная песня)
По дороге Петя шел
И горошину нашел.
А горошина упала
Закатилась и пропала
Ох, ох, ох, ох
Гдето вырастет горох.
(А.Карасев)
Бойко пляшут рак с лягушкой
А морковь с сестрой петрушкой,
Луковичка с чесноком,
Курочка с петушком!
Подпевают помидоры:
Хороши у нас танцоры!
(польская народная песня)
Самый простой стук — в такт музыке, в темпе шагов. Этот ровный ритм —
основа более сложных ритмических рисунков. В нотной записи такой равномерный ритм шагов – записывают нотными знаками «четвертями» а
если вместо одной ноты звучат две более быстрых, то «восьмыми».
Чередование медленных и быстрых нот на занятиях с малышами можно
записывать не только нотными знаками, но и, например, тире и точками.
Ритм стихотворения
«Бом, бом, бом, бом, загорелся кошкин дом, Кошка выскочила, глаза
выпучила»
можно записать так :
_ _ _ _ . . . . . . _
. . _ . . _ . . _ . . _
Запомнить ритм и стучать под музыку ритмично детям помогает
проговаривание ритма специальными слогами: длинные ноты – черточки
(четверти) называть можно «ТА», а короткие нотыточки (восьмые) «ти».
Рекомендуем на карточках написать обозначения ритма, причем каждый
вариант на 68 карточках :
1) _ _ 2) . . . . 3) . . _ 4) _ . .
1)ТАТА 2) тититити 3)тити ТА 4)ТАтити
и выложить в ряд в произвольном порядке 8 карточек.
Вот два варианта ритмического рисунка, который может получиться:
1) _ _ _ _ _ . . _ _ _ _ _ _ . . . . _ _
2) . . . . . . _ . . _ . . _ . . . . . . _ _ . . _ _
Обратите внимание, ритмический рисунок складывается из таких
небольших частей – 16 «шагов» или четвертей. Это обычный размер
музыкальной фразы для детских песен. На припевы песенок лучше
подбирать другой, непохожий вариант ритмического
рисунка.Проговаривание при простукивании ритма на ТИ и ТА нравится
детям и помогает овладеть навыком игры ритмических рисунков, а в
дальнейшем игры по нотам.
Для обучения детей игре ритма могут использоваться следующие варианты
заданий:
1. Постукивая пальцем по каждой точке/тире взрослый читает ритм,
проговаривая ритм «ти» и «та»
2. То же самое, но показ — постукивание выполняет взрослый,
проговаривает ребёнок
3. Показ – постукивание каждой карточки выполняют сначала взрослый
затем ребёнок
4. Показпостукивание выполняется чередованием: нечётные карточки
один, чётные другой.
5. Показ — постукивание выполняет взрослый, ребёнок синхронно хлопает
в ладоши или стучит
6. Показ постукивание выполняет ребёнок, взрослый синхронно хлопает в ладоши или стучит
7. Взрослый показывает карточки поочерёдно. поднимая их вверх в
произвольном порядке. Ребёнок проговаривает ритм. по желанию с
хлопками.
8. Всё как в задании № 7, но ребёнок хлопает, проговаривая ритм шёпотом
или неслышно.
9. Всё как в задании №7 задании, но ребёнок хлопает молча.
10. Всё как в задании №7 задании, но ребёнок проговаривает ритм, стуча
руками по столу или коленям поочерёдно
11. Всё как в задании №7 задании, но ребёнок проговаривает ритм, стуча
носком одной ноги по полу (пятка не поднимается)
12. Ребёнок идёт мелкими шагами по комнате в ритме строчки из
стихотворения, например:
Ехали медве – ди – на велосипе — де – или проговаривая тот же ритм:
тититити ТА ТА
тититити ТА – ТА. и делая маленький шаг на каждый слог.
После уверенного выполнения этих заданий следует постепенно отработать
их выполнение под различную танцевальную музыку. И, наконец,
отработать все эти задания под музыку детских песен.Овладение навыками
игры ритмических рисунков под музыку может занять несколько месяцев.
Можно вдвоём и втроём играть на разных инструментах под музыку
одновременно разные ритмы.
Вот варианты исполнения в порядке возрастающей сложности:
1) стучать четвертями (в ритме медленных шагов)
2) стучать восьмыми (в ритме быстрого бега)
3) стучать ритм самой мелодии, на каждый слог песенки
4) стучать только на все паузы (12 удара)
5) стучать только на первый слог каждой строчки стихов песни
6) стучать какойлибо ритмический рисунок, что объяснялось выше
Игра ритмических рисунков подготовит ребёнка к игре мелодий по нотам,
разовьёт ритмический слух, но она обязательно должна дополняться
творческой, свободной игрой на ударных под песеннотанцевальную
музыку и оформлению сказок шумами.
Песенки для музицирования на детских музыкальных инструментах
Лягушка.
У пруда сидит лягушка
Большая голова
И поет она нам песню
А в песне есть слова: Припев
Квакваква, квакваква
Квакваква, квакваква!
Своей песенкой гордится
Никто так не споет
И поет она так громко,
Как будто слон ревет!
Припев
Это песенка смешная
Понятна всем без слов
И везде мы тоже рады
И каждый спеть готов
Припев.
Наш дом.
Хоть наш дом тесноват
Он уютен для ребят
Поместились папа с мамой
И четырнадцать котят
Хоть наш дом тесноват
Он уютен для ребят
И танцуем мы все вместе
Танец чачача
Есть ворона, козлик есть
И мышей живет штук шесть
С нами верный пес Полкан
И усатый таратаратаракан!
Хоть наш дом тесноват…
Мыши.
Слышу я, как ночью оживает дом
Это снова мыши пляшут под столом
В дудочку играют, бегают, пищат
Маленькие лапки по полу стучать
Бегают всю ночь так, только на заре
Мыши, наигравшись, прячутся в норе!
Котята.
Заходи скорей, котенок
Заходи смелее
Оставайся жить со мною
Вместе веселее
Накормлю тебя сметаной
И помою с мылом Чтоб понравился ты маме
Чтоб ты стал красивым
Мне пора учить уроки
Мыть пора посуду
И играть с тобою долго
Я сейчас не буду
Я б хотела стать котенком
Греться на окошке
И тогда б у моей мамы
Жили бы две кошки!
Пирожки
Дети, собирайтесь
Дети, догадайтесь
Что в духовке нашей
Испеклося с кашей
С вареньем, с картошкой,
С печенкой, с капустой
И с корочкой вкусной!
Дети, собирайтесь
Дети, догадайтесь
Вилки берите,
Кушать спешите
С вареньем, с картошкой…
Дети побежали
Быстро расхватали
Нюхают, кусают
И скорей глотают
С вареньем, с картошкой…
Кукушка и осел.
В лесу осел с кукушкой
Соперничали раз
Кто лучше и приятней
Сумеет спеть из нас?
На ель кукушка села
И стала куковать
Осел недолго слушал
И громко стал кричать
И слушали все звери
Певцов издалека
Как пели оба вместе
Куку, куку – иа! Дидактические игры с шумовыми инструментами.
«Быстромедленно»
Взрослый стучит на бубне, барабане или тамбурине, а ребёнок должен
шагать под этот ритм.
Время от времени можно постепенно ускорять удары или замедлять.
Можно внезапно менять темп, но так, чтоб ходьба или бег были удобны.
Можно делать иногда паузы — чтобы ребёнок замер. Меняться ролями.
Вариант. Также можно проводить игру наоборот, чтобы играющий на
тамбурине должен был подлаживаться под быстрые и медленные шаги
хода.
«Дирижер»
Под музыку взрослый жестами имитирует игру на ударном инструменте
Тамбурин – показ удара ладонью, маракасы – встряхивание и т д.Ребёнок
копирует размах и скорость жестов и в зависимости от этого играет громче
или тише, быстрей или медленней.Если в наличии несколько инструментов,
то жест также подскажет на каком инструменте теперь надо играть.
Дирижировать можно без музыки и под музыку.Дирижёром также может
быть ребёнок, а исполнителем – взрослый.
«Играем поочереди»
Звучит танцевальная музыка или песни, между учителем и учеником
Лежат несколько музыкальных инструментов. Сначала играет на
выбранном инструменте ктото один.Как только начнёт играть другой.
Первый должен остановиться. Через некоторое время он может начать
играть на другом инструменте, а второй должен сразу остановиться. Играть
вместе нельзя.
«Повторялки»
Взрослый простукивает короткий простой ритм, ребёнок его повторяет.
Чтоб было легче, при простукивании можно приговаривать тити ТА, или
просто тук, тук, тук. Можно проговаривать ритмы без стука. Можно
выстукивать простой ритм на двух инструментах или коробках. Меняться
ролями.
«Сочинялки»
Взрослый играет очень простой ритм. Ребёнок его повторяет, добавив один
–два удара. Взрослый повторяет этот дополненный вариант, добавляя в
конце один два новых удара.
«Диктант»
Взрослый в умеренном темпе играет длинные и короткие ноты (четверти и
восьмые) в произвольном порядке. Ребёнок на длинные ноты медленно
машет рукой из стороны в сторону. На короткие ноты — встряхивает
рукой.
То же самое, но на длинные ноты – рисовать полоски, а на короткие ноты – точки или короткие палочки. Меняться ролями.
После записи диктанта его можно проверить, показывая одной рукой на
знаки, а другой играя.
Играть диктанты лучше на инструменте с протяжным звучанием –
синтезатор, гудок, губная гармошка, трещотка и др.
Изучение нот и нотного стана можно представить в виде домика, в котором
основных этажей пять, а остальные дополнительные и могут достраиваться
Вот перед нами дом, и проживает в нем
Семья веселых нот, их каждый назовет:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
Фундамент дома нота До, она живет в пристройке.
Квартира первая ее, начало всей постройки.
На первом этаже. Смотри, из всей большой семьи,
В квартире теплой номер три, живет тихонько – Ми.
Второй этаж, квартира пять, был занят нотой Соль.
А Си — решила третий взять этаж. Ну что ж, изволь!
Этаж четвертый — нота Ре. Фа — выше всех, на пятом.
Ну, а теперь пора к игре, приступать ребятам.
Запоминая название нот можно использовать «песенку нотки ДО»:
Вот ДОмик нотки ДО,
РЕчка бежит Мимо.
ФАСОЛЬ растёт,
поЛЯ на цветёт, краСИ во!
Песенку «Домик нотки «До» можно исполнять, используя музыкально –
ритмические движения, например: при пении первой строчки ученик
складывает руки над головой «домиком»; на второй строчке – изображает
руками волны; на третьей – разводит руками; дальше изображает, как
растет фасоль; и т.д.
Для лучшего закрепления учеником нот, можно использовать
следующую музыкальную головоломку:
«Случай»
ЗАГАДКИ:
С виду «В» плюс «Ф», он даже
Соль на полочке укажет.
(скрипичный ключ)
На четвертой снизу строчке
Запятая и две точки.
(басовый ключ)
Пять веревочек висят,
С них сто птичек голосят.
(нотный стан и ноты) Нота говорит: «Мерси!»,
Ездит только на такси,
Обожает мокасины,
Силачей и апельсины.
(нота си)
Нота мчит на бал в карете,
Плещет в море и в реке,
Есть она и в винегрете,
И в ремне, и в теремке.
(нота ре)
Эта нота там, где дождик,
Сладости и подорожник,
С ней и радость, и задор,
С ней добрее командор.
(нота до)
Эта нота в каждом доме,
В каждой будочке живет.
То лежит она в ладони,
То на лодочке плывет.
(нота до)
Знает нота, что она
Населяет мир одна.
(нота ми)
Нота водится в камине,
Ест миндаль и ходит в мини,
Может мину заложить
И в милиции служить.
(нота ми)
Облачившись в сарафаны
И фату из целлофана,
Нотафараон опять
В саркофаг ложится спать.
(нота фа)
Эта нота есть в гуляке,
И в каляке, и в маляке,
В землянике на полянке,
А еще в стеклянной склянке.
(нота ля)
Нота на консоль встает
И сольфеджио поет.
(нота соль) Пальчиковые игры для развития мелкой моторики: (Приложение. Диск)
Развитие мелкой моторики имеет большое значение для общего
физического и психического развития ребенка. Пальчиковые и жестовые
игры дают возможность ребёнку получать разнообразные сенсорные и
эмоциональные впечатления, у него формируется концентрация внимания и
выдержка.
Червячки.
(1)Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
Червячки пошли гулять.
(2)Вдруг ворона подбегает
(3)Головой она кивает,
(4)Каркает:»Вот и обед !»
(5)Глядь – (6)а червячков уж нет!
1 — ладони лежат на коленях . Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе
ладонь (движение ползущей гусеницы).
2 — перебираем по ногам указательным и средним пальцами (остальные
пальцы поджаты к ладони).
3 — складываем пальцы щепоткой, качаем (киваем) ими.
4 — раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
5 – руки вытягиваем перед собой.
6 — сжимаем кулачки, прижимаем их к груди (или прячем за спину).
Пчёлки.
(1)Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
(2)Надо в дом постучать,
Раз, два, три, четыре, пять.
(3)Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки?
(4)Стали вдруг вылетать:
Раз два, три, четыре, пять!
1 — смыкаем пальцы рук «окошечком» (улей), заглядываем туда.
2 — стучим кулачком по ладони.
3 — стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.
4 — разводим руки, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки
летают).
Рыбки
(1)Пять маленьких рыбок играли в реке,
(2)Лежало большое бревно на песке,
(3)И рыбка сказала: « Нырять здесь легко!» (4)Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»
(5)А третья сказала: «Мне хочется спать!»
(6)Четвёртая стала чутьчуть замерзать.
(7)А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
(8)Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»
Ладони сомкнуты, чуть округлены.
1 — выполняем волнообразные движения в воздухе.
2 — руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок
(бревно).
3 — ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими ныряющее
движение.
4 — качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
5 — ладони кладём под щёчку (рыбка спит).
6 – дрожим.
7 — запястья соединены, ладони раскрываются и соединяются (пасть).
8 – прячем руки за спину, педагог старается их поймать.
В лесу
(1)Есть в лесу из брёвен дом,
(2)Есть окошко в доме том,
Посмотрите в то окно,
В доме тихо и темно.
(3)Мы тихонько кулачком
Постучимся в этот дом.
(4)Выглянул какойто зверь,
«Гав» сказал и запер дверь.
(5)Мы погромче кулачком
Постучимся в этот дом
(6)Выглянул какойто зверь,
«Ме» сказал и запер дверь.
(7)Громкогромко кулачком
Постучимся в этот дом.
(8)Выглянул какойто зверь,
«Му» сказал и запер дверь.
(9)Киска из окна глядит
Мяу, мяу — говорит
(10)Хватит в домик наш стучать
(11)Дайте хоть чутьчуть поспать
1 – соединяем руки над головой (дом)
2 – соединяем пальцы, образуя окошко, заглядываем в него
3,5,7 — стучим кулаком левой руки по ладони правой
4 – правой рукой показываем собачку (большой палец отведен вверх, мизинец направлен вниз)
6 — правой рукой показываем козу (указательный и средний пальцы
вытянуты вперед, остальные прижаты к ладони)
8 — правой рукой показываем крову (указательный и мизинец вытянуты,
остальные пальцы прижаты к ладони)
9 — прижимаем указательные пальцы к губам (усы)
10 – грозим пальцем
11 — кладём руки под щёку
При повторном проведении – меняем руки.
Мой зонтик
(1)Вот это — мой зонтик,
Я в дождь хожу с ним
(2)Пусть дождь барабанит —
Останусь сухим.
(3)А вот моя книжка,
Могу почитать,
(4)Могу вам картиночки
В ней показать.
(5)Вот это — мой мяч,
Очень ловкий, смешной
(6)Его я бросаю
Над головой.
(7)А вот мой котёнок,
Я глажу его,
Мурлыкает он
Для меня одного!
1 — поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик).
2 – барабаним пальцами левой руки по правой (зонтику).
3 — раскрываем ладони «книжечкой» (сомкнуты мизинцы).
4 — руки вытягиваем, ладони открыты (сомкнуты большие пальцы).
5 — сжимаем кулачок, вращаем кистью руки.
6 – «мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки.
7 — левую руку сгибаем в локте, кулак сжимаем, прижимаем руку к
туловищу. Правая рука гладит левую – котёнка.
Мурлыкаем.
Цветочек.
(1)Цветочек на клумбе растёт и цветёт,
(2)На солнышке греясь, гостей к себе ждёт.
(3)К нему прибежал покачаться жучок,
(4)Качает, качает его ветерок. (5)Попить сладкий сок прилетел мотылёк,
(6)Качает, качает его ветерок.
(7)За мёдом к цветку прилетела пчела,
(8)Чутьчуть покачалась и мёд собрала.
(9)Но вот улетели пчела, (10)мотылёк,
(11)Жучок убежал, и остался цветок.
(12)На солнышке греясь, он будет стоять,
(13)А солнце зайдёт, (14)наш цветок будет спать.
1,12 — левая рука – «цветочек». Ладонь раскрыта, пальцы разведены в
стороны (чашечка и лепестки). Медленно поворачиваем кисть.
2 – правая рука – солнышко. Поднимаем правую руку вверх, покачиваем ею
(солнышко светит).
3 – перебираем пальцами правой руки по левой руке.
4,11 – кладем пальцы правой руки на ладонь левой, покачиваем левой
рукой.
5, 10 – перебираем пальцами правой руки в воздухе.
6 — кладем пальцы правой руки на ладонь левой, покачиваем левой рукой.
7, 9– вытягиваем указательный палец правой руки, водим им в воздухе.
8 – кладем указательный палец правой руки на ладонь левой, поглаживаем
ладонь правой руки пальцем.
13 – опускаем вниз правую руку.
14 – смыкаем пальцы левой руки щепотью, опускаем пальцы вниз (цветочек
закрылся).
При повторном проведении – меняем руки.
Дом
(1)Я хочу построить дом,
(2)Чтоб окошко было в нём,
(3)Чтоб у дома дверь была,
(4)Рядом чтоб сосна росла
(5)Чтоб вокруг забор стоял,
(6)Пёс ворота охранял.
(7)Чтоб на травке жил жучок
(8)Бегал быстрый паучок
(9)Солнце было,
(10)Дождик шёл,
(11)И тюльпан в саду расцвёл
(12)Чтоб флажок на доме был
(13)А за домом ёжик жил!
1 – складываем руки над головой «домиком»
2 – смыкаем пальцы перед глазами окошком.
3 — ладони поворачиваем к себе, смыкаем их боковыми частями 4 — пальцы растопыриваем, руки тянем вверх
5 – выводим руки перед собой кольцом, пальцы соединяем
6 — одна рука «пёс» (большой палец направлен вверх, мизинец – вниз)
7 — левая рука – травка. Пальцы растопырены, смотрят вверх. Пальцы
правой руки – жучок. Перебираем пальцами правой руки по пальцам левой
(травке)
8 – меняем руки
9 – ладони соединяем боковыми поверхностями, пальцы растопырены
10 – выполняем «стряхивающие» движения
11 — предплечья прижимаем. Пальцылепестки смотрят вверх
12 – качаем кистями рук (кисть параллельна полу)
13 — пальцы рук переплетаем, направляем вверх (ёжик).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Надо сделать интересными для ребят начальные занятия музыкой,
избежать атмосферы скуки, которая может надолго вызвать у ребёнка
стойкую неприязнь к музыке»
А. Ф. Березняк.
Использование данных игр в работе с детьми подготовительного класса
приведет: к значительному оживлению и увлеченности учеников,
повышению их интереса к музыкальным занятиям, пониманию их
значимости в развитии человека; пробуждению их внутренней активности,
продуцированию качественно новых идей и образцов; к умению заниматься
самоанализом, повышать свой внутренний мир, свое «Я»; развитию
творческого начала, интереса к предложенной теме занятия.
Следовательно, музыкальные игры – это методически организованная
деятельность, нацеленная на развитие музыкальных способностей и
определенных музыкальных навыков.
Согласно Фрейду, ИГРА служит прекрасным методом психотерапии.
Игровое мироощущение, как правило, радостно приподнятое и
альтруистическое. Ребёнок получает вместе со знаниями заряд оптимизма,
бодрости и хорошего настроения.В результате работы по окончании
подготовительного класса ученик получит представление о музыкальной
грамоте, о средствах музыкальной выразительности, будет уметь слышать
высокие и низкие звуки, направление движения мелодии вверх и вниз.
Хорошо знать строение клавиатуры – расположение верхнего, среднего и
нижнего регистров фортепиано, деление на октавы, названия клавиш,
владеть навыками звукоизвлечения – nonlegato, legato, staccato. Знать, что
мелодия складывается из различных длительностей и имеет определённый
метроритм. Уметь играть по нотам. При поступлении в первый класс ученик запасется музыкальными
впечатлениями, будет уметь слушать музыку и сопереживать ей,
познакомится с жанрами – песня, танец, марш.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Москва, 1961.
2. Андреева М. Первые шаги в музыке. Москва, Киодара, 1994.
3.Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. Москва. Советский
композитор. 1985.
4.Бабаева Т.И. В игре готовимся к школе. Москва. Просвещение. 1993.
5. Баренбойм Л.А. Путь к музыке. Ленинград. Советский композитор.
1988. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. Сб.
статей под редакцией Баренбойма. Москва. 1978.
6. Барсукова С.А. Азбука игры на фортепиано. Ростов на Дону. Феникс.
2004. Веселая музыкальная гимнастика. Ростов на Дону.2008.
7. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. Москва. Музыка. 1985.
Музыкальное воспитание. Москва. Просвещение. 1981.
8. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб. 1997.
9. Геталова О.А., Визная И.В. В музыку с радостью. СПб. Композитор.
2006.
10. Железнова Е.С. Железнов.С.С.Методика раннего музыкального
развития. Москва. 2003.
11. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. Ростов на Дону. Феникс.2002
12. Королева Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках.2001.
13. Ковалевская М.А. Музыкальная гимнастика для пальчиков. СПб. 2006.
14. Милич. Б.Е. Воспитание ученика пианиста. 2002.
15.Перунова Н.Н. Музыкальная азбука. Ленинград. Советский
композитор.1990 г.
16. Тургенева Э.Ш. Начальный период обучения игре на фортепиано.
Москва. Музыка. 1989.
17. ШмитдШкловская А.А. О воспитании пианистических навыков.
Ленинград. Музыка. 1985.
18. Хереско Л.П. Музыкальные картинки. Ленинград. Советский
композитор. 1989.
19. Эльконин Д. Б. Психология игры. Москва. Педагогика.
20. ЮдовинаГальперина Т.Б. За роялем без слез, или я — детский
педагог. 1996. Музыка и вся жизнь. 2007.
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
«Фортепиано» с применением игры как основной формы работы на уроке.»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.