«Функциональной грамотность» Рабочая программа курса внеурочной деятельности интеллектуального направления по основам функциональной грамотности «Читаем, считаем, наблюдаем» 1-4 класс
Оценка 4.7

«Функциональной грамотность» Рабочая программа курса внеурочной деятельности интеллектуального направления по основам функциональной грамотности «Читаем, считаем, наблюдаем» 1-4 класс

Оценка 4.7
docx
13.08.2022
«Функциональной грамотность» Рабочая программа курса внеурочной деятельности интеллектуального направления  по  основам функциональной грамотности  «Читаем, считаем, наблюдаем» 1-4 класс
1 Программа по основам функциональной грамотности (1-4 класс).docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноярская средняя общеобразовательная школа

Татарского района Новосибирской области

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

интеллектуального направления

по  основам функциональной грамотности

 «Читаем, считаем, наблюдаем»

 

 

 

Срок реализации программы- 3 года

Возраст обучающихся 8- 10 лет

 

 

 

 

                                          Составитель:

                                                Н.Н.Мозжерина

                                                                    учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности интеллектуального направления по основам функциональной грамотности «Читаем, считаем, наблюдаем» составлена  на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Красноярской СОШ и авторской программы под редакцией Виноградовой Н.Ф.

  Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В начальной школе закладываются основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и  и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапозона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно- научную грамотность, финансовую грамотность.

Цель курса:  формирование читательской компетенции младшего школьника.

Для достижения этой цели предполагается решение комплекса следующих задач:

- формировать умение читать тексты с использованием трех этапов работы с текстом;

- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

- учить находить и извлекать информацию из различных текстов;

-учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;

-развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

- обеспечить усвоение ряда понятий технологии «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и т.д.;

-воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

-учить детей уважать всякий честный труд, талант, гениальность;

-  поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;

– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.

      Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.

      Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

      Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:

-распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут

быть решены средствами математики;

           -формулировать эти проблемы на языке математики;

-решать проблемы, используя математические факты и методы;

-анализировать использованные методы решения;

-интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

-формулировать и записывать результаты решения.

    Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями

  Учащиеся, овладевшие естественно-научной  грамотностью, способны:

использовать естественно-научные знания,

выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений;

строить развернутые высказывания;

устанавливать надежность информации;

сотрудничать.

   В 4 классе в программу добавляется модуль «Финансовая грамотность».

   Целью изучения раздела  курса «Финансовая грамотность» являются:

-развитие экономического образа мышления;

-воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;

-формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

В 4 классе на каждый модуль отводится одна учебная четверть.

1 четверть – модуль «читательская грамотность».

2 четверть – модуль «математическая грамотность».

3 четверть – модуль «естественнонаучная грамотность».

4 четверть – модуль «финансовая грамотность».

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.

В 1-2 классах программа знакомит детей с читательской грамотностью и  формирует технику чтения.

   В 3-4 классах в  программу включены модули «читательская грамотность»,  «математическая грамотность», «естественно - научная грамотность».

   В 3-4 классах обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).

Описание места рабочей программы в ООП

   На изучение курса «Читаем, считаем, наблюдаем»  в рамках внеурочной деятельности  отводится: 2 часа в неделю в течение каждого  года обучения (1-2, 3, 4 класс), 204 ч.

   Количество часов по неделям и годам обучения в соответствии с учебным планом (ООП НОО) МБОУ Красноярской СОШ представлено в таблице 1.  

  

                                                                                                                                               Таблица 1

Класс

Кол-во часов

Кол-во учебных

Всего часов за учебный год

 

в неделю

недель

 

1-2 класс

2

34

68

3 класс

2

34

68

4 класс

2

34

68

 

 

 

204ч

Промежуточная аттестация по предметным результатам организуется и проводится по классам следующим образом:

 

Класс

Курс

Форма промежуточной

Система

 

 

аттестации

оценивания

1 кл

«Читаем, считаем, наблюдаем»

Проверочная  работа

безотметочно

2-4 кл

«Читаем, считаем, наблюдаем»

Проверочная работа

Оценка

    

Учебно- методический комплекс.

   В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения. Обучение ведется по учебно-методическому комплексу «Школа России». Используются учебники и рабочие тетради  на печатной основе.учебники: Горецкий В.Г «Азбука». Москва, Просвещение 2020г., Л.Ф.Климанова «Литературное чтение» 1класс Москва «Просвещение»2020г.; Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, «Литературное чтение» 2 -4 классы в двух частях; Москва «Просвещение»2020г. М. Моро «Математика». Москва «Просвещение»2020г, учебник и рабочая тетрадь, А. Плешаков. Москва «Просвещение»2020г, учебник и  тетрадь на печатной основе.

   Программа рассчитана на 3 года (204 часа):

  • 1-2 класс – 68 часов,
  • 3 класс – 68 часов,
  • 4 класс – 68 часов.

 


Результаты внеурочной интеллектуальной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение обучающимися  социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, основных нормах гигиены, о технике безопасности на занятии; о приятных в обществе нормах отношения к природе, памятникам истории и культуры; о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны;  о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектных задач и организации досуга других людей; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

 

2.Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.

   Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет вза­и­мо­дей­с­т­вие обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в ко­торой обучающийся получает (или не получает) первое практическое под­т­ве­рждение приобретённых социальных зна­ний, начинает их ценить (или отвергает).

3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации

обще- интеллектуальной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших и организации их досуга; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.

   При достижении трех уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления эффектов воспитания и социализации воспитанников. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, эти­че­ская, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и  предметные  результаты освоения

 учебного курса  «Читаем, считаем, наблюдаем»

ЛИЧНОСТНЫЕ

.Личностными результатами изучения курса «Основы функциональной грамотности» является формирование следующих умений:

– оценивать свою вежливость;

– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

 – критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

 – осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением;

– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

– отличать подготовленную и неподготовленную речь;

– знать особенности неподготовленной речи;

– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

 – пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;

– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

 

3-4 класс

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ и ПРЕДМЕТНЫЕ результаты

 

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Финансовая грамотность

Находит и извлекает информацию из различных текстов

Находит и извлекает математическую информацию в различном контексте

Находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях из различных текстов

Находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте

 

ЛИЧНОСТНЫЕ

 

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Финансовая грамотность

Оценивает содержа-ние прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собст-венную позицию по отношению к прочи-танному; формулирует собст-венную точку зрения

Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей

Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей

Оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны

                                                          

 

 

 

Раздел 2

                                           Содержание учебного курса

1-2 класс

Раздел 1. Настоящий читатель (20 ч)

Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я.Маршака, С.В.Михалкова и др. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.

Раздел 2. Технология продуктивного чтения (34 ч)

Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении.

Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (14 ч)

Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор под тем проектной задачи: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектной задачей. Подготовка проектной задачи. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проектной задачи. Фиксация хода работы над проектной задачей. Плакат для защиты проектной задачи. Подготовка презентации к защите проектной задачи. Защита проектной задачи. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».

3 класс

Модуль «Основы читательской грамотности» (12 ч)

Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Работа над различными типами текстов.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (11 ч)

Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как изучают природу. Наблюдения в при­роде, описание живых объектов.

Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Природные родники и их охрана.

Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Охрана и привлечение птиц. Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве?

Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Самарской области. Охранять природу - значит охранять здоровье.

Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей.

Модуль «Основы математической грамотности» (11 ч)

«Удивительный мир чисел».

История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат).

Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление при чтении предлогов «за» или «перед», добавление при чтении слога «по», прибавление при чтении предлога «с». Что такое математический ребус. Решение математических ребусов. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 10 р, 1 к., 5 к.,10 к. Купюры в 10 р., 50 р. Размен монет и купюр. Оплата проезда.

 «Мир занимательных задач».

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».

Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений.

Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов отношений. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.

4 класс

Модуль «Основы читательской грамотности» (18ч)

Раздел 1.

Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте. Рассказы современных писателей: Е.Велтистов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул». Е.В.Медведев «Баранкин, будь человеком» и др.

Раздел 2.

Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение. Практическая работа с текстами разных жанров. Учебный текст как источник информации. Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию.

Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на основе исходного текста. Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8 ч)

Раздел 1.

Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.

Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение. Вода. Уникальность воды. Почвы и их свойства.

Раздел 2.

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.

Модуль «Основы математической грамотности» (16 ч)

Раздел 1.

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.

Раздел 2.

Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

Раздел 3.

Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.

Раздел 4.

Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Модуль «Основы финансовой грамотности» (18 ч)

Раздел 1.

Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие.

Раздел 2.

Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники.

Раздел 3.

Личные деньги. Сколько стоит «своё дело».

Распределение содержания программы

№п/п

Модуль

1         

1-2

класс

3

класс

4

класс

Всего

1

«Основы читательской грамотности»

 

68

24

18

110

2

«Основы математической грамотности»

 

 

-

22

 

16

 

38

3

«Основы естественнонаучной грамотности»

 

-

22

16

38

4

«Основы финансовой грамотности»

 

-

-

18

18

 

 

 

68

68

68

204ч

 

1-2 класс

 

№ п/п

Содержание

Теоретические часы

Практические часы

Всего часов

1

Раздел 1. Настоящий читатель

-

20

20

2

Раздел 2. Технология продуктивного чтения

-

34

34

3

Раздел 3. Проект «Дружим с книгой»

-

14

14

4

Итого

 

68

68

 

3 класс

Модуль «Основы читательской грамотности»

№ п/п

Тема занятия

Всего часов, 2 час в неделю

Теория

Практика

1-2

Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.

2

 

2

3- 6

Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.

4

1

3

7- 12

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

6

2

4

13- 14

Типы текстов: текст описание.

2

 

2

15- 16

Типы текстов: текст повествование.

2

 

2

17- 18

Типы текстов: текст рассуждение.

2

 

2

19- 24

Работа со сплошным текстом.

6

 

6

 

 

24

3

21

 

 

 

 

 

«Основы естественнонаучной грамотности»

№ п/п

Тема занятия

Всего часов, 1 час в неделю

Теория

Практика

1-2

Изучение природы.

2

1

1

3-6

Условия, в которых мы живем

4

2

2

7- 18

Кто и как живет рядом с нами.

12

4

8

19- 20

Выясняем, что такое экология.

2

1

1

21-22

Проведение рубежной аттестации.

2

 

2

 

 

22

8

14

 

Модуль «Основы математической грамотности»

№п/п

Тема занятия

Всего часов, 1 час в неделю

Теория

Практика

1-6

Удивительный мир чисел»

6

2

4

7- 16

Мир занимательных задач

10

3

7

17- 20

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.

4

2

2

21- 22

Итоговый мониторинг.

2

 

2

 

 

22

8

15

 

4 класс

 

Модуль «Основы читательской грамотности»

№п/п

Тема занятия

Всего часов, 1 час в неделю

Теория

Практика

1-4

Определение основной темы и главной мысли  в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте.

4

1

3

5-8

Работа с текстом. Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

4

1

3

9- 10

Работа с текстом. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение

2

1

1

11- 12

Учебный текст как источник информации.

2

1

1

13- 14

Составление плана на основе исходного текста.

2

 

2

15- 16

Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.

 

2

 

2

17- 18

Проведение рубежной аттестации.

2

 

2

 

 

18

4

14

 

Модуль «Основы математической грамотности»

№п/п

Тема занятия

Всего часов, 1 час в неделю

Теория

Практика

1-

2

Применение чисел и действий над ними.

Счет и десятичная система счисления.

2

1

1

3- 4

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

2

 

2

5- 6

Задачи на взвешивание.

2

 

2

7- 8

Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

2

 

2

9- 10

Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.

2

1

1

11- 14

Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

4

2

2

15- 16

Проведение рубежной аттестации.

2

 

2

 

 

16

4

12

 

 

 

 

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

№п/п

Тема занятия

Всего часов, 1 час в неделю

Теория

Практика

 

Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.

2

1

1

3- 4

Воздух и его свойства.

2

1

1

5-6

Углекислый газ в природе и его значение

2

1

1

7-8

Вода. Уникальность воды.

2

1

1

9- 10

Почвы и их свойства.

2

1

1

11- 12

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой.

2

1

1

13- 14

Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.

2

1

1

15- 16

Проведение рубежной аттестации.

2

1

1

 

 

16

8

8

 

Модуль «Основы финансовой грамотности»

№п/п

Тема занятия

Всего часов, 1 час в неделю

Теория

Практика

1-2

Как появились деньги? Что могут деньги?

2

1

1

3- 4

Деньги в разных странах

2

 

2

5- 6

Деньги настоящие и ненастоящие

2

 

2

7- 10

Как разумно делать покупки?

4

 

4

11- 12

Кто такие мошенники?

2

1

1

13- 14

Личные деньги

2

1

1

15- 16

Сколько стоит «своё дело»?

2

1

1

17- 18

Проведение рубежной аттестации.

2

 

2

 

 

18

4

14

 

 

 

 

 

 

Раздел 3

Тематическое планирование с указанием количества часов

 

Тематическое планирование «читаем, считаем, наблюдаем»

1-      2 КЛАСС (68 ч)

 Раздел

Тема  занятия

 

Кол

часов

1

Настоящий читатель

1

Кого можно считать настоящим читателем?           

20 ч

 

2

Любимая книга.

 

 

3

 Книги С.Я.Маршака, С.В.Михалкова.

 

 


4

Экскурсия в библиотеку.

 

 

5

Книги-«калеки», «лечение книг».

 

 

6

 Книги-«калеки», «лечение книг».

 

 

7

Домашняя библиотека. Личная библиотека.

 

 

8

Настоящий читатель много читает.

 

 

9

Лента времени для учёта длительности чтения.

 

 

10

Писатели и их книги. Портреты писателей

 

 

11

 Писатели и их книги.

 

 

12

Быстрое чтение и получение информации.

 

 

13

Быстрое чтение и получение информации.

 

 

14

Читаем всё, что задано.

 

 

15

Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач.

 

 

16

Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира.

 

 

17

Сходство и различие текстов разных предметов.

 

 

18

Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе».

 

 

19

Выступление с творческой работой

 

 

20

Что узнали. Чему научились.

2

Технология продуктивного чтения

21

Продуктивное чтение – что это?

34 ч

 

 

22

Опрос взрослых друзей. Запись ответов.

 

 

23

Опрос взрослых друзей. Запись ответов.

 

 

24

Опрос одноклассников. Запись ответов.

 

 

25

Продуктивное чтение и значение слова «продукт».

 

 

26

Читаем и переживаем.

 

 

27

Чтение рассказа Н. Сладкова: «Воздушный замок».

 

 

28

Читаем и переживаем.  Н. Сладков: «Воздушный замок».

 

 

29

Чтение рассказа Н. Сладкова: «Болтливые окуни».

 

 

30

Читаем и переживаем  Н. Сладков: «Болтливые окуни».

 

 

31

Чтение рассказа Н. Сладкова: «Бюро лесных услуг».

 

 

32

Читаем и переживаем  Н. Сладков: «Бюро лесных услуг».

 

 

33

Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя».        

 

 

34

Читаем и переживаем  Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя».        

 

 

35

В. Драгунский «Денискины рассказы».

 

 

36

Читаем и переживаем. В. Драгунский «Денискины рассказы».

 

 

37

Чтение, обсуждение, выполнение заданий на развитие читательской грамотности.

 

 

38

Чтение, обсуждение, выполнение заданий на развитие читательской грамотности.

 

 

39

Читаем и реагируем на прочитанное. Чтение рассказа  В.  Осеевой:  «Долг».

 

 

40

Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Читаем и реагируем на прочитанное.  В.  Осеева: «Картинки».

 

 

41

Рассказ  В. Голявкина «Вот что интересно!

 

 

42

Читаем и реагируем на прочитанное. В. Голявкин «Вот что интересно!

 

 

43

Рассказ Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса». Работа над текстом.

 

 

44

Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса».

 

 

45

Рассказ Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса».

 

 

46

Рассказ Н. Носова  «Мишина каша».

 

 

47

 Работа над текстом.  Н. Носов «Мишина каша».

 

 

48

Н. Носов « «Мишина каша». Работа над текстом. Смысловое чтение.

 

 

49

Читаем и переживаем.

 

 

50

Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении.

 

 

51

Основные этапы работы над произведением. Практическая работа.

 

 

52

Технология.

 

 

53

Проверочная работа.Что узнали. Чему научились.

 

 

54

Что узнали. Чему научились.

3

Проектная задача «Дружим с книгой»

55

Проектная задача. Обсуждение общей темы.

14 ч

 

 

56

Уточнение, выбор подтем проектной задачи.

 

 

57

Составление плана работы над проектной задачей.

 

 

58

Подготовка проектной задачи. Сбор информации.

 

 

59

Работа с картотекой, с источниками.

 

 

60

Сбор информации. Выполнение проектной задачи.

 

 

61

Выполнение проектной задачи.

 

 

62

Фиксация хода работы над проектной задачей.

 

 

63

Выполнение проектной задачи. Фиксация хода работы над проектной задачей.

 

 

64

Выполнение проектной задачи.

 

 

65

Плакат для защиты проектной задачи.

 

 

66

Подготовка презентации к защите проектной задачи.

 

 

67

Защита проектной задачи.

 

 

68

Что узнали. Чему научились. Праздник «Я – настоящий читатель!».

 

 

Итого

68 ч

Тематическое планирование «читаем, считаем, наблюдаем»

3        КЛАСС (68 ч)

 

 Раздел

Тема  занятия

 

Кол

часов

1

 «Основы читательской грамот-ности»

1

Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.      

24 ч

 

2

Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.

 

 

3

Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.

 

 

4

Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.

 

 

5

Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.

 

 

6

Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.

 

 


 7

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста ?

 

 

8

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста?

 

 

9

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его части?

 

 

10

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его части?

 

 

11

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его части?

 

 

12

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его части?

 

 

13

Типы текстов: текст описание.

 

 

14

Текст описание.

 

 

15

Типы текстов: текст повествование.

 

 

16

Текст повествование.

 

 

17

Типы текстов: текст рассуждение.

 

 

18

Текст рассуждение.

 

 

19

Работа со сплошным текстом.

 

 

20

Работа со сплошным текстом.

 

 

21

Работа со сплошным текстом. Рассказ К. Паустовского «Дремучий медведь».

 

 

22

Рассказ К. Паустовского «Дремучий медведь».

 

 

23

Рассказ К. Паустовского «Дремучий медведь».

 

 

24

Работа со сплошным текстом. Рассказ К. Паустовского «Дремучий медведь».

2

«Основы естественнонаучной гра-мотности»

25

Изучение природы. Науки о природе.

 22ч

 

 

26

Науки о природе.

 

 

27

Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле.

 

 

28

Сезонные явления нашей местности.

 

 

29

Особенности весны, лета, осени, зимы

 

 

30

Неблагоприятные и необычные явления природы.

 

 

31

Кто и как живет рядом с нами.

 

 

32

Свет, тепло, влага в жизни растений.

 

 

33

Нужны ли комнатные растения в доме.

 

 

34

Комнатные растения.

 

 

35

Чужестранные пришельцы на подо­коннике - что мы о них знаем.

 

 

36

Чужестранные пришельцы на подо­коннике - что мы о них знаем.

 

 

37

Кто и как живет рядом с нами.

 

 

38

Почему надо беречь и охранять растения.

 

 

39

Грибы - удивительное царство.

 

 

40

Где растут лишайники, о чем они могут рассказать.

 

 

41

Многообра­зие животных родного края.

 

 

42

Что охраняют в заповедниках  Новосибирской области.

 

 

43

Выясняем, что такое экология.

 

 

44

Охранять природу – значит охранять здо­ровье.

 

 

45

Что узнали. Чему научились. Оценка достижений.

 

 

46

Что узнали. Чему научились.

3

«Основы математической гра-мотности»

47

Удивительный мир чисел и цифр. История развития математики.

22ч

 

 

48

Интересные приёмы устных вычислений.

 

 

49

Виды цифр. Римская нумерация.

 

 

50

Единицы времени: час, минута, сутки, месяц.

 

 

51

Римские цифры и циферблат.

 

 

52

Календарь дат.

 

 

53

Ребус. Правила разгадывания ребусов.

 

 

54

Решение математических ребусов.

 

 

 

 

55

Мир занимательных задач. Решение олимпиадных задач.

 

 

56

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач.

 

 

57

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач.

 

 

58

Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы

 

 

59

Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи.

 

 

60

Работа с таблицами, диаграммами, поиск информации для решения задач.

 

 

61

Работа с таблицами, диаграммами, поиск информации для решения задач.

 

 

62

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

 

 

63

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.

 

 

64

Решение задач на нахождение площади, периметра

 

 

65

Решение задач на нахождение площади, периметра

 

 

66

Задачи – расчёты.

 

 

67

Что узнали. Чему научились. Оценка достижений.

 

 

68

Что узнали. Чему научились.

 

 

Итого

68 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование «читаем, считаем, наблюдаем»

4        КЛАСС (68 ч)

 

 Раздел

Тема  занятия

 

Кол

часов

1

 «Основы читательской грамотности»

1

Определение основной темы и главной мысли  в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте.

18ч

2

Рассказы современных писателей.  Е. Велтистов «Мальчик из чемодана».

 

 

3

Е. Велтистов «Мальчик из чемодана». Чтение и анализ.

 

 

4

Е. Велтистов «Мальчик из чемодана». Работа над текстом.

 

 

5

Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

 

 

6

Чтение произведения Е. В. Медведева «Баранкин, будь человеком». Работа с текстом.

 

 

7

Е. В. Медведев «Баранкин, будь человеком». Работа с текстом.

 

 

8

Е. В. Медведев «Баранкин, будь человеком». Работа с текстом.

 

 

9

Работа с текстом. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение

 

 

10

Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение. Работа над текстами разных типов.

 

 


 11

Учебный текст как источник информации.

 

 

12

Комплексная работа.

 

 

13

Составление плана на основе исходного текста.

 

 

14

Составление плана на основе исходного текста. Подготовка к ВПР.

 

 

15

Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно- практических задач.

 

 

16

Сочинение. Подготовка к ВПР.

 

 

17

Что узнали. Чему научились. Выполнение заданий в форме ВПР

 

 

18

Что узнали. Чему научились.

2

«Основы математической грамотности»

1

Применение чисел и действий над ними.

 16ч

 

 

2

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.

 

 

3

Сюжетные задачи, решаемые с конца. Решение логических задач.

 

 

4

Подготовка к олимпиаде по математике.

 

 

5

Задачи на взвешивание. Решение практических задач.

 

 

6

Решение практических задач.

 

 

7

Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

 

 

8

Логические задачи. Подготовка к олимпиаде.

 

 

9

Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание.

 

 

10

Наглядная геометрия. Разбиение объекта на части и составление модели.

 

 

11

Комбинаторные задачи.

 

 

12

Представление данных в виде таблиц.

 

 

13

Представление данных в виде  диаграмм.

 

 

14

Представление данных в виде таблиц, графиков.

 

 

15

Что узнали. Чему научились. Комплексная работа в форме ВПР.

 

 

16

Что узнали. Чему научились.

3

 «Основы естественнонаучной грамотности»

1

Движение и взаимодействие частиц.

16ч

2

Признаки химических реакций.

Работа в форме ВПР.

 

 

3

Воздух и его свойства.

 

 

4

Воздух и его свойства. Работа над текстами по теме.

 

 

5

Углекислый газ в природе и его значение

 

 

6

Углекислый газ в природе и его значение. Работа над текстами по теме.

 

 

7

Вода. Уникальность воды.

 

 

8

Работа над текстами по теме.

 

 

9

Почвы и их свойства.

 

 

10

Работа над текстами по теме.

 

 

11

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой.

 

 

12

Работа над текстами по теме. Подготовка к ВПР.

 

 

13

Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.

 

 

14

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой.

 

 

15

Что узнали. Чему научились. Работа в форме ВПР.

 

 

16

Что узнали. Чему научились

4

«Основы финансовой грамот-ности»

1

Как появились деньги? Что могут деньги?

18 ч

2

Решение задач с величинами «цена», «кол-во», «стоимость».

 

 

3

Деньги в разных странах. Чтение текстов по теме.

 

 

4

Деньги в разных странах. Решение задач.

 

 

5

Деньги настоящие и ненастоящие.

 

 

6

Сувенирные деньги. Работа над текстами по теме.

 

 

7

Как разумно делать покупки?

 

 

8

Как разумно делать покупки?

 

 

9

Делаем покупки.

 

 

10

Делаем покупки.

 

 

11

Кто такие мошенники?

 

 

12

Кто такие мошенники? Чтение текстов

 

 

13

Личные деньги. Практическая работа

 

 

14

Личные деньги. Практическая работа

 

 

15

Сколько стоит «своё дело»? Игра «Экономические загадки».

 

 

16

Сколько стоит «своё дело»? Игра «Экономические загадки».

 

 

17

Что узнали. Чему научились. Комплексная работа.

 

 

18

Что узнали. Чему научились.

 

 

Итого

68 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности интеллектуального направления по основам функциональной грамотности «Читаем, считаем, наблюдаем» составлена на основе

Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности интеллектуального направления по основам функциональной грамотности «Читаем, считаем, наблюдаем» составлена на основе

Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями

Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями

Промежуточная аттестация по предметным результатам организуется и проводится по классам следующим образом:

Промежуточная аттестация по предметным результатам организуется и проводится по классам следующим образом:

Результаты внеурочной интеллектуальной деятельности школьников распределяются по трем уровням

Результаты внеурочной интеллектуальной деятельности школьников распределяются по трем уровням

Раздел 1 Планируемые результаты освоения учебного предмета

Раздел 1 Планируемые результаты освоения учебного предмета

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ и ПРЕДМЕТНЫЕ результаты

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ и ПРЕДМЕТНЫЕ результаты

Раздел 2

Раздел 2

Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края

Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края

Поиск ошибок в предложенном тексте

Поиск ошибок в предложенном тексте

Содержание Теоретические часы

Содержание Теоретические часы

Основы естественнонаучной грамотности» № п/п

Основы естественнонаучной грамотности» № п/п

Работа с текстом. Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования

Работа с текстом. Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» №п/п

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» №п/п

Раздел 3 Тематическое планирование с указанием количества часов

Раздел 3 Тематическое планирование с указанием количества часов

Чтение рассказа Н. Сладкова: «Воздушный замок»

Чтение рассказа Н. Сладкова: «Воздушный замок»

Работа над текстом. Н. Носов «Мишина каша»

Работа над текстом. Н. Носов «Мишина каша»

Тематическое планирование «читаем, считаем, наблюдаем» 3

Тематическое планирование «читаем, считаем, наблюдаем» 3

Рассказ К. Паустовского «Дремучий медведь»

Рассказ К. Паустовского «Дремучий медведь»

Интересные приёмы устных вычислений

Интересные приёмы устных вычислений

Тематическое планирование «читаем, считаем, наблюдаем» 3

Тематическое планирование «читаем, считаем, наблюдаем» 3

Основы математической грамотности» 1

Основы математической грамотности» 1

Почвы и их свойства. 10

Почвы и их свойства. 10

«Функциональной грамотность» Рабочая программа курса внеурочной деятельности интеллектуального направления по основам функциональной грамотности «Читаем, считаем, наблюдаем» 1-4 класс

«Функциональной грамотность» Рабочая программа курса внеурочной деятельности интеллектуального направления  по  основам функциональной грамотности  «Читаем, считаем, наблюдаем» 1-4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2022