Функция мотивации в менеджменте
План
1. Сущность и роль мотивации.
2. Типы мотивационных теорий.
3. Содержательные теории мотивации
- Теория иерархии потребностей Маслоу;
- Двухфакторная теория Ф. Герцберга;
- Теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда.
4. Процессуальные мотивационные теории
- Теория справедливости Дж.Адамса;
- Теория ожиданий В.Врума;
- Комплексная теория Л.Портера и Е.Лоулера
5. Проблемы формирования эффективного мотивационного механизма на украинских предприятиях.
Содержание лекции
Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организации является главной задачей руководства персоналом. Эта тема направлена на изучение мотивационной структуры поведения человека и различных концепций мотивации (Маслоу, Д.МакКлелланда, Ф.Герцберга).
Мотивацию следует рассматривать как процесс удовлетворения тех или иных потребностей индивида. Мотивационный процесс теоретически может быть представлен в виде шести стадий (рис.2.8).

Рис.2.8. Схема мотивационного процесса
Мотивационные теории разбиваются на две группы:
ü содержательные концепции мотивации объясняют поведение человека мотивами, основой которых являются те или иные неудовлетворенные потребности, то есть ощущение нехватки чего-то, без чего он ощущает состояние дискомфорта, внутреннего и внешнего напряжения, которое стремиться преодолеть. Содержательные теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности.
ü согласно процессному подходу, поведение личности определяется не только ее потребностями, но и восприятием ситуации, ожиданиями, связанными с ней, оценкой своих возможностей и последствий выбранного типа поведения. В результате этого человек принимает решение об активных действиях или бездействии
В составе группы мотивационных теорий содержательного характера обычно выделяют теорию иерархии потребностей А. Маслоу, теорию Д. МакКлелланда, двухфакторную теорию Ф. Герцберга.
Теория иерархии потребностей –– теория А. Маслоу о существовании иерархии пяти человеческих потребностей: физиологической, потребности в защищенности, социальной потребности, потребности в уважении и самореализации. Как только в основном удовлетворяется одна из потребностей, начинает доминировать следующая (рис. 2.9).

Согласно теории Ф. Герцберга мотивация к труду формируется под влиянием двух групп факторов - гигиенических и мотивационных (таблица 2.7).
Таблица 2.7. Модель мотивации Ф. Герцберга
|
Гигиенические факторы (факторы внешней среды). Их недостаток снижает удовлетворенность трудом, их достаточность сама по себе не повышает удовлетворенность трудом и не мотивирует рост эффективности |
Факторы мотивации –– связаны с характером и сущностью работы, их наличие повышает удовлетворенность трудом и мотивирует повышение эффективности труда |
|
Политика фирмы и администрации Условия работы Заработок Межличностные отношения с коллегами, начальниками и подчиненными Степень непосредственного контроля за работой |
Успех Продвижение по службе Признание и одобрение результатов работы Высокая степень ответственности Возможности творческого и делового роста |
Вывод теории Ф. Герцберга: при наличии у работников чувства неудовлетворенности, менеджер должен выявить факторы, которые ее вызывают, и устранить эту неудовлетворенность. Затем сконцентрировать внимание на включение в действие факторов мотивации, которые способствуют появлению удовлетворенности работой.
Д.МакКлелланд в теории приобретенных потребностей выделил потребности в успехе, в причастности и власти, но без иерархического подчинения, как в Маслоу.
Среди процессуальных теорий следует выделить теорию справедливости Дж.Адамса, теорию ожиданий В.Врума, комплексную теорию Портера-Лоулера.
Основная идея теории справедливости состоит в том, что в процессе работы человек сравнивает оценку своих действий с оценкой аналогичных действий коллег и на этой основе приходит к выводу о справедливости оплаты его труда. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у него возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс. Основной вывод теории справедливости для практики управления состоит в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда.
Теория ожиданий В. Врума - теория, согласно которой человек склонен действовать определенным образом в зависимости от того, какое вознаграждение она ожидает получить в результате, а также в зависимости от привлекательности этого вознаграждения для данного человека. Теория ожиданий В. Врума подчеркивает важность трех взаимосвязей, которые можно изобразить в виде формулы:
![]() |
|||
![]() |
|||
´ ´ ´ =
![]()
![]()
![]()
З-Р
Рис. 2.10. Модель мотивации по В. Вруму
Вывод: наиболее эффективная мотивация достигается, когда люди верят, что их усилия обязательно позволят им достичь цели и приведут к получению особо ценного вознаграждения.
Согласно модели Портера – Лоулера, результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченных усилий (3), способностей и особенностей характера (4), а также от осознания им своей роли в процессе труда (5). Уровень затрачиваемых усилий в свою очередь зависит от ценности вознаграждения (1) и от того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением (2). Достижение требуемого уровня результативности (6) может повлечь как внутренние (7а - чувство удовлетворения, самоуважение и т.п.), так и внешние (76 - похвалы руководителя, премия, продвижение по службе) вознаграждения. Удовлетворение (9) –– это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости (8). Удовлетворение является мерилом того, насколько ценно вознаграждение на самом деле (1). Эта оценка будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций (рис. 2.11)

Рис. 2.11. Модель Портера-Лоулера
Вывод состоит в том, что результативный труд доставляет удовлетворение. Чувство выполненной работы ведет к удовлетворению и способствует повышению результативности труда.
Для усиления мотивации к труду на украинских предприятиях можно воспользоваться следующими рекомендациями, разработанными западными специалистами М.-Х. Месконом, М. Альбертом и Ф.Хедоури (табл.2.8):
Таблица 2.8. Методы удовлетворения потребностей высших уровней
|
Социальные потребности |
|
1. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться 2. Создавайте на рабочих местах дух единой команды 3. Проводите с подчиненными периодические совещания 4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба 5. Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок |
|
Потребности в уважении |
|
1. Предлагайте подчиненным более содержательную работу 2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами 3. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты 4. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений 5. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия 6. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице 7. Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности |
|
Потребности в самовыражении
|
|
1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал 2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи 3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.