Функци и управлени я
Тейлор определил управление следующими словами: «планируй — исполняй — проверяй — воздействуй». Таким образом, процесс управ ления включает следующие функции:
- Планирование — определение будущего желаемого состояния объекта управления и тех действий (мероприятий), которые необходимо осуществить, чтобы перейти из нынешнего состояния в желаемое.
- Организация — размещение элементов объекта управления, определение материально — вещественных и информационных связей между подразделениями, а также с объектами внешней среды.
- Контроль — сопоставление фактического состояния объекта управления с планируемым, выявление расхождений, их оценка и ре гулирование объекта управления с целью устранения существенного расхождения.
- Стимулирование — поощрение и наказание работников в зави симости от результатов их трудовой деятельности.
Функция планирования.
Традиционно функция планирования содержит следующие элементы:
- Стратегическое и долгосрочное планирование;
- Тактическое и среднесрочное планирование;
- Оперативное планирование.
Долгосрочный план разрабатывается на 5—10 лет и выражает стра тегию организации. В нём содержится решение относительно традици онных и новых сфер деятельности. Он скорее описательный, чем коли чественный. Содержание долгосрочного плана конкретизирует те про-
возглашенные цели, к которым стремится организация. В долгосрочном плане излагается концепция, а не таблица финансовых показателей. Разрабатывается он, главным образом, на уровне высшего руководства организации.
Среднесрочный план рассчитан на два - три года. Он более количе ственный и делает упор на распределение ресурсов. Важнейшим состав ляющим является хронологизация проектов, разбивка по продуктам, на личие инвестиционных и финансовых разделов. Разделение планирования на стратегическое и тактическое обладает рядом достоинств:
- разделение стратегических и чисто количественных тактических планов позволяет выделить стратегические вопросы;
- сокращение горизонта количественного плана придаёт большую достоверность его выполнения, тем более, что финансовое планирова ние на срок более трёх лет теряет значение вследствие возрастания не определенности.
Оперативные планы разрабатываются не более, чем на один год и касаются планирования материальных потоков в отдельных подраз делениях. В настоящее время применяются следующие системы плани рования материальных потоков: MRP, MAP, канбан и точно-в-срок. Две первые возникли в США , остальные в Японии.
Система MPR (Manufacturing Resource Planning) планирует потреб ность в материальных ресурсах, исходя из прогнозного спроса на про изводимые изделия. Основной фактор успеха этой системы — точное исследование рынка.
Система MAP (Material Availibility Planning) возникла в качестве аль тернативы системы MPR и представляет собой систему реального пла нирования материальными ресурсами. В соответствии с этой системой оперативное планирование осуществляется не на основе перспектив ного производственного плана, а на базе дискретного потока фактиче ски поступающих заказов на поставку продукции.
Идея систем канбан и точно-в-срок заключается в том, чтобы про изводить и поставлять продукцию именно тогда, когда она должна быть поставлена потребителю, изготавливать детали не впрок, а непосред ственно для подачи на сборку, и поставлять исходное сырьё именно в тот момент, когда оно необходимо для изготовления из него деталей. Главным правилом, кроме бесперебойности поставок, является постав ка исключительно доброкачественных бездефектных деталей и полуфа брикатов. Американские системы допускают размеры запасов на три месяца работы, японские системы предполагают запасы на сутки или даже на несколько часов работы. Смысл внедрения этих систем состоит в том, чтобы исключить запасы и незавершенное производство, во-пер вых, по финансовым соображениям, но, кроме того, и это главное, что бы обеспечить большую гибкость производства, возможность лучшего приспособления к изменяющимся требованиям рынка.
Функция организации
Организовать — значит создать некую структуру организации, ко торая даст возможность людям эффективно работать вместе для дости-
24
жения целей организации. Таким образом, одним из важных элементов функции организации является создание оргструктуры. Поскольку в ор ганизации работу выполняют люди, другим важным элементом функции организации является определение того, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание и какие ресурсы ему для этого нужны, т.е. делегировать полномочия. Последним элементом функции организации является создание таких отношений в работе, которые позволили бы наилучшим образом использовать потенциал работников для выполне ния целей организации.
Функция контроля
Эта функция необходима для обнаружения и разрешения возни кающих проблем раньше, чем они станут слишком серьёзными и будут угрожать успешности деятельности организации. Первый элемент кон троля — установка стандартов для контроля. Обычно стандарты вытека ют из конкретных, поддающихся измерению целей, имеющих временные границы. Например, цель: «увеличить прибыль на вложенный капитал до 15% в течение года» имеет стандарты для ее контроля как количествен ные, так и временные. Измерение (учёт) результатов — обычно самый хлопотный и дорогостоящий элемент функции контроля. Он включает: оперативный, производственный, управленческий, статистический и бух галтерский учёты. Третий элемент контроля — оценка результатов состо ит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами. По результатам этой оценки менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения, ничего не предпринимать, пересмотреть стандарты или устранить отклонения. Последняя линия поведения выде лена, т.к. является последним четвёртым элементом контроля.
Функция стимулирования.
Функция стимулирования включает следующие элементы:
- подбор и расстановку кадров (персонал-маркетинг);
- развитие личности;
- совершенствование методов работы и охрану труда;
- нормирование и организацию оплаты труда;
- коммуникацию;
- принятие решений.
Последние два элемента весьма условно отнесены к функции сти мулирования. На самом деле они действуют на всех функциях и их можно назвать связующими процессами в управлении.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.