Функция мотивации в менеджменте

  • docx
  • 05.01.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-0026110.docx

Функция мотивации в менеджменте

План

1. Сущность и роль мотивации.

2. Типы мотивационных теорий.

3. Содержательные теории мотивации

- Теория иерархии потребностей Маслоу;

- Двухфакторная теория Ф. Герцберга;

- Теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда.

4. Процессуальные мотивационные теории

- Теория справедливости Дж.Адамса;

- Теория ожиданий В.Врума;

- Комплексная теория Л.Портера и Е.Лоулера

5. Проблемы формирования эффективного мотивационного механизма на украинских предприятиях.

Содержание лекции

Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организации является главной задачей руководства персоналом. Эта тема направлена ​​на изучение мотивационной структуры поведения человека и различных концепций мотивации (Маслоу, Д.МакКлелланда, Ф.Герцберга).

Мотивацию следует рассматривать как процесс удовлетворения тех или иных потребностей индивида. Мотивационный процесс теоретически может быть представлен в виде шести стадий (рис.2.8).

Рис.2.8. Схема мотивационного процесса

 

Мотивационные теории разбиваются на две  группы:

ü  содержательные концепции мотивации объясняют поведение человека мотивами, основой которых являются те или иные неудовлетворенные потребности, то есть ощущение нехватки чего-то, без че­го он ощущает состояние дискомфорта, внутреннего и внешнего напряжения, которое стремиться преодолеть. Содержательные теории  описывают структуру потребностей, их  содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается  попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности.

ü  согласно процессному подходу, поведение личности определя­ется не только ее потребностями, но и восприятием ситуации, ожиданиями, связанными с ней, оценкой своих возможностей и последствий                 выбранного типа поведения. В результате этого чело­век принимает                решение об активных действиях или бездействии 

В составе группы мотивационных теорий содержательного характера обычно выделяют теорию  иерархии потребностей А. Маслоу, теорию                Д. МакКлелланда, двухфакторную теорию Ф. Герцберга.                                

Теория иерархии потребностей –– теория А. Маслоу о существовании                иерархии пяти человеческих потребностей: физиологической, потребности в               защищенности, социальной потребности, потребности в уважении и                    самореализации. Как только в основном удовлетворяется одна из потребностей, начинает доминировать следующая (рис. 2.9).

 

 

Согласно теории Ф. Герцберга мотивация к труду формируется под влиянием двух групп факторов - гигиенических и мотивационных (таблица 2.7).

 

 

 

 

 

Таблица  2.7.  Модель мотивации Ф. Герцберга

 

 

Гигиенические факторы (факторы внешней среды). Их недостаток снижает удовлетворенность трудом, их достаточность сама по себе не повышает удовлетворенность трудом и не мотивирует рост эффективности

 

Факторы мотивации ––  связаны с характером и сущностью работы, их наличие повышает удовлетворенность трудом и мотивирует повышение эффективности труда

 

Политика фирмы и администрации

Условия работы

Заработок

Межличностные отношения с коллегами, начальниками   и подчиненными

Степень непосредственного контроля  за  работой

 

Успех

Продвижение по службе

Признание и одобрение результатов работы

Высокая степень ответственности

Возможности творческого  и  делового роста

 

 

Вывод теории Ф. Герцберга: при наличии у работников чувства неудовлетворенности, менеджер должен выявить факторы, которые ее вызывают, и устранить эту неудовлетворенность. Затем сконцентрировать внимание на включение в действие факторов мотивации, которые способствуют  появлению удовлетворенности работой.

Д.МакКлелланд в теории приобретенных потребностей выделил потребности в успехе, в причастности и власти, но без иерархического подчинения, как в Маслоу.

Среди процессуальных теорий следует выделить теорию справедливости Дж.Адамса, теорию ожиданий В.Врума, комплексную теорию Портера-Лоулера.

Основная идея теории справедливости состоит в том, что в процессе работы человек сравнивает оценку своих действий с оценкой аналогичных действий коллег и на этой основе приходит к выводу о справедливости оплаты его труда. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у него возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс. Основной вывод теории справедливости для практики управления состоит в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда.

Теория ожиданий В. Врума - теория, согласно которой человек склонен действовать определенным образом в зависимости от того, какое вознаграждение она ожидает получить в результате, а также в зависимости от привлекательности этого вознаграждения для данного человека. Теория ожиданий В. Врума подчеркивает важность трех взаимосвязей, которые можно изобразить в виде формулы:

 

Ожидание того, что результаты повлекут за собой ожидаемое вознаграждение                     

         Р-В
Ожидаемая ценность вознаграждения                                



Валентность
Ожидание того, что усилия           дадут желаемые результаты

 


Мотивация                        ´                       ´            ´                                  =

           

   

 


З-Р                                   

 

 

Рис. 2.10. Модель мотивации по В. Вруму

 

Вывод: наиболее эффективная мотивация достигается, когда люди верят, что их усилия обязательно позволят им достичь цели и приведут к получению особо ценного вознаграждения.

 

 

Согласно модели Портера – Лоулера, результаты, достигнутые сотрудни­ком, зависят от трех переменных: затраченных усилий (3), способностей и                 особенностей характера (4), а также от осознания им своей роли в процессе труда (5). Уровень затра­чиваемых усилий в свою очередь зависит от ценности               вознаг­раждения (1) и от того, насколько человек верит в существо­вание прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением (2). Достижение                 требуемого уровня резуль­тативности (6) может повлечь как внутренние                     (7а - чувство удовлетворения, самоуважение и т.п.), так и внешние (76 - похвалы руководителя, премия, продвижение по службе) вознагражде­ния.                            Удовлетворение (9) –– это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости (8). Удовлетворе­ние является мерилом того,                  насколько ценно вознаграждение на самом деле (1). Эта оценка будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций (рис. 2.11)

 

Рис. 2.11. Модель Портера-Лоулера

 

Вывод состоит в том, что результативный труд доставляет                   удовлетворение. Чувство выполненной работы ведет к удовлетворению и способствует повышению результативности труда.

Для усиления мотивации к труду на украинских предприятиях можно воспользоваться следующими рекомендациями, разработанными западными специалистами М.-Х. Месконом, М. Альбертом и Ф.Хедоури (табл.2.8):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.8.    Методы удовлетворения потребностей высших уровней

 

Социальные потребности

1.    Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться

2.    Создавайте на рабочих местах дух единой команды

3.    Проводите с подчиненными периодические совещания

4.    Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если                они  не наносят организации реального ущерба

5.    Создавайте условия для социальной активности членов организации              вне ее рамок

Потребности в уважении

1.  Предлагайте подчиненным более содержательную работу

2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми                   результатами

3. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты

4. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений

5.  Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия

6.  Продвигайте подчиненных по служебной лестнице

7.  Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности

Потребности в самовыражении

 

1.    Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития,                    которые позволили бы полностью использовать их потенциал

2.    Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них                полной отдачи

3.    Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности