ФУТБОЛ

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа по футболу направлена на повышение двигательной активности учеников, совершенствование технических умений и приобретение новых двигательных навыков, формирование умения работать в команде, воспитывая тем самым дисциплинированность и ответственность. Актуальность программы: В связи с изменением ритма жизни и увеличивающейся учебной нагрузкой, а также низкой организацией досуговой деятельности детей и подростков, возникает необходимость создания секций спортивной направленности, которая средствами физической культуры решала бы проблему гиподинамии подрастающего поколения и прививала интерес к регулярным и самостоятельным занятиям двигательными упражнениями, подвижными и спортивными играми.Программа по футболу направлена на повышение двигательной активности учеников, совершенствование технических умений и приобретение новых двигательных навыков, формирование умения работать в команде, воспитывая тем самым дисциплинированность и ответственность. Актуальность программы: В связи с изменением ритма жизни и увеличивающейся учебной нагрузкой, а также низкой организацией досуговой деятельности детей и подростков, возникает необходимость создания секций спортивной направленности, которая средствами физической культуры решала бы проблему гиподинамии подрастающего поколения и прививала интерес к регулярным и самостоятельным занятиям двигательными упражнениями, подвижными и спортивными играми.
Иконка файла материала futbol_novaya_.doc
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ФУТБОЛ Программа предназначена для детей в возрасте 6 – 17 лет. Срок освоения программы – 4 года. 1. Пояснительная записка                    Программа   по   футболу   направлена   на   повышение   двигательной   активности   учеников, совершенствование технических умений и приобретение новых двигательных навыков, формирование умения работать в команде, воспитывая тем самым дисциплинированность и ответственность.    Актуальность программы: В   связи   с   изменением   ритма   жизни   и   увеличивающейся   учебной   нагрузкой,   а   также   низкой организацией досуговой деятельности детей и подростков, возникает необходимость создания секций спортивной   направленности,   которая   средствами   физической   культуры   решала   бы   проблему гиподинамии   подрастающего   поколения   и   прививала   интерес   к   регулярным   и   самостоятельным занятиям двигательными упражнениями, подвижными и спортивными играми. Поскольку футбол является самым популярным видом спорта среди мальчиков школьного возраста, имеет смысл целенаправленно обучать ребят основам владения мячом технике   и правилам игры. Таким образом, может решаться еще одна задача – формирование детских и подростковых команд для участия в турнирах различного уровня, начиная  с дворовых и товарищеских  игр, заканчивая Первенством района и выше.   Цель программы:   Популяризация и развитие футбола в государственных образовательных учреждениях,  повышение   уровня   спортивного   мастерства   занимающихся,   организации   и   проведения   учебно­ тренировочного процесса.     Программный   материал   объединен   в   целостную   систему   поэтапной   спортивной   подготовки   и воспитательной работы, предполагая решение следующих задач:Образовательные задачи:  1. Способствовать овладению воспитанниками  движениями и элементами игры в футбол. 2. Обучать навыкам спортивного мастерства, элементам игры в футбол. 3.Формировать навыки в игре. 4. Сформировать систему знаний, умений по основам игры в футбол. 5. Подготовка судей­общественников по футболу. Развивающие задачи: 1.Развивать у занимающихся специальных знаний, необходимых для успешной деятельности в данном виде спорта. 2. Развивать общую выносливость, ловкость, координацию, гибкость, силу и силовую выносливость. 3. Развивать уверенность в себе, своих силах и готовности к  высоким спортивным достижениям. Воспитательные задачи: 1. Формировать патриотизм. 2. Воспитывать высокие волевые, морально­этические и эстетические качества. 3. Воспитывать чувство ответственности и товарищесва. 4. Приобщить ребенка к здоровому образу жизни. Условия реализации образовательной программы: Программа предназначена для детей и подростков  в возрасте от 6 до 17 лет. Программа рассчитана на 4 ­ летнее обучение. Комплектование групп по футболу осуществляется на основании выполнения (подтверждения)   обучающимися   нормативов   физической   и   технической   подготовленности соответствующих этапу подготовки.  Начало обучения осуществляется при наличии: ­заявления от родителей ­медицинского заключения Количество занятий в неделю, часов в неделю и в год:  ­ у первого года обучения   2  занятия в неделю  по  2 часа (144 часа в год) ­ у второго года обучения 2­3 занятия в неделю  по 3­2 часа (216 часов в год) ­ у третьего года обучения 2­3 занятия в неделю  по 3­2 часа (216 часов в год) ­ у четвертого года обучения 2­3 занятия в неделю  по 3­2 часа (216 часов в год) Занятия групповые,  в состав  группы  входят от 10 до 15 человек. Первый год  ­ не менее 15 человек  в группе, второй год обучения – не менее 12 человек в группе. Третий и четвертый год – не менее 10  человек в группе при сохранении контингента занимающихся 80% и выше.         70%   Ожидаемые результаты и способы их проверки:  При   посещении   свыше     занятий   должны   наблюдаться   сформированные   знания   по теоретическому   разделу   программы,   практические   умения   в   освоенных   упражнениях,   учащиеся должны демонстрировать прикладное значение изученных упражнений. Сформирована «школа мяча», владение основными техническими приемами футбола. Понимание сущности игры, значение техники и   тактики.   Умение   не   только   самостоятельно   выполнять   действие,   но   и   обучать   упражнениям товарищей. Самостоятельно (в команде) выбирать тактический вариант игры и реализовывать его,распределяя роли игроков. Активно взаимодействовать в команде. На протяжении 15 минут учебной игры   (2   х   7,5   минут   по   правилам   мини   футбола)   демонстрировать   высокий   уровень работоспособности, без снижения эффективности освоенных технических действий Способ проверки:  ­ участие в соревнованиях различного уровня. ­ турнир (между собой, между другими командами)      Программа составлена на основе директивных и нормативных документов, в соответствии с Законом «Об   образовании»   и   типовым   Положением   об   образовательном   учреждении   дополнительного образования детей. 2. Учебно­тематический план Таблица учебно­тематического плана на первый  год обучения№п/п Тема Всего Количество часов Теоретических Практических занятий занятий 1 2 3 4 5 6 Теоретическая  подготовка Общая физическая  подготовка Специальная  физическая подготовка Технико­тактическое  мастерство Соревновательная  подготовка 6 44 38 28 28 6 4 4 4 6 Итого часов: 144 20 ­ 40 34 24 22 124 Содержание программы первого года обучения 1. Теоретическая подготовка:  ­ техника безопасности ­ правила поведения на занятиях ­ здоровье и здоровый образ жизни ­ история возникновения и развития футбола ­ развитие физических качеств 2.Общая физическая подготовка ­ Развитие общей выносливости бег 200, 400 м   на время, прыжки на скакалке, прыжки через скамейку, прыжки с подниманием коленей к груди, прыжки в парах, отжимание, приседания.  ­ Развитие ловкости упражнения на снарядах, прыжки на 3,4 рейку гимнастической стенки, передвижение по ограниченной опоре, «полоса препятствий» с использованием  мячей, матов, скакалок, скамеек.  ­ Развитие координации   ориентация в пространстве, упражнения в парах. Упражнения с предметами (скакалки, мячи, гимн. палки),   гимнастические и акробатические упражнения,  упражнения на формирование правильного владения мячом. ­ Развитие гибкости Наклон вперед из седа ноги вместе, держать 3 сек. Мост, держать 3 сек Шпагаты в трех положениях;  правой, левой, прямой (сед с предельно разведенными в стороны ногами) ­   Развитие   силы   и   силовой   выносливости;   гантели,   утяжелители,   упражнения   в   парах   с сопротивлением партнера, упражнения силового характера с использованием собственного веса.   3. Специальная физическая подготовка Основное   требование  ­     развитие   физических   качеств   футболистов   предусматривает   оценку скоростных и скоростно­силовых качеств, скоростной и общей выносливости. 1. 2. 3. 4. Бег 30 метров (с) Бег 50 метров (с) Бег 7 раз по 50 метров (с). Тест Купера на общую выносливость. Бег в течение 12 минут.5. Тест на быстроту и скоростную выносливость. Бег 30 метров с высокого старта. 3 повторения с интервалом отдыха 20 секунд. Скоростная выносливость определяется по сумме показателей в 3 попытках. 6. 7. Пятерной прыжок в длину с ноги на ногу с места. Бросок набивного мяча весом 2 кг двумя руками из­за головы на дальность   4. Технико­тактическое мастерство  Учащиеся получают базовую информацию о тактике этого вида спорта, о роли партнеров в игре, умения работать в команде. Технические элементы изучаются, начиная с наиболее простых, затем, по мере усвоения, совершенствуются в более сложные. Технические умения ­ Удар носком, удар подъёмом, удар внутренней стороной стопы, удар внешней стороной стопы.   ­ Удар пяткой, удары с подрезкой мяча, удары по катящемуся и летящему мячу, удары головой. ­   Остановки   мяча,   ведение   мяча,   финты,   отбор   мяча,   вбрасывание   мяча,   приёмы   игры   вратаря, передачи.  Тактические знания ­ Если «работает» голова, индивидуальная тактика, система игры, игра вратаря. ­ Тактика игры защитников, тактика игры полузащитников, тактика игры нападающих. ­ Законы футбольного поля, правила игры, мини–футбол, футбольная терминология. 5. Соревновательная подготовка Учащиеся на этом году обучения в течение учебного года принимают участие не менее чем в двух соревнованиях.Таблица №п/п Тема Всего Количество часов Теоретических Практических занятий занятий 1 2 3 4 5 Теоретическая  подготовка Общая физическая  подготовка Специальная  физическая подготовка Технико­тактическое  мастерство Соревновательная  подготовка Итого: 6 66 60 42 42 6 5 7 6 6 216 30 тематического плана на второй  год обучения ­ 61 53 36 32 186 учебно­ Содержание программы первого года обучения 1. Теоретическая подготовка:  ­ техника безопасности  ­ пропоганда асоциального поведения ­ правила игры в футбол  ­ развитие у занимающихся специальных знаний, и умений  в данном виде спорта. ­ первая помощь при травмах 2.Общая физическая подготовка ­ Развитие общей выносливости Общая выносливость развивается с помощью упражнений при задействовании  больших мышечных  групп: беговые (бег на выносливость­1 км) и прыжковые упражнения (прыжки на скакалке ­ прыжки  на двух ногах без промежуточных подскоков, вращая скакалку вперед, средний темп – 100 прыжков в минуту).  ­ Развитие ловкости Упражнения  на снарядах  (гимн.стенка, скамейка),  передвижение  по ограниченной  опоре, «полоса препятствий» с использованием подручных средств.­   Развитие   координации   –   упражнения,   связанные   с   ориентацией   в   пространстве,   тренировка вестибулярного   аппарата,   средствами   вращательной   акробатики.   Упражнения   со   снарядами (скакалки, гимн.палки, мячи), гимнастические упражнения .  3. Специальная физическая подготовка   Основное внимание в разделе СФП направлено на развитие физических качеств применительно к игре в футбол:  ­ скоростная выносливость – пробегание коротких отрезков большое количество раз: ­ специальная  ловкость  – повороты и остановки в движении,  перемещение  относительно  игроков своей команды и противника. ­ координационные способности – умение быстро ориентироваться в пространстве, координирование действий при ведении  и передаче мяча. Основа любой игры с мячом – «школа мяча». Учащиеся осваивают ведение мяча, удары по мячу (различной интенсивности, различными частями тела, из различных положений). Большое значение имеет   формирование   так   называемого   «чувства   мяча»,   которое   достигается   регулярным взаимодействием с мячом. 4. Технико­тактическое мастерство Моделирование игры в тренировочном процессе. Психологическое состояние во время игры.    5. Соревновательная подготовка Учащиеся на этом году обучения в течение учебного года принимают участие не менее чем в двух­ четырех соревнованиях. Таблица учебно­тематического плана на третий  год обучения   № п/п Тема Количество часов Теоретических занятий Практических занятий ­ 41 34 78 31 184 Теоретическая  подготовка Общая физическая  подготовка Специальная физическая подготовка Технико­тактическое  мастерство Соревновательная  подготовка Всего 6 47 42 84 37 1 2 3 4 5 6 Итого: 216 32 6 6 8 6 6 Содержание программы третьего года обучения 1. Теоретическая подготовка:  ­ техника безопасности  ­ техника безопасности во время игры в футбол ­ первая помощь при травмах  ­ правила поведения на занятиях ­ правила поведения на соревнованиях ­ здоровье и здоровый образ жизни ­ гигиена ­ правильное питание ­ соблюдение режима дня 2.Общая физическая подготовка ­ Развитие общей выносливости Бег на выносливость1 км,3 кмПрыжковые упражнения: прыжки со скакалкой,  прыжки на гимнастическую скамейку толчком двумя ногами, выполнять отскок от скамейки с прямыми ногами, количеству прыжков в минуту. Подкачка   (выпрыгивания,   складки,   приседания,   отжимания,   поднимание   ног   в   висе   на   шведской стенке, пресс, упражнения на мышцы спины), выполняется на время. ­Развитие специальной выносливости.  Работа с мячом на время и на качество техники владения. 3. Специальная физическая подготовка Отработка элементов игры на уровне команд района и города. Для  конечного результата необходимо выставлять   команду,   подготовленную   из   воспитанников   отделения   футбола,   на   городские соревнования и турниры не меньшего ранга.  4. Технико­тактическое мастерство  Умения регулировать психологическое состояние, сосредоточиваться перед игрой, мобилизовывать силы   во   время   выступления,   противостоять   неблагоприятным   воздействиям.   Вести   борьбу   с соперником до конца, не поддаваться неприятным уловкам со стороны соперника, не отвечать им грубостью на грубость. 5. Соревновательная подготовка Учащиеся   на   этом   году   обучения   в   течение   учебного   года   принимают   участие   не   менее   чем   в четырех­шести соревнованиях. Таблица учебно­тематического плана на четвертый  год обучения № п/п Тема 1 2 3 4 5 Теоретическая  подготовка Общая физическая  подготовка Специальная  физическая подготовка Технико­тактическое  мастерство Соревновательная   подготовка Итого: Всего 6 38 46 75 51 6 6 8 6 6 216 32 Количество часов Теоретических занятий Практических занятий ­ 32 38 69 45 184 Содержание программы четвертого года обучения 1. Теоретическая подготовка:  ­ техника безопастности.  ­формирование у занимающихся специальных знаний в ходе практических занятий и самостоятельно. ­ повышение устойчивости к соревновательному стрессу и надежности выступлений. 2.Общая физическая подготовка ­ Развитие общей выносливости Бег, бег с грузами ­1км, бег с препятствиями, прыжки на скакалки. Подкачка с грузами. ­ Развитие специальной выносливости.Игра в процессе тренировки с грузами. ­ Развитие силы, силовой выносливости во время игры.   3. Специальная физическая подготовка Учащиеся осваивают ведение мяча, удары по мячу (различной интенсивности, различными частями тела, из различных положений) не только в процессе тренировки, но и в игре. Большое значение имеет формирование так называемого «чувства мяча», которое достигается регулярным взаимодействием с мячом. Отрабатывание ударов с 11­метровой отметки. Готовность команды участвовать в игре по формату кубка, с дополнительным временем и послематчевыми штрафными. 4. Технико­тактическое мастерство  Самостоятельно (в команде) выбирать тактический вариант игры и реализовывать его, распределяя роли игроков. Активно взаимодействовать в команде. На протяжении 15 минут учебной игры (2 х 7,5 минут   по   правилам   мини   футбола)   демонстрировать   высокий   уровень   работоспособности,   без снижения эффективности освоенных технических действий.   5. Соревновательная подготовка Учащиеся на этом году обучения в течение учебного года принимают участие более чем в     шести соревнованиях. 3. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы   Подготовка учащихся строится на основе следующих методических положений: ­   Использование   общепедагогических   (дидактических)   принципов   воспитывающего   обучения: сознательности   и   активности   занимающихся,   наглядности,   систематичности,   доступности, индивидуализации, прочности и прогрессирования; ­ Целевая направленность к мастерству и наивысшим спортивным достижениям путем неуклонного роста объема средств общей и специальной подготовки, соотношения между которыми изменяются из года в год в сторону увеличения объема специальной подготовки; ­   Оптимальное   соотношение   (соразмерность)   различных   сторон   подготовленности   учащегося     в процессе  обучения; ­   Стремиться   к   тому,   чтобы   объем   и   интенсивность   упражнений   возрастали   по   мере   улучшения физической   подготовленности   учащихся.   Отдавать   предпочтение   упражнениям   динамического характера, приучая занимающихся к различному темпу их выполнения, ­   Поиск   средств,   позволяющих   решать   одновременно   несколько   задач   (например:   сочетание физической и технической подготовки); ­ Моделирование соревновательной деятельности в тренировочном процессе; Теоретическая подготовка ­ формирование у занимающихся специальных знаний, необходимых для успешной   деятельности   в   данном   виде   спорта,   осуществляется   в   ходе   практических   занятий   и самостоятельно.   Интегральная   подготовка   направлена   на   приобретение   соревновательного   опыта, повышение   устойчивости   к   соревновательному   стрессу   и   надежности   выступлений.   Может осуществляться в процессе соревнований и модельных тренировок.4. Список  литературы для педагогических работников 1.Андреев С. Н. Футбол ­ твоя игра. ­ М.: Просвещение, 1989. 2.Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И, Психология физического воспитания и спорта. ­ М.: АСАDЕМIА,  2000. 3.Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О. Е.  Лебедева. ­ М.: Гуманит.­изд. центр ВЛАДОС, 2001. 4.Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие  для студ. учреждений сред. проф. образования. ­ М.: Гуманит.­изд. центр ВЛАДОС, 2002. 5.Исакова Т. Г. Организация опытно­экспериментальной работы учреждения дополнительного  образования. ­ Магнитогорск, 2001. 6.Колесник В. И., Соловьева Н. И., Кожин В. И., Резванов А. А. Сборник материалов 1­й  Региональной научно­практической конференции «Содержание образования в сфере физической  культуры и спорта. Реализация новых идей и технологий». ­ Ростов­на­Дону, 2001. 7.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1­11­х классов общеобразовательной  школы, 1996. 8.Коротков И. М. Подвижные игры. ­ М.: Физкультура и спорт, 2004. 9.Корякина Н. И., Жевлакова М. А., Кириллов П. Н. Образование для устойчивого развития: поиск  стратегии, подходов, технологий: Метод. пособие для учителя. ­ СПб., 2000. 10.Краевский В. В. Методология педагогического исследования: Учеб. пособие для курсов  повышения квалификации науч.­пед. кадров. ­ Самара: СамГПИ, 1994.11.Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В.Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Футбол. 12.С.Н.Андреев, В.С. Левин. Мини­футбол. Методическое пособие.­ Липецк, 2004. 5. Список  литературы для детей   1.Матвеев Л.П. «Теория и методика физической культуры». М., ФиС.2001г. 2.Спортивная гимнастика. Программа. – М.: Советский спорт, 2005 3.Филин В.П.  Испытание  физических  качеств  у  юных  спортсменов. ­М.: ФиС, 1974.        4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте.­  М.:  ФиС, 2000.              5. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. ­ М.: ФиС, 1988.         6. Дьячков В.М.  Физическая  подготовка  спортсмена.­  М.:  ФиС, 2001.   7.Зациорский В.М.  Физические  качества  спортсменов.­М.:  ФиС, 2003.