Урок ….
ФРАНКСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ЕГО РАСПАД
Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государства.
• Основные понятия и термины: династия, корона, король, королевский двор, ополчение, граф, сборник законов, штраф, земледельцы, феодалы, император, империя.
Оборудование: карта «Образование империи Карла Великого»; атлас истории средних веков, карта № 2 «Франкское государство в V - начале IX вв.»
Ход урока 3
I. Проверка домашнего задания.
Повторение темы прошлого урока очень важно для понимания дальнейшего процесса феодализма.
Проверку знаний рекомендуется провести в виде фронтальной беседы по вопросам:
=» Назовите основные занятия германцев в IV-V вв.
=> Почему родовая община сменилась соседской?
=> Как у германцев появилось неравенство и в чем оно проявлялось?
=> Когда и как началось Великое переселение народов?
=» Покажите на карте территории, где расселились и образовали свои государства германцы в V-VI вв.
Рекомендуется проверить знание понятий.
II. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Франки завоевывают Галлию.
2. Рост земельных владений знати.
3. Образование государства франков.
4. Формирование королевской власти.
5. Взаимоотношения христианской церкви и королевской власти.
1. Франки завоевывают Галлию.
В самом начале объяснения я обязательно должен отметить следующее: на примере одного из германских народов - франков - мы рассмотрим, как возникло, функционировало и распалось раннефеодальное, в данном случае Франкское, государство. Опираясь на материал учебника и карты «Образование империи Карла Великого» и «Франкское государство в V - начале IX вв.», я начинаю рассказ.
Вниз по течению Рейна шли германские племена франков. В конце V века среди франкских вождей выдвигается некий Хлодвиг из рода Меровея. Следовательно, всех его потомков называли Меровингами. Франки стремились завоевать Галлию, так как их привлекали ее плодородные равнины.
Работа с картой.
В атласе на карте № 2 «Франкское государство в V - начале IX вв.» учащиеся находят территорию первоначальных владений франков и их владения к концу правления Хлодвига.
- Франки в 486 году в упорном бою у города Суассона разгромили войска римлян и подчинили себе Северную Галлию.
- Франки отвоевали у вестготов юг страны.
- Франки покорили другие германские племена к востоку от Рейна.
Я подвожу учащихся к выводу: в результате завоевания Галлии сложилась первоначальная территория Франкского королевства.
2. Рост земельных владений знати.
После завоеваний и переселений неравенство у германцев усилилось. Следовательно, на завоеванных территориях франки не отменили рабство. Галло-римская знать сохранила часть своих владений и признала власть Хлодвига. Многие из них перешли на службу к Хлодвигу и сумели сохранить свои земли, своих рабов и колонов.
Франки, в свою очередь, столкнулись в Галлии с частной собственностью на землю, с правом собственника распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Хлодвиг захватил очень большие территории, на которых проживало 6-8 миллионов человек.
Хлодвиг присвоил себе земли, которые раньше были собственностью римского императора. Впоследствии из этих владений потомки Хлодвига щедро жаловали земли с рабами и колонами своим дружинникам в награду за службу. К концу VI века знатные франки становятся крупными землевладельцами. Сто тысяч франков расселились небольшими деревнями, расчистили и распахали пустынные земли.
Объяснение завершается выводом: к концу VI века из франкской знати и верхушки гало римского населения начинает формироваться класс крупных землевладельцев, то есть единый правящий класс.
3. Образование государства франков.
Объяснение вопроса о возникновении государства у франков начинается с беседы по вопросам:
=> Почему в древности возникали государства?
=> Вспомните главные задачи этих государств.
Около 500 года возникло государство франков. С помощью государства знатные франки управляли завоеванной страной, держали в подчинении рабов, колонов, рядовых свободных франков, покоренное галло-римское население.
Старые органы племенного управления не могли справиться с новыми задачами, так как народное собрание как орган племенного управления начинает отмирать. Оно уже и не могло собираться после расселения франков по всей завоеванной Галлии. Знатные франки теперь должны были создать органы принуждения, которые обеспечивали бы охрану порядка, деятельность суда и сбор налогов.
4. Формирование королевской власти.
Выяснив причины возникновения государства у франков, учитель подходит к изучению перемен в жизни франков.
Работа с документом «Франкский историк VI в. о случае с драгоценной чашей».
В данном документе отражены изменения в характере власти военного вождя.
Я ставлю вопросы:
=> Какой старинный обычай нарушил Хлодвиг, потребовав себе чашу?
=> Почему дружина поддержала Хлодвига?
=> Что объясняет и доказывает случай с драгоценной чашей?
Я подвожу учащихся к выводу: власть военного вождя переходит в королевскую власть. Случай с драгоценной чашей показывает, что Хлодвиг, пользуясь поддержкой дружины, мог без суда убить своего подданного - рядового воина.
Работа с учебником.
Учащиеся знакомятся с текстом учебника
Я ставлю вопрос:
=> Какие черты характера Хлодвига обнаружились в его действиях?
Я выясняю этот вопрос вместе с учащимися: во время завоевания Галлии проявилась смелость и решительность Хлодвига, а в эпизоде с чашей и расправе с соперниками-родственниками - его злопамятность, коварство, жестокость, лицемерие, лживость.
Я характеризую отличие государственного управления в начале VI века от племенного управления.
Власть короля |
Власть племенного вождя |
1) основана на принуждении; |
1) основана на авторитете; |
2) наследственная; |
2) выборная; |
3) распространяется на жителей |
3) распространяется на жителей |
всей страны. |
одного племени. |
|
|
Сопротивление приказам короля каралось штрафами и телесными наказаниями; действия против короля считались изменой и карались смертью.
Объясняя структуру франкского государства, я черчу на доске схему № 2, а учащиеся переносят ее себе в тетради. Схема № 2 Государство франков в VI веке
|
|
Графы
Дружина
Крестьяне
Рабы и колоны
Работа с учебником.
Учащимся предлагается ответить на в о п р о с «В чем состояла главная задача государства?».
Далее учащиеся знакомятся со статьями из сборника франкских законов «Салическая Правда» , рассматривают иллюстрацию - страницу из этого сборника (рукопись на латинском языке)
Я привлекаю учащихся к чтению статей из сборника франкских законов.
ПЛАН
Часть 2
1. Значение принятия христианства Хлодвигом и франками.
2. Духовенство и миряне.
3. Организация монастырей.
4. Возникновение Папской области.
1. Значение принятия христианства Хлодвигом и франками.
Учащимся необходимо вспомнить, почему Хлодвиг и франки приняли христианство. Выслушав ответы, учитель подводит учащихся к следующим выводам:
• Принятие христианства усиливало власть Хлодвига над завоеванным христианским населением Галлии.
• Следовательно, Хлодвиг покровительствовал церкви, охранял ее богатства, дарил ей земли. Церковь укрепляла власть Хлодвига. Руководители церкви были советниками короля.
• Постепенно сформировалась внутренняя организация церкви.
2. Духовенство и миряне.
Я обращаю внимание учащихся на таблицу «Организация • христианской церкви» (с. 21).
Организация христианской церкви
Глава христианской церкви |
папа |
Церковными делами в областях управляли |
епископы и архиепископы |
Руководители монастырей |
аббаты |
Служащие храма, которые вели богослужения и выступали с проповедями |
священники |
Ушедшие от мирской жизни в лес, пустыню |
монахи |
Все служители церкви составляли особый слой населения - духовенство.
Все, кто не входил в церковную организацию, то есть жили в «миру», относились к мирянам.
Христианская церковь - мощная организация. В каждом городе, деревне был построен храм, в котором велось богослужение, совершались таинства церкви, священники выступали с проповедями.
3. Организация монастырей.
Франкские короли поддерживали христианскую церковь, заботились о ее благосостоянии, покровительствовали монастырям. К концу VIII века было основано примерно 250 монастырей.
Я привлекаю внимание учащихся к с. 23, где представлен макет монастыря IX века.
На территории монастыря помещались гостиница, школа для будущих монахов, дом аббата, больница, церковь, амбар, бани, мастерские, трапезная и другие постройки. Монастырь отделен от внешнего мира стеной.
=> Кто мог в раннее средневековье стать монахом?
Монах (в переводе - «одинокий»). Первоначально глубоко верующие христиане уединялись с целью посвятить свою жизнь служению Богу. Они уходили далеко от мирской жизни - в пустыни, непроходимые леса. Намного позднее они стали объединяться в группы и жить в специальных поселениях - монастырях.
Первый монастырь в Западной Европе был основан Святым Бенедиктом в Монтекассино. Он разработал монастырский устав. Западная церковь требовала от монахов соблюдения обетов - бедности, послушания и целомудрия. Монастыри были на протяжении веков центрами просвещения. Монастырские школы готовили священнослужителей
.
Для христианской церкви одним из значимых был вопрос об отношении к мирской власти.
В 413 году Аврелий Августин начинает писать знаменитое произведение «О Граде Божьем».
Августин представил историю человечества как борьбу праведников и грешников.
Праведники составляют Град Божий; Грешники образуют Град Земной.
В земной жизни все перемешано, и только церковь близка к воплощению Града Божьего. Августин отводит церкви роль высшего арбитра в деле веры, управления государством. Земная власть тоже исходит от Бога, но находится ниже церкви и всегда стремится к обогащению. Значит, светская власть обязана беспрекословно подчиняться духовному руководству церкви.
4.Организация монастырей.
Вопрос:
=> Как возникла Папская область?
Рим постепенно превращается в центр западного христианства. «Вечный город», пережив многие катастрофы, сохранил славу столицы ранее могущественной империи.
Во время управления Франкской империей Пипина Короткого папе Римскому угрожали лангобарды (один из германских народов). Лангобарды стояли у ворот Рима. Пипин Короткий по призыву папы дважды совершает походы в Италию. Лангобарды были разгромлены. Рим считался городом апостола Петра, хранителя ключей от рая. В конце IV - начале V вв. римские епископы присвоили себе право называться папами, то есть быть главой всей церкви. И стали восприниматься как преемники апостола Петра, первого епископа Рима. Под власть папы Римского подпадают земли Римской области и Равенны. Они становятся вотчиной Святого Петра. В VIII веке образовалось государство римских пап - Папская область.
Появление папства сплотило церковь: она стала иерархической, во главе стоял папа Римский.
III. Закрепление изученного материала.
Учащимся предлагается ответить на вопросы 2; 5 (с. 24).
IV. Итог урока.
Домашнее задание: § 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.