Фразеологизмы
Оценка 4.9

Фразеологизмы

Оценка 4.9
docx
31.05.2021
Фразеологизмы
Разработка урока русского языка в 6 классе по теме фразеологизмы.docx

 

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме

«Фразеологизмы. Источники фразеологизмов»

Цель урока: сформировать у учащихся представление о фразеологизме

как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

Задачи урока:

1) развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и

письменной речи;

2) формировать навыки определения специфических особенностей

фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке

речи;

3) развивать творческие способности и образное мышление школьников;

4) обогащать словарный запас школьников;

5) воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Оборудование урока: раздаточный материал, фразеологический словарь.

Ход урока

 

1. Организационный момент, формулирование задач урока.

2. Словарная работа (повторение словарных слов, актуализация знаний

учащихся) и индивидуальная работа по карточкам.

Реформа календаря, атмосфера планеты Земля, изобретение

компьютера, прозрачная акварель, профессиональный мастер, деревянная

терраса, исчезнуть в темноте, храбрый солдат, багряный закат.

Задания: 1) найти иноязычные слова; 2) устно объяснить лексическое значение слов реформа, календарь, атмосфера.

Карточка 1.

Найдите иноязычные слова и замените их русскими. Какие признаки указывают на то,

что слово иноязычное?

1) при проверке были выявлены дефекты в изделиях. 2) Все работали с большим

энтузиазмом. 3) Дорога к станции вела через лес. 4) Автострада поворачивала влево. 5)

Экскурсия не состоялась из-за плохой погоды.

3. Проверка домашнего задания (Сочинение-рассуждение о семейных ценностях).

Один-два ученика (по желанию) зачитывают получившиеся у них сочинения,

учитель поправляет неточности в речевом и грамматическом употреблении

слов. (Работы учащихся собираются и будут оценены учителем, а затем

проанализированы на уроке.)

4. Объяснение нового материала.

1) Вступительное слово учителя:

«Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…

Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее? (Ответы.)

 

В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в

книге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление русского

языка. Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых

мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть

еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов, в этих

сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все

выражение в целом. Например, «бить баклуши» - бездельничать, «зарубить

на носу» - запомнить. Такие выражения нельзя понимать буквально, так как

их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение».

2) Слово учителя: Изучением таких выражений занимается фразеология

– особый раздел науки о языке. Слово «фразеология» происходит от двух

греческих слов: фразис – «выражение» и логос – «учение». Этим термином

называют и весь состав таких выражений в языке. Отдельные выражения

называются фразеологическими оборотами или фразеологизмами».

3) Запись в тетрадь: «Фразеология – от греч. фразис – «выражение» и

логос – «учение» – раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы».

4) Слово учителя: «Знакомство с фразеологией помогает понять

историю и характер нашего народа. Во фразеологизмах отразилось

отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам. Определите отношение к человеку во фразеологизмах; мастер на все руки (одобрение трудолюбивого и умелого человека), работать спустя рукава (осуждение недобросовестного отношения к труду), семи пядей во лбу (очень умный), ни то ни се (ничем не выделяющийся).

 

Фразеологизмы, как и слова, являются единицами языка, имеют

самостоятельное значение, в речи выступают в качестве членов предложения.

Как и слова, фразеологизмы и их значение мы должны помнить. Но вместе с

тем фразеологизмы заметно отличаются от слов: фразеологизмы

представляют собой сочетание двух и более слов. Во фразеологизме нельзя

произвольно заменять слова, потому что в нем они теряют свою смысловую

самостоятельность. Это можно подтвердить, например, тем, что в составе

таких выражений используются слова, которые не всем понятны. Говорят,

например, попасть впросак, хотя не все знают, что такое впросак; или

точить лясы, задать стрекача, хотя не знают, что такое лясы или стрекач.

1) « Слово впросак произошло от слов в и просак; так назывался стан

для кручения веревок. Отсюда и смысл выражения: попасть волосами в такой

стан было очень неприятно. Слово стрекач означало «бегство».

2) « Слово лясы (балясы) означало «точёные столбики для поддержки

перил» Происхождение этого выражения связывают с легкой и веселой

профессией людей, вытачивающих эти столбики, любителей поговорить,

поболтать во время работы».

Слово учителя: «Пользуясь некоторыми фразеологизмами, говорящие

даже не подозревают, что слово в их составе им незнакомо. Так, в двух

фразеологизмах - остаться с носом и водить за нос - выступают слова –

омонимы. (Попутное повторение значения лингвистического термина.) Нос в

первом примере - сохранившееся в составе фразеологизма и не

употребляющееся в свободном виде слово от глагола носить, т.е. то, что

когда-то приносили родителям невесты как выкуп. в выражении водить за

нос слово нос связано с названием части лица.»

О возможном происхождении фразеологизма: «Само выражение возникло, видимо, от сравнения с медведями, которых водили цыгане напоказ за кольцо, продетое в нос, и заставляли проделывать разные фокусы, обманывая обещаниями

подачки».

7) Текущий вывод учителя: «Таким образом, слова в составе

фразеологизма теряют свою смысловую самостоятельность, а отсюда

вытекает вторая особенность фразеологизмов, отличающая их от свободных

словосочетаний, - целостность значения фразеологизма, В его составе смысл

имеют не отдельные слова, а лишь все выражение в целом. Это значит, что

фразеологизмы, как и слова, используются в речи готовыми, т.е. их надо

помнить, знать в том виде, в каком они установились в языке, и с тем

значением, которое закрепилось за ними. Чтобы лучше представить, чем

отличаются свободные словосочетания от фразеологизмов сопоставим еще

раз их признаки.»

8) Учитель на доске, а ученики в тетрадях-справочниках чертят и

заполняют схему.

Признаки свободных                                Признаки

словосочетаний                                      фразеологизмов

1. Любое из слов можно заменить       1. В их составе нельзя заменять

другими словами.                                     одно слово другим.

2, Слова сохраняют свою смы-             2. Слова теряют свою смысло-

словую самостоятельность.                вую самостоятельность.

3. Создаются в процессе речи, не         3. Как и слова, используются

требуют запоминания.                            готовыми, запоминаются.

9) Чтение материала учебника и выводы по изученному материалу.

5. Закрепление пройденного материала.

Ученикам предлагаются следующие задания:

1.Заменить данные фразеологические сочетания одним словом и записать

это слово, составить предложение с одним из фразеологизмов:

 

1) делать из мухи слона, 2) кровь с молоком, 3) мозолить глаза,-

4) как две капли воды, 5) бить баклуши,6) набрать в рот воды, 7) семи пядей

во лбу, 8) когда рак на горе свистнет, 9) зарубить на носу,

10) куры не клюют.

 

2. Учитель называет фразеологизм, а ученики должны заменить его словом

или словосочетанием (устно):

Пустить красного петуха (поджечь что-либо); зеница ока (самое важное)

скрепя сердце (нехотя, против своей воли делать что-либо); морочить голову

(отвлекать от основного пустыми разговорами; ср. соврем. простореч.:

вешать лапшу на уши); кожа да кости (очень худой); бить ключом (активно,

энергично проявлять себя); как белка в колесе (быть в постоянных заботах,

хлопотах).

3. Творческий диктант: ученики записывают начало фразеологизма под

диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм:

Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …;

водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …;

держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять

…; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём согнём

не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….

Затем следует проверка по очереди и объяснение встретившихся

орфограмм.

6. Домашнее задание.

Ученикам предлагается выполнить упражнение №         и

письменно (по рядам) объяснить значение фразеологизмов и историю их

происхождения: 1) ахиллесова пята, дамоклов меч; 2) прокрустово ложе,

авгиевы конюшни; 3) сизифов труд, танталовы муки.

7. Подведение итогов урока в форме фронтального опроса по вопросам:

1. Что такое фразеологизм?

2. Что такое фразеология?

3. Какими признаками обладает фразеологизм?

4. Чем фразеологизм отличается от словосочетания?

Выставление оценок.


 

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Фразеологизмы

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Фразеологизмы

Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение»

Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение»

Чтобы лучше представить, чем отличаются свободные словосочетания от фразеологизмов сопоставим еще раз их признаки

Чтобы лучше представить, чем отличаются свободные словосочетания от фразеологизмов сопоставим еще раз их признаки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021