В рамках предмета Иностранный Язык формирование функциональной грамотности школьников предполагает формирование умения школьников применять полученные знания в жизненных ситуациях. Именно такое умение принято называть функциональной грамотностью, оно определяет базовое качество подготовки людей к жизни и труду. Такое обучение формирует абстрактное мышление при низком уровне функциональной грамотности.
Функциональная грамотность.docx.docx
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬОДИН ИЗ СПОСОБОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ
ЛИЧНОСТИ
Требования нашей жизни определяют потребность в образовании и воспитании детей с новым типом
мышления. В целях создания необходимых условий достижения нового современного качества общего
образования планируется усилить роль ряда дисциплин, в том числе и иностранного языка для
обеспечения успешной социализации учащихся; обеспечения выпускников средней школы знаниями на
уровне функциональной грамотности.
В рамках предмета Иностранный Язык формирование функциональной грамотности
школьников предполагает формирование умения школьников применять полученные знания в
жизненных ситуациях. Именно такое умение принято называть функциональной грамотностью, оно
определяет базовое качество подготовки людей к жизни и труду. (слайд 1)
В настоящее время можно констатировать, что в учебном процессе школы превалирует ориентация на
получение теоретических знаний, общеучебных и специальных умений, которые не имеют большой
практической значимости в жизнедеятельности школьников.
Такое обучение формирует абстрактное мышление при низком уровне функциональной грамотности.
( слайд 2).
Результатом такого обучения является:
низкая способность выпускников школ к социальной адаптации;
неумение выстраивать парадигму своих взаимоотношений как в семье, так и в трудовом
коллективе, что создает частую конфликтную ситуацию с окружающими;
незнание своих прав и обязанностей.
В идеале обучение иностранному языку должно носить самостоятельный характер,
осуществляется не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны ребят. Необходимо
целенаправленно развивать интерес к изучению иностранного языка. И от мастерства учителя зависит,
станет ли этот интерес устойчивым или не разовьется совсем.
К вопросу грамотности педагогическая наука обращалась достаточно часто. В основном вопросы
грамотности с особой остротой ставились, когда решались проблемы массового образования.
Сегодня востребован член общества – личность самостоятельная и инициативная, ответственная и
активная, высоко нравственная и творчески относящаяся к своему делу, обществу, жизни.
А для этого нужны особые условия, заинтересованность учащихся, их осознанный подход к учебной
деятельности, разнообразные формы и методы, помогающие успешно заканчивать школу.
Современная школа, как фактор формирования новых жизненных установок, ориентирует нас на
воспитание мобильной, динамичной личности, способной к сотрудничеству, конструктивности,
имеющей развитое чувство ответственности социально развитой личности!
Проблема функциональной грамотности должна рассматриваться не как научная и смысловая
проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной
ликвидации безграмотности. Именно таким образом поставленная проблема позволяет
переориентировать усилия специалистов от пассивной, наблюдательной установки к активной,
проектнопрограммной деятельности.
Функциональная грамотность становится скорее социальноэкономическим термином, связанным с
успешностью функционирования индивида в современном обществе. Чтение и письмо являются
базовыми умениями грамотности. Обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться
1 академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с
повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Постепенно обучение будет ставить задачи,
связанные с формированием грамотности в различных областях. Лозунгом обучения и
самообразования можно будет сделать слова: «Учиться быть грамотным, чтобы грамотно учиться и
учить».
Понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в конце 60х годов прошлого века в
документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. (СЛАЙД 4)
Согласно определению ЮНЕСКО под грамотностью (в буквальном смысле) понимается способность
личности читать, понимать и составлять простые короткие тексты, имеющие отношение к
повседневной жизни. Вместе с тем, существует более широкое понимание термина грамотность, как
минимального объема навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе
социальных отношений. В связи с тем, что объем этих навыков существенно варьируется в зависимости
от конкретных условий, в современной образовательной практике используется термин
«функциональная грамотность». Под ней понимается способность человека вступать в отношения с
внешней средой и максимально быстро адаптироваться к ней. (слайд 5)
Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на
20122016 годы. (СЛАЙД 3)
Настоящий Национальный план включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно
методическому, материальнотехническому обеспечению процесса развития функциональной
грамотности школьников. Национальный план призван обеспечить целенаправленность,
целостность и системность действий по развитию функциональной грамотности школьников как
ключевого ориентира для совершенствования качества образования Республики Казахстан.
Современное общество, живущее в век развитой науки и техники, предъявляет высокие требования к
человеку как труженику и гражданину.
Следует обратить внимание на опрос, проведенный исследовательской группой Организации
Европейского сотрудничества и развития в ряде европейских стран (Великобритания, Бельгия,
Ирландия и др.). На вопрос, «какие качества должна сформировать школа, чтобы молодежь могла
эффективно жить и трудиться в высокотехнологическом обществе», все опрашиваемые, в т.ч.
старшеклассники, учителя, родители, предприниматели выстроили следующую модель приоритетных
качеств: (слайд 6)
уверенность в себе;
способность инициировать изменения, вносить новое;
способность работать с другими людьми;
желание пополнять знания, учиться самому;
желание работать для блага общества.
2
Функциональная грамотность
Функциональная грамотность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.