Презентация педагогического опыта. Учитель: Гребнева Ольга Анатольевна.
Выступление на тему: «Функциональная грамотность – базовое образование личности через курс внеурочной деятельности. Формирование математической грамотности младшего школьника»
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденными Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования и примерной рабочей программой воспитания для общеобразовательных организаций.
Составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина)
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс)
На каждый блок отводится 8-9 учебных часов в год.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Содержание программы.
1 класс
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
Содержание |
Формы внеурочной деятельности |
1. |
Математическая грамотность |
1
1 1 1
1 1
1
1 |
Про курочку рябу, золотые и простые яйца. Про козу, козлят и капусту. Про петушка и жерновцы. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. Про наливные яблочки. Про Машу и трех медведей. Про старика, старуху, волка и лисичку. Про медведя, лису и мишкин мед. |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
2 класс
2. |
Математическая грамотность |
1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 |
Про беличьи запасы. Медвежье, потомство. Про зайчат и зайчиху. Лисьи забавы. Про крота. Про ежа. Про полевого хомяка. Бобры строители. Встреча друзей. |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
3 класс
3. |
Математическая грамотность |
1
1
1
1 1
1 1
1 |
Расходы и доходы бюджета. Планируем семейный бюджет. Подсчитываем семейный доход. Пенсии и пособия. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. Подсчитываем расходы. Расходы на обязательные платежи. Подсчитываем сэкономленные деньги. |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
4 класс
4. |
Математическая грамотность |
1 2 1 1 2 1
|
В бассейне. Делаем ремонт. Праздничный торт. Обустраиваем участок. Поход в кино. Отправляемся в путешествие.
|
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей младшего школьника для занятий используются сюжеты художественных и научно- познавательных текстов.
Рассмотрим примеры формирования математических умений на внеурочных занятиях по функциональной грамотности.
Уже на первом занятии по математической грамотности в 1 классе дети учатся соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники. Авторы используют сюжет сказки «Курочка Ряба» и жизненную ситуацию. На какие геометрические фигуры похожи осколки разбившегося яичка.
На занятии № 11 дети учатся преобразовывать текстовую информацию в табличную форму, анализировать данные и отвечать на вопросы, кроме этого прослеживается тесная межпредметная связь с литературным чтением, русским языком и окружающим миром, ученики открывают для себя новые слова и выражения, повторяют дни недели.
Занятие № 14 «Про Машу и трех медведей» дети овладевают практическими навыками деления числа на части на наглядно – образной основе. Ученики помогают медведям сварить компот по рецепту Маши, определяют количество порций компота из собранных ягод.
На занятии № 15 «Про старика, старуху, волка и лисичку» ученики не только самостоятельно заполняют недостающие данные в таблице, выполняя подсчеты, но и работают с круговыми диаграммами, учатся сравнивать сектора диаграмм, что развивает логическое мышление и формирует математическую грамотность.
Во 2 классе авторы используют научно – познавательные тексты. Продолжается формирование умений работы с таблицами, большое место занимает решение логических задач, дети знакомятся с понятием столбчатой диаграммы, работают над единицами измерения времени, решают практико-ориентированные задачи.
Так, например, на занятии № 6 работа по столбчатой диаграмме проходит после чтения текста «Медвежье потомство», дети учатся анализировать данные и отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны в диаграмме.
Занятие № 10 «Про зайчат и зайчиху». Работа с диаграммами.
Занятие № 22. Работа с диаграммами. Текст «Про ежа»
В 3 классе в программе появляется еще одна тема: «Задачи с понятиями: цена, количество, стоимость». Дети учатся рассчитывать семейный бюджет, узнают, что такое налоги, обязательные платежи. Задания тесно связаны и перекликаются с финансовой грамотностью.
В 4 классе «Математический блок» представлен решением практико- ориентированных задач. Тематика самая разная: делаем ремонт, печём торт, обустраиваем участок, отправляемся в путешествие и т.д.
Учащиеся учатся читать простой чертеж и определять его масштаб, находить заданные временные промежутки с помощью календаря, рассчитывать «смету» и стоимость покупок, т.е. применять полученные математические знания в практической жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.