"Проблемно-диалогическое обучение как средство формирования познавательных универсальных действий"
Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
русский язык
Взрослым
22.05.2019
Одна из наиболее перспективных проблем современной педагогики – обучение конкретному предмету на основе общения в ходе урока между преподавателем и учеником.
Проблемный диалог порождает у обучающихся заинтересованность к предмету, укрепляет познавательную деятельность ,так же дает возможность самореализации личности. Проблемный диалог позволят поставить задачи перед обучающимися, которые будут способствовать получению информации.
статьяя.docx
"Проблемнодиалогическое обучение как средство формирования
познавательных универсальных действий"
В науке принято различать два вида речи: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя речь также бывает устной и письменной. Устная речь, в свою
очередь, делится на монологическую и диалогическую.
Диалогическая речь (диалог) – это вид речи, состоящий из
непрерывного взаимообмена между людьми, вступившими друг с другом в
диалог.
Диалог требует от человека свободного владения речью, умения
задавать корректные вопросы, умения понимать невербальное поведение
собеседника во время разговора, умения понимать по интонации, искренен
собеседник или чтото утаивает [1].
По мнению И.В. Веретенниковой, диалогическая речь обладает
следующими психологическими характеристиками:
1) диалог всегда кемнибудь или чемнибудь мотивирован;
2) речь во время диалога носит обращенный характер т.е. она не может
обойтись без того, кто будет ее воспринимать. Человек всегда говорит ради
слушателя, с которым он хочет поделиться своими мыслями, мнением и т.д;
3) речь во время диалога всегда сопровождается эмоциями;
4) речь – ситуативно обусловлена [2].
Следует отметить, что на данный момент не существует устоявшегося
понятия «учебный диалог». Н.Ф. Виноградова определяет его как
«диалогическую форму обсуждения, целью которой является коллективное
«открытие» истины» [3, с. 56].
Е. Л. Мельникова не дает точного определения понятию «учебный
диалог», но утверждает, что на уроке осуществляется постановка учебной
проблемы и поиск ее решения, для чего используется два вида диалога:
побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог подводит детей к той же
мыслительной работе, которую выполняет учёный. На этапе постановки
проблемы учитель создаёт проблемную ситуацию, а затем произносит
специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников
выдвинуть и проверить гипотезы. Таким образом, побуждающий диалог
позволяет ученикам угадать противоречие и проблему, гипотезу и её проверку
[4].
Технология проблемного обучения является одним из эффективных
средств формирования познавательных универсальных действий.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные,
логические учебные действия, постановку и решение проблемы.
Данные универсальные действия включают в себя:
1.
синтез составление целого из частей, в том числе
самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
2.
3.
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинноследственных связей, представление
цепочек объектов и явлений;
4.
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности
утверждений;
5.
6.
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
В основе формирования познавательных универсальных действий лежит
развитие высших психических функций школьника: памяти, внимания,
мышления, воображения, речи. Формирование учебных действий дает
возможность сохранять в памяти увиденное и услышанное, представлять
новые образы, выходящие за рамки воспринятого, анализировать,
сопоставлять, формировать новые понятия.
В процессе формирования универсальных учебных действий, самое
важное — научить школьников делать собственные открытия. Ученик должен
решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии
(копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для
«умственного прорыва». Технология проблемного диалога позволяет ученику проявить свою
творческую составляющую. Ее использование может помочь научить детей
составлять алгоритм деятельности, находить и выделять необходимую
информацию, структурировать полученные знания, строить высказывания,
осуществлять контроль и оценку результатов деятельности. Список использованных источников
1.
Абрамкина, О. Г. Учебный диалог как средство формирования
коммуникативной культуры обучающихся / О. Г. Абрамкина. – Орел, 2003. –
243 c.
2.
обучение // Молодой ученый. – 2016. – № 7.
3.
– 6 с.
Благодарова, О. Ю. Форма интерактивного образования — диалоговое
Виноградова, Н. Ф. Учебный диалог // Начальное образование. – 2010 –
№ 1.
4.
учителя. – Москва : Смысл, 2003. – 284 с.
Каминская, М.В. Педагогический диалог в деятельности современного
"Проблемно-диалогическое обучение как средство формирования познавательных универсальных действий"
"Проблемно-диалогическое обучение как средство формирования познавательных универсальных действий"
"Проблемно-диалогическое обучение как средство формирования познавательных универсальных действий"
"Проблемно-диалогическое обучение как средство формирования познавательных универсальных действий"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.