Фрагмент урока литературного чтения
(технология продуктивного чтения)
Тема: Викентий Вересаев «Братишка»
УМК «Школа 2100»
Класс: 3
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Здравствуйте. Начнем мы с вами работу I этапа – Работа с текстом до чтения. 1)Антиципация. Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением. Откроем учебники на с. 161. Прочитайте имя автора и название произведения. Рассмотрите иллюстрацию к данному тексту. Как вы думаете, соответствует ли иллюстрация названию рассказа? Почему вы так думаете? Прочитайте ключевые слова и словосочетания на экране.
Значение каких слов вам непонятно? Как вы думаете, что обозначает это слово? Где мы можем найти значение этого слова? (Можно заранее приготовить презентацию с фотографиями и определением значения слов.) Предположите, о чем будет текст? Конечно, чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать все произведение, и мы увидим, насколько точны были наши предположения. 2) Постановка целей урока. Какие задачи мы поставим себе на урок?
Дальше мы переходим ко II этапу – Работа с текстом во время чтения. 1)Первичное чтение текста. Наш текст разделен на части. Посмотрите, сколько частей? Прочитаем 1 часть рассказа. Как правило, это делает педагог или подготовленный ребенок. А сейчас я попрошу Вас прочитать 1 часть. Дальше учитель задает уточняющие вопросы, например: Где происходят события? Познакомились ли мы с героями? 2)Перечитывание текста, более осознанное. После чего следуют вопросы к автору, только теперь уже от детей. Какие вопросы у вас возникли после чтения этой части? Можем ли мы ответить на эти вопросы? А как бы вы на них ответили? Сделайте предположения? Встретились ли слова, значение которых вам непонятно? (обращение к словарю, или учитель объясняет значение слов) Чтобы узнать, что же произошло дальше, прочитаем 2 часть. Что мы узнали нового о наших героях?
Какие вопросы у вас возникли к автору? Как бы вы ответили на них? Это ваши предположения, а как автор решил, узнаем дальше. Прочитаем 3 часть рассказа. Получили ли мы ответы на ваши вопросы? Что конкретно узнали? Чье предположение подтвердилось и совпало с авторским? Появились ли у вас новые вопросы?
Давайте будем читать дальше и узнаем, чем закончилась эта история. Прочитайте 4 часть. Что произошло с младшим братом?
Сразу ли он попил воды? Почему? Добился ли старший брат своего? Есть ли в этой части сложные слова, значение которых вам непонятно? Давайте объясним их значение. И следующим, очень важным этапом, является - III этап – Работа с текстом после чтения. 1)Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Давайте вернемся к тем предположениям, которые вы высказали в начале урока. Подтвердились ли они? Ожидали ли вы такого развития действия? Что вас удивило в рассказе? Что было самым интересным? После ответов детей можно перейти к вопросам в учебнике, направленных на формирование УУД. В методическом аппарате учебников, соответствующих ФГОС, такие задания маркированы точками разного цвета в зависимости от того, на какие результаты они нацелены (личностные – красным, регулятивные – оранжевым, познавательные – синим, коммуникативные – зеленым). 1.Чем привлекли писателя два обыкновенных воробья? Почему он решил написать о них? Что вы скажете о старшем воробье? Какой он?
А какой его братишка? Также к учебнику прилагается рабочая тетрадь, в которой ребята выполняют разные задания. (рабочая тетрадь - №4, определение главной мысли текста) 2.Как относится писатель к живой природе? Это были ваши предположения относительно позиции автора. А как вы относитесь к природе? 2)Знакомство с писателем. Рассказ о писателе, его портрет. Учитывая, что этот писатель для детей новый, то мы знакомимся с ним после подробного анализа текста. Если писатель знаком, то учащиеся выдвигают свои предположения на 1 этапе не только по опорным словам, но и по портрету писателя, опираясь на особенности его творчества. 3) Работа с заглавием, иллюстрацией. Почему автор выбрал такое заглавие к своему тексту? Можно ли как-нибудь по-другому озаглавить рассказ? Предложите свои заголовки. 4)Творческое задание. Обратимся снова к иллюстрации к тексту. Художник изобразил только фрагмент из рассказа. А я предлагаю вам побывать в роли художников-мультипликаторов и попробовать создать диафильм по рассказу. Я предлагаю вам разбиться на группы, каждая команда нарисует 4 иллюстрации ко всем частям текста, рисунки можно подписать предложением из текста. Затем вы работы соедините, и у вас получится диафильм. Итог урока. С какой целью был написан рассказ? Чему он вас может научить? Приведите примеры из жизни, когда приходилось столкнуться с ситуацией, когда вам или кому-то была необходима помощь. |
Кадушка, хотелось пить, ободряет, поглядывал на брата, неуверенно сел, напился. Кадушка.
В толковом словаре, спросить у учителя
(Варианты детей)
Познакомиться с текстом. Совпадут ли наши предположения относительно текста?
4 части.
На даче, во дворе. 2 воробья.
Что значит бок о бок? Для чего воробьи сюда прилетели?
Бузина, пазухи.
Воробьи хотели пить. Один подлетел к кадушке, а второй остался на ветке. Почему воробей, который хотел пить, не подлетел к кадушке?
Подлетит ли брат или нет? Добился брат своего или не добился?
Младший подлетел к кадушке и попил воды. Нет, испугался. Да, своим примером. Порхнул, трепыхая.
Внимательный, заботливый, терпеливый, уверенный. Боязливый, нерешительный.
И у птиц есть братская дружба и взаимопомощь.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.