Программа по футболу направлена на повышение двигательной активности учеников, совершенствование технических умений и приобретение новых двигательных навыков, формирование умения работать в команде, воспитывая тем самым дисциплинированность и ответственность.
Актуальность программы:
В связи с изменением ритма жизни и увеличивающейся учебной нагрузкой, а также низкой организацией досуговой деятельности детей и подростков, возникает необходимость создания секций спортивной направленности, которая средствами физической культуры решала бы проблему гиподинамии подрастающего поколения и прививала интерес к регулярным и самостоятельным занятиям двигательными упражнениями, подвижными и спортивными играми.Программа по футболу направлена на повышение двигательной активности учеников, совершенствование технических умений и приобретение новых двигательных навыков, формирование умения работать в команде, воспитывая тем самым дисциплинированность и ответственность.
Актуальность программы:
В связи с изменением ритма жизни и увеличивающейся учебной нагрузкой, а также низкой организацией досуговой деятельности детей и подростков, возникает необходимость создания секций спортивной направленности, которая средствами физической культуры решала бы проблему гиподинамии подрастающего поколения и прививала интерес к регулярным и самостоятельным занятиям двигательными упражнениями, подвижными и спортивными играми.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ФУТБОЛ
Программа предназначена для детей в возрасте 6 – 17 лет.
Срок освоения программы – 4 года.
1. Пояснительная записка
Программа по футболу направлена на повышение двигательной активности учеников,
совершенствование технических умений и приобретение новых двигательных навыков, формирование
умения работать в команде, воспитывая тем самым дисциплинированность и ответственность.
Актуальность программы:
В связи с изменением ритма жизни и увеличивающейся учебной нагрузкой, а также низкой
организацией досуговой деятельности детей и подростков, возникает необходимость создания секций
спортивной направленности, которая средствами физической культуры решала бы проблему
гиподинамии подрастающего поколения и прививала интерес к регулярным и самостоятельным
занятиям двигательными упражнениями, подвижными и спортивными играми.
Поскольку футбол является самым популярным видом спорта среди мальчиков школьного возраста,
имеет смысл целенаправленно обучать ребят основам владения мячом технике и правилам игры.
Таким образом, может решаться еще одна задача – формирование детских и подростковых команд
для участия в турнирах различного уровня, начиная с дворовых и товарищеских игр, заканчивая
Первенством района и выше.
Цель программы:
Популяризация и развитие футбола в государственных образовательных учреждениях,
повышение уровня спортивного мастерства занимающихся, организации и проведения учебно
тренировочного процесса.
Программный материал объединен в целостную систему поэтапной спортивной подготовки и
воспитательной работы, предполагая решение следующих задач:Образовательные задачи:
1. Способствовать овладению воспитанниками движениями и элементами игры в футбол.
2. Обучать навыкам спортивного мастерства, элементам игры в футбол.
3.Формировать навыки в игре.
4. Сформировать систему знаний, умений по основам игры в футбол.
5. Подготовка судейобщественников по футболу.
Развивающие задачи:
1.Развивать у занимающихся специальных знаний, необходимых для успешной деятельности в данном
виде спорта.
2. Развивать общую выносливость, ловкость, координацию, гибкость, силу и силовую выносливость.
3. Развивать уверенность в себе, своих силах и готовности к высоким спортивным достижениям.
Воспитательные задачи:
1. Формировать патриотизм.
2. Воспитывать высокие волевые, моральноэтические и эстетические качества.
3. Воспитывать чувство ответственности и товарищесва.
4. Приобщить ребенка к здоровому образу жизни.
Условия реализации образовательной программы:
Программа предназначена для детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет. Программа рассчитана
на 4 летнее обучение. Комплектование групп по футболу осуществляется на основании выполнения
(подтверждения) обучающимися нормативов физической и технической подготовленности
соответствующих этапу подготовки.
Начало обучения осуществляется при наличии:
заявления от родителей
медицинского заключения
Количество занятий в неделю, часов в неделю и в год:
у первого года обучения 2 занятия в неделю по 2 часа (144 часа в год)
у второго года обучения 23 занятия в неделю по 32 часа (216 часов в год)
у третьего года обучения 23 занятия в неделю по 32 часа (216 часов в год)
у четвертого года обучения 23 занятия в неделю по 32 часа (216 часов в год)
Занятия групповые, в состав группы входят от 10 до 15 человек. Первый год не менее 15 человек
в группе, второй год обучения – не менее 12 человек в группе. Третий и четвертый год – не менее 10
человек в группе при сохранении контингента занимающихся 80% и выше.
70%
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
При посещении свыше
занятий должны наблюдаться сформированные знания по
теоретическому разделу программы, практические умения в освоенных упражнениях, учащиеся
должны демонстрировать прикладное значение изученных упражнений. Сформирована «школа мяча»,
владение основными техническими приемами футбола. Понимание сущности игры, значение техники
и тактики. Умение не только самостоятельно выполнять действие, но и обучать упражнениям
товарищей. Самостоятельно (в команде) выбирать тактический вариант игры и реализовывать его,распределяя роли игроков. Активно взаимодействовать в команде. На протяжении 15 минут учебной
игры (2 х 7,5 минут по правилам мини футбола) демонстрировать высокий уровень
работоспособности, без снижения эффективности освоенных технических действий
Способ проверки:
участие в соревнованиях различного уровня.
турнир (между собой, между другими командами)
Программа составлена на основе директивных и нормативных документов, в соответствии с Законом
«Об образовании» и типовым Положением об образовательном учреждении дополнительного
образования детей.
2. Учебнотематический план
Таблица учебнотематического плана на первый год обучения№п/п
Тема
Всего
Количество часов
Теоретических
Практических
занятий
занятий
1
2
3
4
5
6
Теоретическая
подготовка
Общая физическая
подготовка
Специальная
физическая подготовка
Техникотактическое
мастерство
Соревновательная
подготовка
6
44
38
28
28
6
4
4
4
6
Итого часов:
144
20
40
34
24
22
124
Содержание программы первого года обучения
1. Теоретическая подготовка:
техника безопасности
правила поведения на занятиях
здоровье и здоровый образ жизни
история возникновения и развития футбола
развитие физических качеств
2.Общая физическая подготовка
Развитие общей выносливости
бег 200, 400 м на время, прыжки на скакалке, прыжки через скамейку, прыжки с подниманием
коленей к груди, прыжки в парах, отжимание, приседания.
Развитие ловкости
упражнения на снарядах, прыжки на 3,4 рейку гимнастической стенки, передвижение по ограниченной
опоре, «полоса препятствий» с использованием мячей, матов, скакалок, скамеек.
Развитие координации
ориентация в пространстве, упражнения в парах. Упражнения с предметами (скакалки, мячи, гимн.
палки), гимнастические и акробатические упражнения, упражнения на формирование правильного
владения мячом.
Развитие гибкости
Наклон вперед из седа ноги вместе, держать 3 сек. Мост, держать 3 сек Шпагаты в трех положениях;
правой, левой, прямой (сед с предельно разведенными в стороны ногами)
Развитие силы и силовой выносливости; гантели, утяжелители, упражнения в парах с
сопротивлением партнера, упражнения силового характера с использованием собственного веса.
3. Специальная физическая подготовка
Основное требование развитие физических качеств футболистов предусматривает оценку
скоростных и скоростносиловых качеств, скоростной и общей выносливости.
1.
2.
3.
4.
Бег 30 метров (с)
Бег 50 метров (с)
Бег 7 раз по 50 метров (с).
Тест Купера на общую выносливость. Бег в течение 12 минут.5.
Тест на быстроту и скоростную выносливость. Бег 30 метров с высокого старта. 3 повторения
с интервалом отдыха 20 секунд. Скоростная выносливость определяется по сумме показателей в 3
попытках.
6.
7.
Пятерной прыжок в длину с ноги на ногу с места.
Бросок набивного мяча весом 2 кг двумя руками изза головы на дальность
4. Техникотактическое мастерство
Учащиеся получают базовую информацию о тактике этого вида спорта, о роли партнеров в игре,
умения работать в команде. Технические элементы изучаются, начиная с наиболее простых, затем, по
мере усвоения, совершенствуются в более сложные.
Технические умения
Удар носком, удар подъёмом, удар внутренней стороной стопы, удар внешней стороной стопы.
Удар пяткой, удары с подрезкой мяча, удары по катящемуся и летящему мячу, удары головой.
Остановки мяча, ведение мяча, финты, отбор мяча, вбрасывание мяча, приёмы игры вратаря,
передачи.
Тактические знания
Если «работает» голова, индивидуальная тактика, система игры, игра вратаря.
Тактика игры защитников, тактика игры полузащитников, тактика игры нападающих.
Законы футбольного поля, правила игры, мини–футбол, футбольная терминология.
5. Соревновательная подготовка
Учащиеся на этом году обучения в течение учебного года принимают участие не менее чем в двух
соревнованиях.Таблица
№п/п
Тема
Всего
Количество часов
Теоретических
Практических
занятий
занятий
1
2
3
4
5
Теоретическая
подготовка
Общая физическая
подготовка
Специальная
физическая подготовка
Техникотактическое
мастерство
Соревновательная
подготовка
Итого:
6
66
60
42
42
6
5
7
6
6
216
30
тематического плана на второй год обучения
61
53
36
32
186
учебно
Содержание программы первого года обучения
1. Теоретическая подготовка:
техника безопасности
пропоганда асоциального поведения
правила игры в футбол
развитие у занимающихся специальных знаний, и умений в данном виде спорта.
первая помощь при травмах
2.Общая физическая подготовка
Развитие общей выносливости
Общая выносливость развивается с помощью упражнений при задействовании больших мышечных
групп: беговые (бег на выносливость1 км) и прыжковые упражнения (прыжки на скакалке прыжки
на двух ногах без промежуточных подскоков, вращая скакалку вперед, средний темп – 100 прыжков в
минуту).
Развитие ловкости
Упражнения на снарядах (гимн.стенка, скамейка), передвижение по ограниченной опоре, «полоса
препятствий» с использованием подручных средств. Развитие координации – упражнения, связанные с ориентацией в пространстве, тренировка
вестибулярного аппарата, средствами вращательной акробатики. Упражнения со снарядами
(скакалки, гимн.палки, мячи), гимнастические упражнения .
3. Специальная физическая подготовка
Основное внимание в разделе СФП направлено на развитие физических качеств применительно к
игре в футбол:
скоростная выносливость – пробегание коротких отрезков большое количество раз:
специальная ловкость – повороты и остановки в движении, перемещение относительно игроков
своей команды и противника.
координационные способности – умение быстро ориентироваться в пространстве, координирование
действий при ведении и передаче мяча.
Основа любой игры с мячом – «школа мяча». Учащиеся осваивают ведение мяча, удары по мячу
(различной интенсивности, различными частями тела, из различных положений). Большое значение
имеет формирование так называемого «чувства мяча», которое достигается регулярным
взаимодействием с мячом.
4. Техникотактическое мастерство
Моделирование игры в тренировочном процессе. Психологическое состояние во время игры.
5. Соревновательная подготовка
Учащиеся на этом году обучения в течение учебного года принимают участие не менее чем в двух
четырех соревнованиях.
Таблица учебнотематического плана на третий год обучения
№ п/п
Тема
Количество часов
Теоретических
занятий
Практических
занятий
41
34
78
31
184
Теоретическая
подготовка
Общая физическая
подготовка
Специальная физическая
подготовка
Техникотактическое
мастерство
Соревновательная
подготовка
Всего
6
47
42
84
37
1
2
3
4
5
6
Итого:
216
32
6
6
8
6
6
Содержание программы третьего года обучения
1. Теоретическая подготовка:
техника безопасности
техника безопасности во время игры в футбол
первая помощь при травмах
правила поведения на занятиях
правила поведения на соревнованиях
здоровье и здоровый образ жизни
гигиена
правильное питание
соблюдение режима дня
2.Общая физическая подготовка
Развитие общей выносливости
Бег на выносливость1 км,3 кмПрыжковые упражнения: прыжки со скакалкой, прыжки на гимнастическую скамейку толчком двумя
ногами, выполнять отскок от скамейки с прямыми ногами, количеству прыжков в минуту.
Подкачка (выпрыгивания, складки, приседания, отжимания, поднимание ног в висе на шведской
стенке, пресс, упражнения на мышцы спины), выполняется на время.
Развитие специальной выносливости.
Работа с мячом на время и на качество техники владения.
3. Специальная физическая подготовка
Отработка элементов игры на уровне команд района и города. Для конечного результата необходимо
выставлять команду, подготовленную из воспитанников отделения футбола, на городские
соревнования и турниры не меньшего ранга.
4. Техникотактическое мастерство
Умения регулировать психологическое состояние, сосредоточиваться перед игрой, мобилизовывать
силы во время выступления, противостоять неблагоприятным воздействиям. Вести борьбу с
соперником до конца, не поддаваться неприятным уловкам со стороны соперника, не отвечать им
грубостью на грубость.
5. Соревновательная подготовка
Учащиеся на этом году обучения в течение учебного года принимают участие не менее чем в
четырехшести соревнованиях.
Таблица учебнотематического плана на четвертый год обучения
№ п/п
Тема
1
2
3
4
5
Теоретическая
подготовка
Общая физическая
подготовка
Специальная
физическая подготовка
Техникотактическое
мастерство
Соревновательная
подготовка
Итого:
Всего
6
38
46
75
51
6
6
8
6
6
216
32
Количество часов
Теоретических
занятий
Практических
занятий
32
38
69
45
184
Содержание программы четвертого года обучения
1. Теоретическая подготовка:
техника безопастности.
формирование у занимающихся специальных знаний в ходе практических занятий и самостоятельно.
повышение устойчивости к соревновательному стрессу и надежности выступлений.
2.Общая физическая подготовка
Развитие общей выносливости
Бег, бег с грузами 1км, бег с препятствиями, прыжки на скакалки.
Подкачка с грузами.
Развитие специальной выносливости.Игра в процессе тренировки с грузами.
Развитие силы, силовой выносливости во время игры.
3. Специальная физическая подготовка
Учащиеся осваивают ведение мяча, удары по мячу (различной интенсивности, различными частями
тела, из различных положений) не только в процессе тренировки, но и в игре. Большое значение имеет
формирование так называемого «чувства мяча», которое достигается регулярным взаимодействием с
мячом. Отрабатывание ударов с 11метровой отметки. Готовность команды участвовать в игре по
формату кубка, с дополнительным временем и послематчевыми штрафными.
4. Техникотактическое мастерство
Самостоятельно (в команде) выбирать тактический вариант игры и реализовывать его, распределяя
роли игроков. Активно взаимодействовать в команде. На протяжении 15 минут учебной игры (2 х 7,5
минут по правилам мини футбола) демонстрировать высокий уровень работоспособности, без
снижения эффективности освоенных технических действий.
5. Соревновательная подготовка
Учащиеся на этом году обучения в течение учебного года принимают участие более чем в шести
соревнованиях.
3. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Подготовка учащихся строится на основе следующих методических положений:
Использование общепедагогических (дидактических) принципов воспитывающего обучения:
сознательности и активности занимающихся, наглядности, систематичности, доступности,
индивидуализации, прочности и прогрессирования;
Целевая направленность к мастерству и наивысшим спортивным достижениям путем неуклонного
роста объема средств общей и специальной подготовки, соотношения между которыми изменяются из
года в год в сторону увеличения объема специальной подготовки;
Оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности учащегося в
процессе обучения;
Стремиться к тому, чтобы объем и интенсивность упражнений возрастали по мере улучшения
физической подготовленности учащихся. Отдавать предпочтение упражнениям динамического
характера, приучая занимающихся к различному темпу их выполнения,
Поиск средств, позволяющих решать одновременно несколько задач (например: сочетание
физической и технической подготовки);
Моделирование соревновательной деятельности в тренировочном процессе;
Теоретическая подготовка формирование у занимающихся специальных знаний, необходимых для
успешной деятельности в данном виде спорта, осуществляется в ходе практических занятий и
самостоятельно. Интегральная подготовка направлена на приобретение соревновательного опыта,
повышение устойчивости к соревновательному стрессу и надежности выступлений. Может
осуществляться в процессе соревнований и модельных тренировок.4. Список литературы для педагогических работников
1.Андреев С. Н. Футбол твоя игра. М.: Просвещение, 1989.
2.Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И, Психология физического воспитания и спорта. М.: АСАDЕМIА,
2000.
3.Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О. Е.
Лебедева. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001.
4.Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие
для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2002.
5.Исакова Т. Г. Организация опытноэкспериментальной работы учреждения дополнительного
образования. Магнитогорск, 2001.
6.Колесник В. И., Соловьева Н. И., Кожин В. И., Резванов А. А. Сборник материалов 1й
Региональной научнопрактической конференции «Содержание образования в сфере физической
культуры и спорта. Реализация новых идей и технологий». РостовнаДону, 2001.
7.Комплексная программа физического воспитания учащихся 111х классов общеобразовательной
школы, 1996.
8.Коротков И. М. Подвижные игры. М.: Физкультура и спорт, 2004.
9.Корякина Н. И., Жевлакова М. А., Кириллов П. Н. Образование для устойчивого развития: поиск
стратегии, подходов, технологий: Метод. пособие для учителя. СПб., 2000.
10.Краевский В. В. Методология педагогического исследования: Учеб. пособие для курсов
повышения квалификации науч.пед. кадров. Самара: СамГПИ, 1994.11.Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В.Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Футбол.
12.С.Н.Андреев, В.С. Левин. Минифутбол. Методическое пособие. Липецк, 2004.
5. Список литературы для детей
1.Матвеев Л.П. «Теория и методика физической культуры». М., ФиС.2001г.
2.Спортивная гимнастика. Программа. – М.: Советский спорт, 2005
3.Филин В.П. Испытание физических качеств у юных спортсменов. М.: ФиС, 1974.
4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. М.: ФиС, 2000.
5. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: ФиС,
1988.
6. Дьячков В.М. Физическая подготовка спортсмена. М.: ФиС, 2001.
7.Зациорский В.М. Физические качества спортсменов.М.: ФиС, 2003.