Франкское государство

  • docx
  • 13.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ФРАНКСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ЕГО РАСПАД церковь.docx

Урок ….

ФРАНКСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ЕГО РАСПАД

Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государства.

Основные понятия и термины: династия, корона, король, королевский двор, ополчение, граф, сборник законов, штраф, земледельцы, феодалы, император, империя.

Оборудование: карта «Образование империи Карла Великого»; атлас истории средних веков, карта 2 «Франкское государ­ство в V - начале IX вв.»

Ход урока 3

I.  Проверка домашнего задания.

Повторение темы прошлого урока очень важно для понимания дальнейшего процесса феодализма.

Проверку знаний рекомендуется провести в виде фронтальной беседы  по вопросам:

=» Назовите основные занятия германцев в IV-V вв.

=> Почему родовая община сменилась соседской?

=> Как у германцев появилось неравенство и в чем оно про­являлось?

=> Когда и как началось Великое переселение народов?

=» Покажите на карте территории, где расселились и образо­вали свои государства германцы в V-VI вв.

Рекомендуется проверить знание понятий.

II.  Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.      Франки завоевывают Галлию.

2.    Рост земельных владений знати.

3.     Образование государства франков.

4.    Формирование королевской власти.

5.   Взаимоотношения христианской церкви и королевской власти.

1. Франки завоевывают Галлию.

В самом начале объяснения я обязательно должен отметить следующее: на примере одного из германских народов - франков - мы рассмотрим, как возникло, функционировало и распалось раннефеодаль­ное, в данном случае Франкское, государство. Опираясь на материал учебника и карты «Образование империи Карла Великого» и «Франкское государство в V - начале IX вв.», я начинаю рассказ.

Вниз по течению Рейна шли германские племена франков. В конце V века среди франкских вождей выдвигается некий Хлодвиг из рода Меровея. Следовательно, всех его потомков называли Меровингами. Франки стремились завоевать Галлию, так как их при­влекали ее плодородные равнины.

 

Работа с картой.

В атласе на карте 2 «Франкское государство в V - начале IX вв.» учащиеся находят территорию первоначальных владений франков и их владения к концу правления Хлодвига.

-    Франки в 486 году в упорном бою у города Суассона раз­громили войска римлян и подчинили себе Северную Галлию.

-    Франки отвоевали у вестготов юг страны.

-   Франки покорили другие германские племена к востоку от Рейна.

Я подвожу учащихся к выводу: в результате за­воевания Галлии сложилась первоначальная территория Франкско­го королевства.

2. Рост земельных владений знати.

После завоеваний и переселений неравенство у германцев усилилось. Следовательно, на завоеванных территориях франки не отменили рабство. Галло-римская знать сохранила часть своих вла­дений и признала власть Хлодвига. Многие из них перешли на службу к Хлодвигу и сумели сохранить свои земли, своих рабов и колонов.

Франки, в свою очередь, столкнулись в Галлии с частной собственностью на землю, с правом собственника распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Хлодвиг захватил очень большие территории, на которых проживало 6-8 миллионов человек.

Хлодвиг присвоил себе земли, которые раньше были собст­венностью римского императора. Впоследствии из этих владений потомки Хлодвига щедро жаловали земли с рабами и колонами своим дружинникам в награду за службу. К концу VI века знатные франки становятся крупными землевладельцами. Сто тысяч франков расселились небольшими деревнями, рас­чистили и распахали пустынные земли.

Объяснение  завершается выводом: к концу VI века из франкской знати и верхушки гало римского населения начинает формироваться класс крупных землевладельцев, то есть единый правящий класс.

3. Образование государства франков.

Объяснение вопроса о возникновении государства у франков начи­нается с беседы  по вопросам:

=> Почему в древности возникали государства?

=> Вспомните главные задачи этих государств.

 

Около 500 года возникло государство франков. С помощью государства знатные франки управляли завоеванной страной, дер­жали в подчинении рабов, колонов, рядовых свободных франков, покоренное галло-римское население.

Старые органы племенного управления не могли справиться с новыми задачами, так как народное собрание как орган племен­ного управления начинает отмирать. Оно уже и не могло собирать­ся после расселения франков по всей завоеванной Галлии. Знатные франки теперь должны были создать органы принуждения, кото­рые обеспечивали бы охрану порядка, деятельность суда и сбор налогов.             

4. Формирование королевской власти.

Выяснив причины возникновения государства у франков, учитель подходит к изучению перемен в жизни франков.

Работа с документом  «Франкский историк VI в. о случае с драгоценной чашей».

В данном документе отражены изменения в характере власти военного вождя.

 

Я ставлю вопросы:

=> Какой старинный обычай нарушил Хлодвиг, потребовав себе чашу?

=> Почему дружина поддержала Хлодвига?

=> Что объясняет и доказывает случай с драгоценной чашей?

Я подвожу учащихся к выводу: власть военного вождя переходит в королевскую власть. Случай с драгоценной ча­шей показывает, что Хлодвиг, пользуясь поддержкой дружины, мог без суда убить своего подданного - рядового воина.

Работа с учебником.

Учащиеся знакомятся с текстом учебника

Я  ставлю вопрос:

=> Какие черты характера Хлодвига обнаружились в его дей­ствиях?

Я выясняю этот вопрос вместе с учащимися: во время завоевания Галлии проявилась смелость и решительность Хлодвига, а в эпизоде с чашей и расправе с соперниками-родственниками - его злопамятность, коварство, жестокость, ли­цемерие, лживость.

Я характеризую отличие государственного управ­ления в начале VI века от племенного управления.

 

Власть короля

Власть племенного вождя

1) основана на принуждении;

1) основана на авторитете;

2) наследственная;

2) выборная;

3) распространяется на жителей

3) распространяется на жителей

всей страны.

одного племени.

 

 

 

 

 

Сопротивление приказам короля каралось штрафами и телес­ными наказаниями; действия против короля считались изменой и карались смертью.

Объясняя структуру франкского государства, я черчу на доске схему 2, а учащиеся переносят ее себе в тетради.                                      Схема 2 Государство франков в VI веке

Король

Суд

Графы                                                       Дружина

                                                                                                         

Крестьяне                                                                                                                       Рабы и колоны

Работа с учебником.

Учащимся предлагается ответить на в о п р о с  «В чем состояла главная задача государства?».

 

Далее учащиеся знакомятся со статьями из сборника франк­ских законов «Салическая Правда» , рассматривают иллюстрацию - страницу из этого сборника (рукопись на латин­ском языке)

Я привлекаю учащихся к чтению статей из сборника франкских законов.

 

ПЛАН

Часть 2

1.      Значение принятия христианства Хлодвигом и франками.

2.    Духовенство и миряне.

3.    Организация монастырей.

4.    Возникновение Папской области.

1. Значение принятия христианства Хлодвигом и фран­ками.

Учащимся необходимо вспомнить, почему Хлодвиг и франки приняли христианство. Выслушав ответы, учитель подводит уча­щихся к следующим выводам:

  Принятие христианства усиливало власть Хлодвига над за­воеванным христианским населением Галлии.

  Следовательно, Хлодвиг покровительствовал церкви, охра­нял ее богатства, дарил ей земли. Церковь укрепляла власть Хло­двига. Руководители церкви были советниками короля.

  Постепенно сформировалась внутренняя организация церкви.

 

2. Духовенство и миряне.

Я обращаю внимание учащихся на таблицу «Организация    христианской церкви» (с. 21).

Организация христианской церкви

 

Глава христианской церкви

папа

Церковными  делами  в  областях управляли

епископы и архиепископы

Руководители монастырей

аббаты

Служащие храма, которые вели богослужения и выступали с проповедями

священники

Ушедшие от мирской жизни в лес, пустыню

монахи

 

Все служители церкви составляли особый слой населения - духовенство.

Все, кто не входил в церковную организацию, то есть жили в «миру», относились к мирянам.

Христианская церковь - мощная организация. В каждом горо­де, деревне был построен храм, в котором велось богослужение, со­вершались таинства церкви, священники выступали с проповедями.

3. Организация монастырей.

Франкские короли поддерживали христианскую церковь, за­ботились о ее благосостоянии, покровительствовали монастырям. К концу VIII века было основано примерно 250 монастырей.

Я  привлекаю внимание учащихся к с. 23, где представлен макет монастыря IX века.

На территории монастыря помещались гостиница, школа для будущих монахов, дом аббата, больница, церковь, амбар, бани, мастерские, трапезная и другие постройки. Монастырь отделен от внешнего мира стеной.

=> Кто мог в раннее средневековье стать монахом?

Монах (в переводе - «одинокий»). Первоначально глубоко верующие христиане уединялись с целью посвятить свою жизнь служению Богу. Они уходили далеко от мирской жизни - в пусты­ни, непроходимые леса. Намного позднее они стали объединяться в группы и жить в специальных поселениях - монастырях.

Первый монастырь в Западной Европе был основан Святым Бенедиктом в Монтекассино. Он разработал монастырский устав. Западная церковь требовала от монахов соблюдения обетов - бедности, послушания и целомудрия. Монастыри были на протяжении веков центрами просвещения. Монастырские школы готовили свя­щеннослужителей .

Для христианской церкви одним из значимых был вопрос об отношении к мирской власти.

В 413 году Аврелий Августин начинает писать знаменитое произведение «О Граде Божьем».

Августин представил историю человечества как борьбу пра­ведников и грешников.

Праведники составляют Град Божий; Грешники образуют Град Земной.

В земной жизни все перемешано, и только церковь близка к воплощению Града Божьего. Августин отводит церкви роль выс­шего арбитра в деле веры, управления государством. Земная власть тоже исходит от Бога, но находится ниже церкви и всегда стремит­ся к обогащению. Значит, светская власть обязана беспрекословно подчиняться духовному руководству церкви.

4.Организация монастырей.

Вопрос:

=> Как возникла Папская область?

Рим постепенно превращается в центр западного христианст­ва. «Вечный город», пережив многие катастрофы, сохранил славу столицы ранее могущественной империи.

Во время управления Франкской империей Пипина Короткого папе Римскому угрожали лангобарды (один из германских народов). Лангобарды стояли у ворот Рима. Пипин Короткий по призыву папы дважды совершает походы в Италию. Лангобарды были разгромле­ны. Рим считался городом апостола Петра, хранителя ключей от рая. В конце IV - начале V вв. римские епископы присвоили себе право называться папами, то есть быть главой всей церкви. И стали восприниматься как преемники апостола Петра, первого епископа Рима. Под власть папы Римского подпадают земли Римской облас­ти и Равенны. Они становятся вотчиной Святого Петра. В VIII веке образовалось государство римских пап - Папская область.

Появление папства сплотило церковь: она стала иерархиче­ской, во главе стоял папа Римский.

 

 

IIIЗакрепление изученного материала.

Учащимся предлагается ответить на вопросы 2; 5 (с. 24).

IV.  Итог урока.

Домашнее задание: § 2