Фрагмент лекции «Дактильная и жестовая речь» в рамках темы «Обучение и воспитания детей с нарушениями слуха» курс «Практикум по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Оценка 4.7

Фрагмент лекции «Дактильная и жестовая речь» в рамках темы «Обучение и воспитания детей с нарушениями слуха» курс «Практикум по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Оценка 4.7
Лекции +3
docx
психологическая работа +2
Взрослым
06.11.2018
Фрагмент  лекции «Дактильная и жестовая речь»  в рамках темы «Обучение и воспитания детей с нарушениями слуха» курс «Практикум по работе с детьми  с ограниченными возможностями здоровья»
Цель – познакомить студентов с разновидностью речи людей с нарушением слуха Оборудование: презентация, раздаточные карты с дактильной азбукой. На вопрос, кто, когда и где общается жестами, ты, наверно, смог бы ответить. Хотя, возможно, и не совсем полно. Но важно еще знать, зачем и почему люди прибегают к разговору при помощи жестов, а также — как устроено такое общение. Это позволит яснее представить специфику структуры и функционирования дактильной и жестовой речи глухих, каждая из которых является разновидностью двигательной, или кинетической, коммуникации человечества.
дактильная и жестовая речь.docx
Фрагмент  лекции «Дактильная и жестовая речь»  в рамках темы «Обучение и воспитания детей с нарушениями слуха» курс «Психология детей с ограниченными возможностями здоровья» Цель – познакомить студентов с разновидностью речи людей с нарушением  слуха Оборудование: презентация, раздаточные карты с  дактильной азбукой.  На вопрос, кто, когда и где общается жестами, ты, наверно, смог бы ответить. Хотя, возможно, и не совсем полно. Но важно еще знать, зачем и почему   люди   прибегают   к   разговору   при   помощи   жестов,   а  также   —  как устроено   такое   общение.   Это   позволит   яснее   представить   специфику структуры и функционирования дактильной и жестовой речи глухих, каждая из   которых   является   разновидностью   двигательной,   или   кинетической, коммуникации человечества.   Прежде   всего,   отметим,   что   жесты   очень   часто   (если   не   всегда) участвуют   в   непосредственном   межличностном   общении,   составляя   его весьма   важный   невербальный   компонент.   Причем   используются   они   по­ разному,   в   зависимости   от   целей   и   ситуации   общения.   Например,   в официальной обстановке лектор чаще всего прибегает к жестам­указаниям (на какие­либо наглядные пособия) и жестам, выделяющим главное в содержании, способствующим   расстановке   логических   акцентов.   При   непринужденном, неофициальном   общении   в   разговорной   речи   функции   жестов   сложнее   и разнообразнее.   Жесты   могут   выступать   в   роли   самостоятельных   реплик. Скажем, в ответе на вопрос: «Можно взять книгу?» — собеседник делает жест,   выражающий   разрешение,   соглашение.   Широко   распространен   жест «всплеснуть   руками»,   передающий   значение   удивления,   и   т.   д.   Зачастую жесты   сопровождают   словесный   (или   вербальный)   текст,   сообщая недостающую в нем информацию: «Дайте мне, пожалуйста, вот такую (жестом показывается ширина) ленту». Особая   область   использования   жестов  —  это   искусство  (пантомима, опера, драма и др.). В пантомиме невербальная коммуникация (жест), наряду с   телодвижением,   служит   для   поэтического   воспроизведения   различных жизненных  ситуаций, чувств и настроений. В некоторых видах  индийского классического театра устные монологи, песни и танцы актеры сопровождают жестами­   символами,   обозначающими   конкретные   предметы,   действия, переживания. Такая условная жестовая система понятна всем зрителям этой многоязычной   страны   и   позволяет   передавать   содержание   сложных литературных произведений. В классическом драматическом театре Японии жесты также являются равноправной частью системы выразительных средств и имеют раз и навсегда установленные значение и форму. Как видим, в этих случаях   жесты   имеют   различные   функции.   Но   ни   в   одном   из   названных направлений жесты также не являются самостоятельной системой общения актера с публикой — они всегда только составная часть языка искусства. Иное   дело   в   спорте.   Во   время   состязаний   судьи   применяют международные   жесты.   Ведь   их   распоряжения   должны   быть   понятны участникам   соревнований   из   любой   страны.   В   различных   видах   спорта одинаковые по форме жесты имеют различное значение. Например, в хоккее и футболе руки судьи, поднятые вверх над головой, означают конец игры, а в волейболе   —   это   указание   на   определенную   ошибку   игрока   и   назначение штрафа его команде. Количество жестов в общении судьи со спортсменами необходимо   и   достаточно   для   выполнения   каждой   системой   ее коммуникативных функций. Итак, все кинетические системы, о которых шла речь, различаются по структуре   (составу,   принципам   устройства,   уровню   «коммуникативной самостоятельности») и функциям (сфера и частота использования). Теперь перейдем к дактильной и жестовой речи глухих, которым и посвящена эта книга. Дактильная речь — это особая кинетическая система. Движения рук (жесты) в данном случае обозначают не сами явления окружающего мира (как в искусстве, у индейцев и т. д.), а буквы алфавитов национальных языков. Но ведь буквы сами служат для называния этих явлений, так как они являются элементами   слов   (единиц   письменной   речи).   Следовательно,   по   структуре дактильная речь — это речь при помощи жестовых обозначений букв, иначе говоря,   обозначения   обозначений.   Используя   набор   дактильных   знаков, 13говорящий следует грамматике словесного языка (русского, английского и т. д.). Таким образом, дактильная речь — своеобразная кинетическая форма словесной   речи,   вербальной   коммуникации.   Функции   дактильной   речи довольно широки: дактилология применяется в общении слышащих (учителей, родителей   и   др.)   и   глухих,   а   также   принимает   участие   в   межличностной коммуникации   глухих,   осуществляемой   главным   образом   при   помощи жестовой речи. Система жестового общения глухих имеет сложную структуру, включает две разновидности жестовой речи: русскую и калькирующую. Русская жестовая речь (РЖР) — это общение при помощи средств русского жестового языка — самобытной лингвистической системы, обладающей своеобразной лексикой, грамматикой   и   т.д.   Калькирующая   жестовая   речь   (КЖР)   —   калькирует лингвистическую структуру словесного языка. Калькирующая жестовая речь — вторичная знаковая система, которая усваивается на базе и в процессе изучения   глухим   ребенком   словесной   речи.   Жесты   здесь   являются эквивалентами   слов,   а   порядок   их   следования   такой   же,   как   в   обычном предложении.   Нам   еще   предстоит   подробно   анализировать   структуру   и функции   дактильной   и   жестовой   речи   в   последующих   главах.   А   сейчас подытожим   сказанное.   Рассматривая   особенности   различных   жестовых систем, мы выяснили, в чем их различие, в чем сходство. Еще раз подчеркнем: главное,   что   объединяет   эти   системы,   —   способ   передачи   и   восприятия информации. В качестве основной смысловой единицы здесь служит жест — кинетический акт, в котором участвуют в первую очередь руки. Помимо   национальных   жестовых   систем   существует   международный язык жестов, называемый  ж е с т у н о . Это своего рода жестовый эсперанто (правда,   в   отличие   от   эсперанто   для   жестуно   не   создана   собственная грамматика). Перед создателями жестуно стояла задача облегчить общение между   глухими   при   проведении   мероприятий,   организуемых   Всемирной федерацией   глухих   (съездов,   симпозиумов,   состязаний   неслышащих спортсменов   и   др.).   Иначе   на   подобных   встречах   необходим многоступенчатый   перевод.   Предположим,   представитель   Великобритании делает  доклад  на национальном  жестовом  языке.  Его  речь  переводится  на соответствующий словесный язык — английский. Для того чтобы содержание выступления   было   понятно   членам   других   делегаций,   скажем,   делегатам Всероссийского   общества   глухих,   должен   быть   обеспечен   перевод   с английского   языка   на   русский,   а   затем   с   русского   —   на   жестовый   язык, принятый   среди   глухих   Российской   Федерации.   Такая   сложная   процедура серьезно затрудняет и замедляет общение. В связи с этим международным комитетом, состоящим из представителей нескольких стран, был отобран и опубликован словник, включающий около 1500 жестов, сгруппированных по темам: люди, межличностные отношения, юстиция, природа и т. д. Жесты, вошедшие   в   международный   лексический   фонд,   в   основном   отобраны   из национальных жестов, частично — вновь сконструированы членами комиссии. Однако   существенным   недостатком   жестуно   является   отсутствие грамматики. Глухие выстраивают жесты или по законам национального языка, или   следуя   грамматике   английского   языка.   И   в   том   и   в   другом   случае коммуникация   между   глухими   из   разных   стран   затруднена.   В   настоящее время   на   международных   форумах   глухих   используется   система   общения, получившая   название   международный   жестовый   язык.   На   международном жестовом   языке   выступают   глухие   докладчики,   на   нем   осуществляется перевод   всех   устных   выступлений.   На   этом   языке   делегаты   ведут   и неофициальные   беседы.   Недоразумений,   как   правило,   не   возникает. Международный жестовый язык работает! Каким образом? Выяснилось, что собеседники частично заимствуют жесты из  жестуно, частично используют изобразительные   движения,   естественные   жесты,   пантомиму.   А   вот грамматика основана на морфологических и синтаксических универсалиях, общих для многих национальных жестовых языков. Но пока международный жестовый язык — загадка для науки. Термин   «дактилология»   (от   греч.   dactilos   —   палец,   logos   —   слово) используется в двух основных значениях. Во­первых, так называют алфавит, воспроизведенный пальцами руки (рук). В этом значении слово употребляется в   высказываниях:   «русская   дактилология   —   одноручная»,   «английская дактилология   —   двуручная»   и   т.   п.   А   вот   каково   значение   термина   в предложении: «Студент хорошо овладел дактилологией и умело использует ее на   уроке»?   Совершенно   верно,   дорогой   читатель,   здесь   речь   идет   не   об алфавите, а об общении при помощи ручной азбуки, т. е. о дактильной речи. В дальнейшем   мы   будем   также   пользоваться   терминами   «дактильная   речь», «дактильный   алфавит»,   а   также   «дактильная   буква,   или   дактилема»   — дактилируемая буква алфавита. Кто первый? Кто первый изобрел дактильный алфавит, точно не установлено. Известно, что изображения пальцевых букв встречаются уже в латинской Библии Х в. Возможно, некоторыми ручными знаками,   в   том   числе   и   буквами,   пользовались   уже   в   древности. Исследователи считают, что впервые дактильный алфавит опубликован в 1593 г. испанским монахом де Вебра (М. de Vebra) (рис. 1). 17Дактильную речь в обучении глухих начал применять  испанский монах Педро Понсе де Лион (Pedro   Ponce   de   Lion),   деятельность   которого   относится   к   XVI   в. Специальный дактильный алфавит.

Фрагмент лекции «Дактильная и жестовая речь» в рамках темы «Обучение и воспитания детей с нарушениями слуха» курс «Практикум по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Фрагмент  лекции «Дактильная и жестовая речь»  в рамках темы «Обучение и воспитания детей с нарушениями слуха» курс «Практикум по работе с детьми  с ограниченными возможностями здоровья»

Фрагмент лекции «Дактильная и жестовая речь» в рамках темы «Обучение и воспитания детей с нарушениями слуха» курс «Практикум по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Фрагмент  лекции «Дактильная и жестовая речь»  в рамках темы «Обучение и воспитания детей с нарушениями слуха» курс «Практикум по работе с детьми  с ограниченными возможностями здоровья»

Фрагмент лекции «Дактильная и жестовая речь» в рамках темы «Обучение и воспитания детей с нарушениями слуха» курс «Практикум по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Фрагмент  лекции «Дактильная и жестовая речь»  в рамках темы «Обучение и воспитания детей с нарушениями слуха» курс «Практикум по работе с детьми  с ограниченными возможностями здоровья»

Фрагмент лекции «Дактильная и жестовая речь» в рамках темы «Обучение и воспитания детей с нарушениями слуха» курс «Практикум по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Фрагмент  лекции «Дактильная и жестовая речь»  в рамках темы «Обучение и воспитания детей с нарушениями слуха» курс «Практикум по работе с детьми  с ограниченными возможностями здоровья»

Фрагмент лекции «Дактильная и жестовая речь» в рамках темы «Обучение и воспитания детей с нарушениями слуха» курс «Практикум по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Фрагмент  лекции «Дактильная и жестовая речь»  в рамках темы «Обучение и воспитания детей с нарушениями слуха» курс «Практикум по работе с детьми  с ограниченными возможностями здоровья»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.