Функционально-смысловые типы речи.
Оценка 5

Функционально-смысловые типы речи.

Оценка 5
doc
05.05.2020
Функционально-смысловые типы речи.
Типы речи Конспект 10 кл.doc

26.02.20г   Русский язык   10 класс

 

Тема: Функционально-смысловые типы речи.

Цели: повторение и обобщение знаний по теме «Типы речи. Рассуждение»; выявление отличий рассуждения от описания и повествования; развитие умения написания текстов-рассуждений.

 

 

Ход урока

 

I. Проверка домашнего задания.

            Проверка д/з (сочинение-миниатюра – «Экскурсия в горы»)

 

II. Повторение и углубление изученного материала.

1. Беседа.

-        Какие типы речи вы знаете?

-        Назовите основные признаки повествования, рассуждения, описания?

/В описании говорится об одновременных признаках, в повествовании – о последовательных действиях, в рассуждении – о причинах свойств или явлений.

Повествование – это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности.

Описание – это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Композиция описания: 1) общее представление о предмете; 2) отдельные признаки предмета; 3) авторская оценка, вывод, заключение.  

Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

-        Анализ текста. (Текст записывается под диктовку учителя с комментарием знаков препинания и орфограмм.)

 

Когда я вышла из дома, начинало смеркаться. Я плотнее закуталась в плащ и пошла быстрым шагом. На углу мне встретилась какая-то незнакомая старуха, она посмотрела мне прямо в глаза. Это заставило меня вздрогнуть. Через несколько шагов я обернулась – она смотрела мне вслед. Я уже дошла до конца улицы, а она все смотрела и смотрела на меня.

 

§  К какому типу речи вы отнесете данный текст? /повествование/

 

Некоторые сказки называются волшебными, так как в них рассказывается о необыкновенных приключениях и подвигах героев – смелых, находчивых и добрых людей. Они поднимаются выше туч, попадают в подземное царство, достают мертвую и живую воду. Им помогают ковры-самолеты, скатерти-самобранки, говорящие животные и растения. Поэтому герои волшебных сказок всегда побеждают. /рассуждение/

-        Как строится текст-рассуждение, каковы основные требования к его построению?

/схема построения текста-рассуждения (записать в тетради)

1)      Вступление

2)      Тезис, т.е. основная мысль, утверждение, которое будет доказываться.

3)      Аргументы (доказательства).

4)      Вывод, т.е. итог, к которому пришел автор рассуждения.

 

Тезис представляет собой главную мысль, которую нужно логически доказать, обосновать или опровергнуть. Тезис должен быть четко доказуемым и четко сформулированным. Обоснование выдвинутой мысли, аргументы, приводимые в доказательство, должны быть убедительными. Они должны быть подтверждены соответствующими примерами.

Между тезисом и аргументом должна прослеживаться логическая и грамматическая связь, часто с использованием вводных слов во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. Аргументы тоже должны быть логически и грамматически связаны между собой. Третья часть представляет собой вывод, заключение, причем вывод может быть повторением тезиса или его опровержением, либо содержать мысль, логически вытекающую из рассуждения. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то, что, так как.

 

Рассуждения, как и описания, как и повествования, бывают разные. Есть рассуждение-доказательство, есть рассуждение-объяснение. Есть ещё одна разновидность этого типа речи.

В жизни довольно часто возникают ситуации, когда надо принять какое-то решение, ответить на вопрос: «Как быть?», «Что делать?». Продумывая ответ, каждый из нас как бы беседует сам с собой: задает себе вопросы и сам же на них отвечает, перебирает разные варианты ответов – одни принимает, другие – отвергает. Подобные высказывания – «про себя» или вслух, в устной или письменной форме – называют рассуждениями-размышлениями.

В рассуждении-размышлении активно используются вопросительные предложения. Это может быть вопросительно-ответная форма построения текста, или цепь вопросов-раздумий. В таких текстах часто встречаются слова со значением следствия, вывода (значит, поэтому, таким образом, следовательно), а также противительные союзы (а, но, однако), слова да и нет.

Рассуждения-размышления бывают разного стиля – публицистического, научного, разговорного, художественного. Стиль речи зависит от того, над какими вопросами мы размышляем (общественно-политическими, научными или бытовыми, личными), и от ситуации общения. 

2. Анализ текста. Упр.310.

 

3. Словарная работа            

            Водевиль – короткая комическая пьеса, обычно с пением.

            Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно.

III. Контроль знаний. Отработка умений и навыков.

 

1. Продолжите следующее рассуждение: выберите из двух предложенных тезисов какой-нибудь один, аргументируйте его, приведите убедительные примеры, сделайте вывод.

 

            Свободное время! От того, как ты проводишь его, зависит, как и чему ты научишься в жизни, кем ты станешь. Сможешь ли ты прожить настоящую жизнь.

            Свободное время – прекрасное время…

            (или: Свободное время – трудное время…)

 

2. Упр. 313. (Д. Гранин «О милосердии»)

-        Является ли этот текст рассуждением? Назовите основные признаки текста и этого типа речи, докажите свое мнение.

/данное высказывание можно назвать текстом, т.к. можно выделить тематическое (чувство милосердия) и композиционное единство частей. Предложения связаны параллельной связью. Текст обладает смысловой цельностью и относительной законченностью. Этот текст является рассуждением./

-        Определите основной тезис данного текста. Какие аргументы используются для доказательства? Какой вывод?

/можно выделить тезис – чувство милосердия отторгнуто нашей жизнью.

Вывод: …человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

 

-        Какие типы речи, кроме рассуждения, используются в данном тексте?

/повествование/

IV. Подведение итогов урока

-        Как строится текст-рассуждение и каковы основные требования к его построению?

Домашнее задание

Упр.323.


Русский язык 10 класс

Русский язык 10 класс

Аргументы тоже должны быть логически и грамматически связаны между собой

Аргументы тоже должны быть логически и грамматически связаны между собой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2020