Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы
Оценка 5

Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
11 кл
23.01.2022
Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы
В работе представлены приемы по развитию функциональной грамотности. Разобраны два вида функциональной грамотности: читательская и креативное мышление.
Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы.docx

Выступление на педсовете «Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы».

 

1. Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

 

Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Виды функциональной грамотности.

1.     Читательская грамотность

2.     Математическая грамотность

3.     Естественнонаучная грамотность

4.     Финансовая грамотность

5.     Глобальные компетенции

6.     Креативное мышление

 

Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

  Естественнонаучна грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.  

Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.

 

Функциональная грамотность включает в себя: общую грамотность, информационную и коммуникативную.

 

Общая грамотность: написание сочинений, рефератов, ответы на вопросы; построение фраз без затруднений; написание заявлений, заполнение каких-либо анкет.

 

Информационная грамотность: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов.

 

Коммуникативная грамотность: работа в паре, в группе.

 

Я озвучу только два вида функциональной грамотности:

1.     Креативное мышление

2.     Читательская грамотность

 

Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений нового знания или эффектного выражения воображения.

 

На уроках русского языка в 4 классе мы сейчас изучаем тему «Имя существительное», и для актуализации знаний я использую прием, где развивается креативное мышление.

 

1. Прием «Верите ли вы…?»

 

Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа?

Верите ли Вы, что род - это постоянный признак?

Верите ли Вы, что в русском языке пять падежей?

Верите ли Вы, что существительные в В.п. отвечают на вопросы кого? что?

Верите ли Вы, что в русском языке есть два склонения?

Верите ли Вы, что к 1 склонению относятся имена существительные ж. и м. рода с окончаниями –а, -я?

Верите ли Вы, что ко 2 склонению относятся только имена существительные ср. рода с окончаниями –о, -е?

Верите ли Вы, что к 3 склонению относятся имена существительные с нулевым окончанием?

 

2. Игра  «Узнай падеж»   

Форма какого падежа является начальной?          И.п.

Без предлога не употребляется какой падеж?       П.п.

Вопрос кому? - это какой падеж?                         Д.п.

Предлоги   без, для, до, из, у, от.                             Р.п.                   

Вспомогательное слово нет                                     Р.п.

Предлоги к, по                                                           Д.п.

Сущ. – подлежащее всегда стоит в …                    И.п.

Вопрос кого?                                                              Р.п.

Вопрос что?                                                      И.п.  В.п.

Предлоги о, об                                                           П.п.

 

3.Изучая тему «Родительный падеж», обучающиеся 4 класса заполняли таблицу

на основе данных им существительных.

 

Инструкция. Сейчас вы поработаете в паре и выполните исследовательскую работу.

1.            Вставьте пропущенные окончания.

2.            Укажите склонение у выделенных имён существительных.

3.            Определите падеж у выделенных имён существительных.

4.             Заполните таблицу.

СЛ. 2

 

Вопросы

 

Вспомогательное слово

 

Предлоги

 

Член в предложении.

 

Окончания

1 скл.

2 скл.

3 скл.

 

 

 

 

Капля дождя, берег моря, кувшинчик из глины, остаться у друга, спуститься с горы, бежать от старта до финиша, выглянуть из-под крыши.

СЛ. 3

Родительный падеж

Вопросы

кого? чего?

Вспомогательное слово

нет

Предлоги

без, у, от, до, из, для, с, около, вокруг, после

Член в предложении.

второстепенный

Окончания

1 скл.

2 скл.

3 скл.

-и, -ы

-а, -я

 

В результате обучающиеся самостоятельно открывают для себя правило.

 

 

4. В 7 классе мы писали сочинение «Известный телеведущий».  СЛ. 4

Предварительная работа заключалась в том, чтобы по портрету описать телеведущего: его внешность, характер, манеру держаться. После написания сочинения дети читали сочинения, а одноклассники должны угадать о ком идет речь. В таком виде деятельности прослеживается креативность мышления каждого обучающегося.

 

5.Выполняя орфографическую минутку встречается слово «сгущенка».

- Какую букву напишем после шипящей?  По правилам русского языка у сущ. после шипящих под ударением пишем О. Но существительное сгущенка образовано от глагольной формы сгустить — сгущённый. Будем писать «ё».

Причастие, как глагольная форма, правильно пишется с буквой «ё» после шипящего.

В суффиксах слов, образованных от глаголов, после шипящих «ж», «ч», «ш», «щ» пишется буква «ё».

 

Эта тема привела нас к этикеткам, которые мы видим в магазине и это нужно в использовании в повседневной жизни.  СЛ. 5

 

В итоге мы выясняем, что «сгущёнка» и «сгущённое молоко» — разные продукты. Причем первый менее качественный, с содержанием растительных жиров.

А сгущённое молоко, которое сделано по ГОСТу имеет в составе только молоко и сахар. Так на простом примере обучающиеся понимают, что нужно читать то, что написано на этикетках.

 

6.Приведу пример развития «креативного мышления» на уроке литературы в 5 классе. Изучая стихотворения «Н.А.Некрасова «Крестьянские дети», мы провели игру «Ассоциации».

Обучающиеся подбирали ассоциации к слову «детство». Эта игра развивает  творческий потенциал, креативность, память и гибкость мышления.

Дети с интересом выполнили это задание, записывая ассоциации в виде кластера в тетради, а затем озвучили.

Такую игру можно проводить в произвольной форме. Открыть любую страницу рассказа и просто указать на какое-либо слово.

 

ЗАДАНИЯ ПО ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

 

Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

                                                                            

Задание  1. Письмо с пропусками «Проталинки»         СЛ. 6

(обучащиеся выписывают пропущенные слова в четверостишие с использованием учебника)

Лес, точно терем _________

Лиловый, ___________, багряный,

Веселой, _____________ стеной

Стоит над светлою _________

Березы _________резьбой

Блестят в лазури ___________

Как вышки, __________темнеют,

А между кленами ___________

То там, то здесь в листве сквозной

__________в небо, что оконца.

 

2. И.С.Тургенев «Бирюк».

Прием «недописанный тезис». Выполняется с опорой на текст учебника.  СЛ. 7

С одной стороны, Бирюк___________________________________________________  ______,  но с другой стороны, 
__________________________________________________________, ПОТОМУ ЧТО________________

«Развитие функциональной грамотности учащихся

на примере поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины».

Урок по русской литературе в 7 классе

 

Задание 3.  «Эти женщины бросили всё: богатство, связи и родных, всем пожертвовали для высочайшего нравственного долга… Ни в чем не повинные, они в долгие двадцать пять лет перенесли всё, что перенесли их осужденные мужья» - писал Фёдор Михайлович Достоевский.

 

Ответить на вопросы.

1.                 Назовите основную мысль текста.

                      Женщины пожертвовали всем ради высочайшего нравственного долга.

2.                 Какие события описываются в первой и второй частях поэмы?

3.                 Какие сны-воспоминания о прошлом тревожат княгиню на пути в Сибирь?

4.                 Найдите и прочитайте из текста ответы княгини губернатору на все его советы, предупреждения и угрозы. Как они характеризуют героиню поэмы?

5.                 Можно ли назвать княгиню Трубецкую трагической героиней, которая преодолевает все препятствия?

6.                 Подберите синоним к слову «нищенский».

                  Нищий, убогий, мизерный.

7. Составить кластер, подобрав прилагательные, характеризующие героинь поэмы Н.А.Некрасова « Русские женщины».

8. Подготовить историческую справку о событиях восстания 14 декабря 1825 года.

9. Подготовить презентацию «Княгиня Волконская и княгиня Трубецкая». Что объединяет женщин?

10. Расскажите о сайтах в Интернете, посвященных истории движения декабристов, восстанию и следствию по их делу.

 

 

4. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Вопросы

- Как Базаров относится к родителям? (11слайд)

-Любит ли он их? (гл.20) Докажите текстом.

- Почему жизнь родителей кажется ему «глухой»

 

Задание по читательской грамотности на умения осмыслить и оценить содержание и форму текста.

 

5. Прочитайте выразительно описание степи из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и выполните задания

...Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы. Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..

 

1. Какой тип речи использован в тексте?

2. Какие части речи помогают нарисовать «живую» степь?

3. Найдите в тексте эпитеты. Как они выражают впечатление рассказчика о степи? Прочитайте «кусочек» текста без прилагательных. Что изменилось?

4. Сопоставьте описание степи в повести Н. В. Гоголя с репродукциями картин русских художников Г. Г. Мясоедова «Дорога во ржи» и А.И. Куинджи «Степь (Нива)».

 

 

6.  Вопросы после прочтения текста:   СЛ.  8

 

1.Простой (Говорят ли родители с сыном?)

2.Уточняющий (Как конкретно они разговаривают?)

3.Объясняющий (Почему именно такой тон в разговоре?)

4.Творческий (Как вы понимаете слово «бережно»?)

5.Оценочный (Почему И.С.Тургенев заканчивает линию Базарова смер­тью героя?

 

Если речь идёт просто о задании к упражнению, которое мы прочитали, я задаю уточняющие вопросы: «Как вы поняли, ребята, что мы сейчас должны сделать

 

Отвечая на вопрос «Что мы сделали для того, чтобы достичь цели урока?», ученику необходимо обосновать результаты собственной работы, то есть рассказать о том, что интересно ему.

 

7.Прием «Правы ли герои?»  Нужно продолжить фразу

Они правы в том, что…

Они не правы, потому что…

 

Хочется озвучить высказывание Гёте: «Чего человек не понимает, тем он не владеет».

Если современному ребенку непоняно всего одно слово в тексте, и смысл начнет ускользать и возникает и нелюбовь к тексту.

Если я не умею читать и не понимаю прочитанного, у меня, естественно, возникают учебные затруднения, потому что любой предмет построен на чтении. А если у меня возникают учебные затруднения, то откуда в таком случае появится любовь к процессу познания?

 

В итоге, учащиеся должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи и способностью строить социальные отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Выступление на педсовете «Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»

Выступление на педсовете «Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»

Функциональная грамотность включает в себя: общую грамотность, информационную и коммуникативную

Функциональная грамотность включает в себя: общую грамотность, информационную и коммуникативную

Сущ. – подлежащее всегда стоит в …

Сущ. – подлежащее всегда стоит в …

В таком виде деятельности прослеживается креативность мышления каждого обучающегося

В таком виде деятельности прослеживается креативность мышления каждого обучающегося

Березы _________резьбой Блестят в лазури ___________

Березы _________резьбой Блестят в лазури ___________

Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Оценочный ( Почему И.С.Тургенев заканчивает линию

Оценочный ( Почему И.С.Тургенев заканчивает линию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2022