Функциональная грамотность – базовое образование личности через курс внеурочной деятельности
Оценка 4.8

Функциональная грамотность – базовое образование личности через курс внеурочной деятельности

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
математика
1 кл—4 кл
27.04.2024
Функциональная грамотность – базовое образование личности через курс внеурочной деятельности
Внеурочная программа формирования математической грамотности младших школьников
Доклад.docx

Презентация педагогического опыта. Учитель: Гребнева Ольга Анатольевна.

Выступление на тему: «Функциональная грамотность – базовое образование личности через курс внеурочной деятельности. Формирование математической грамотности младшего школьника»

Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденными Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования и примерной рабочей программой воспитания для общеобразовательных организаций.

Составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов  (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина)

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс)

На каждый блок отводится  8-9 учебных часов в год.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

- способность проводить математические рассуждения;

- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

 

 

 

 

 

Содержание программы.

1 класс

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1.

Математическая грамотность

1

 

1

1

1

 

1

1

 

1

 

1

Про курочку рябу, золотые и простые яйца.

Про козу, козлят и капусту.

Про петушка и жерновцы.

Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.

Про наливные яблочки.

Про Машу и трех медведей.

Про старика, старуху, волка и лисичку.

Про медведя, лису и мишкин мед.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

 

2 класс

2.

Математическая грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

Про беличьи запасы.

Медвежье, потомство.

Про зайчат и зайчиху.

Лисьи забавы.

Про крота.

Про ежа.

Про полевого хомяка.

Бобры строители.

Встреча друзей.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

 

3 класс

3.

Математическая грамотность

1

 

1

 

1

 

1

1

 

1

1

 

1

Расходы и доходы бюджета.

Планируем семейный бюджет.

Подсчитываем семейный доход.

Пенсии и пособия.

Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.

Подсчитываем расходы.

Расходы на обязательные платежи.

Подсчитываем сэкономленные деньги.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

 

 

 

4 класс

4.

Математическая грамотность

1

2

1

1

2

1

 

В бассейне.

Делаем ремонт.

Праздничный торт.

Обустраиваем участок.

Поход в кино.

Отправляемся в путешествие.

 

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

 

 

Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей младшего школьника для занятий используются сюжеты художественных и научно- познавательных текстов.

Рассмотрим примеры формирования математических умений на внеурочных занятиях по функциональной грамотности.

 

Уже на первом занятии по математической грамотности в  1 классе дети учатся соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники. Авторы используют сюжет сказки «Курочка Ряба» и жизненную ситуацию. На какие геометрические фигуры похожи осколки разбившегося яичка.

На занятии № 11 дети учатся преобразовывать текстовую информацию в табличную форму, анализировать данные и отвечать на вопросы, кроме этого прослеживается тесная межпредметная  связь с  литературным чтением, русским языком и окружающим миром, ученики открывают для себя новые слова и выражения, повторяют дни недели.

Занятие № 14 «Про Машу и трех медведей» дети овладевают практическими навыками деления числа на части на наглядно – образной основе. Ученики помогают медведям сварить компот по рецепту Маши, определяют количество порций компота из собранных ягод.

На занятии № 15 «Про старика, старуху, волка и лисичку» ученики не только самостоятельно заполняют недостающие данные в таблице, выполняя подсчеты, но и работают с круговыми диаграммами, учатся сравнивать сектора диаграмм, что развивает логическое мышление и формирует математическую грамотность.

Во 2 классе авторы используют научно – познавательные тексты. Продолжается формирование умений работы с таблицами, большое место занимает решение логических задач, дети знакомятся с понятием столбчатой диаграммы, работают над единицами измерения времени, решают практико-ориентированные задачи.

Так, например, на занятии № 6 работа по столбчатой диаграмме проходит после чтения текста «Медвежье потомство», дети учатся анализировать данные и отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны в диаграмме.

Занятие № 10 «Про зайчат и зайчиху». Работа с диаграммами.

Занятие № 22. Работа с диаграммами. Текст «Про ежа»

В 3 классе в программе появляется еще одна тема: «Задачи с понятиями: цена, количество, стоимость». Дети учатся рассчитывать семейный бюджет, узнают, что такое налоги, обязательные платежи. Задания тесно связаны и перекликаются с финансовой грамотностью.

В 4 классе «Математический блок» представлен решением практико- ориентированных задач. Тематика самая разная: делаем ремонт, печём торт, обустраиваем участок, отправляемся в путешествие и т.д.

 

Учащиеся учатся читать простой чертеж и определять его масштаб, находить заданные временные промежутки с помощью календаря, рассчитывать «смету» и стоимость покупок, т.е. применять полученные математические знания в практической жизни.


 

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Содержание программы. 1 класс № п/п

Содержание программы. 1 класс № п/п

Математическая грамотность 1 2 1 1 2 1

Математическая грамотность 1 2 1 1 2 1

На занятии № 11 дети учатся преобразовывать текстовую информацию в табличную форму, анализировать данные и отвечать на вопросы, кроме этого прослеживается тесная межпредметная связь с…

На занятии № 11 дети учатся преобразовывать текстовую информацию в табличную форму, анализировать данные и отвечать на вопросы, кроме этого прослеживается тесная межпредметная связь с…

На занятии № 15 «Про старика, старуху, волка и лисичку» ученики не только самостоятельно заполняют недостающие данные в таблице, выполняя подсчеты, но и работают с…

На занятии № 15 «Про старика, старуху, волка и лисичку» ученики не только самостоятельно заполняют недостающие данные в таблице, выполняя подсчеты, но и работают с…

Занятие № 10 «Про зайчат и зайчиху»

Занятие № 10 «Про зайчат и зайчиху»

В 4 классе «Математический блок» представлен решением практико- ориентированных задач

В 4 классе «Математический блок» представлен решением практико- ориентированных задач

Учащиеся учатся читать простой чертеж и определять его масштаб, находить заданные временные промежутки с помощью календаря, рассчитывать «смету» и стоимость покупок, т

Учащиеся учатся читать простой чертеж и определять его масштаб, находить заданные временные промежутки с помощью календаря, рассчитывать «смету» и стоимость покупок, т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2024