Внеурочная деятельность по курсу «Этика: азбука добра»
1 класс «Учимся быть добрее»
Тема: Учимся быть добрее
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и при
общении друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.
Задачи:
• Формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых
поступках; показывать их ценность.
• Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
• Формировать умение совместно работать в парах.
• Способствовать процессу самопознания через создание условий для
самовыражения.
• Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех
сферах жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса «Этика: азбука добра»
Личностные:
· осознание базовых гуманистических ценностей;
· характера отношений между людьми;
· необходимости бережного отношения к людям и предметам их труда.
Метапредметные
Регулятивные:
· оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
· оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах;
· оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене);
· оценивать внешний вид человека;
· самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы;
· воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
· воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
· использовать доброжелательный тон в общении.
Коммуникативные:
· признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
· выражать своё мнение и аргументацию своей точки зрения;
· уважительно воспринимать другие точки зрения;
· участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
· высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).
Познавательные:
· сопоставить, сравнить героев, их поведение;
· классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе);
· сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев;
· создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию);
· проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
· использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете.
Предметные:
· знать о характере взаимоотношений с другими людьми, о доброжелательном и заботливом отношении к людям, об эмоциональной отзывчивости, сопереживании, сочувствии, толерантности;
· использовать в речи слова вежливости.
План фрагмента:
1.Психологический настрой детей на занятие.
2.Сообщение темы и целей занятия.
2.Подбор синонимов к слову «доброта»
3.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
4.Создание поляны Доброты
5.Итог фрагмента занятия
6.Рефлексия
Оборудование: на парте бумажка чистая для одного слова,1 цветок доброе слово, 1 цветок злое слово, бабочка черно- белая, цветные карандаши
Ход урока
1.Психологический настрой детей на занятие
- Ребята! Посмотрите вокруг. Улыбнитесь друг другу. Дарите свои теплые добрые
лучики добра.
Мысленно пожелайте друг другу хорошего настроения, радости, успехов!
-Послушайте стихотворение. О чем оно?
Добрым
быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
-О чем стихотворение?
2.Сообщение темы и целей занятия.
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
-Сегодня мы побываем в мире Добра. Мы постараемся создать поляну Доброты. Для этого потребуется ваша доброта, любовь, доверие.
-Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос, что такое доброта, что значит быть добрым?
-А
как вы понимаете это слово? (ответы детей)
Вот как говорил о доброте Лев Николаевич Толстой
Слайд
Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское
расположение к людям; всё положительное, хорошее, полезное».
|
Как вы думаете добрый человек это какой человек?
(предположения детей.)
-Как вы думаете, трудно ли этому научиться?
-Что легче творить добро или зло?
Вывод: Добрый человек – это человек, который сочувствует, понимает и помогает другому человеку. И быть добрым не так уж и легко, доброта требует больших духовных сил и этому можно научиться.
3.Подбор синонимов к слову «доброта»
- У меня в руках шкатулка Феи Доброты с ее дарами.
-Как вы думаете, что в ней? (украшение, золото, кольцо -предположения детей)
-Подойди, открой, проверим предположение
(ребенок открывает, а в нем ничего нет)
- Нет, нет! Он не пустой! Там находится то, что глазами не увидишь, а можно почувствовать только сердцем. Что же это?
-Выберите подходящие слова для шкатулки феи Доброты.
слайд
доброта, мяч, жестокость, нежность,
верность, ласка, сострадание, радость, чудеса, счастье, мудрость, вера,
надежда, зависть, машина, любовь, чуткость, бескорыстие, совесть, мир,
милосердие, прощение, добросердечие, улыбка, мечта, честность, стол, зло,
ненависть, предательство |
(Пишут на бумажках и в шкатулку кладут)
- Почему вы не взяли слова зло, ненависть?
-Эти слова мешают человеку жить.
МОЛОДЦЫ! ПУСТЬ ВСЁ ЭТО БУДЕТ В ВАШИХ СЕРДЦАХ!
-Послушайте, какую мелодию будет играть ваше сердце с помощью тех слов, которые вы написали
(шкатулка музыкальная прокрутить мелодию несколько секунд)
4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-Встаньте, отдохнем.
-Давайте, ребята, вспомним, какие
сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Я называю
сказочного героя.
(добрый герой – похлопали в ладоши,
злой герой – закрыли глаза руками
Игра
«Сказочный герой – добрый и злой»
Иван-царевич Кощей Бессмертный
Золотая Рыбка Дюймовочка
Карабас-Барабас Золушка
Красная Шапочка гуси-лебеди
Баба Яга Морозко
Мальвина папа Карло
-Садитесь
- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)
Вывод:
Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло
5.Создание поляны Доброты
Цветы на поляне ( работа в парах)
-Перед вами цветы. Посоветуйтесь с соседом по парте, какой цветок вы посадите на поляне Доброты
На яркой цветной бумаге цветы со словами. Правда, мир, труд, добро, радость, честность, аккуратность, вежливость.
На черной бумаге. Ложь, война, лень, зло, горе, лесть, неряшливость, грубость)
( не каждой парте 1 цветок с добрым словом, 1- злое слово)
Дети
выбирают цветок и садят на поляне у доски. Коллективная работа)
Бабочки на поляне
Игра
с творческим заданием "Оживи бабочку"
- Ребята! Наша поляна яркая, всё такое красивое, а бабочки бледненькие, не
очень красивые. Они ждут, чтобы вы разукрасили их своими добрыми делами.
-Закройте глазки. Подумайте, какое доброе дело ты можешь сделать сегодня. -Может
быть, для друга, а, может, для незнакомого человека, для котенка, для птичек.
Кому ты сможешь подарить свою доброту?
(Звучит тихая музыка, дети закрыли глаза).
-Подумали? А теперь возьмите бабочки, которые лежат у вас на партах, и
разукрасьте их.
-Закончив работу, подходите тихо к полянке, дарите ей свои красивые бабочки и
обещайте, какое доброе дело вы намерены сделать сегодня.
Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась.
6.Итог фрагмента занятия
Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла.
Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
6.Рефлексия
-Продолжите фразу
- Теперь я знаю…
-Теперь я буду …
-Теперь я не буду …
Сегодня я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. И приглашаю всех исполнить песню «Если добрый ты…»
Детские песни - Если добрый ты
Дождик по земле босиком прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты – то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
Если добрый ты – то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля-ля-ля-ля
Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля
Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
Во время пения песни раздаю ангелочков с
пожеланиями!)
ЗЛОЙ НЕ ВЕРИТ, ЧТО ЕСТЬ ДОБРЫЙ
ДОБРАЯ СЛАВА ЛЕЖИТ, А ХУДАЯ БЕЖИТ
ДОБРЫЕ ВЕСТИ ПРИБАВЯТ ЧЕСТИ
ДОБРОЕ СЛОВО ЛЕЧИТ, ЗЛОЕ КАЛЕЧИТ
ЖИВИ ДОБРЕЕ, БУДЕШЬ ВСЕМ МИЛЕЕ
ДЕЛАЙ ДРУГИМ ДОБРО- БУДЕШЬ САМ БЕЗ БЕДЫ
-А теперь давайте заполним таблицу «Анализ занятия по внеурочной деятельности»
Направление внеурочной деятельности
духовно-нравственное
Название программы, в рамках которой проводится занятие
Программа «Этика: азбука добра»
Место занятия в рамках раздела программы
Основные разделы курса:
— Виды деятельности учащихся на занятии
— Форма проведения занятия
Уровень воспитательного результата
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие первоклассника со своими учителями как значимыми для него носителями положительного повседневного опыта.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации не будет вызывать доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни. Об этом мы, педагоги часто говорим родителям.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, культура) отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищённой, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Формируемые на занятии универсальные учебные действия
Курс «Этика: Азбука добра»
Цель программы – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
вежливого поведения и их мотивации); развитие их эмоционального восприятия;
бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;
окружающими людьми;
Результаты освоения курса
Личностные:
Метапредметные:
Познавательные: • Формировать у детей представление о добре, доброте,
о хороших, добрых поступках; показывать их ценность.
Предметные:
Регулятивные:
формулировать и удерживать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль в различных вида деятельности, оценивать результат своих действий вносить коррективы
Коммуникативные:
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Место курса в плане.
Изучение курса целесообразно начинать с 1 класса из расчёта 33 часов в 1 классе и 35часов во 2 – 4 классах, 1 час занятий в неделю.
Например, во внерочной деятельности личностные универсальные действия формируются через прослеживание «судьбы героя»; на основе сравнения своего «Я» с героями литературных произведений; через интерпретацию текста; высказывания своего отношения с аргументацией; анализ характеров и поступков героев.
Самоанализ в виде презентации
3 блока личностных универсальных учебных действий
На данном занятии ярко выражен блок нравственно-этическое оценивание
НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Третий блок – линия нравственного развития компетентной личности. Личностные УУД обеспечивают развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в информационной деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.