Викторина по сказкам А.С.Пушкина.
Цели: 1. Закрепить у учащихся знание сказок А.С. Пушкина.
2. Развивать образное мышление, речь, память.
3. Прививать интерес к чтению.
Дети делятся на 3 команды.
Ребята, сегодня у нас викторина по сказкам вашего любимого поэта А.С.Пушкина. Начнём с разминки:
1. Где родился А.С.Пушкин? (В Москве.)
2. Когда он родился? (6 июня 1799 г.)
3. От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (От няни Арины Родионовны.)
4. Сколько всего сказок написал А.С.Пушкин? (6; 5 и 1 – не закончил).
5. Какие? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)
1 этап.
Узнайте, из какой сказки эти строчки, продолжите.
1. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
………………………
(То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир».)
«Кабы я была царица, -
Говорит её сестрица, -
………………………
(То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».)
«Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
…………………………
(«Я б для батюшки царя
Родила богатыря».)
2. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно… (тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.)
3. «Свет мой, зеркальце! Скажи…
(Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»)
4. Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ: …
«Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?»
2 этап.
1. Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон.)
2. В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон? (Комар – муха – шмель.)
3.Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3 раза.)
4. Что поймал старик в первый и во второй раз? (1-й раз – тину, 2-й раз – морскую траву.)
5. Помогла ли рыбка старику и как?
6. Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц, ветер.)
7. За какую плату согласился работать Балда? (За 3 щелчка.)
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.
3 этап.
Узнайте сказку по следующим словам:
1. Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мёртвой царевне».)
2. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто («Сказка о рыбаке и рыбке».)
3. Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
4. Рать, воеводы, царь, мудрец, шахтер, шамаханская царица, звездочет, петушок. («Сказка о золотом петушке».)
4 этап.
Узнайте сказку по рисунку. (Детям показываются рисунки.)
1. Кораблик (Сказка о царе Салтане».)
2. Зеркало («Сказка о мертвой царевне».)
3. Корыто («Сказка о рыбаке и рыбке».)
4. Яблоко («Сказка о мертвой царевне».)
5. Зайчонок («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
6. Месяц («Сказка о мертвой царевне».)
7. Лебедь (Сказка о царе Салтане».)
Итоги урока. Награждение команды-победительницы и лучших знатоков сказок А.С.Пушкина.
Фрагменты викторины по сказкам Пушкина
Команды отвечают на вопросы:
1-й тур
1. В очень известной поэме А.С.Пушкина есть 24 строчки, где одно и то же слово
встречается 14 раз. Назовите это слово и поэму. (Слово "там" в поэме
"Руслан и Людмила").
2. У лукоморья стоит дерево, по которому ходит кот. Какой кот - сибирский или
бухарский? (Ученый).
3. А по какому дереву ходит кот? (Дуб).
4. Что говорит кот, когда идет по дубу? (Идет направо - песнь заводит, налево -
сказку говорит).
5. Какими словами начинается сказка о рыбаке и рыбке? (Жил старик со своею
старухой у самого синего моря).
6. Сколько лет вместе прожили старик со старухой? (Ровно 30 лет и 3 года).
7. Продолжите строчки: "Три девицы под окном пряли поздно
вечерком..."
8. Какая сказка так начинается? Назовите ее правильно. ("Сказка о царе Салтане,
о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
царевне Лебеди".)
9. Кем стали три девицы, которые пряли поздно вечерком?
(Ткачихой, поварихой, царицей).
10. А как звали их тетушку? (Баба Бабариха).
11. Кто помогал князю Гвидону навестить родного отца? (Царевна Лебедь).
12. В кого превращала царевна Лебедь князя? (Комар, муха, шмель).
13. Какие слова приговаривал Балда, наказывая попа за жадность? ("Не
гонялся бы ты, поп, за дешевизной").
14. В каких сказках Пушкина встречаются числа? Прочитайте строчки, используя
эти числа. (3, 7, 30, 33):
1) 3 девицы под окном.
2) Они жили в ветхой землянке ровно 30 лет и 3 года.
3) 33 богатыря в чешуе, как жар, горя.
4) Входят 7 богатырей, 7 румяных усачей.
5) От 3-го щелчка вышибло ум у старика.
15. Как звали пса, который сторожил терем 7 богатырей? (Соколко).
16. Какую песню пела белочка и в какой сказке? ("Во саду ли в
огороде", "Сказка о царе Салтане").
17. Кто был предводителем 33 богатырей? (Дядька Черномор).
2-й тур
Выходят от каждой команды по 4 участника, набравшие наибольшее количество
кружков.
Задание: определить, кому принадлежал или когда-либо служил данный предмет.
Очень хорошо было бы, если бы вы подтвердили свой ответ словами из сказки.
Каждому участнику - один предмет.
1. Зеркало. ("Свет мой, зеркальце, скажи...")
2. Яблоко. ("В руки яблочко взяла, к алым губкам поднесла").
3. Рыбка. ("Пришел невод с одною рыбкой").
4. Яйцо. ("Яичко сварит, да сам и облупит").
5. Цепь. ("И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом").
6. Прялка или веретено. ("Старуха пряла свою пряжу". "Под окно
за прялку села").
7. Веревка. ("Хочу море морщить, да вас, проклятое племя, корчить").
8. Лук и стрела. ("Тонку тросточку сломил, стрелкой легкой
завострил", "Ломит он у дуба сук").
3-й тур
Составить кроссворд, состоящий из персонажей сказок Пушкина, чтобы получилась
фамилия великого русского поэта.
Возможные слова:
Поп
старуха
шамаханская царица
Русалочка, Кощей, старик, рыбка
Бабариха, старик, царица
Гвидон, царевна, Дадон, Салтан, Поповна и т.д.
П ЕТУШОК
Р У СЛАН
КОР Ш УН
БЕЛ К А
ЕЛ И СЕЙ
ЧЕР Н ОМОР
4-й тур
2 игрока, набравшие наибольшее число жетонов, получают дополнительное задание:
вспомнить и нарисовать с завязанными глазами девушку необычайной красоты.
Каждая команда выполняет задание. Какая быстрее (и красивее!) нарисует, той
дополнительные очки. Команда-победитель определяется по общему количеству очков
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.