Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
«Путешествие по временам года»
Учитель-логопед: Мазур О.А.
Цель: систематизировать знания о временах года, их отличительных признаках и их последовательностью.
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить навыки словообразования и словоизменения;
- расширить и активизировать словарь детей по данной теме;
- развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-развивающие задачи:
- совершенствовать правильное дыхание;
- развивать мелкую моторику, внимание, мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.
Оборудование: картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков зимы, весны, лета, осени, Юпик; мяч, игрушка мультипликационного героя Лунтика, часы «Времена года», «Одуванчики» для дыхательной гимнастики.
Ход занятия
1. Организационный момент. (Стоим полукругом)
- Здравствуйте, ребята! Сегодня перед работой мне позвонил Юпик и сказал, что к нему прилетел гость с Луны. Кто это?
(Лунтик)
-Юпик попросил вас рассказать Лунтику, что такое времена года? Поможем ему?
-Только где же Лунтик? (Удивление, пожимание плечами)
-Давайте посмотрим в «Бинокль». (изображаем руками)Влево, вправо, наверх..
-Позовём его..Ау…Лунтик…(показ Игрушки)
II. Основная часть.
1. Наше путешествие по временам года начинается!
Первое время года, в котором мы побываем…
Снег танцует и кружится.
Королева-вьюга мчится
На санях, а с ней сама
Раскрасавица- …(Зима.)
-Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль) Подойдем к сундуку .
-Назовите слова (Найдите картинки), которые относятся к этому времени года и прикрепите снежинку.
- А когда идёт очень сильный снег и падает на землю, как называется такое явление в природе? (Снегопад)
2. -Вот и у нас зима покрала все вокруг белым пушистым снегом. Сейчас мы поиграем с вами в игру. (На стульчиках)
Словесная игра «Доскажи словечко».
-Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю…снег
С неба всё скользят пушинки ,
серебристые….снежинки
На полянки, на лужок
Все снижается…снежок
Вот веселье для ребят
Все сильнее…снегопад
Все бегут вперегонки
Все хотят играть в...снежки
Словно в белый пуховик
Нарядился…снеговик
Рядом снежная фигурка
Это девочка …Снегурка
На снегу-то, посмотри
С красной грудкой…снегири.
Словно в сказке как во сне
Землю всю украсил....снег.
-Вы запомнили, какие слова добавляли в стихотворение? Назовите их.
-На какое слово они похожи? (Все эти слова похожи на слово “снег”)
-Верно. Во всех этих словах есть общая часть – “снег”. Эти слова называются родственными.
3. -Молодцы ребята! А рассказать Лунтику о зимних забавах поможет язычок.
Сказка «Как Язычок лепил снеговика»
Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко
(открывать и закрывать рот под счет до 5) «Окошко»
и очень удивился.
Всё вокруг — и скамейки, и качели, и дорожки — было укрыто белым снегом.
(высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5) «Лопатка»
Язычок надел теплую шубу, шапку повязал красный шарф и вышел на улицу. Он улыбнулся (широко улыбнуться, показав зубы) «Заборчик»
посмотрел вверх на солнышко (поднять тонкий язык к верхней губе, удержать под счет до 5) «Качели»
потом вниз на снежок
(опустить язык к нижней губе и удержать под счет до 5) «Качели»
и решил слепить снеговика.
Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку),
потом другой (надуть правую щеку)
и, наконец, еще один, самый большой
(надуть обе щеки и удержать).
У Язычка замерзли руки.
Он поднес их ко рту и стал согревать (поднести ладони ко рту и тихо произносить: «Ха-ха-ха»).
Когда снеговик был готов,
Язычок посмотрел сначала наверх (поднять язык к верхней губе) «Качели»
потом вниз
(опустить язык к нижней губе) «Качели»
по сторонам
(подвигать язык влево-вправо) «Часики».
и призадумался: «Чего-то не хватает».
Он достал из кармана две пуговки и вставил снеговику глазки
(зажмурить один глаз, потом — другой),
из морковки получился длинный нос
(высунуть язык и потянуть вперед),
из веток Язычок сделал снеговику руки
(потянуть язык вправо, потом — влево).
Вдруг из-за тучек выглянуло солнышко, и Язычок увидел, как снеговик ему подмигивает, то одним глазком, то другим
(подмигнуть 5 раз правым глазом, а затем — левым).
Вот какого снеговика слепил Язычок!
4. Пока мы играли наступило следующее время года. Какое время года идёт за зимой?
Снег в поле тает,
Грачи прилетают
Почки набухают
Когда это бывает? (Весной)
-
-Как вы догадались, что этот стишок про весну?
-Назовите весенние месяцы.
-Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске картинки времён года).
5. Составление предложений с опорой на картинку.(Презентация)
Где находится картинка с изображением весны. И докажите, почему вы так думаете? (Дети по картинке называют признаки весны, логопед добивается полного ответа: Это весна, потому что тает снег,... с крыш капают сосульки,... прилетели птицы, … дети надели весеннюю одежду и т.д.)
6. Игра “Сравни и назови”
Л. начинает фразу, дети заканчивают.
Солнце желтое, как… (одуванчик).
Солнце круглое, как… (мячик).
Солнце ласковое, как… (мама).
Солнце румяное, как… (блинчик).
-Весной появились насекомые. Какие? (Бабочки, жуки, муравьи). Как сказать одним словом. Кто это?
-Как вы думаете, кто обрадовался тому, что появились насекомые? (Птицы).
-Давайте представим, что мы в лесу, где очень тихо. Закройте глаза и послушайте. (Звучит аудиозапись “Голоса птиц”)
-Что вы слышите? (Голоса птиц, птичье пение.)
-Как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? (Перелетные.)
7. Пальчиковая гимнастика с прищепками “Построим гнездо”.
Под музыку В.Моцарта “Весенняя” берут прищепки и, зажимая ими, как клювиками, веточки, несут и строят гнездо.
- С приходом весны у зверей появляются кто? (Детёныши)
8. Игра «Назови детёнышей»
У лисы – лисята.
У белки – бельчата.
У ежихи – ежата.
У медведицы – медвежата.
-Молодцы ребята! Лунтику очень нравится путешествовать вместе с вами.
Вот мы с вами и перешли к новому времени года - ….
Посмотрите. Что за сказка?
Всё вокруг в цветах и в красках.
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке
Как зовется время это?
Угадать нетрудно … (Лето)
- Какие месяца вы знаете? (Июнь, июль, август)
- Июнь, июль, август- это какие месяцы? (летние)
9. -Предлагаю поиграть в игру «Правда или нет».
Я буду говорить предложения и если они верные, вы будете показывать солнышко-вот так, если неверные – тучку, вот так.
Летом зеленая трава.
Летом идет снег.
Летом люди надевают шапки и куртки (что не так?)
Летом жарко светит солнце.
Летом на деревьях много зеленой листвы.
Летом желтеет трава (почему нет?)
Летом птицы улетают в жаркие страны (Почему не верно?)
Летом дети катаются на лыжах (что неправильно?)
Летом люди купаются в море.
10. Игра «Вот какое лето» (с мячом)
• Если на улице светит солнце, то погода, какая? (солнечная)
• Ели ветер (ветреная).
• Ели дождь (дождливая)
• Если пасмурно (пасмурная)
• Если ясно (ясная)
• Если туман (туманная)
• Если тепло (теплая)
• Если жарко (жаркая)
• Если сыро (сырая).
-Молодцы, ребята, нам пора прощаться с Летом и идти дальше.
- время года и это …
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я кто же…. (Осень.)
-Конечно, это осень! Какие месяца мы знаем? (Сентябрь, октябрь, ноябрь).
11. Рассказ об осени.
-Слушайте внимательно и помогите мне составить рассказ об этом времени года. (Логопед произносит фразу, а дети ее заканчивают. Каждый ребенок произносит по одной фразе с опорой на картинку).
Педагог Дети
Наступила… осень.
Осенью редко светит… солнце.
Осенью часто… идет дождь.
Осенью дует… холодный ветер.
Осенью листья на деревьях… желтеют и падают.
Осенью собирают люди урожай…. овощей и фруктов.
-Молодцы, ребята, а сейчас поиграем мы в игру.
12. Д/И: «Собери урожай»:
Ход игры: Лунтик просит принести ему в корзинку фрукты Дети по очереди берут со стола карточки, перевернутые картинкой вниз, внимательно рассматривают карточки, называют изображенный на картинке предмет, и кладут карточку в соответствующие корзины.
-Ребята, чтобы Лунтик лучше запомнил времена года, давайте мы покажем на нашем волшебном песке , как же происходит смена времен года.
III. Итог.
-Вот и подошло наше путешествие к концу! Лунтику очень понравилось с вами путешествовать. Лунтик благодарит вас за старания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.