Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноярская средняя общеобразовательная школа
Татарского района Новосибирской области
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
интеллектуального направления
по основам функциональной грамотности
«Читаем, считаем, наблюдаем»
Срок реализации программы- 3 года
Возраст обучающихся 8- 10 лет
|
Составитель:
Н.Н.Мозжерина
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности интеллектуального направления по основам функциональной грамотности «Читаем, считаем, наблюдаем» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Красноярской СОШ и авторской программы под редакцией Виноградовой Н.Ф.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В начальной школе закладываются основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапозона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно- научную грамотность, финансовую грамотность.
Цель курса: формирование читательской компетенции младшего школьника.
Для достижения этой цели предполагается решение комплекса следующих задач:
- формировать умение читать тексты с использованием трех этапов работы с текстом;
- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
- учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
-учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
-развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
- обеспечить усвоение ряда понятий технологии «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и т.д.;
-воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
-учить детей уважать всякий честный труд, талант, гениальность;
- поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
-распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут
быть решены средствами математики;
-формулировать эти проблемы на языке математики;
-решать проблемы, используя математические факты и методы;
-анализировать использованные методы решения;
-интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
-формулировать и записывать результаты решения.
Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями
Учащиеся, овладевшие естественно-научной грамотностью, способны:
использовать естественно-научные знания,
выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений;
строить развернутые высказывания;
устанавливать надежность информации;
сотрудничать.
В 4 классе в программу добавляется модуль «Финансовая грамотность».
Целью изучения раздела курса «Финансовая грамотность» являются:
-развитие экономического образа мышления;
-воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
-формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
В 4 классе на каждый модуль отводится одна учебная четверть.
1 четверть – модуль «читательская грамотность».
2 четверть – модуль «математическая грамотность».
3 четверть – модуль «естественнонаучная грамотность».
4 четверть – модуль «финансовая грамотность».
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 1-2 классах программа знакомит детей с читательской грамотностью и формирует технику чтения.
В 3-4 классах в программу включены модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «естественно - научная грамотность».
В 3-4 классах обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
Описание места рабочей программы в ООП
На изучение курса «Читаем, считаем, наблюдаем» в рамках внеурочной деятельности отводится: 2 часа в неделю в течение каждого года обучения (1-2, 3, 4 класс), 204 ч.
Количество часов по неделям и годам обучения в соответствии с учебным планом (ООП НОО) МБОУ Красноярской СОШ представлено в таблице 1.
Таблица 1
Класс |
Кол-во часов |
Кол-во учебных |
Всего часов за учебный год |
|
в неделю |
недель |
|
1-2 класс |
2 |
34 |
68 |
3 класс |
2 |
34 |
68 |
4 класс |
2 |
34 |
68 |
|
|
|
204ч |
Промежуточная аттестация по предметным результатам организуется и проводится по классам следующим образом:
Класс |
Курс |
Форма промежуточной |
Система |
|
|
аттестации |
оценивания |
1 кл |
«Читаем, считаем, наблюдаем» |
Проверочная работа |
безотметочно |
2-4 кл |
«Читаем, считаем, наблюдаем» |
Проверочная работа |
Оценка |
Учебно- методический комплекс.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения. Обучение ведется по учебно-методическому комплексу «Школа России». Используются учебники и рабочие тетради на печатной основе.учебники: Горецкий В.Г «Азбука». Москва, Просвещение 2020г., Л.Ф.Климанова «Литературное чтение» 1класс Москва «Просвещение»2020г.; Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, «Литературное чтение» 2 -4 классы в двух частях; Москва «Просвещение»2020г. М. Моро «Математика». Москва «Просвещение»2020г, учебник и рабочая тетрадь, А. Плешаков. Москва «Просвещение»2020г, учебник и тетрадь на печатной основе.
Программа рассчитана на 3 года (204 часа):
Результаты внеурочной интеллектуальной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение обучающимися социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, основных нормах гигиены, о технике безопасности на занятии; о приятных в обществе нормах отношения к природе, памятникам истории и культуры; о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектных задач и организации досуга других людей; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2.Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации
обще- интеллектуальной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших и организации их досуга; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
При достижении трех уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления эффектов воспитания и социализации воспитанников. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.
Раздел 1
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного курса «Читаем, считаем, наблюдаем»
ЛИЧНОСТНЫЕ
.Личностными результатами изучения курса «Основы функциональной грамотности» является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
3-4 класс
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ и ПРЕДМЕТНЫЕ результаты
Читательская грамотность |
Математическая грамотность |
Естественнонаучная грамотность |
Финансовая грамотность |
Находит и извлекает информацию из различных текстов |
Находит и извлекает математическую информацию в различном контексте |
Находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях из различных текстов |
Находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте |
ЛИЧНОСТНЫЕ
Читательская грамотность |
Математическая грамотность |
Естественнонаучная грамотность |
Финансовая грамотность |
Оценивает содержа-ние прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собст-венную позицию по отношению к прочи-танному; формулирует собст-венную точку зрения |
Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей |
Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей |
Оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны |
Раздел 2
Содержание учебного курса
1-2 класс
Раздел 1. Настоящий читатель (20 ч)
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я.Маршака, С.В.Михалкова и др. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.
Раздел 2. Технология продуктивного чтения (34 ч)
Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении.
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (14 ч)
Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор под тем проектной задачи: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектной задачей. Подготовка проектной задачи. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проектной задачи. Фиксация хода работы над проектной задачей. Плакат для защиты проектной задачи. Подготовка презентации к защите проектной задачи. Защита проектной задачи. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».
3 класс
Модуль «Основы читательской грамотности» (12 ч)
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Работа над различными типами текстов.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (11 ч)
Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов.
Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Природные родники и их охрана.
Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Охрана и привлечение птиц. Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве?
Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Самарской области. Охранять природу - значит охранять здоровье.
Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей.
Модуль «Основы математической грамотности» (11 ч)
«Удивительный мир чисел».
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат).
Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление при чтении предлогов «за» или «перед», добавление при чтении слога «по», прибавление при чтении предлога «с». Что такое математический ребус. Решение математических ребусов. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 10 р, 1 к., 5 к.,10 к. Купюры в 10 р., 50 р. Размен монет и купюр. Оплата проезда.
«Мир занимательных задач».
Последовательность
«шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой информации, содержащей в
тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых
чисел (величин).
Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на
оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».
Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений.
Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов отношений. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
4 класс
Модуль «Основы читательской грамотности» (18ч)
Раздел 1.
Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте. Рассказы современных писателей: Е.Велтистов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул». Е.В.Медведев «Баранкин, будь человеком» и др.
Раздел 2.
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение. Практическая работа с текстами разных жанров. Учебный текст как источник информации. Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию.
Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на основе исходного текста. Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8 ч)
Раздел 1.
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.
Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение. Вода. Уникальность воды. Почвы и их свойства.
Раздел 2.
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.
Модуль «Основы математической грамотности» (16 ч)
Раздел 1.
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.
Раздел 2.
Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
Раздел 3.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.
Раздел 4.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Модуль «Основы финансовой грамотности» (18 ч)
Раздел 1.
Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие.
Раздел 2.
Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники.
Раздел 3.
Личные деньги. Сколько стоит «своё дело».
Распределение содержания программы
№п/п |
Модуль |
1 |
1-2 класс |
3 класс |
4 класс |
Всего |
1 |
«Основы читательской грамотности» |
|
68 |
24 |
18 |
110 |
2 |
«Основы математической грамотности»
|
|
- |
22 |
16 |
38 |
3 |
«Основы естественнонаучной грамотности» |
|
- |
22 |
16 |
38 |
4 |
«Основы финансовой грамотности» |
|
- |
- |
18 |
18 |
|
|
|
68 |
68 |
68 |
204ч |
1-2 класс
№ п/п |
Содержание |
Теоретические часы |
Практические часы |
Всего часов |
1 |
Раздел 1. Настоящий читатель |
- |
20 |
20 |
2 |
Раздел 2. Технология продуктивного чтения |
- |
34 |
34 |
3 |
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» |
- |
14 |
14 |
4 |
Итого |
|
68 |
68 |
3 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
№ п/п |
Тема занятия |
Всего часов, 2 час в неделю |
Теория |
Практика |
1-2 |
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. |
2 |
|
2 |
3- 6 |
Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. |
4 |
1 |
3 |
7- 12 |
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? |
6 |
2 |
4 |
13- 14 |
Типы текстов: текст описание. |
2 |
|
2 |
15- 16 |
Типы текстов: текст повествование. |
2 |
|
2 |
17- 18 |
Типы текстов: текст рассуждение. |
2 |
|
2 |
19- 24 |
Работа со сплошным текстом. |
6 |
|
6 |
|
|
24 |
3 |
21 |
«Основы естественнонаучной грамотности»
№ п/п |
Тема занятия |
Всего часов, 1 час в неделю |
Теория |
Практика |
1-2 |
Изучение природы. |
2 |
1 |
1 |
3-6 |
Условия, в которых мы живем |
4 |
2 |
2 |
7- 18 |
Кто и как живет рядом с нами. |
12 |
4 |
8 |
19- 20 |
Выясняем, что такое экология. |
2 |
1 |
1 |
21-22 |
Проведение рубежной аттестации. |
2 |
|
2 |
|
|
22 |
8 |
14 |
Модуль «Основы математической грамотности»
№п/п |
Тема занятия |
Всего часов, 1 час в неделю |
Теория |
Практика |
1-6 |
Удивительный мир чисел» |
6 |
2 |
4 |
7- 16 |
Мир занимательных задач |
10 |
3 |
7 |
17- 20 |
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. |
4 |
2 |
2 |
21- 22 |
Итоговый мониторинг. |
2 |
|
2 |
|
|
22 |
8 |
15 |
4 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
№п/п |
Тема занятия |
Всего часов, 1 час в неделю |
Теория |
Практика |
1-4 |
Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте. |
4 |
1 |
3 |
5-8 |
Работа с текстом. Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. |
4 |
1 |
3 |
9- 10 |
Работа с текстом. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение |
2 |
1 |
1 |
11- 12 |
Учебный текст как источник информации. |
2 |
1 |
1 |
13- 14 |
Составление плана на основе исходного текста. |
2 |
|
2 |
15- 16 |
Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.
|
2 |
|
2 |
17- 18 |
Проведение рубежной аттестации. |
2 |
|
2 |
|
|
18 |
4 |
14 |
Модуль «Основы математической грамотности»
№п/п |
Тема занятия |
Всего часов, 1 час в неделю |
Теория |
Практика |
1- 2 |
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. |
2 |
1 |
1 |
3- 4 |
Сюжетные задачи, решаемые с конца. |
2 |
|
2 |
5- 6 |
Задачи на взвешивание. |
2 |
|
2 |
7- 8 |
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. |
2 |
|
2 |
9- 10 |
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. |
2 |
1 |
1 |
11- 14 |
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. |
4 |
2 |
2 |
15- 16 |
Проведение рубежной аттестации. |
2 |
|
2 |
|
|
16 |
4 |
12 |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
№п/п |
Тема занятия |
Всего часов, 1 час в неделю |
Теория |
Практика |
|
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. |
2 |
1 |
1 |
3- 4 |
Воздух и его свойства. |
2 |
1 |
1 |
5-6 |
Углекислый газ в природе и его значение |
2 |
1 |
1 |
7-8 |
Вода. Уникальность воды. |
2 |
1 |
1 |
9- 10 |
Почвы и их свойства. |
2 |
1 |
1 |
11- 12 |
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. |
2 |
1 |
1 |
13- 14 |
Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. |
2 |
1 |
1 |
15- 16 |
Проведение рубежной аттестации. |
2 |
1 |
1 |
|
|
16 |
8 |
8 |
Модуль «Основы финансовой грамотности»
№п/п |
Тема занятия |
Всего часов, 1 час в неделю |
Теория |
Практика |
1-2 |
Как появились деньги? Что могут деньги? |
2 |
1 |
1 |
3- 4 |
Деньги в разных странах |
2 |
|
2 |
5- 6 |
Деньги настоящие и ненастоящие |
2 |
|
2 |
7- 10 |
Как разумно делать покупки? |
4 |
|
4 |
11- 12 |
Кто такие мошенники? |
2 |
1 |
1 |
13- 14 |
Личные деньги |
2 |
1 |
1 |
15- 16 |
Сколько стоит «своё дело»? |
2 |
1 |
1 |
17- 18 |
Проведение рубежной аттестации. |
2 |
|
2 |
|
|
18 |
4 |
14 |
Раздел 3
Тематическое планирование с указанием количества часов
Тематическое планирование «читаем, считаем, наблюдаем»
1- 2 КЛАСС (68 ч)
№ |
Раздел |
№ |
Тема занятия
|
Кол часов |
1 |
Настоящий читатель |
1 |
Кого можно считать настоящим читателем? |
20 ч |
|
2 |
Любимая книга. |
||
|
|
3 |
Книги С.Я.Маршака, С.В.Михалкова. |
|
|
|
4 |
Экскурсия в библиотеку. |
|
|
|
5 |
Книги-«калеки», «лечение книг». |
|
|
|
6 |
Книги-«калеки», «лечение книг». |
|
|
|
7 |
Домашняя библиотека. Личная библиотека. |
|
|
|
8 |
Настоящий читатель много читает. |
|
|
|
9 |
Лента времени для учёта длительности чтения. |
|
|
|
10 |
Писатели и их книги. Портреты писателей |
|
|
|
11 |
Писатели и их книги. |
|
|
|
12 |
Быстрое чтение и получение информации. |
|
|
|
13 |
Быстрое чтение и получение информации. |
|
|
|
14 |
Читаем всё, что задано. |
|
|
|
15 |
Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. |
|
|
|
16 |
Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. |
|
|
|
17 |
Сходство и различие текстов разных предметов. |
|
|
|
18 |
Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». |
|
|
|
19 |
Выступление с творческой работой |
|
|
|
20 |
Что узнали. Чему научились. |
|
2 |
Технология продуктивного чтения |
21 |
Продуктивное чтение – что это? |
34 ч |
|
|
22 |
Опрос взрослых друзей. Запись ответов. |
|
|
|
23 |
Опрос взрослых друзей. Запись ответов. |
|
|
|
24 |
Опрос одноклассников. Запись ответов. |
|
|
|
25 |
Продуктивное чтение и значение слова «продукт». |
|
|
|
26 |
Читаем и переживаем. |
|
|
|
27 |
Чтение рассказа Н. Сладкова: «Воздушный замок». |
|
|
|
28 |
Читаем и переживаем. Н. Сладков: «Воздушный замок». |
|
|
|
29 |
Чтение рассказа Н. Сладкова: «Болтливые окуни». |
|
|
|
30 |
Читаем и переживаем Н. Сладков: «Болтливые окуни». |
|
|
|
31 |
Чтение рассказа Н. Сладкова: «Бюро лесных услуг». |
|
|
|
32 |
Читаем и переживаем Н. Сладков: «Бюро лесных услуг». |
|
|
|
33 |
Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя». |
|
|
|
34 |
Читаем и переживаем Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя». |
|
|
|
35 |
В. Драгунский «Денискины рассказы». |
|
|
|
36 |
Читаем и переживаем. В. Драгунский «Денискины рассказы». |
|
|
|
37 |
Чтение, обсуждение, выполнение заданий на развитие читательской грамотности. |
|
|
|
38 |
Чтение, обсуждение, выполнение заданий на развитие читательской грамотности. |
|
|
|
39 |
Читаем и реагируем на прочитанное. Чтение рассказа В. Осеевой: «Долг». |
|
|
|
40 |
Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Читаем и реагируем на прочитанное. В. Осеева: «Картинки». |
|
|
|
41 |
Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно! |
|
|
|
42 |
Читаем и реагируем на прочитанное. В. Голявкин «Вот что интересно! |
|
|
|
43 |
Рассказ Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса». Работа над текстом. |
|
|
|
44 |
Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса». |
|
|
|
45 |
Рассказ Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса». |
|
|
|
46 |
Рассказ Н. Носова «Мишина каша». |
|
|
|
47 |
Работа над текстом. Н. Носов «Мишина каша». |
|
|
|
48 |
Н. Носов « «Мишина каша». Работа над текстом. Смысловое чтение. |
|
|
|
49 |
Читаем и переживаем. |
|
|
|
50 |
Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении. |
|
|
|
51 |
Основные этапы работы над произведением. Практическая работа. |
|
|
|
52 |
Технология. |
|
|
|
53 |
Проверочная работа.Что узнали. Чему научились. |
|
|
|
54 |
Что узнали. Чему научились. |
|
3 |
Проектная задача «Дружим с книгой» |
55 |
Проектная задача. Обсуждение общей темы. |
14 ч |
|
|
56 |
Уточнение, выбор подтем проектной задачи. |
|
|
|
57 |
Составление плана работы над проектной задачей. |
|
|
|
58 |
Подготовка проектной задачи. Сбор информации. |
|
|
|
59 |
Работа с картотекой, с источниками. |
|
|
|
60 |
Сбор информации. Выполнение проектной задачи. |
|
|
|
61 |
Выполнение проектной задачи. |
|
|
|
62 |
Фиксация хода работы над проектной задачей. |
|
|
|
63 |
Выполнение проектной задачи. Фиксация хода работы над проектной задачей. |
|
|
|
64 |
Выполнение проектной задачи. |
|
|
|
65 |
Плакат для защиты проектной задачи. |
|
|
|
66 |
Подготовка презентации к защите проектной задачи. |
|
|
|
67 |
Защита проектной задачи. |
|
|
|
68 |
Что узнали. Чему научились. Праздник «Я – настоящий читатель!». |
|
|
|
Итого |
68 ч |
Тематическое планирование «читаем, считаем, наблюдаем»
3 КЛАСС (68 ч)
№ |
Раздел |
№ |
Тема занятия
|
Кол часов |
1 |
«Основы читательской грамот-ности» |
1 |
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. |
24 ч |
|
2 |
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. |
||
|
|
3 |
Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. |
|
|
|
4 |
Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. |
|
|
|
5 |
Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. |
|
|
|
6 |
Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. |
|
|
|
7 |
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста ? |
|
|
|
8 |
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста? |
|
|
|
9 |
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его части? |
|
|
|
10 |
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его части? |
|
|
|
11 |
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его части? |
|
|
|
12 |
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его части? |
|
|
|
13 |
Типы текстов: текст описание. |
|
|
|
14 |
Текст описание. |
|
|
|
15 |
Типы текстов: текст повествование. |
|
|
|
16 |
Текст повествование. |
|
|
|
17 |
Типы текстов: текст рассуждение. |
|
|
|
18 |
Текст рассуждение. |
|
|
|
19 |
Работа со сплошным текстом. |
|
|
|
20 |
Работа со сплошным текстом. |
|
|
|
21 |
Работа со сплошным текстом. Рассказ К. Паустовского «Дремучий медведь». |
|
|
|
22 |
Рассказ К. Паустовского «Дремучий медведь». |
|
|
|
23 |
Рассказ К. Паустовского «Дремучий медведь». |
|
|
|
24 |
Работа со сплошным текстом. Рассказ К. Паустовского «Дремучий медведь». |
|
2 |
«Основы естественнонаучной гра-мотности» |
25 |
Изучение природы. Науки о природе. |
22ч |
|
|
26 |
Науки о природе. |
|
|
|
27 |
Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. |
|
|
|
28 |
Сезонные явления нашей местности. |
|
|
|
29 |
Особенности весны, лета, осени, зимы |
|
|
|
30 |
Неблагоприятные и необычные явления природы. |
|
|
|
31 |
Кто и как живет рядом с нами. |
|
|
|
32 |
Свет, тепло, влага в жизни растений. |
|
|
|
33 |
Нужны ли комнатные растения в доме. |
|
|
|
34 |
Комнатные растения. |
|
|
|
35 |
Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. |
|
|
|
36 |
Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. |
|
|
|
37 |
Кто и как живет рядом с нами. |
|
|
|
38 |
Почему надо беречь и охранять растения. |
|
|
|
39 |
Грибы - удивительное царство. |
|
|
|
40 |
Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. |
|
|
|
41 |
Многообразие животных родного края. |
|
|
|
42 |
Что охраняют в заповедниках Новосибирской области. |
|
|
|
43 |
Выясняем, что такое экология. |
|
|
|
44 |
Охранять природу – значит охранять здоровье. |
|
|
|
45 |
Что узнали. Чему научились. Оценка достижений. |
|
|
|
46 |
Что узнали. Чему научились. |
|
3 |
«Основы математической гра-мотности» |
47 |
Удивительный мир чисел и цифр. История развития математики. |
22ч |
|
|
48 |
Интересные приёмы устных вычислений. |
|
|
|
49 |
Виды цифр. Римская нумерация. |
|
|
|
50 |
Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. |
|
|
|
51 |
Римские цифры и циферблат. |
|
|
|
52 |
Календарь дат. |
|
|
|
53 |
Ребус. Правила разгадывания ребусов. |
|
|
|
54 |
Решение математических ребусов. |
|
|
|
55 |
Мир занимательных задач. Решение олимпиадных задач. |
|
|
|
56 |
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. |
|
|
|
57 |
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. |
|
|
|
58 |
Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы |
|
|
|
59 |
Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи. |
|
|
|
60 |
Работа с таблицами, диаграммами, поиск информации для решения задач. |
|
|
|
61 |
Работа с таблицами, диаграммами, поиск информации для решения задач. |
|
|
|
62 |
Выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
|
|
|
63 |
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. |
|
|
|
64 |
Решение задач на нахождение площади, периметра |
|
|
|
65 |
Решение задач на нахождение площади, периметра |
|
|
|
66 |
Задачи – расчёты. |
|
|
|
67 |
Что узнали. Чему научились. Оценка достижений. |
|
|
|
68 |
Что узнали. Чему научились. |
|
|
|
Итого |
68 ч |
Тематическое планирование «читаем, считаем, наблюдаем»
4 КЛАСС (68 ч)
№ |
Раздел |
№ |
Тема занятия
|
Кол часов |
1 |
«Основы читательской грамотности» |
1 |
Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте. |
18ч |
2 |
Рассказы современных писателей. Е. Велтистов «Мальчик из чемодана». |
|||
|
|
3 |
Е. Велтистов «Мальчик из чемодана». Чтение и анализ. |
|
|
|
4 |
Е. Велтистов «Мальчик из чемодана». Работа над текстом. |
|
|
|
5 |
Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. |
|
|
|
6 |
Чтение произведения Е. В. Медведева «Баранкин, будь человеком». Работа с текстом. |
|
|
|
7 |
Е. В. Медведев «Баранкин, будь человеком». Работа с текстом. |
|
|
|
8 |
Е. В. Медведев «Баранкин, будь человеком». Работа с текстом. |
|
|
|
9 |
Работа с текстом. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение |
|
|
|
10 |
Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение. Работа над текстами разных типов. |
|
|
|
11 |
Учебный текст как источник информации. |
|
|
|
12 |
Комплексная работа. |
|
|
|
13 |
Составление плана на основе исходного текста. |
|
|
|
14 |
Составление плана на основе исходного текста. Подготовка к ВПР. |
|
|
|
15 |
Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно- практических задач. |
|
|
|
16 |
Сочинение. Подготовка к ВПР. |
|
|
|
17 |
Что узнали. Чему научились. Выполнение заданий в форме ВПР |
|
|
|
18 |
Что узнали. Чему научились. |
|
2 |
«Основы математической грамотности» |
1 |
Применение чисел и действий над ними. |
16ч |
|
|
2 |
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. |
|
|
|
3 |
Сюжетные задачи, решаемые с конца. Решение логических задач. |
|
|
|
4 |
Подготовка к олимпиаде по математике. |
|
|
|
5 |
Задачи на взвешивание. Решение практических задач. |
|
|
|
6 |
Решение практических задач. |
|
|
|
7 |
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. |
|
|
|
8 |
Логические задачи. Подготовка к олимпиаде. |
|
|
|
9 |
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. |
|
|
|
10 |
Наглядная геометрия. Разбиение объекта на части и составление модели. |
|
|
|
11 |
Комбинаторные задачи. |
|
|
|
12 |
Представление данных в виде таблиц. |
|
|
|
13 |
Представление данных в виде диаграмм. |
|
|
|
14 |
Представление данных в виде таблиц, графиков. |
|
|
|
15 |
Что узнали. Чему научились. Комплексная работа в форме ВПР. |
|
|
|
16 |
Что узнали. Чему научились. |
|
3 |
«Основы естественнонаучной грамотности» |
1 |
Движение и взаимодействие частиц. |
16ч |
2 |
Признаки химических реакций. Работа в форме ВПР. |
|||
|
|
3 |
Воздух и его свойства. |
|
|
|
4 |
Воздух и его свойства. Работа над текстами по теме. |
|
|
|
5 |
Углекислый газ в природе и его значение |
|
|
|
6 |
Углекислый газ в природе и его значение. Работа над текстами по теме. |
|
|
|
7 |
Вода. Уникальность воды. |
|
|
|
8 |
Работа над текстами по теме. |
|
|
|
9 |
Почвы и их свойства. |
|
|
|
10 |
Работа над текстами по теме. |
|
|
|
11 |
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. |
|
|
|
12 |
Работа над текстами по теме. Подготовка к ВПР. |
|
|
|
13 |
Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. |
|
|
|
14 |
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. |
|
|
|
15 |
Что узнали. Чему научились. Работа в форме ВПР. |
|
|
|
16 |
Что узнали. Чему научились |
|
4 |
«Основы финансовой грамот-ности» |
1 |
Как появились деньги? Что могут деньги? |
18 ч |
2 |
Решение задач с величинами «цена», «кол-во», «стоимость». |
|||
|
|
3 |
Деньги в разных странах. Чтение текстов по теме. |
|
|
|
4 |
Деньги в разных странах. Решение задач. |
|
|
|
5 |
Деньги настоящие и ненастоящие. |
|
|
|
6 |
Сувенирные деньги. Работа над текстами по теме. |
|
|
|
7 |
Как разумно делать покупки? |
|
|
|
8 |
Как разумно делать покупки? |
|
|
|
9 |
Делаем покупки. |
|
|
|
10 |
Делаем покупки. |
|
|
|
11 |
Кто такие мошенники? |
|
|
|
12 |
Кто такие мошенники? Чтение текстов |
|
|
|
13 |
Личные деньги. Практическая работа |
|
|
|
14 |
Личные деньги. Практическая работа |
|
|
|
15 |
Сколько стоит «своё дело»? Игра «Экономические загадки». |
|
|
|
16 |
Сколько стоит «своё дело»? Игра «Экономические загадки». |
|
|
|
17 |
Что узнали. Чему научились. Комплексная работа. |
|
|
|
18 |
Что узнали. Чему научились. |
|
|
|
Итого |
68 ч |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.