Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух, обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами (образованными от других), а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств.
В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель – учительница) или приставок (ехал – уехал – переехал – выехал); сформировать навыки образования слов по аналогии.
КОНСПЕКТ.doc
Дата проведения: 25 января 2012 года
Продолжительность: 25 минут
Время проведения: 9.00 – 9. 25
Организационная форма: фронтальное занятие – игра
Тип занятия: закрепление изученного материала.
Тема предыдущего занятия: Домашние животные. Образование множественного числа
существительных;
Тема последующего занятия: Дикие животные.
Тема: Домашние животные.
существительных
Цель: Образование уменьшительноласкательной формы существительного от названий
детенышей животных.
Образование уменьшительноласкательной формы
Коррекционнообразовательные задачи:
Закреплять знания и представления детей о домашних животных и их детенышах;
Формировать умение правильно образовывать формы родительного и винительного
падежей имён существительных.
Коррекционноразвивающие задачи:
Развивать слуховое внимание, мышление, творческое воображение;
Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением,
Коррекционновоспитательные задачи:
Формировать интерес к живой природе;воспитывать доброжелательность, инициативность,
навык сотрудничества.
Оборудование:
7 Серий предметных картинок:
:Кошка, кот и котята.
Собака, пес и щенята.
Корова, бык и телята.
Коза, козел и козлята.
Лошадь, конь и жеребята.
Свинья, хряк и поросята.
Овца, баран и ягнята.
фигурки домашних животных для инсценирования сказки,
листы для выполнения графического задания.
1 Лигвистический материал:
Для пальчиковой гимнастики:
Встретились два котенка
И поздоровались: Мяу! – Мяу!
Встретились два щенка
И поздоровались: Гав! – Гав!
Встретились два жеребенка
И поздоровались: Игого! – Игого!
Встретились два ягненка
И поздоровались: Бе! – Бе!
Встретились два быка,
Выставили рога, сказали: Муу!
Забодаю, забодаю!
Загадки:
Большая, лохматая, длинношерстная, сторожит дом. (Собака)
Спокойная, большая, рогатая, бодливая, дает молоко. (Корова)
Сильная, резвая, быстроногая, выносливая, стройная, перевози грузы. (Лошадь.)
Толстая, неторопливая, жирная, ленивая, неприхотливая, грязная, хвюкает. (Свинья.)
Кудрявая, короткохвостая, пугливая, дает шерсть. (Овца)
Пушистая, ласковая, игривая, длиннохвостая, ловит мышей. (Кошка.)
Тонконогая, рогатая, бодливая, бородатая, дает шерсть и молоко. (Коза.)
К заданию дополни предложение:
2 НА ЛУГУ РЕЗВИЛИСЬ …
ЩИПАЛИ ТРАВУ …
БЕГАЛИ НАПЕРЕГОНКИ …
БЛЕЯЛИ МАЛЕНЬКИЕ …
ГРОМКО МЯУКАЛИ…
ОБЛАМЫВАЛИ ВЕТОЧКИ С КУСТОВ …
НЕЖИЛИСЬ В ЛУЖИЦЕ РОЗОВЫЕ …
Сказка:
«Животные пришли к человеку и сказали:
Дай нам работу!
А что вы умеете делать? – спросил человек.
Я буду возить грузы, сказала лошадь.
Я буду давать молоко, сказала корова.
Овца сказала: «Я буду давать шерсть».
Кошка сказала: «Я буду ловить мышей».
Собака сказала «Я буду охранять дом».
Хорошо, я дам вам работу, сказал человек.
А кто нас утром будет будить? – спросили животные.
Тут петух закричал: «Я рано встаю, и всех буду будить!»
С тех пор они так и живут вместе: человек и животные».
Вопросы по сказке:
Какие животные пришли к человеку?
О чем они попросили человека?
Что сказала лошадь? Корова? Овца? Кошка? Собака?
Что прокричал петух?
3 Ход занятия
Логопед: Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
Жилибыли домашние животные. Давайте их назовем. ( Логопед показывает картинки, а
дети называют семьи животных: Кошка, кот и котята. Собака, пес и щенята. Корова, бык и
телята. Коза, козел и козлята. Лошадь, конь и жеребята. Свинья, хряк и поросята. Овца,
баран и ягнята).
Взрослые животные очень любят своих малышей и часто называют их ласково. Не теленок,
а … (теленочек). Не козленок, а …(козленочек) и т.д.
Каждое утро мамы отводили своих детенышей в детский сад для зверят.
Давайте расскажем, кто кого ведет в детский сад? (Корова ведет в детский сад теленка и
т.д.)
Пришли детеныши в д/с и поздоровались. А как они это сделали, давайте покажем.
Пальчиковое упражнение.
Встретились два котенка
И поздоровались: Мяу! – Мяу! (соединить указательные пальцы)
Встретились два щенка
И поздоровались: Гав! – Гав! (соединить средние пальцы)
Встретились два жеребенка
И поздоровались: Игого! – Игого! (соединить безымянные пальцы)
Встретились два ягненка
И поздоровались: Бе! – Бе! (соединить мизинцы)
Встретились два быка, (выставить указательные пальцы и мизинцы,
4 Выставили рога, сказали: Муу! показать как бодаются быки)
Забодаю, забодаю!
Мамы ушли, и малыши остались одни. Без кого остался котенок? (Котенок остался без
кошки и т.д.)
Стали детеныши загадывать загадки о своих мамах. Попробуйте отгадать, о ком эти
загадки.
Большая, лохматая, длинношерстная, сторожит дом. (Собака)
Спокойная, большая, рогатая, бодливая, дает молоко. (Корова)
Сильная, резвая, быстроногая, выносливая, стройная, перевози грузы. (Лошадь.)
Толстая, неторопливая, жирная, ленивая, неприхотливая, грязная, хвюкает. (Свинья.)
Кудрявая, короткохвостая, пугливая, дает шерсть. (Овца)
Пушистая, ласковая, игривая, длиннохвостая, ловит мышей. (Кошка.)
Тонконогая, рогатая, бодливая, бородатая, дает шерсть и молоко. (Коза.)
Молодцы! Вы правильно отгадали загадки. А сейчас детеныши отправляются на прогулку.
И мы узнаем, чем они занимаются. Дополняйте предложения, называя тех детенышей,
которых я покажу.
НА ЛУГУ РЕЗВИЛИСЬ … (ТЕЛЯТА)
ЩИПАЛИ ТРАВУ … (ЖЕРЕБЯТА)
БЕГАЛИ НАПЕРЕГОНКИ … (ЩЕНЯТА)
БЛЕЯЛИ МАЛЕНЬКИЕ … (ЯГНЯТА)
ГРОМКО МЯУКАЛИ… (КОТЯТА)
ОБЛАМЫВАЛИ ВЕТОЧКИ С КУСТОВ … (КОЗЛЯТА)
НЕЖИЛИСЬ В ЛУЖИЦЕ РОЗОВЫЕ … (ПОРОСЯТА)
А пока детеныши резвятся на лужайке, я предлагаю вам тоже поиграть.
Физкультминутка
«Игра в стадо»
Мы вчера играли в стадо (Идут по кругу, взявшись за руки)
5 И рычать нам было надо.
Мы и ржали: «Игого» (Останавливаются, стучат «копытом»)
Мы мычали: «Му!» (Делают «рожки»)
Пособачьи лаяли:
«Гав! Гав!»
Не слыхали замечаний (Идут по кругу)
Елены Сергеевны . (Останавливаются)
А она сказала строго: (Стоят в кругу)
– Что за шум такой у вас?
Я детей видала много –
Таких вот вижу в первый раз!
И услышала в ответ:
– Никаких детей тут нет. (Поворачивают головой)
Мы не Светы и не Вовы (Загибают пальцы)
Мы собаки и коровы. (Изображают)
И всегда собаки лают,
Ваших слов не понимают.
И всегда мычат коровы,
Отгоняя мух.
– Да, что вы? (Встают в круг)
– Ладно, если вы коровы (Идут по кругу)
Я тогда – пастух.
И прошу иметь в виду (Логопед ведет детей на место)
Я коров домой веду.
Вернулись детеныши с прогулки и стали слушать сказку. Послушайте ее и вы. Называется
сказка «Человек и животные» (Логопед рассказывает сказку, выставляя картинки на
фланелеграф)
6 «Животные пришли к человеку и сказали:
Дай нам работу!
А что вы умеете делать? – спросил человек.
Я буду возить грузы, сказала лошадь.
Я буду давать молоко, сказала корова.
Овца сказала: «Я буду давать шерсть».
Кошка сказала: «Я буду ловить мышей».
Собака сказала «Я буду охранять дом».
Хорошо, я дам вам работу, сказал человек.
А кто нас утром будет будить? – спросили животные.
Тут петух закричал: «Я рано встаю, и всех буду будить!»
С тех пор они так и живут вместе: человек и животные».
Какие животные пришли к человеку?
О чем они попросили человека?
Что сказала лошадь? Корова? Овца? Кошка? Собака?
Что прокричал петух?
(Повторное рассказывание сказки логопедом)
А теперь попробуйте сами рассказать сказку «Животные и человек»
(Дети пересказывают сказку по ролям)
Но вот малышам уже пора идти домой. За детенышами пришли мамы и стали их звать.
Корова мычала, лошадь … (ржала), кошка …(мяукала), собака .. (лаяла), овца … (блеяла),
свинья … (хрюкала), коза … (мекала). Стало очень шумно. Детеныши растерялись и не
могут найти своих мам. Давайте им поможем. Соедините линией детеныша с его
мамой. Обведите маму красным карандашом, чтобы детеныш смог ее сразу увидеть (дети
выполняют графическое задание).
Молодцы! Теперь детеныши нашли своих мам и могут идти домой. А наше занятие
подошло к концу, вы хорошо занимались. Молодцы!
7 8
Фронтальное занятие – игра
Фронтальное занятие – игра
Фронтальное занятие – игра
Фронтальное занятие – игра
Фронтальное занятие – игра
Фронтальное занятие – игра
Фронтальное занятие – игра
Фронтальное занятие – игра
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.