Фос ОУДб.07 Естествознание

  • doc
  • 29.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОУДб.07 ФОС естествознание.doc

Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

Славянский электротехнологический техникум

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фонд оценочных средств

по учебной дисциплине

ОУДб. 07 Естествознание

основная образовательная программа

Специальность  СПО   43.02.01 Организация обслуживания

в общественном питании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Славянск-на-Кубани

2019 год

 

 

Рассмотрено

Учебно-методическим объединением

«Естественнонаучных дисциплин»

Протокол №___ от______20__ г.

Председатель УМО

_________ ___________________

 

Согласовано

с методическим советом

ГБПОУ КК СЭТ

Протокол № __ от _______20__ г.

председатель методсовета

_________ _____________

Утверждаю

Директор ГБПОУ КК СЭТ

«___» _______ 20__ г.

____________________________

 

Рассмотрен на педагогическом совете

протокол № ____ от _________ 20__ г.

 

 

 

 

 

Разработчик (и):       

ГБПОУ КК СЭТ, преподаватель Заречная Алёна Николаевна

 

 

ОУДб. 07 Естествознание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                       Паспорт фонда оценочных средств

 

Оценочные средства по дисциплине ОУД.б 07 Естествознание предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, осваивающих программу учебной дисциплины.

Фонд оценочных средств включает в себя контрольные материалы, контрольно – оценочные средства для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, практических работ, устного опроса, решения индивидуальных заданий, рефератов и промежуточной аттестации в форме тестовых заданий.

 

1.1 Перечень формируемых знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности

 

Изучение учебной дисциплины ОУД.б 07 Естествознание   направлено на формирование соответствующих знаний, умений и практического опыта.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:

Иметь практический опыт:

1. Применять естественно-научные  знания в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

2. Овладеть умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и профессионально значимого содержания; развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации.

Уметь:

3. Проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

4. Управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

5. Выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;

6. Определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;

7. Использовать различные источники для получения естественно-научной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

Знать:

8. О наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;

9. О научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;

 

10. О целостной современной естественно-научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной;

 

 

 

1.2.     Этапы формирования компетенций

 

Раздел дисциплины, тема / для практики –

Виды работ

Код компетенции

Конкретизация компетенций

(знания, умения, практический опыт)

аудиторная

СРС

1

Введение

лекция

реферат

 

1,2,3

2

Механика

лекция, практическое занятие

реферат

 

7

3

Основы молекулярной физики и термодинамики

лекция

реферат

 

6

4

Основы электродинамики

лекция, практическое занятие

реферат

 

4

5

Колебания и волны

лекция, практическое занятие

реферат

 

8,10

6

Элементы квантовой физики

Лекция

реферат

 

5,8

7

Вселенная и ее эволюция

Лекция

реферат

 

9

8

Общая и неорганическая химия

Лекция, практическое занятие

реферат

 

10

9

Органическая химия

Лекция

реферат

 

6

10

Биология — совокупность наук о живой природе.

Методы научного познания в биологии

Лекция

реферат

 

4,5

11

Клетка

Лекция, практическое занятие

реферат

 

3,2

12

Организм

Лекция, практическое занятие

реферат

 

1,7

13

Вид

Лекция, практическое занятие

реферат

 

8,3

14

Экосистемы

Лекция, практическое занятие

реферат

 

10

 

2.Показатели, критерии оценки компетенций

 

2.1. Структура фонда оценочных средств для текущей и промежуточной аттестации

№ п/п

Контролируемые разделы (темы) дисциплины*

Код контролируемой компетенции (или ее части)

Наименование

оценочного средства

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

1

Введение

 

 

1

2

Механика

 

Пр№ 1

2-7

3

Основы молекулярной физики и термодинамики

 

 

8-10

4

Основы электродинамики

 

Пр№2

11

5

Колебания и волны

 

Пр№3,4

12

6

Элементы квантовой физики

 

 

13

7

Вселенная и ее эволюция

 

 

14

8

Общая и неорганическая химия

 

Пр№5,6

15-18

 

Органическая химия

 

 

19-20

 

Биология — совокупность наук о живой природе.

Методы научного познания в биологии

 

 

21-22

 

Клетка

 

Пр№ 7

23-25

 

Организм

 

Пр №8

26-27

 

Вид

 

Пр № 9,10

28-29

 

Экосистемы

 

Пр № 11,12,13,14

30

 

2.2.Показатели, критерии и шкала оценки сформированных компетенций

 

Знания, умения, практический опыт

Соответствие уровней освоения компетенции планируемым результатам обучения и критериям их оценивания

Оценка

Удовлетворительно /зачтено

Хорошо/зачтено

Отлично /зачтено

1-20

Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой, обучающемуся, обладающим необходимыми знаниями, но допустившим неточности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий:

Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно- программного материала, успешно выполнившему предусмотренные программой задачи, усвоившему основную рекомендованную литературу, показавшему систематический характер знаний по дисциплине и способному к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей профессиональной деятельности

Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, обнаружившему всестороннее систематическое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять практические задания, освоившему основную литературу и знакомому с дополнительной литературой, рекомендованной программой, студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившему творческие способности в понимании и использовании учебно- программного материала

 

Типовые критерии оценки сформированности компетенций

 

Оценка

Балл

Обобщенная оценка компетенции (2-5 балов)

«Неудовлетворительно»

2 балла

Обучающийся не овладел оцениваемой компетенцией, не раскрывает сущность поставленной проблемы. Не умеет применять теоретические знания в решении практической ситуации. Допускает ошибки в принимаемом решении, выполнении практических заданий, не уверено обосновывает полученные результаты. Материал излагается нелогично, бессистемно, недостаточно грамотно, без использования профессиональных терминов.

«Удовлетворительно»

3 балла

Обучающийся освоил 60-69 % оцениваемой компетенции, показывает удовлетворительные знания основных вопросов программного материала, умение анализировать, делать выводы в условиях конкретной ситуационной задачи. Излагает решение проблемы недостаточно полно, непоследовательно, допускает неточности в профессиональных терминах, затрудняется доказательно обосновать свои суждения

«Хорошо»

4 балла

Освоил 70-89 % оцениваемой компетенции, умет применять теоретические знания и полученный практический опыт в решении практической ситуации. Умеет аргументировать свои выводы и принимает самостоятельные решения, но допускает отдельные неточности, как по содержанию, так и по умению и навыкам практической деятельности.

«Отлично»

5 баллов

Обучающийся освоил 90-100 % осваиваемой компетенции, умет связывать теорию с практикой, применять полученный практический опыт, анализировать, делать выводы, применять самостоятельные решения в конкретной профессиональной ситуации, высказывает и обосновывает свои суждения. Владеет навыками практической деятельности, показывает соответствие всем компонентам компетенции. Владеет устной и письменной коммуникацией, логически правильно излагает ответ.

 

3. Контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

 

3.1. Текущая аттестация

 

 

Практическая работа № 1. Исследование зависимости силы трения от веса тела (формируемые знания, умения 7)

Практическая работа № 2. Сборка электрической цепи, измерение силы тока и напряжения на ее различных участках (формируемые знания, умения 4)

Практическая работа № 3. Изучение колебаний математического маятника(формируемые знания, умения 8,10)

Практическая работа № 4. Изучение интерференции и дифракции света (формируемые знания, умения 8,10)

Практическая работа № 5. Определение рН раствора солей (формируемые знания, умения 10)

Практическая работа № 6. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей (формируемые знания, умения 6)

Практическая работа № 7. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание. Сравнение строения клеток растений и животных. (формируемые знания, умения 3,2)

Практическая работа № 8. Решение элементарных генетических задач. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии (формируемые знания, умения 1,7)

Практическая работа № 9. Описание особей вида по морфологическому критерию (формируемые знания, умения 8,3)

Практическая работа № 10. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека (формируемые знания, умения 1,7)

Практическая работа № 11. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) (формируемые знания, умения 8,3)

Практическая работа № 12. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности (формируемые знания, умения 10)

Практическая работа № 13. Решение экологических задач (формируемые знания, умения 10)

Практическая работа № 14. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения (формируемые знания, умения 10)

 

Практическая работа № 1. Исследование зависимости силы трения от веса тела (формируемые знания, умения 7)

Цель работы: 1. выяснить, зависит ли сила трения скольжения от силы нормального давления, если зависит, то как.

                           2. Определить коэффициент трения дерева по дереву.

   Приборы и материалы: динамометр, деревянный брусок, деревянная линейка или деревянная плоскость, набор грузов по 100 г.

Теория

   Сила трения – это сила, которая возникает в том месте, где тела соприкасаются друг с другом, и препятствует перемещению тел.

   Сила трения - это сила электромагнитной природы.

   Возникновение силы трения объясняется двумя причинами:

   1) Шероховатостью поверхностей
   2) Проявлением сил молекулярного взаимодействия.

   Силы трения всегда направлены по касательной к соприкасающимся поверхностям и подразделяются на силы трения покоя, скольжения, качения.

   В данной работе исследуется зависимость силы трения скольжения от веса тела.

   Сила трения скольжения – это сила, которая возникает при скольжении предмета по какой-либо поверхности. По модулю она почти равна максимальной силе трения покоя. Направление силы трения скольжения противоположно направлению движения тела. Сила трения в широких пределах не зависит от площади соприкасающихся поверхностей. В данной работе надо будет убедиться в том, что сила трения скольжения пропорциональна силе давления (силе реакции опоры): 
   Fтр=μN, где μ - коэффициент пропорциональности, называется коэффициентом трения. Он характеризует не тело, а сразу два тела, трущихся друг о друга.        

 Ход работы

1. Определите цену деления шкалы динамометра.

2. Определите массу бруска. Подвесьте брусок к динамометру, показания динамометра - это вес бруска. Для нахождения массы бруска разделите вес на g. Принять g=10 м/с2.

2. Положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку. На брусок поставьте груз 100 г.

3. Прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки. Запишите показания динамометра, это и есть величина силы трения скольжения.

4. Добавьте второй, третий, четвертый грузы, каждый раз измеряя силу трения. С увеличением числа грузов растет сила нормального давления.

5. Результаты измерений занесите в таблицу.

№ опыта

Масса бруска,
 mкг

Масса груза,
m, кг

Общий
вес тела 
(сила нормального давления),

Р=N=(m1+m2)g, Н

Сила трения,
Fтр, Н

Коэффициент трения,
μ

Среднее значение
коэффициента трения,
μср

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6.Сделайте вывод: зависит ли сила трения скольжения от силы нормального давления, и если зависит, то как?

7. В каждом опыте рассчитать коэффициент трения по формуле: . Принять g=10 м/с2.

    Результаты расчётов занести в таблицу.

8. По результатам измерений постройте график зависимости силы трения от силы нормального давления. При построении графика по результатам опытов экспериментальные точки могут не оказаться на прямой, которая соответствует формуле. Это связано с погрешностями измерения. В этом случае график надо проводить так, чтобы примерно одинаковое число точек оказалось по разные стороны от прямой. После построения графика возьмите точку на прямой (в средней части графика), определите по нему соответствующие этой точке значения силы трения и силы нормального давления и вычислите коэффициент трения . Это и будет средним значением коэффициента трения. Запишите его в таблицу.

9. Исходя из цели работы, запишите вывод и ответьте на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы.

1. Что называется силой трения?

2. Какова природа сил трения?

3. Назовите основные причины, от которых зависит сила трения?

4. Перечислите виды трения.

5. Можно ли считать явление трения вредным? Почему?

 

Практическая работа № 2. Сборка электрической цепи, измерение силы тока и напряжения на ее различных участках (формируемые знания, умения 4)

Оборудование: источник питания, лампочка на подставке, амперметр, ключ, соединительные провода.

Указания к выполнению работы

1. Рассмотрите амперметр. Обратите внимание на знаки « + » и « - » у его зажимов. Перечертите шкалу амперметра (без стрелки) в тетрадь. Определите цену деления прибора.

 

2. Начертите схему электрической цепи, состоящей из последовательно соединенных приборов, перечисленных в списке оборудования. Соберите эту цепь. Для этого расположите на столе все приборы в том же порядке, в каком они изображены на схеме, после чего соедините их проводами.

 

3. Измерьте силу тока в цепи. На шкале амперметра, которая была нарисована в тетради, изобразите стрелку, указывающую соответствующую силу тока. Показания амперметра запишите в тетрадь.

 

4. Измерьте силу тока на другом участке цепи. Для этого отключите источник питания, переставьте амперметр в другое место цепи и снова включите цепь. Сравните показания амперметра с предыдущим. Сделайте вывод.

Пример выполнения работы:

 

Цена деления амперметра:

 

Показания амперметра в первом случае: I1 = 0,5 A. Показания амперметра во втором случае: I2 = 0,5 A.

 

а)

б)

 

Вывод: сила тока на различных участках последовательной цепи одинакова.

 

Практическая работа № 3. Изучение колебаний математического маятника (формируемые знания, умения 8,10)

 

Цель работы: изучить зависимость периода колебаний от длины маятника и определить ускорение свободного падения.

Оборудование: математический маятник, шкала, секундомер.

 

Порядок выполнения работы

 

1. Установите ползунок в крайнее нижнее положение шкалы. Этому положению соответствует минимальная длина маятника: l = l0, z = 0.

 

2. Отклоните маятник от положения равновесия на небольшой угол и отпустите. С помощью секундомера определите время, за которое совершается 10 полных колебаний. По формуле (16) найдите период колебаний маятника.

 

3. Передвиньте ползунок вверх на 20 см. При этом длина маятника увеличивается на 20 см (h=0,2 м). Далее повторяйте действия, описанные в п. 2.

 

4. Продолжайте опыты с новыми значениями z, каждый раз передвигая ползунок вверх на 20 см.

 

5. Результаты измерений представьте в первых трех колонках таблицы.

 

6. Постройте график зависимости квадрата периода Т2 от z. При построении графика нужно по экспериментальным точкам провести прямую так, чтобы она наилучшим образом отвечала расположению всех точек.

 

7. Определите коэффициент В как тангенс угла наклона полученной прямой к оси z. По формуле (23) рассчитайте g.

 

Таблица 4 – Результаты измерений

Номер

z, м

n

t, с

T, с

T2, с2

B, с2

g, м/с2

1

0,00

40

 

 

 

 

 

2

0,20

40

 

 

 

3

0,40

40

 

 

 

4

0,60

40

 

 

 

5

0,80

40

 

 

 

6

1,00

40

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие колебания называются гармоническими?

2. Что такое математический маятник?

3. От чего зависит период колебаний математического маятника?

4. Изменится ли период колебаний, если пластмассовый шарик заменить стальным такого же радиуса?

 

Практическая работа № 4. Изучение интерференции и дифракции света (формируемые знания, умения 8,10)

Цель работы: экспериментально изучить явление интерференции и дифракции.

Оборудование: электрическая лампа с прямой нитью накала, две стеклянные пластинки, стеклянная трубка, стакан с раствором мыла, кольцо проволочное с ручкой диаметром 30 мм., компакт-диск, штангенциркуль, капроновая ткань.

 

Ход работы:

Опыт 1. Опустите проволочное кольцо в мыльный раствор. На проволочном кольце получается мыльная плёнка.

http://infofiz.ru/joom1/images/stories/lkft/opt/lr13t-3.jpg

Расположите её вертикально. Наблюдаем светлые и тёмные горизонтальные полосы, изменяющиеся по ширине по мере изменения толщины плёнкиhttp://infofiz.ru/joom1/images/stories/lkft/opt/lr13t-4.jpg

   Объяснение. Появление светлых и темных полос объясняется интерференцией световых волн, отраженных от поверхности пленки. треугольник d = 2h. Разность хода световых волн равна удвоенной толщине плёнки. При вертикальном расположении пленка имеет клинообразную форму. Разность хода световых волн в верхней её части будет меньше, чем в нижней. В тех местах пленки, где разность хода равна четному числу полуволн, наблюдаются светлые полосы. А при нечетном числе полуволн – темные полосы. Горизонтальное расположение полос объясняется горизонтальным расположением линий равной толщины пленки. 

  Освещаем мыльную пленку белым светом (от лампы). Наблюдаем окрашенность светлых полос в спектральные цвета: вверху – синий, внизу – красный.

 

http://infofiz.ru/joom1/images/stories/lkft/opt/lr13t-6.jpg

   Объяснение. Такое окрашивание объясняется зависимостью положения светлых полос о длины волн падающего цвета.

 

   Наблюдаем также, что полосы, расширяясь и сохраняя свою форму, перемещаются вниз.

   Объяснение. Это объясняется уменьшением толщины пленки, так как мыльный раствор стекает вниз под действием силы тяжести.

   Опыт 2. С помощью стеклянной трубки выдуйте мыльный пузырь и внимательно рассмотрите его. При освещении его белым светом наблюдайте образование цветных интерференционных колец, окрашенных в спектральные цвета. Верхний край каждого светлого кольца имеет синий цвет, нижний – красный. По мере уменьшения толщины пленки кольца, также расширяясь, медленно перемещаются вниз. Их кольцеобразную форму объясняют кольцеобразной формой линий равной толщины.

http://infofiz.ru/joom1/images/stories/lkft/opt/lr13t-5.jpg

http://infofiz.ru/images/fizika/formuly/interf/interf1.jpg

http://infofiz.ru/joom1/images/stories/lkft/opt/lr13t-2.jpg

Ответьте на вопросы:

1.      Почему мыльные пузыри имеют радужную окраску?

2.      Какую форму имеют радужные полосы?

3.      Почему окраска пузыря все время  меняется?

Опыт 3  *. Тщательно протрите две стеклянные пластинки, сложите вместе и сожмите пальцами. Из-за неидеальности формы соприкасающихся поверхностей между пластинками образуются тончайшие воздушные пустоты.

http://infofiz.ru/joom1/images/stories/lkft/opt/lr13t-7.jpg

При отражении света от поверхностей пластин, образующих зазор, возникают яркие радужные полосы – кольцеобразные или неправильной формы. При изменении силы, сжимающей пластинки, изменяются расположение и форма полос. Зарисуйте увиденные вами картинки.

http://infofiz.ru/joom1/images/stories/lkft/opt/lr13t-8.jpg

http://infofiz.ru/joom1/images/stories/lkft/opt/lr13t-9.jpg

   Объяснение: Поверхности пластинок не могут быть совершенно ровными, поэтому соприкасаются они только в нескольких местах. Вокруг этих мест образуются тончайшие воздушные клинья различной формы, дающие картину интерференции. В проходящем свете условие максимума 2h=kl

Ответьте на вопросы:

1.      Почему в местах соприкосновения пластин наблюдаются яркие радужные кольцеобразные или неправильной формы полосы?

2.      Почему с изменением нажима изменяются форма и расположение интерференционных полос?

   Опыт 4. Рассмотрите внимательно под разными углами поверхность компакт-диска (на которую производится запись).

http://infofiz.ru/joom1/images/stories/lkft/opt/lr13t-10.jpg

http://infofiz.ru/joom1/images/stories/lkft/opt/lr13t-11.jpg

  Объяснение: Яркость дифракционных спектров зависит от частоты нанесенных на диск бороздок и от величины угла падения лучей. Почти параллельные лучи, падающие от нити лампы, отражаются от соседних выпуклостей между бороздками в точках А и В. Лучи, отраженные под углом равным углу падения, образуют изображение нити лампы в виде белой линии. Лучи, отраженные под иными углами имеют некоторую разность хода, вследствие чего происходит сложение волн.

Что вы наблюдаете? Объясните наблюдаемые явления. Опишите интерференционную картину.

   Поверхность компакт-диска представляет собой спиральную дорожку с шагом соизмеримым с длиной волны видимого света. На мелкоструктурной поверхности проявляются дифракционные и интерференционные явления. Блики компакт- дисков имеют радужную окраску.

   Опыт 5. Посмотрите сквозь капроновую ткань на нить горящей лампы. Поворачивая ткань вокруг оси, добейтесь четкой дифракционной картины в виде двух скрещенных под прямым углом дифракционных полос.

http://infofiz.ru/joom1/images/stories/lkft/opt/lr13t-12.jpg

   Объяснение: В центре креста виден дифракционный максимум белого цвета. При k=0 разность хода волн равна нулю, поэтому центральный максимум получается белого цвета. Крест получается потому, что нити ткани представляют собой две сложенные вместе дифракционные решетки со взаимно перпендикулярными щелями. Появление спектральных цветов объясняется тем, что белый свет состоит из волн различной длины. Дифракционный максимум света для различных волн получается в различных местах.

   Зарисуйте наблюдаемый дифракционный крест. Объясните наблюдаемые явления.

   Запишите вывод. Укажите, в каких из проделанных вами опытов наблюдалось явление интерференции, а в каких дифракции.

 

Практическая работа № 5. Определение рН раствора солей (формируемые знания, умения 10)

Цель: изучить на практике гидролиз солей, научиться определять рН раствора солей

Оборудование: пробирки, шпатель

Реактивы: индикатор универсальный, нитрат натрия, ацетат натрия, карбонат натрия, нитрат алюминия, дистиллированная вода;

Ход работы:

1 Эксперимент:

-Налить в 4 чистые пробирки по 1/4 их объема дистиллированной воды и с помощью бумажек,пропитанных универсальным индикатором, проверить рН воды.

- В каждую из пробирок с водой всыпать по 1/2 шпателя кристаллов следующих солей: в 1 –нитрата натрия, во 2 – ацетата натрия, в 3 – карбоната натрия и в 4 – нитрата алюминия.

 -Раствор соли в каждой пробирке перемешать стеклянной палочкой и измерить его рН с помощью бумажки с универсальным индикатором (стеклянную палочку после каждого употребления промывать водопроводной и дистиллированной водой).

2 Полученные результаты занести в таблицу и ответить на вопросы. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций гидролиза испытанных солей, определите тип гидролиза (по катиону, по аниону или по катиону и аниону одновременно) и запишите его в таблицу. Какая из испытанных солей не подвергается гидролизу и почему?

№ п/п  формула соли  рН раствора

3 Напишите отчет:

- укажите номер лабораторной работы, ее название, цель, используемое оборудование и реактивы;

- проведенные опыты, их результаты и объяснения зафиксируйте в виде отчетной таблицы и ответов на вопросы указанных после проведения эксперимента.

- сформулируйте и запишите вывод.

 

Практическая работа № 6. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей (формируемые знания, умения 6)

 Цель: исследовать, все ли металлы реагируют с кислотами, всегда ли при этом выделяется водород.

Оборудование и реактивы: спиртовка, предметное стекло, стеклянная пластина 30 х 60 мм, восемь пробирок, пипетка, две гранулы цинка, железные опилки, несколько кусочков меди, алюминия, раствор соляной кислоты (1:3), раствор серной кислоты (1:5).

Ход работы:

1 В пробирки положите разные металлы: в одну- гранулу цинка, в другую – железные опилки, в третью – кусочки меди, в четвертую – кусочки алюминия. Во все пробирки налейте по 1 мл раствора соляной кислоты. Что замечаете?

2 В следующие четыре пробирки поместите те же металлы и в таком же количестве, прилейте по 1мл раствора серной кислоты. Что замечаете? Если в какой-либо пробирки не наблюдается реакция, то слегка нагрейте ее содержимое (осторожно!), но, не доводя до кипения. Докажите, в каких пробирках выделяется газ водород.

3 Из пробирки, в которой осуществлялась реакция между алюминием и соляной кислотой, отберите 1-2 капли раствора, поместите их на предметное стекло, держа высоко над пламенем, выпарите его. Что осталось?

4 Сделайте общий вывод об отношении кислот к металлам.

Ответьте на вопросы:

Какой из металлов, взятый для опытов, не реагирует с растворами соляной и серной кислот?

Какие еще металлы не реагируют с этими кислотами?

К какому типу реакций относится взаимодействие кислоты с металлом?

 

Практическая работа № 7. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание. Сравнение строения клеток растений и животных (формируемые знания, умения 3,2)

Цель работы: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, лук репчатый, разведенные дрожжи, культура сенной палочки, микропрепараты клеток многоклеточных животных.

Порядок выполнения работы:

1 Приготовьте микропрепараты кожицы лука, дрожжевых грибов, бактерии сенной палочки. Под микроскопом рассмотрите их, а также готовый микропрепарат клеток многоклеточного организма.

2 Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.

3 Сравните между собой эти клетки. Ответьте на вопросы: в чем заключается сходство и различие клеток? Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов?

Попытайтесь объяснить, как шла эволюция бактерий, животных, растений, грибов.

 

Практическая работа № 8. Решение элементарных генетических задач. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии (формируемые знания, умения 1,7)

Цель работы: Выработать навыки применения усвоенных понятий для записи генетических схем и решения генетических задач

Оборудование: учебник, тетрадь, ручка

Порядок выполнения работы:

Следующие задачи следует решить самостоятельно, подробно описав ход решения и сформулировав полный ответ.

Задача № 1 Какое потомство можно ожидать от скрещивания коровы и быка, гетерозиготных по окраске шерсти?

Задача № 2 У морских свинок вихрастая шерсть определяется доминантным геном, а гладкая— рецессивным.

Задача №3. Скрещивание двух вихрастых свинок между собой дало 39 особей с вихрастой шерстью и 11 гладкошерстных животных. Сколько среди особей, имеющих доминантный фенотип, должно оказаться гомозиготных по этому признаку?

Задача №4. Морская свинка с вихрастой шерстью при скрещивании с особью, обладающей гладкой шерстью, дала в потомстве 28 вихрастых и 26 гладкошерстных потомков. Определите генотипы родителей и потомков.

 

Практическая работа № 9. Описание особей вида по морфологическому критерию (формируемые знания, умения 8,3)

Цель: закрепить умение составлять описательную характеристику растений.

Оборудование: живые растения и гербарные материалы растений разных видов.

Ход работы:

1 Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т. е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).

2 Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются сходства (различия) растений?

3 Сделайте вывод

 

Практическая работа № 10. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека (формируемые знания, умения 1,7)

 

Цель: на примере основных гипотез о происхождении человека выработать

навыки критического анализа научных фактов, свидетельствующих за или против определенных гипотез.

Ход работы:

Оценить предлагаемые факты с точки зрения аргументации основных гипотез о

происхождении человека: эволюционный путь и сотворение.

Поместить факты в соответствующие ячейки таблицы.

 

Факты,

свидетельствующие за

гипотезу о происхождении человека от животных

Факты,

свидетельствующие за

гипотезу о создании

человека высшим

интеллектом

Нейтральные факты

 

 

 

 

1 Сложная структура головного мозга человека в сравнении с животными.

2 Наличие у человека волосяного покрова на голове.

3 Наличие разных рас вида Человек разумный.

4 Способность человека использовать орудия труда.

5 Наличие человеческих племен ведущих примитивный образ жизни.

6 Общность строения основных систем органов человека и животных.

7 Наличие атавизмов у человека.

8 Наличие только у человека членораздельной речи.

9 Наличие рудиментов у человека.

10 Сложность поведения и проявлений психической деятельности.

11 Сложная социальная структура человеческого общества.

12 Наличие ископаемых останков человекообразных обезьян, которые могли быть предками современного человека.

13 Наличие в разных геологических слоях ископаемых останков животных, не существующих в нынешнее время.

14 Большие относительные размеры головного мозга человека в сравнении с животными.

15 Невозможность на данный момент составить полную картину возникновения человека от диких предков.

Вывод:

 

Практическая работа № 11. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) (формируемые знания, умения 8,3)

Цель: сформировать знания о цепях и сетях питания, о правиле экологической пирамиды, научиться составлять схемы передачи веществ и энергии.

 

Оборудование: статистические данные, рисунки различных биоценозов, таблицы, схемы пищевых цепей в разных экосистемах.

Ход работы:

 

Задание 1.

 

hello_html_4a8b362f.png

 

Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих  пищевых   цепей. Запишите эти цепи.

Задание 2.

hello_html_mf0164a9.png

Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.

Задание 3.

1.Рассмотреть рисунок, представленный ниже. Номерами обозначены организмы, образующие пищевую цепь.

2. Распределите номера, которыми обозначены организмы:

1) в соответствии с принадлежностью организма к соответствующему трофическому уровню:

продуценты -

консументы –

редуценты –

2) в соответствии с биологической ролью организмов в сообществе:

жертва –

хищник –

3) составьте пищевые цепи, записав hello_html_m667ee6bf.pngпоследовательно номера, которыми обозначены организмы:

1 -я пищевая цепь –

2-я пищевая цепь –

3-я пищевая цепь.

 

 

 

 

 

Задание № 4. Сравните две цепи питания, определите черты сходства и различия.

Клевер - кролик - волк

Растительный опад – дождевой червь – черный дрозд – ястреб - перепелятник

Вывод: 

 

Практическая работа № 12. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности (формируемые знания, умения 10)

Цель: выявит черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем.

Ход работы:

1.      Дать оценку движущим силам, формирующим природные и агроэкосистемы.

Движущие силы

 

Природная экосистема

           

 

Агроэкосистема

 

Естественный отбор

 

 

 

Искусственный отбор

 

 

 

 

·         Действует на экосистему

·         Не действует на экосистему

·         Действие направленно на достижение максимальной продуктивности

·         Действие на экосистему минимально

2. Оценить некоторые количественные характеристики экосистем.

 

Природная экосистема

 

Агроэкосистема

 

Видовой  состав

 

 

 

Продуктивность

 

 

 

·         Меньше

·         Больше

3. Сравнить природную экосистему и агроценоз, выбирая правильные характеристики из предложенных вариантов.

Общие характеристики

 

Характерно только для природной экосистемы

 

Характерно только для агроэкосистемы

 

 

 

 

 

 

 

·         Наличие в цепях питания редуцентов

·         Экосистема устойчива во времени без вмешательства человека

·         Наличие в цепях питания продуцентов

·         Наличие в цепях питания консументов

·         Часть энергии или химических веществ может искусственно вносится человеком

·         Основной источник энергии – Солнце

·         Обязательным элементом цепей питания  является человек

·         Экосистема быстро разрушается без вмешательства человека

·         Человек слабо влияет на круговорот веществ

·         Неорганические вещества извлекаются продуцентами из почвы, удаляются из экосистемы

·         Характеризуется многообразие экологических ниш

 

4. Сделайте вывод о сходстве и различии природных экосистем и агроэкосистем

 

Практическая работа № 13. Решение экологических задач (формируемые знания, умения 10)

1.В водоемах и в почве в районе А, предназначенном для строительства жилого массива были обнаружены ионы тяжелых металлов в высоких концентрациях. Допустимо ли строительство жилья в таком районе? Как могут повлиять на здоровье людей показания этих металлов в организме?

2.Территория вокруг завода сильно загрязнена стронцием. К каким последствия для человека это может привести. Ответ мотивируйте.

3.Вы заместитель директора фабрики резиновых игрушек. Вам предложили новую краску, содержащий кадмий более дешевую и яркую. В результате ее использования фабрика получит прибыль. Как бы вы поступили, если знаете токсичность красителей, содержащих кадмий.

А) согласитесь с директором на покупку этой краски

Б) будете против этого решения

В) пойдете на компромисс и будете выпускать50% игрушек с использованием этой краски и 50% старой. Ответ мотивируйте.

4. Один из путей очистки биосферы от загрязнений – очистка отходящих газов в сточных водах на промышленных предприятиях. Современные очистные сооружения достаточно эффективны, но дорогостоящие. Как бы вы поступили, если бы были директором крупного завода и имели в своем распоряжении значительную сумму денег:

А) положили бы деньги в банк оплаты штрафов экологам

Б) вложили бы в строительство очистных сооружений

В) часть денег издержали бы в расширении производства, а часть – на увеличение зарплаты.

Ответ мотивируйте.

 

Практическая работа № 14. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения (формируемые знания, умения 10)

Цель: познакомить учащихся с последствиями хозяйственной деятельности человека в окружающей среде.

Ход работы.

1.Прочитать текст «Основные экологические проблемы современности»

2.Заполнить таблицу:

Экологические проблемы          Причины            Пути решения экологических проблем

3.Ответить на вопрос: Какие экологические проблемы, по вашему мнению наиболее серьезные и требуют немедленного решения? Почему?

 

Задания по темам

Задание 1.

Из пунктов О и А, расстояние между которыми 240 м, одновременно начали двигаться навстречу друг другу два тела. Первое тело двигалось с постоянной скоростью 20 м/с, второе – с постоянной скоростью 40 м/с. Через какой промежуток времени и на каком расстоянии  от пункта О эти тела встретятся. Задачу решить графическим способом.

Задание 2.

На вагон массой 20 т, движущийся со скоростью 54 км/ч, начинает действовать сила торможения, и он останавливается через 100 с. Определить силу, действующую на вагон; ускорение, с которым он двигался, и путь, пройденный вагоном до остановки.

Задание 3.

Человек массой m=60 кг спускается на Землю по лестнице длиной s= 20 м, расположенной под углом b= к горизонтальной плоскости. Найти работу силы тяжести.

Задание 4.

Пуля, летящая со скоростью , углубляется в мишень на =0,5 см. На сколько углубится в ту же мишень пуля, летящая со скоростью = 2?

Задание 5.

Два товарных вагона движутся навстречу друг другу со скоростями =0,4 м/с и =0,1 м/с. Массы вагонов соответственно равны = 12 т, = 48 т. С какой скоростью  и в каком направлении будут двигаться вагоны после столкновения? Удар считать неупругим.

Задание 6.

Определить среднюю квадратическую скорость молекул газа, плотность которого при давлении р=50 кПа составляет r=4,1* кг/.

Задание 7.

Газ, занимавший объем 20 л при нормальных условиях, был изобарно нагрет до С. Определить работу расширения газа.

Задание 8.

По двум длинным параллельным проводам текут в противоположных направлениях токи 90 и 70 А. Определить  индукцию магнитного поля, создаваемого токами в точке М, находящейся на расстоянии 12 см от первого и 14 см от второго проводов, если расстояние между проводами 10 см.

Задание 9.

              Рассчитайте массу образца железа, который содержит столько же атомов, сколько 60 г графита.

Задание 10.

Вещества Аи В взаимодействуют согласно уравнению реакции: А+В=2С. Исходные концентрации веществ А и В равны соответственно 0,1 и 0, 3 моль\ л. Определите: а) среднюю скорость  реакции между веществами А и В, если за 20 мин концентрация вещества В уменьшилась  до 0,2 моль\л; б) концентрацию вещества С через 20 мин после начала реакции.

Задание 11.

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

а)              ®HCl®CaAgCl¯

б)             ®NaBr®®HBr®AgBr¯

в)             ®C®®Ca®

Задание 12.

При обработке 30 г известняка соляной кислотой образовалось 11 г  углекислого газа. Вычислите массовую долю карбоната кальция в природном известняке.

Задание 13.

Минерал содержит 72,36 % железа и 27, 64 % кислорода. Определите его формулу.

Задание 14.

Проанализируйте формулы органических соединений: , , , N. Одно из них имеет изомеры. Напишите структурные формулы всех соединений и укажите изомеры.

Задание 15.

Массовые доли углерода и водорода в альдегиде соответственно равны 54,55 % и 9,09 % . Напишите структурную формулу альдегида.

Задание 16.

К раствору, содержащему 27 г хлорида меди (II), добавили 14 г железных опилок. Вычислите массу меди, которая выделилась в результате этой реакции.

Задание 17.

Напишите уравнения реакций получения:

а)              2,3-диметилбутана из пропана;

б)             Пропана из уксусной кислоты;

в)             2-хлорпропана из гексана.

Задание 18.

Фрагменты  каких  клеток  изображены  на  рисунках  А  и  Б?  По  рисунку найдите не менее трёх отличий в их строении.

Задание 19.

Приведите не менее 3-х изменений в экосистеме смешанного леса, к которым может привести сокращение численности насекомоядных птиц.

Задание 20.

Хромосомный  набор  соматических  клеток  пшеницы  равен 28. Определите хромосомный  набор  и  число  молекул  ДНК  в  ядрах (клетках)  семязачатка перед началом мейоза I, в метафазе мейоза II и в конце телофазы мейоза II. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.

Задание 21.

Отсутствие потовых желёз у человека наследуется как рецессивный признак (а), сцепленный с Х-хромосомой. В семье муж и жена здоровы, а отец жены был лишён потовых желёз. Составьте схему решения задачи, определите генотипы мужа и жены, возможного потомства, пол и вероятность рождения детей, обладающих этим признаком.

Задание 22.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1.В ходе энергетического обмена веществ в организме на подготовительном этапе происходит расщепление крупных молекул биополимеров до мономеров. 2. В результате первого этапа образуется две молекулы АТФ. 3. На втором этапе в реакциях гликолиза, которые протекают в эукариотической клетке, принимает участие кислород. 4. Завершается энергетический обмен образованием углекислого газа и воды, а также 36 молекул АТФ. 5. Последний этап энергетического обмена протекает на мембранах пластид.

Задание 23.

Как повлияло появление фотосинтезирующих организмов на дальнейшую эволюцию жизни на Земле?

Задание 24.

Заполните таблицу «Фазы митоза».

Задание 25.

Составьте схему. Уровни организации живой природы.

 

Промежуточная аттестация

 

1. Комплект оценочных средств.

1.1 Тестовые задания

Вариант 1

  1. В каком случае движение тела можно рассматривать как движение материальной точки?

1)      Вращение детали, обрабатываемой на станке;

2)      Движение поезда на мосту;

3)      Полет космического корабля относительно другого корабля, производящего стыковку с первым;

4)      Полет самолета, совершающего рейс Москва- Владивосток.

  1. В трубке, из которой откачан воздух, находятся дробинка, пробка и птичье перо. Какое из этих тел будет падать с наибольшим ускорением?

1)      дробинка;

2)      пробка;

3)      птичье перо;

4)      все тела будут падать с одинаковым ускорением.

  1. Какова скорость поезда, движущегося равномерно, если он прошел мост длиной 360 м за 2 мин? Длина поезда 240 м.

1)      3м/с;

2)      2м/с;

3)      5м/с;

4)      10 м/с.

  1. Какая единица массы принята основной в Международной системе единиц?

1)      1мг;

2)      1г;

3)      1кг;

4)      1т.

  1. Какая из следующих величин векторная?

1)      импульс;

2)      сила;

3)      масса;

4)      плечо силы.

  1. Какое выражение соответствует определению потенциальной энергии сжатой пружины?

1)      ;

2)      mgh;

3)      ;

4)      .

  1. Чему равна кинетическая энергия тела массой 3 кг, движущегося со скоростью 4м/с?

1)      6 Дж;

2)      12 Дж;

3)      24 Дж;

4)      48 Дж.

  1. Сколько молекул содержится в 5 кг неона?

1)      14,9 * ;

2)      30,1* ;

3)      14,9 *;

4)      0,25 *.

  1. Какой буквой принято обозначать внутреннюю энергию системы?

1)      Q;

2)      ∆ U;

3)      U;

4)      A.

  1. Какому интервалу в большей степени соответствуют коэффициенты полезного действия современных тепловых двигателей?

1)      10-20%;

2)      25-40%;

3)      50-60%;

4)      70-80%.

  1. Одинаковый качественный состав имеют вещества, формулы которых:

1)        , ;

2)        O, O;

3)        , ;

4)        , .

  1. Выберите строку, в которой приведены формулы только простых веществ:

1)   NO, CO, KOH;

2)   , Fe, ;

3)   , , Ca;

4)   , Mg, O.

  1. Сумма коэффициентов в уравнении реакции магния с соляной кислотой равна:

1)   6;

2)   5;

3)   4;

4)   3.

  1. При взаимодействии 8 г серы и 28 г железа образуется сульфид железа  FeS массой, г:

1)   36;

2)   20;

3)   22;

4)   18.

  1. В ядре атома содержатся:

1)   Только протоны;

2)   Только электроны;

3)   Протоны и нейтроны;

4)   Протоны и электроны.

  1. Неметаллические свойства элементов в ряду Si¾P¾S¾CL:

1)   Остаются неизменными;

2)   Усиливаются;

3)   Ослабевают;

4)   Определенной закономерности нет.

  1. В реакцию поликонденсации может вступать вещество, формула которого:

1)   =CH─;

2)   ─COOH;

3)   ;

4)   .

  1. Структурным звеном макромолекулы бутадиенового каучука является:

1)  

2)   CH=CH─

3)   ─CH=CH─

4)  

  1.  Дисперсная фаза морской пены:

1)      Твердая;

2)      Жидкая;

3)      Газообразная;

4)      Отсутствует.

  1. Органическим является вещество, формула которого:

1)  

2)   Br

3)  

4)  

21.       Наука, изучающая функции организмов, называется

1)                      экология

2)                      морфология

3)                      анатомия

4)                      физиология

22.     Теория биогеохимических циклов В.И. Вернадского описывает уровень жизни

1)   биогеоценотический

2)   биосферный

3)   популяционно-видовой

4)   организменный

23.     В результате вегетативного размножения у растений

1)   возникают новые мутации

2)   формируются новые генотипы

3)   формируются споры

4)   сохраняются наследственные признаки родительского растения

      24.Как называют размножение, осуществляемое из неоплодотворенной яйцеклетки?

1) партеногенез

2) споровым

3) вегетативным

4) половым

     25. Процесс индивидуального развития организма от начала существования и до конца жизни?

1) онтогенез

2) эбриогенез

3) филогенез

4) органогенез

     26. Что такое спора?

       1) половая клетка

       2) вегетативный орган

       3) часть семени

       4) гаплоидная клетка

     27. На основе чего приготовляется пенициллин?

      1) искусственного сырья

      2) бактерий

      3) гриба

      4) морских водорослей

    28. К чему относятся митохондрии и пластиды?

      1) двумембранным органоидам

      2) цитоскелету клетки

      3) немембанным органоидам

      4) одномембранным органоидам

    29. Что включает в себя мейоз?

      1) одно деление

      2) два последовательных деления

      3) три последовательных деления

      4) семь последовательных деления

    30. Молекула ДНК представляет собой полимер, состоящий из отдельных …

      1) нуклеотидов

      2) аминокислот

      3) моносахаридов

      4) азотистых оснований

 

Вариант 2

1.      Какая единица времени принята основной в Международной системе?

1) 1 с;

2) 1 мин;

3) 1 ч;

4) 1 год.

  1. Масса является  мерой:

1)      импульс тела;

2)      инертности тела;

3)      действия одного тела на другое;

4)      веса тела.

  1. Чему равен вес гири, лежащий на горизонтальной поверхности, если ее масса составляет 2 кг?

1)      2 Н;

2)      10 Н;

3)      20 Н;

4)      30 Н.

  1. В каких единицах измеряют энергию в Международной системе единиц?

1)      1 Вт;

2)      1 кг*м/с;

3)      1 Н;

4)      1 Дж.

  1. Какое выражение соответствует определению массы одной молекулы?

1)      ;

2)      ;

3)      ;

4)      .

  1. В сосуде находится газообразный водород, количество вещества которого 1 моль. Сколько (примерно) молекул водорода находится в сосуде?

1)      ;

2)      ;

3)      ;

4)      .

  1. Как изменится давление идеального газа при увеличении концентрации  его молекул в 3 раза, если средняя кинетическая скорость молекул остается неизменной?

1)      увеличится в 9 раз;

2)      увеличится в 3 раза;

3)      останется неизменной;

4)      уменьшится в 3 раза.

  1. Какое из следующих определений является определением внутренней энергии?

1)      энергия, которой обладает тело вследствие своего движения;

2)      энергия,  которая определяется положением взаимодействующих тел или частей одного и того же тела;

3)      энергия движения частиц, из которых состоит тело;

4)      энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело.

  1. В приведенных ответах представлено выражение первого начала термодинамики. Установите, какое из выражений соответствует изобарному процессу.

1)      Q=∆U + p∆V;

2)      U=Q;

3)      ∆U= − A;

4)      Q= − A.

  1. Какое количество теплоты необходимо для испарения 100 г воды, взятой при температуре кипения?

1)      226,4 кДж/кг;

2)      2264  кДж/кг;

3)      22640 кДж/кг;

4)      0.

  1. Выберите выражение, синонимическое понятию «атом»:

1)        Наименьшая частица вещества, сохраняющая его свойства;

2)        Электронейтральная частица, состоящая из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов;

3)        Электронейтральная  неделимая частица;

4)        Положительно заряженная элементарная частица.

  1. Выберите выражение, определяющее понятие «сложное вещество»:

1)        Чистое вещество;

2)        Вещество, состоящее из атомов одного химического элемента;

3)        Вещество, состоящее из атомов разных химических элементов;

4)        Отдельные атомы

  1. Только количественным составом отличаются вещества, формулы которых:

1)        O, O;

2)        S, ,

3)        , ,

4)        , .

  1. Формулы только сложных веществ приведены в строке:

1)      , , ;

2)      O, KOH, ;

3)      , NO, ;

4)      , MgO, CL.

  1. Номер периода, в котором находится элемент, равен:

1)      Числу электронов на внешнем энергетическом уровне;

2)      Числу энергетических уровней в атоме, на которых есть электроны;

3)      Высшей валентности;

4)      Числу орбиталей на внешнем энергетическом уровне.

  1. Неметаллические свойства элементов в ряду ONCB:

1)      Остаются неизменными;

2)      Усиливаются;

3)      Ослабляются;

4)      Определенной закономерности нет.

  1. Вещество, формула которого , ─ соль:

1)      Сильного основания и сильной кислоты;

2)      Сильного основания и слабой кислоты;

3)      Слабого основания и сильной кислоты;

4)      Слабого основания и слабой кислоты.

  1. Выберите формулу кислотного оксида:

1)      ;

2)      NO;

3)      CuO;

4)      CO.

  1. Атомы углерода в состоянии ─гибридизации содержатся в молекулах, структурные формулы которых:

а)   ;

б)   CCH;

в)   C

               

г)    =.

  1. Укажите молекулярную формулу пентана:

1)   ;

2)   ;

3)   ;

4)   .

      21. Большое разнообразие цепей питания, сбалансированный круговорот веществ в экосистеме обеспечивают ее …

1) смену

2) целостность

3) сходство с агроценозом

4) динамичность

            22. Основной эволюционирующей единицей в царстве животных является …

            1) популяция

            2) семейство

            3) особь

            4) класс

           23.Из чего состоят рибосомы?

           1) ДНК белков и мембраны

           2) РНК и белков

           3) РНК, белков и мембраны

           4) ДНК или РНК, белков и двух мембран

           24. Сходство строения клеток автотрофных и гетеротрофных организмов состоит в наличии у них       

           1) лейкопластов

           2) плазматической мембраны

           3)  оболочки из клетчатки

           4) вакуолей с клеточным соком

     25. Заключительной фазой в митозе является: 

           1) телофаза

           2) метафаза

           3) анафаза

           4) профаза

           26. Признаки, формирующиеся у особей в процессе естественного отбора, полезны:

            1)    окружающей среде

            2)    виду

            3)    биоценозу

            4)    человеку

           27. Каково соотношение фенотипов в F1 при скрещивании двух желтозёрных растений гороха (Аа)?

            1)  1 : 1

            2)  3 : 1

            3)  23,5 : 1

            4)  123 : 1

            28. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с тимином составляет 20% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с цитозином в этой молекуле?

            1)  2%

            2)  13%

            3)  18%

            4)  30%

   29. Скрещивают дигетерозиготные растения гороха с желтой окраской и гладкой формой семян. В потомстве ожидаются:   

            1)  Один фенотип

            2)  Два фенотипа

            3)  Три фенотипа

           4)  Четыре фенотипа

   30. Укажите ученого, который высказал гипотезу абиогенного происхождения органических соединений, сформулировал научную теорию происхождения жизни на Земле.  

           1) Л.Пастер

           2) Ф. Энгельс

           3) А.И. Опарин

           4) М.В. Волькенштейн

 

Вариант 3

1.        Что включает в себя понятие «система отсчета»?

1)        только тело отсчета и прибор для измерения времени;

2)        только систему координат и тело отсчета;

3)        только прибор для измерения времени и систему координат;

4)        тело отсчета, систему координат, прибор для измерения времени.

2.        Чему равен модуль ускорения автомобиля, если при равноускоренном движении в течение 5 с его скорость изменилась от 10 до 15 м/с?

1)        L= S=500 км;

2)        L= S=0;

3)        L=500 км, S=0;

4)        L=0, S=500 км.

3.        Какой путь пройдет поезд за 10 с, если он отходит от станции, двигаясь с ускорением, равным 1 м/?

1)        5 м;

2)        10 м;

3)        50 м;

4)        100 м.

4.        Какая из приведенных единиц является единицей ускорения в СИ (кг, м, с)?

1)        1 м / ;

2)        1 кг * м / ;

3)        1 м/с;

4)        1 кг * м/с.

5.        Какая формула выражает третий закон Ньютона?

1)         = ;

2)        ;

3)        = ;

4)         = −.

6.        Частицы с какими электрическими зарядами притягиваются друг к другу?

1)        с одноименными;

2)        разноименными;

3)        любые заряженные частицы;

4)        любые заряженные частицы отталкиваются.

7.        Какой буквой принято обозначать электрический заряд?

1)        C;

2)        F;

3)        Q;

4)        G.

8.        Упорядоченным движением каких частиц создается электрический ток в металлах?

1)        положительных ионов;

2)        отрицательных ионов;

3)        электронов;

4)        положительных и отрицательных ионов и электронов.

9.        Как следует включить амперметр и вольтметр, если необходимо измерить силу тока в лампе и напряжение на ней?

1)        амперметр и вольтметр последовательно;

2)        амперметр и вольтметр параллельно;

3)        амперметр последовательно, вольтметр параллельно;

4)        амперметр параллельно, вольтметр последовательно.

10.    Как определяется направление силовых линий магнитного поля, создаваемого проводником с током?

1)        по правилу Ленца;

2)        по правилу левой руки;

3)        по правилу буравчика;

4)        по правилу правой руки.

11.    Выберите выражение синонимическое понятию «вещество»:

1)        вид материи, характеризующийся массой покоя;

2)        вид материи, не имеющий массы покоя;

3)        электромагнитное поле;

4)        гравитационное поле.

12.    Одинаковый качественный состав имеют вещества, формулы которых:

1)        , ;

2)        , O;

3)        CL, ;

4)        , .

13.    При разложении воды электрическим током получили 2 г кислорода. Масса разложившейся воды равна, г:

1)        4,0;

2)        3,5;

3)        3,0;

4)        2,25;

14.    Сумма коэффициентов в уравнении реакции кальция с водой равна:

1)        6;

2)        5;

3)        4;

4)        3.

15.    Формулы веществ с ковалентной полярной и ионной связью соответственно:

1)        , KBr;

2)        , KOH;

3)         ;

4)        , O.

16.    Реакции полимеризации приводят к получению:

1)        полимера и низкомолекулярного вещества;

2)        только полимера;

3)        только низкомолекулярного вещества;

4)        двух полимеров.

17.    Выберите уравнение реакции нейтрализации:

1)        Mg+=Mg+;

2)        2KOH+=KCL+KCLO+O;

3)        2KOH+=+2O;

4)        KOH+CL=KCL++O.

18.    Лампочка для испытания электролитической проводимости веществ загорится при помещении электродов:

1)        в карбонат кальция;

2)        азот;

3)        водный раствор гидроксида натрия;

4)        воду.

19.    Не относится к алкенам вещество, формула которого:

1)        ;

2)        ;

3)        ;

4)       

20.    Невозможна цис-транс-изомерия для вещества, формула которого:

1)         CH ;

2)        ─HC=CH─;

3)        ─CH=CH─;

4)        ─CH=CH─.

            21. Дочерний организм имеет наибольшее сходство с родительским при размножении

            1) половом

            2) семенном

            3) бесполом

            4) с чередованием поколений

            22. Спо­соб раз­мно­же­ния ма­ли­ны с по­мо­щью кор­не­вых от­прыс­ков на­зы­ва­ют 

            1) ге­не­ра­тив­ным

            2) поч­ко­ва­ни­ем

            3) ве­ге­та­тив­ным

            4) се­мен­ным

            23. Собственно митозу предшествует

            1) деление ядра

            2) удвоение ДНК

            3) цитокинез

            4) гаметогенез

           24. Особи, относящиеся к одному виду,

           1) имеют большие различия между собой, чем особи одного рода

           2) обладают меньшей степенью родства, чем особи одного класса

           3) занимают различные ярусы в природном сообществе

           4) обладают наибольшей степенью родства

          25. Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор — это

           1) свойства живой природы

           2) результаты эволюции

           3) движущие силы эволюции

           4) основные направления эволюции

          26. К движущим силам эволюции относят

           1) многообразие видов

          2) борьбу за существование

          3) видообразование

          4) приспособленность

27. Какой процент особей чалой масти можно получить при скрещивании крупного рогатого скота красной (АА) и белой (аа) масти при неполном доминировании

1) 25%

2) 75%

3) 50%

4) 100%

28. Определите генотипы светловолосой матери (рецессивный признак) и темноволосого отца, если все их дети темноволосые

1) аа х Аа

2) Аа х АА

3) аа х АА

4) aa х аа

29. При скрещивании черного кролика (Аа) с черным кроликом (Аа) в поколении F1 получится кроликов

1) 100% чер­ных

2) 75% чер­ных, 25% белых

3) 50% чер­ных, 50% белых

4) 25% чер­ных, 75% белых

30. Наибольшей энергоёмкостью обладают

1) белки

2) жиры

3) углеводы

4) витамины

Вариант 4

1.    Сила является причинной:

1)      движения тела;

2)      изменения скорости движения тела;

3)      постоянной скорости движения тела;

4)      относительного покоя тела.

2.    Чему равна жесткость пружины, если под действием силы 4 Н пружина удлинилась на 0,02 м?

1)      2 Н/м;

2)      0,02 Н/м;

3)      500 Н/м;

4)      200 Н/м.

3.    Чему равно ускорение тела, брошенного с башни вертикально вниз без начальной скорости?

1)      a<g;

2)      a=g;

3)      a>g;

4)      a<0.

4.    К какому виду сил принадлежит сила упругости?

1)      силы электромагнитной природы;

2)      силы гравитации;

3)      в зависимости от условий взаимодействия гравитационные силы или силы электромагнитной природы;

4)      ни к одному из указанных видов сил.

5.    Определите импульс легкового автомобиля массой 1000 кг при скорости движения 36 км/ч.

1)       кг * м/с;

2)       кг * м/с;

3)       кг * м/с;

4)       кг * м/с.

6.    Какое из предложенных выражений соответствует изотермическому процессу газа?

1)      p/T=const;

2)      pV=const;

3)      pV/T=const;

4)      V/T=const.

7.    Какова единица измерения удельной теплоемкости тела?

1)      Дж/К;

2)      Дж;

3)      Дж/ (кг*К);

4)      ДЖ/кг.

8.    Когда снимают одежду, изготовленную из синтетических материалов или  шерсти, слышится характерный треск. Каким явлением можно объяснить этот треск?

1)      электризацией;

2)      трением;

3)      нагреванием;

4)      электромагнитной индукцией.

9.    Какова единица измерения электрического сопротивления?

1)      Кл*с;

2)      Кл/с;

3)      Ом*А;

4)      В/А.

10.   Какое действие электрического тока используется в конструкции электрокипятильника?

1)      световое;

2)      химическое;

3)      тепловое;

4)      магнитное.

11.  Заряд ядра атома равен:

1)      разности между числом протонов и числа электронов в атоме;

2)      числу протонов в ядре;

3)      числу нейтронов в ядре;

4)      сумме числа протонов и числа электронов в атоме.

12.  Порядковый номер элемента в Периодической системе равен:

1)      общему числу электронов в атоме;

2)      числу электронов на внешнем энергетическом уровне;

3)      числу валентных электронов;

4)      числу электронов на предвнешнем энергетическом уровне.

13.  Неметаллические свойства элементов в ряду IBrClF:

1)      остаются неизменными;

2)      усиливаются;

3)      ослабевают;

4)      определенной закономерности нет.

14.  Формула вещества, атомы в котором связаны и ионной, и ковалентной полярной связями:

1)      ;

2)      ;

3)      ;

4)      P.

15.  Реакции поликонденсации приводят к получению:

1)      полимера и низкомолекулярного вещества;

2)      только полимера;

3)      только низкомолекулярного вещества;

4)      двух полимеров.

 

16.  Размер частиц коллоидных растворов:

1)      менее 1 нм;

2)      от 1 нм до 100 нм;

3)      более 100 нм;

4)      не имеет значения.

17.  Взаимодействие оксида кальция с уксусной кислотой – это реакция:

1)      обмена;

2)      замещения;

3)      соединения;

4)      разложения.

18.  Группа элементов, содержащая только металлы:

1)      Ca, Sc, Ti;

2)      Ag, Au, As;

3)      N, O, Al;

4)      Pb, Sn, Si.

19.  Органическим является вещество, формула которого:

1)      ;

2)      ;

3)      ;

4)      O.

20.  Укажите общую формулу алканов:

1)      ;

2)      ;

3)      ;

4)      .

21.  Какое вещество в клетке выполняет функцию растворителя?

1) вода

2) фруктоза

3) белок

4) глюкоза

22. В основе роста любого многоклеточного организма лежит процесс

1) мейоза

2) митоза

3) оплодотворения

4) синтеза молекул АТФ

23. Под воздействием какого фактора эволюции у организмов сохраняются полезные признаки

1) мутаций

2) внутривидовой борьбы

3) межвидовой борьбы

4) естественного отбора

24. Действие естественного отбора приводит к

1) мутационной изменчивости

2) сохранению полезных для человека признаков

3) случайному скрещиванию

4) возникновению новых видов

25. Какой уровень организации живой природы представляет собой совокупность популяций разных видов, связанных между собой и окружающей неживой природой

              1) организменный

              2) популяционно-видовой

              3) биогеоценотический

              4) биосферный

26. Амеба обыкновенная представляет собой как клеточный уровень организации жизни, так и

1) молекулярный

2) организменный

3) видовой

4) биоценотический

27. Стая волков в тайге представляет собой уровень жизни

1) биосферный

2) популяционно-видовой

3) организменный

4) биоценотический

28. Удвоение ДНК происходит на уровне организации жизни

1) клеточном

2) молекулярном

3) органо-тканевом

4) организменном

29. Деление ядра – это пример проявления жизни на уровне

1) клеточном

2) молекулярном

3) органо-тканевом

4) организменном.

30. Готовыми органическими веществами питаются

1) грибы

2) папоротники

3) водоросли

4) мхи

 

1.2  . Ключ к тестовым заданиям

П/п

Вариант №1

Вариант№2

Вариант№3

Вариант№4

1

4

1

4

2

2

4

2

3

4

3

3

3

3

2

4

3

4

1

1

5

1,2

3

4

1

6

3

3

2

2

7

3

2

3

3

8

1

4

3

1

9

3

1

3

4

10

2

1

3

3

11

3

2

1

2

12

3

3

1

1

13

2

4

4

2

14

3

2

2

3

15

3

2

2

1

16

2

3

2

2

17

2

2

3

1

18

3

1

3

1

19

3

А,б,в

3

1

20

2

3

1

2

21

4

2

3

1

22

2

1

3

2

23

4

2

2

4

24

1

2

4

4

25

1

1

3

3

26

4

2

2

2

27

3

2

4

2

28

1

4

3

2

29

2

4

2

1

30

1

3

2

1

 

Критерии оценивания

0-50 % - неудовлетворительно. Результат не достигнут.

51 – 70 % - удовлетворительно.

71-84 % - хорошо.

85-100 % - отлично

 

3.3. Методические рекомендации по оцениванию сформированности компетенций по результатам промежуточной аттестации

 

              Форма проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине ОУДб. 07 Естествознание - дифференцированный зачет

 

Оценочный лист сформированности компетенций

 

Знания, умения, практический опыт

Название компетенции

Оценка сформированности компетенции (части компетенции), относимых к дисциплине

Неудовлетворительно (не зачтено)

Удовлетворительно (зачтено)

Хорошо (зачтено)

Отлично (зачтено)

1-10

В целом по дисциплине

 

 

 

 

          


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также