Функциональная грамотность как главный показатель успешности ученика начальных классов в начальной школе
О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней.
Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.
Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее.
Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация. Другой пример – туристическая брошюра, в которой есть обычный текст, курсив или жирный шрифт, графики, схемы, таблицы. Можно читать её внимательно, а можно сфокусироваться на своей цели и извлечь конкретную информацию – например, цену билетов в музей, возможные варианты посещения музеев исходя из их расположения и так далее.
Но заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе.
Возможности курса «В мире информации.
Работа с информационными источниками»
в уроке с точки зрения формирования функциональной грамотности
младших школьников
Альберт Эйнштейн «Образование – это то, что остается после того, как забывается все выученное в школе».
И, действительно, если рассматривать функциональную грамотность с точки зрения Н.Ф. Виноградовой «Функциональная грамотность младших школьников», то сущность ФГ состоит в том, что обучающиеся готовы:
- сами добывать знания;
- применять полученные знания;
- оценивать свое знание-незнание;
- готовы к саморазвитию.
Интегративные и предметные компоненты функциональной грамотности
Интегративные компоненты |
Предметные компоненты (предметы учебного плана) |
Читательская грамотность |
Литературная грамотность |
Коммуникативная грамотность |
Языковая грамотность |
Информационная грамотность |
Математическая грамотность |
Социальная грамотность |
Естественно-научная грамотность |
Формируя компоненты функциональной грамотности младших школьников, мы активно используем те приемы, формы и методы, которые предлагает нам курс «В мире информации. Работаем с информационными источниками».
Данный курс направлен на формирование интегративных компонентов ФГ. Всё, чему учатся дети в рамках данного курса, они активно применяют на обычных уроках. Рассмотрим возможности данного курса.
Сплошные тексты встречаются с первых занятий курса «В мире информации». При работе с текстами:
- идет понимание прочитанного текста;
- понимание на слух информации, содержащейся в представленном тексте;
- определение основной мысли текста;
- передача содержания текса по вопросам;
- выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала;
- нахождение информации, заданной в тексте в явном виде;
- формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте;
- интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации;
- анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Данные приемы работы мы активно используем на уроках литературного чтения, окружающего мира, но применимы они на всех уроках, формируя тем самым читательскую, литературную и коммуникативную функциональную грамотность.
Кластеры
Работая с кластером
- обучающиеся учатся находить информацию, представленную в явном и неявном виде;
- учатся находить ключевые слова;
- учатся создавать кластер как простейшую информационную модель на основе прочитанного текста.
- учатся преобразовывать информацию из одной формы в другую (из таблицы или текста в кластер, из кластера в таблицу).
Данный приём активно используется на уроках русского языка (н-р, кластер «Части речи»), на уроках литературного чтения (характеристика героя), на уроках окружающего мира (свойства воды).
Данный прием работает на формирование читательской, информационной и коммуникативной функциональной грамотности.
Таблицы
Работая с таблицей,
- идет поиск информации, необходимой для решения учебной или практической задачи;
- обучающиеся учатся вносить данные в таблицу;
- учатся различать информацию, представленную в явном и неявном видах;
- определяют достаточно или недостаточно данных для выполнения учебного и практического задания;
- ранжируют данные по указанным признакам;
- соотносят информацию, представленную в таблице, с жизненной ситуацией;
- учатся преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- учатся анализировать информацию с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Работа с таблицей прекрасно вписывается в уроки литературного чтения (сравнение жанров художественных произведений, сравнение героев и др.), на уроках окружающего мира, русского языка, математики.
Работая с таблицей, формируются такие компоненты функциональной грамотности как читательская, информационная, коммуникативная.
Диаграммы
- обучающиеся знакомятся с легендой диаграммы, с разнообразием диаграмм: столбчатые, линейные, круговые, гистограммы;
- учатся строить диаграммы по образцу;
- учатся анализировать и интерпретировать информацию, представленную на диаграмме;
- учатся самостоятельно строить диаграммы разного вида;
- учатся преобразовывать информацию из одной формы в другую (из таблицы или текста в диаграмму, из диаграммы в таблицу);
- учатся применять диаграммы в жизни.
Работа с диаграммой чаще всего встречается на уроках математики (сравнение числовых данных) и окружающего мира (состав воздуха).
Работа с диаграммой формирует следующие компоненты функциональной грамотности: социальную, информационную, читательскую, коммуникативную, математическую.
Инфографика
- обучающиеся знакомятся с видами инфографики: афиша, объявление, входной билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, пиктограммы, плакат, вывески, рисунки (несплошные тексты).
- учатся анализировать и обобщать представленную информацию;
- учатся создавать собственные информационные графические объекты;
- учатся интерпретировать данные, изображенные на рисунке;
- преобразовывают информацию из одной формы в другую;
- учатся анализировать информацию с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Данный вид работы встречается нам во всех учебниках, когда мы знакомим обучающихся с условными знаками в учебнике, когда рассматриваем обложку и форзац учебника. Знаки очень часто встречаются нам на уроках окружающего мира (дорожные знаки, условные знаки…), здесь же мы создаем листовки, плакаты, пиктограммы. На уроках литературного чтения мы создаем с детьми обложки к книгам и афиши к спектаклям, на уроках русского языка учимся писать объявления
Таким образом, мы формируем читательскую, языковую, информационную, социальную функциональную грамотность.
Исследовательская (групповая) работа
Осознание цели и ситуации устного общения в группе. Адекватное восприятие звучащей речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Выражение собственного мнения, его аргументация. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно - изобразительных материалов.
Данный вид работы используется на всех уроках в начальной школе. Он активно формирует все интегративные компоненты функциональной грамотности: коммуникативную, социальную, информационную, читательскую.
Интегративные компоненты являются существенными компонентами функциональной грамотности. Все они развиваются на прочном фундаменте сформированных предметных компонентов.
Формирование предметных компонентов функциональной грамотности
Учебный предмет “Русский
язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью.
На уроках русского языка идет познание языковой среды, понимание языка,
овладение устной и письменной речью.
Так, например большинству детей в начальных классах присуще делать ошибки при применении новых орфографических либо грамматических правил. По мере укрепления изученного материала эти пробелы в знаниях восполняются.
Так для того чтобы у обучающихся появилась необходимость в познании правила следует придерживаться следующих принципов:
- Ознакомление с правилом хорошо осуществляется в условиях проблемного обучения.
- Вся система орфографических работ основывается на проблемных способах.
Для того чтобы учащийся умело не только лишь учил правило, но и видел орфограмму необходимо использовать такие приемы как:
-Письмо с проговариванием.
-Списывание.
-Комментированное письмо.
-Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
-Письмо по памяти.
-Творческие работы.
-Выборочное списывание.
-Словарная работа
-Работа над ошибками
Как показывает опыт преподавателей, развивающих данную тематику, моделировать урок в соответствии с такой технологией затруднительно, особенно на первом году обучения. Поэтому преподаватели начинают работу, выбрав только некоторые элементы. На этапе вызова, примером может служить задание по типу «Может ли быть правдой, что…». Благодаря ему, появляется возможность проводить анализ, выполнять сравнение, представление, умение обосновывать свое мнение. Приведем пример задания:
Правда ли, что в алфавите после буквы Б следует сразу В?
Правда ли, что и у мягкого знака есть звук?
Правда ли, что есть твердые и мягкие согласные?
Правда ли, что парные согласные и двойные согласные одно и то же?
Правда, что не все деревья остаются осенью без листьев?
Такие вопросы эффективны для учителя, так как помогают оценить работу учеников. При этом и дети могут определить, насколько они осведомлены в вопросе, понять и оценить трудности, а после стараться устранить их, скоординировать работу для достижения нужного результата.
Учебный предмет “Литературное чтение”
Литературное чтение предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики); умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному
Учебный предмет “Математика”
Математика предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.
Чтобы достигнуть наибольший эффект учителя начальной школы применяют различные формы работы над задачей:
1. Работа над решенной задачей.
2. Решение задач различными способами.
3. Правильно организованный способ анализа задачи – от вопроса или
от данных к вопросу.
4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать «картинку»). Учитель
обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а
которые можно опустить. Мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста
задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа,
рисунка.
5. Самостоятельное составление задач учащимися.
6. Решение задач с недостающими данными.
7. Изменение вопроса задачи.
8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает
то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос
задачи.
9. Объяснение готового решения задачи.
10. Использование приема сравнения задач и их решений.
11. Запись двух решений на доске – одного верного и другого неверного.
12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
13. Закончить решение задачи.
14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот,
восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче).
15. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
16. Решение обратных задач.
Систематическое использование на уроках математики и
нестандартных задач, расширяет математический кругозор младших школьников и
позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях
окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в
повседневной жизни.
Учебный предмет “Окружающий мир”
Окружающий мир является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатывается навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляется признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.