Доклад на тему " Домашние задания по русскому языку"
Оценка 4.8

Доклад на тему " Домашние задания по русскому языку"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русский язык
Взрослым
29.05.2019
Доклад на тему " Домашние задания по русскому языку"
Нам, педагогам, сегодня понятно, что для закрепления пройденного материала дается домашнее задание. А вот в каком объеме и какой формы оно должно быть? Прослушать урок – это для кратковременной памяти, а чтобы это все перешло в долговременную память, требуется в спокойной домашней обстановке спокойно обдумать пройденную тему и выполнить домашнее задание. Это и будет закреплением материала.
Доклад Домашние задания по русскому языку в рамках требования ФГОС .docx
Доклад на тему: « Домашние задания по русскому языку в рамках требования ФГОС:  характер, формы, дозирование, дифференциация. Предупреждение перегрузки  обучающихся». Нам, педагогам, сегодня понятно, что для закрепления пройденного материала дается  домашнее задание. А вот в каком объеме и какой формы оно должно быть?  Прослушать урок – это для кратковременной памяти, а чтобы  это все перешло в  долговременную память, требуется  в спокойной домашней обстановке спокойно  обдумать пройденную тему и выполнить домашнее задание. Это и будет закреплением  материала. Учитель заранее должен обдумать задание на дом, чтобы ученику это было доступно,  интересно, понятно. Учитель заранее, но и не только под конец урока, должен успеть объяснить, открыть  доступность задания. Этот материал  может быть индивидуальным,  дифференцированным или опережающим, в зависимости от подготовленности класса и  отдельных учащихся. ­ Домашнее задание должно  соответствовать пройденному материалу. А в рамках реализации ФГОС эти требования модернизировались: требуется        обязательно дифференцированность. ­ Домашнее задание должно быть  групповым, или индивидуальным, или творческим. А ради похвалы учителя, как нам известно из педагогического опыта, ученики,  особенно среднего звена, стараются делать даже лишнее задание. Можно заранее подготовить учащихся ради проведения экскурса по местам любимого  писателя или поэта. ­ Ученикам, пытающимся найти себя, тоже можно предложить заранее экскурс­  путешествие по любимым местам.  Это может быть такое задание, как написать  стихотворение на любимую тему, написать отзыв о прочитанной книге и т.д. ­ Ученикам можно предложить решить нестандартные проблемные ситуации, из  которых нужно найти выход, используя  пройденный  материал, провести конкурсы,  деловые игры, сочинить сказки. По требованиям ФГОС, ученикам требуется овладеть   такими приемами деятельности, при которых они будут  сообразительными в любой ситуации соответственно  изучаемому предмету. Именно, выполняя домашнее задание, ребенок почувствует  необходимость интенсивного использования своего времени, научится находить  вовремя нужную информацию из различных источников., научится правильно оценивать документы. Давайте еще точнее ответим на такой вопрос: для чего же еще задается  домашнее  задание? Учитель­предметник сам должен уметь поставить заранее цели и задачи  подготавливаемого домашнего задания. Учитель прежде всего должен осмыслить и вид  задания, и степень самостоятельности, и временный интервал. Многие педагоги считают, что учитель в сжатые сроки урока не успевает преподнести  полный материал, содержание всей требуемой темы, поэтому как домашнее задание  дает более полную информацию ученикам, прочное усвоение материала. И заучивание  наизусть, и индивидуальная работа, и закрепление знаний, полученных на уроке – вот  полноценный курс овладениями максимумом знаний. Как известно, есть традиционные сторонники « гуманного педагогического процесса».  Они утверждают, что не следует детям «давать уроки после уроков», что детей,  стремящиеся к новым познаниям,  не надо принуждать к этому,­ они  сами найдут  нужные информации. И если ребенок от природы запрограммирован на жажду и поиски знаний, то он не нуждается в таких антигуманных поступках учителей, как задавание на дом задания, в этом он не видит жизненного смысла. Сделать  ребёнка добровольным  и заинтересованным своим соратником, равноправным участником педагогического процесса вот обязанность педагога. А как и в каком  объеме выполнить домашнее задание – это  естественный выбор самого ученика. И   добровольно выбранное и выполненное задание по выбору самого ученика будет  отличаться от работы остальных детей своей значимостью, творческим мышлением и,  естественно, ценностью. Психологи такие вышеописанные занятия называют «продуктивными», поскольку это  связано с их продуктивной деятельностью. Но при таком выборе есть и другие признаки: это закрепляет самостоятельный поиск  учащихся в варианте обдумывания и решения поставленной учебной задачи; условия  работы тоже являются необычными; в незнакомых условиях активнее воспроизводятся  ранее полученные знания. Важно то, что проблемные задания желательно представить в виде проблемных,  затруднительных  ситуаций, из которых надо найти выход, используя навыки и  полученные знания. Задания могут быть такого принципа, как « Кто быстрее»,» У кого  лучше?, «У кого больше?». Ситуации можно преподнести как житейские, так и  фантастические, расследования, ролевые игры, это могут быть и инсценировки  понравившихся произведений. Метапредметные результаты, в связи с внедрением ФГОС нового поколения, позволяют быть ребенку намного продвинуться вперед, быть более успешным  в овладении  универсальных приемов учебной  сфере по сравнению до внедрения этих инноваций. Самым слабым звеном в деятельности школы является методика организации  выполнения домашнего задания. Это не самостоятельный этап, или фрагмент урока. И  тем не менее, оно должно подготовить ученика к сознательному и самостоятельному  выполнению работы. Многие учителя привыкли давать домашнее задание в конце урока, а ведь можно этот  фрагмент урока организовать и в середине, или в начале, можно и в ходе урока. Для  задавания домашней работы нужно выбирать специальное время, при полном внимании  всего класса, ученики должны быть уверены, что им понятно домашнее задание, все без  исключения. Ученики должны быть уверены, как читать текст, как выполнить домашнее задание, как приступить к правильному выполнению задания – это очень важно. Очень важно осознавать, что каждый фрагмент учебной деятельности ставит  обязательно соответственную цель и решает определенную задачу. И этот вид деятельности ученика в рамках реализации ФГОС предусматривает не только  достижение предметных результатов, но и личностных. И точно также, как при обдумывании урока, при  продумывании домашнего задания  учитель тоже обязательно ставит и цели, и задачи. Учитель должен уметь преподносить каждый урок так, чтобы заинтересовывать детей,  но и домашнее задание тоже он должен уметь преподносить, разъяснять  на доступном,  понятном языке, чтобы у детей выработать самые положительные эмоции к их  выполнению. Как же желательно преподносить домашнее задание. Как разъяснить? Самый  закоренелый этап – написать на доске, дать время, чтобы ученики занесли в свои  дневники. Можно выписать и в ЭЖ. Второе – учитель сообщает страницу учебника и номер задания, а учащиеся находят  соответственно. Третье – учитель или ученик прочитывает вслух текст упражнения( или задачи). Четвертое – слабым ученикам учителю желательно разъяснить трудные моменты  задания, чтобы сформировать у учеников четкие алгоритмы выполнения д.з. В программе « Школа России»,  составленной в соответствии с требованиями ФГОС,  именно этому вопросу уделено значительное внимание. Никогда не надо жалеть времени на то, чтобы ребенок умел пользоваться алгоритмами,  и нужно обязательно вести очень продуманную работу на уроке, ведь с  учебником  «  Русский язык»  удобно пользоваться, поскольку там помечены памятки для выполнения д\з. Тем более, что этот вопрос очень актуален в наше время инновационных внедрений  технологий. Домашнее задание, будь то творческое, единое или групповое, должно иметь  дифференцированную направленность: о художнике слова самостоятельно найти  подробности; составить к понравившемуся произведению вопросы, которые  заинтересовали учеников; можно составить и кроссворд по теме; придумать рисунок,  выполнить закладку, марку; составить отзыв об интересном ему произведении, ­ и все  это по выбору и желанию. А обязанность учителя – научить на уроке всех учеников  составлению подробного структурного  отзыва, чтобы ученики сумели записать это в  тетради­справочники. В таких случаях часто родители становятся помощниками своим  детям, ­ и это способствует сплочению семьи, формирует навыки проектной  деятельности детей, а также развиваются личностные навыки и умения. А еще дети  самостоятельно составляют свои отзывы, умело оформляют работу. Но при этом важно не перегружать учащихся домашними заданиями – они должны быть посильными, да и  ученики должны быть заинтересованы в принципе « максимум­минимум», и это  разрешается именно при их склонности к такой, ими выбранной задаче, предмету.  Удивительно бывает наблюдать за « открытиями» учеников, слушать их восторги,  объяснения в том, чего они достигли, радость в процессе работы, видеть полученное  удовольствие от результатов. Это все послужит эффективным инструментом  формирования их самостоятельной деятельности. Отрадно отметить, что требования к  объему и времени не перетерпели каких­либо особых изменений к выполнению д\з. Давайте еще ознакомимся с нормами СанПина: по всем предметам объем выполнения  д\з по всем предметам не должны превышать в 6­8 классах­ 2,5 часа, в 9­м классе – до  3,5 ч.( в астрономических часах). Традиционными остались и проверки д\з: необходимо проверять д\з ежеурочно, ­  учитель убеждается не только в наличии д\з, но и убедится в самостоятельности  выполнения его, учитель убедится, как учеником усвоен изученный материал, в чем же  затрудняется его подопечный. Проверки д\з могут быть как фронтальными, так и с опросом у доски, или в виде  срезовой работы, это может быть и самопроверка, или взаимопроверка. Но при этом  самым распространенным способом проверки остается фронтальная проверка. При  выборочной же проверке учитель проверяет работы по своему усмотрению:  использование карточек, кратких тестов, ­ и все это оценивается. Выполнение этапов взаимопроверки и самопроверки , работы в парах можно применять  на уроках русского языка почаще, используя при этом технологии критического  мышления: санквейны, кластеры и письмо по кругу, желательно варьируя для  разнообразия и интереса учащихся. При выполнении д\з желательно использовать и  решебники, существующие как данность. Это стремление учеников быстро выполнить  домашнее задание, но учитель снижает оценки за ответы, аргументируя наличие ошибок в литературе. В этом и заключается нестандартность выполнения д\з. И учитель,  естественно, работая по новым стандартам, становится приверженцем традиционной  школы, не сможет избежать такого этапа урока, как дать выполнить своим ученикам  домашнее задание. И в итоге вытекает важное следствие, что домашняя работа – это составляющая  авторская, творческая, индивидуальная  работа ученика, где очень необходимо учителю выработать самостоятельный подход ученика как ведущей функции  домашней работы.  И, в свою очередь, ученик только в домашних условиях может выбрать нужный вид  самоконтроля, использовать схемы, карточки, шпаргалки, чтобы потом  в совершенстве представить свою работу перед учителем и учениками. Такие требования­стандарты воспитывают в учениках такие важные качества, как   умение самостоятельно трудиться, развивать творческие способности – вот каковы  задачи учебной домашней работы. Тогда и у ученика автоматически возникает потребность в самообразовании не только в отроческие годы, но и в юном возрасте. Вот почему многозначительна  роль домашней  работы как часть учебно­воспитательного процесса в школе. В школьном образовании приоритетной целью является развитие ученика ставить  самостоятельно учебные цели, обдумывать пути их реализации, оценивать,  контролировать эти достижения, то есть формирование умения учиться. Поэтому ученик как бы сам становится « строителем­архитектором» образовательного  процесса. Тогда после всего оговоренного, встает вопрос: в чем же новизна подхода обучению по  новым стандартам? Системно­деятельный подход, вложенный в перечень Стандарта, предполагает: ­ воспитание учащихся на основе толерантности, уважение многонационального и  поликонфессионального состава российского общества, развитие качеств личности,  отвечающих требованиям экономики, инновационно­информационного общества,  задачам требования построения демократического общества; ­ развитие личности обучающегося, ориентация на результаты образования  как  компонент Стандарта, основывающиеся на усвоение универсальных учебных действий,  познание и освоение мира; ­ основной результат образования как решающая роль  в образовательной деятельности  и взаимодействия участников; ­ достижение целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся с переходом от классно­урочной системы к практическим, проектным,  исследовательским и лабораторным формам работы; ­ обеспечение преемственности полного общего образования; ­ выявление роли и значения видов деятельности с учетом индивидуальных возрастных,  физиологических и психологических особенностей обучающихся; ­ учет форм общения для определения целей образования и воспитания; ­ учет индивидуальных черт и характера каждого обучающегося при разнообразии  организационных форм. Из всего сказанного вытекает неопровержимое правило: ­ домашнее задание не должно быть для всех единым, ­ у каждого ученика есть право  выбора;. ­ как в начале учебного года и в конце д\з имеют существенную разницу; ­ учителя­предметники согласовывают между собой домашние задания; ­ домашние задания должны носить поисковый характер: ученики составляют план,  пишут сочинения, делают рисунки, отмечают на контурной карте, заполняют  сравнительную таблицу и т.д. ­ посильность выполнения – главное требование к д\з; ­ каждый учитель задает только необходимое количество заданий по своему предмету,  поэтому в школе разрабатывается механизм разделения времени на выполнение д\з.

Доклад на тему " Домашние задания по русскому языку"

Доклад на тему " Домашние задания по русскому языку"

Доклад на тему " Домашние задания по русскому языку"

Доклад на тему " Домашние задания по русскому языку"

Доклад на тему " Домашние задания по русскому языку"

Доклад на тему " Домашние задания по русскому языку"

Доклад на тему " Домашние задания по русскому языку"

Доклад на тему " Домашние задания по русскому языку"

Доклад на тему " Домашние задания по русскому языку"

Доклад на тему " Домашние задания по русскому языку"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2019