ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЕ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Оценка 4.6

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЕ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Оценка 4.6
Контроль знаний +1
docx
русский язык
Взрослым
20.09.2019
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЕ В УСЛОВИЯХ  ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Предлагаю на обзор статью для учителей русского языка и литературы. В статье содержится материал о роли педагога в развитии функциональной грамотности учащихся в условиях обновленного содержания среднего образования Республики Казахстан. В статье я предлагаю для коллег методы и приемы для улучшения учебного процесса. Большую помощь мне в работе по формированию функциональной грамотности на уроках оказывает ИКТ.
статья Адылханова Ж.А..docx
Адылханова Жанар Акановна                                                                                       КГУ «Средняя общеобразовательная                                                                          школа № 4 города Курчатов»                                                                                          ВКО,г.Курчатов Республика Казахстан ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЕ В УСЛОВИЯХ  ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ   туралы   сөз   қозғалады. Бұл ретте  Аңдатпа.  Мақалада орта   білімнің  жаңартылған   оқу   мазмұны   бағдарламасы бойынша оқушылардың функционалдық сауаттылығын  арттырудағы мұғалімнің рөлі акцент мұғалімнің   оқушының функционалдық сауаттылығын арттырудағы әлеуметтік­ педагогикалық, елеулі тұлғалық   нәтижеге   жетудегі   шоғырланған   педагогикалық   білімі   мен   кәсіби біліктілігіне   қойылады. Сабақтарда   қолданылатын   белсенді  әдістер функциялық сауаттылықтың дамуына  әсер етеді. Аннотация.  В статье говорится о роли педагога в развитии функциональной грамотности   школьников   в   условиях   обновленного   содержания   среднего образования   РК.   При   этом   акцент   делается   на   профессиональную компетентность   учителя   в   формировании   функциональной   грамотности учащихся   как   интеграцию   педагогических   знаний,   умений,   профессионально значимых   личностных   качеств   на   достижение   социально­педагогических результатов   учащихся.   Активные   методы   обучения,   применяемые   на   уроках, будут способствовать развитию функциональной грамотности. Annotation.  The article  considers  the  role  of   the  teacher  in  the development   of functional literacy of students in the conditions of updated content of secondary education of RK. In this case, the focus is on the professional competence of the teacher   in   the   formation   of   functional   literacy   of   students   as   the   integration   of pedagogical knowledge, skills, and professionally significant personal qualities to achieve social and educational outcomes of students. Active learning methods used in the classroom, will contribute to the development of functional literacy. Ключевые   слова:  функциональная   грамотность     школьников,   обновленное содержание среднего образования РК, активные методы обучения. Keywords:  functional literacy of schoolchildren, the updated content of secondary education of Kazakhstan, methods of active learning. В течение последних нескольких лет в Казахстане происходит процесс обновления   системы   образования,   которая   ориентируется   на   мировое образовательное   пространство.   В   связи   с   этим   существенно   изменяются педагогическая   теория   и   практика   учебно­воспитательного   процесса. Предъявляются   новые   требования   к   работе   педагога   в   рамках компетентностного   подхода   к   образованию,   в   условиях   возросшей индивидуализации   образовательного   процесса.   Во   главе     ставится   развитие функциональной   грамотности   учащегося.   Под   функциональной   грамотностью принято   понимать   умение   использовать   полученные   знания     для   решения жизненных задач и, как следствие, готовность личности к социальной адаптации, связывающей образование с человеческой деятельностью. В   Послании   народу   Глава   государства   Н.А.   Назарбаев   выделил следующее:   «Чтобы   стать   развитым   конкурентоспособным   государством,   мы должны   стать   высокообразованной   нацией.   В   современном   мире   простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы   к   тому,   чтобы   постоянно   овладевать   навыками   работы   на   самом передовом   оборудовании   и   самом   современном   производстве.   Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом   всего   подрастающего   поколения.   Это   важно,   чтобы   наши   дети   были адаптированы к современной жизни» [1]. Функционaльная   грaмотность   есть   способ   социальной   ориентации личности,   интегрирующий   связь   образования   с   многоплановой   человеческой деятельностью. В рамках этой программы предстоит существенно переработать концептуальные   подходы,   соответственно   адаптировать стандарты   и   содержание   образования,   перейти   от   «знаниевого»   к компетентностному   подходу.   В   этом   вопросе   важную   роль   играет профессиональная компетентность учителя.   методологию, Профессионaльная   компетентность   учителя   в   формировании функционaльной   грамотности   учащихся   характеризуется   как   интеграция педагогических знаний, умений, профессионально значимых личностных качеств на   достижение   социально­педагогических   результатов   по   формированию информaционной,   коммуникативной   и   организaционной компетенций   выпускников   школы,   формированию   компетенции   в   решении жизненных   проблем,   необходимых   для   адаптации   и   полноценного функционирования в современном обществе [2].   проблемной, Структура профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной   грамотности   учащихся   включает   следующие   компетенции: предметно­методологическая,   компетенция   в области валеологии образовательного процесса, коммуникативная, компетенция в   области   управления   качеством   образовательной   системы  «учитель­ученик». Работа   учителя   по   формированию   функциональной   грамотности   учащихся, должна   включать   следующие   этапы:   планирования, прогнозирования, реализации, коррекции, рефлексии.   психолого­педагогическая,   целеполагания, В современном Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной   на   мировое   образовательное   пространство.   Этот   процесс сопровождается   существенными   изменениями   в   педагогической   теории   и практике   учебно­воспитательного   процесса.   Инновационный   подход   к подготовке   учебных   материалов   нового   поколения,  изменение   их   функций   и способов   использования   в   образовательной   практике   являются   одной   из составляющих модернизации образования [3]. Сегодня каждого педагога интересуют вопросы:  В   чем   разница   обновленного   содержания   образования   от   ныне действующего?  Изменятся   ли   подходы   к   организации   образовательного   процесса   в школе?  Что означает понятие «образование, ориентированное на результат»?  В каком направлении и как должен готовиться учитель к обновленному содержанию образования? Обновление   содержания   образования   –   это,   прежде   всего,   пересмотр самой модели среднего образования, его структуры, содержания, подходов и методов   обучения   и   воспитания,   внедрение   принципиально   новой   системы оценивания   достижения   учащихся.   Весь   комплекс   мероприятий   в   рамках обновления содержания образования направлен на создания образовательного пространства,   благоприятного   для   гармоничного   становления   и   развития личности [4]. Качественное   изменение   образования   невозможно   без   формирования нового   взгляда   учителя   на   свое   место   и   роль   в   учебном   процессе,   нового отношения   к   ученику.   Результатами   обновленного   содержания   образования должно стать то, что учебные достижения будут иметь продуктивный характер, а реальный учебный процесс будет характеризоваться активной деятельностью самих учащихся по «добыванию» знаний на каждом уроке. В этих условиях ­ ученик   субъект   своего   познания.   Учитель   –   организатор   познавательной деятельности учащихся. Готовность   к   инновационной   деятельности   в   современных   условиях   – важнейшее   качество   профессионализма   педагога,   без   которого   невозможно достичь высокого уровня педагогического мастерства и, как следствие, нового высокого качества образования [5]. Как пугали, нас, учителей, пришедших на курсы по обновленной системе образования, первые дни обучения. И насколько вдохновленными уходили мы с курсов, полные энергии и настроенные на плодотворную работу в своих школах. Педагогам   приходится   по­новому   посмотреть   на   свое   преподавание,   на привычные педагогические подходы и систему оценивания. Так как обновленная система  предусматривает  творческий  подход  к  обучению  и активные  формы работы,   а   непривычное   сидение   учеников   за   партой   на   протяжении   всего учебного   процесса.   Ещё   Х.Й.   Лийметс   говорил:   «Если   какое­нибудь педагогическое   новшество   резко   противоречит   прежнему   стилю   работы учителей и учеников, то к более глубокому его внедрению в школьную практику можно   приступить   лишь   тогда,   когда   весь   стиль   учебной   работы   будет существенно изменен» [6]. Качественное изменение в образовании невозможно без   формирования   нового   взгляда   учителя   на   свое   место   и   роль   в   учебном процессе,   нового   отношения   к   ученику.   Поэтому   важно,   чтобы   учитель   сам понимал суть новых изменений, смысл нового качества образования и новых образовательных результатов. В ходе  обучения педагоги не только получают новые   знания,   но   и   показывают   свои   навыки   и   умения   в   ходе   микро преподавания по основным предметам в начальных классах. В чем же отличие старой системы от обновленной? Какое преимущество дает учителям и ученикам перемены в образовании? Давайте попробуем в этом разобраться.   Все   предметы   при   обучении   в   школе   связаны   между   собой посредством   сквозных  тем, которые  доступны, близки  и  понятны  для  детей. Благодаря этому программный материал быстрей, легче и прочней усваивается. Также использование инновационных педагогических технологий играет большую   роль   в   обучении   ребенка.   Исследовательский   метод,   дискуссии, мозговой штурм, технология «критического мышления», технологии проектной деятельности,   технологии   продуктивного   чтения,   пирамида   Блума,   приемы работы   с   текстом,   развивающие   функциональную   грамотность   учащихся, интерактивные,  групповые  формы  и  методы, коллективный   способ  обучения. Данные   технологии   развивают   творческую   активность,   формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала. Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Приёмы,   используемые   в   рамках   данных   технологий,   удовлетворяют потребность   в   творчестве   учащихся,   развивают   способность   к   лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность   учащихся,  и,   в   общем,   способствуют   формированию   различных компетенций.   Например,   развивает   умение   воспринимать   информацию, способность к рефлексии приём «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать»   –   формулирование   цели;   «Узнал»   –   соотношение   старой   и   новой информации; «Научился » – осознание результативности деятельности. Повысить   мотивацию   к   изучению   материала,   развить   умение прогнозировать   способствуют   приемы:   «Верные   –   неверные   утверждения», «прогнозирование». Используя приём «верные ­ неверные утверждения», ученикам предлагаю несколько   утверждений   по   ещё   не   изученной   теме.   Дети   выбирают   верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии   следует   вернуться   к   этому   приёму,   чтобы   выяснить,   какие   из утверждений были верными. Для   осмысления   содержания   текста,   обнаружения   личностного   смысла чаще всего использую приемы: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера», «Ромашка Блума». Развивает умение задавать вопросы с помощью приема «Толстые и тонкие вопросы»:   тонкие   вопросы   требуют   однозначных   ответов,   толстые   – неоднозначных, развернутых ответов. Толстые вопросы дайте объяснение, почему… почему вы думаете в чем разница предположите, что будет, если что, если … Тонкие вопросы кто что когда возможно какой Часто предлагаю своим ученикам вопросы такого плана: «Почему Мцыри можно назвать романтическим героем?», «Что объединяет и делает разными Алеко и Мцыри?», «Представь, что Мцыри добрался до своих родных мест. Что, по­ твоему, он будет делать?». Полюбились   ученикам   и   некоторые   стратегии,  такие   как:   «Фишбоун»  (когда требуется   найти   причинно­следственные   связи),   «Ассоциации»,   «Карусель» (когда   работы   друг   друга   анализируются   и   дополняются   необходимой информацией,   или   материал   объемный,   так   что   приходится   его   делить   по группам),   «Допиши   предложение»,   «Независимое   расследование»   (например, когда   необходимо   сопоставить   имеющиеся   лексические   значения   слов   с бытующими   в   разговорной   речи:   почему   образовалось   слово   «мазелин», «прихватизация», «зряплата» и т. д.). Дифференцированные   задания,   разработанные   с   учетом   учебных потребностей   и   возрастных   особенностей   —   одна   из   составляющих функциональной   грамотности   и   залог   успеха   на   уроках.   Большую   помощь   в работе   по   формированию   функциональной   грамотности   на   уроках   оказывает ИКТ: ведь без презентаций, флипчартов, поиска дополнительной информации из других источников немыслим современный урок. На стадии Рефлексии часто использую   стратегии   «Мне   сегодня   на   уроке…»,   «Трехминутное   эссе», «Чемодан.   Мясорубка.   Корзина»,   «Мои   достижения».   Эти   небольшие высказывания помогают ученикам быстро оценить себя, отметить свой вклад во время урока, заставляют еще раз критически проанализировать, что важного он сегодня узнал, а что необходимо повторить. Все   эти   задания   будут   способствовать   развитию   функциональной грамотности учащихся в рамках обновления содержания образования. По новой системе учитель в образовательном процессе выступает в роли координатора   и  активатора.  С  помощью   новой   программы  и  активных   форм обучения   можно   заинтересовать,   привлечь   каждого   учащегося   к   работе, раскрыть в каждом ребенке его таланты, его возможности. Можно достучаться до каждого ученика, причем самими же учениками! Надеюсь, что с помощью изменений,  внесенных   в  обновленное   содержания   среднего   образования   мы   ­ педагоги сможем воспитать функционально грамотных учеников. Таким   образом,   проблема   развития   функциональной   грамотности учащихся в процессе обучения предметам в школе должна быть реализована в аспекте содержания учебной деятельности и компетентности учителя. Развитие   профессиональной   компетентности   учителя,   обеспечивающей реализацию   педагогического   процесса,   инициирующего   и   формирующего функциональную   грамотность   учащегося,   является   на   современном   этапе развития образования одной из главных задач [7]. Из вышеуказанного следует: что современному обществу требуются люди, умеющие   быстро   адаптироваться   к   изменениям,   происходящим   в постиндустриальном   мире.   В   новых   обстоятельствах   процесс   обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих   реализации   концепции   «образование   через   всю   жизнь». Установлено,   что   предпосылкой   развития   компетентности   является   наличие функциональной грамотности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Қазақстан   Республикасында   білім   беруді   дамытудың   2011­2020   жылдарға   арналған мемлекеттік бағдарламасын бекіту туралы // http:// adilet.zan.kz/kaz/docs/U1000001118. 2.Концепция   12­летнего   среднего   образования   Республики   Казахстан,   разработанная   в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании». – Астана, 2010. 3. Можаева  О.И. О трансляции  опыта «Назарбаев.  Интеллектуальные   школы» в  рамках обновления содержания общего среднего образования // Открытая школа. – 2015. – № 1. 4. Муканова С.Д. Инновации как основа развития системы среднего общего образования // Білім – Образование». – 2010. – № 4. 5. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012­2016 годы. Постановлением Правительства РК от 25 июня 2012 года №832. – Астана: КАЗИНФОРМ, 2012. 6. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М.: Магистр, 1997. – 224 с. 7. Танжарикова Г.Т. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы   http://internet­ konkursy.com/statii/formirovanie­funkcionalnoj. 8. Таскенова Б.М. Формирование функциональной грамотности школьников в условиях среднего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/material.html?mid=124558. [Электронный   Режим   доступа:     ресурс].

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЕ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЕ В УСЛОВИЯХ  ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЕ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЕ В УСЛОВИЯХ  ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЕ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЕ В УСЛОВИЯХ  ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЕ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЕ В УСЛОВИЯХ  ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЕ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЕ В УСЛОВИЯХ  ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЕ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЕ В УСЛОВИЯХ  ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2019