Программа разработана на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных секций, в соответствии с Законом Российской Федерации « Об образовании, Федеральном законе от 13.01.96 № 12-ФЗ и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление Правительства РФ от 07.03.95 №233), нормативными документами Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, а также использовалась «Гандбол. Примерная программа для системы дополнительного образования детей: /Игнатьева В.Я., Максимов В.С., Петрачева И.В. – М.; Советский спорт, 2003.
Программа предназначена для педагогов и руководителей дополнительного образования физкультурно-Программа разработана на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных секций, в соответствии с Законом Российской Федерации « Об образовании, Федеральном законе от 13.01.96 № 12-ФЗ и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление Правительства РФ от 07.03.95 №233), нормативными документами Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, а также использовалась «Гандбол. Примерная программа для системы дополнительного образования детей: /Игнатьева В.Я., Максимов В.С., Петрачева И.В. – М.; Советский спорт, 2003.
Программа предназначена для педагогов и руководителей дополнительного образования физкультурно-
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Гандбол»
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе директивных и нормативных документов,
регламентирующих работу спортивных секций, в соответствии с Законом
Российской Федерации « Об образовании, Федеральном законе от 13.01.96 №
12ФЗ и Типовым положением об образовательном учреждении
дополнительного образования детей (постановление Правительства РФ от
07.03.95 №233), нормативными документами Министерства образования РФ и
Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, а также
Примерная программа для системы
использовалась «Гандбол.
дополнительного образования детей: /Игнатьева В.Я., Максимов В.С.,
Петрачева И.В. – М.; Советский спорт, 2003.Программа предназначена для педагогов и руководителей
дополнительного образования физкультурноспортивной направленности и
является основным государственным документом, регламентирующим
учебнотренировочную и воспитательную работу. Она раскрывает весь
комплекс параметров обучения и тренировки в школе.
Подготовка гандболистов от новичка до спортсмена высокого класса
представляет собой единую систему, все составные части которой
взаимосвязаны и обусловлены достижением главной цели, которая
заключается в подготовке гандболистов высокой квалификации.
При системном подходе процесс подготовки рассматривается в
многолетнем аспекте с учётом единства тренировки, соревнований и
усиливающих их эффект восстановительных воздействий.
Основными задачами поэтапной спортивной подготовки является следующие:
привлечение максимального количества детей и подростков к
систематическим занятиям спортом;
обеспечение всестороннего физического развития и укрепления здоровья;
воспитания волевых, морально стойких граждан страны;
Программа содержит разделы, в которых освещен материал по видам
подготовки (теоретической, физической, технической, тактической, игровой,
психологической), средства и формы подготовки, система контрольных
нормативов и упражнений,
восстановительные и воспитательные
мероприятия.
Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность
всего процесса становления спортивного мастерства юных спортсменов.
Организационнометодические указания.
Подготовка гандболистов проводится в несколько этапов, которые
имеют свои специфические особенности. Главным отличием является возраст
и подготовленность детей, зачисляемых в ту или иную группу подготовки.
На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся
общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие
письменное разрешение врачапедиатра. На этом этапе осуществляетсяфизкультурнооздоровительная и воспитательная работа, направленная на
разностороннюю физическую подготовку, выбор спортивной специализации и
выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно
тренировочный этап подготовки.
Режимы учебнотренировочной работы и требования по спортивной
подготовленности
Этап
подготовки
Срок
обучения
Примерный
возраст для
зачисления
Колво
часов
в неделю
Начальная
подготовка
Свыше 1 года
1417
6
Требования по
спортивной
подготовке
Выполнение
нормативов ОФП
Многолетняя подготовка гандболистов строится на основе методических
положений, которые и составляют комплекс задач, решаемых в учебно
тренировочном процессе:
целевая направленность подготовки юных спортсменов по отношению к
высшему спортивному мастерству;
освоение определённых объёмов тренировочных и соревновательных
нагрузок;
комплексное решение задач обучения, тренировки и всестороннего
физического развития;
соразмерность развития основных физических качеств у юных спортсменов;
реализация качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных
особенностей;
перспективное опережение формирования спортивнотехнического
мастерства.
Строить подготовку юных игроков необходимо с учётом неравномерного
нарастания их физических способностей в процессе развития. Эти периоды
наиболее благоприятны для совершенствования соответствующих
двигательных качеств, и тренер должен способствовать их воспитанию, давая
нагрузку специальной направленности.Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития
двигательных качеств
Морфофункциональные показатели,
физические качества
Длина тела
Мышечная масса
Быстрота
Скоростносиловые качества
Сила
Выносливость
Анаэробные возможности
Гибкость
Координационные способности
Равновесие
Возраст , лет
14
15
16
17
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
Преждевременное разделение игроков по игровым функциям значительно
сужает перспективы их дальнейшего совершенствования. На этапе начальной
подготовки юные спортсмены должны научиться выполнять любые функции в
команде.
Каждый занимающийся обязан научиться в равной степени точно передавать
мяч, вести его, бросать в ворота с места и в движении, стремительно
атаковать, опекать нападающих и цепко заниматься. Только после того как
юных гандболист овладеет этим комплексом навыков и умений и
определяется его индивидуальные качества, можно переходить к
специализации по амплуа.
Выбор вратаря лучше всего осуществлять, просматривая игру в воротах всех
занимающихся. Специализацию вратаря следует начинать со второго обучения
в учебнотренировочных группах.Учебный план.
На протяжении всего периода обучения в спортивной секции гандболисты
проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых
предусматривается решение определенных задач. Общая направленность
многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая :
постепенный переход от обучения приёмам игры и тактическим действиям к
их совершенствованию на базе роста физических и психических
возможностей;
планомерное прибавление вариативности выполнения приёмов игры и
широты взаимодействий с параметрами;
переход от обще подготовительных средств к наиболее специализированных
для гандболиста;
увеличение объёма тренировочных нагрузок;
повышение интенсивности занятий и, следовательно , использование
восстановительных мероприятий для поддержания необходимой
работоспособности и сохранения здоровья юных гандболистов.
Задачи этапа начальной подготовки
1. Отбор способных к занятиям гандболом детей.
2. Формирование стойкого интереса к занятиям.
3. Всестороннее гармонического развитие физических способностей,
укрепление здоровья, закаливание организма.
4. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости)
для успешного овладения навыками игры.
5. Обучение основным приёмам техники игры и тактическим действиям.
6. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с
правилами минигандбола.
Примерный учебный план на 46 недель учебнотренировочных занятий
Вид подготовки
Теоретическая
Этапы подготовки
10ОФП
СФП
Техническая
Тактическая
Игровая
Контрольные и календарные игры
Контрольные испытания
Всего часов за 36 недель
90
60
60
36
50
10
8
324
Учебный план работы секции гандбола
на 20142015 уч. год
группа 6 часов
Вид подготовки
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
1.Теоретическая
2.Практическая
ОФП
СФП
Техническая
Тактическая
Игровая
Контрольные
игры
Контрольные
нормативы
Всего часов за 46
недель
1
10
6
7
4
5
33
1
10
7
6
4
7
1
36
2
10
6
6
5
7
2
1
39
1
10
7
6
5
7
3
1
40
1
10
7
9
5
7
1
1
42
1
10
7
7
5
5
2
1
38
мар
т
1
10
7
6
3
5
1
1
34
апрел
ь
1
12
7
6
3
4
1
1
35
май
1
8
6
7
2
3
1
28
Часы
за год
10
90
60
60
36
50
10
8
324Программный материал для практических занятий
Техническая подготовка
Техника нападения
Приёмы игры
Год обучения
23й
Стойка игрока
Бег с изменением направления
Бег с изменением скорости
Бег спиной вперёд
Смена бега спиной вперёд на бег лицом
вперёд и наоборот
Бег челночный
Бег зигзагом (с выпадом в стороны)
Бег с подскоками
Прыжки вверх . в стороны, вперёд,
отталкиваясь одной и двумя ногами
Ловля мяча двумя руками на месте
Ловля двумя руками в прыжке
Ловля мяча справа и слева
Ловля с недолётом и с перелётом мяча
Ловля мячей высоких, низких
Ловля катящегося мяча
Ловля с отскока от площадки
Ловля мяча в движении шагом
Ловля в движении бегом
Ловля мяча. Летящего навстречу
Ловля мяча двумя руками при активном
сопротивлении
Передача толчком двумя руками с места
Передача мяча одной рукой хлёстом сверху
с места
Передача мяча хлёстом сверху с
последующим перемещением
Передача мяча с разбега обычными шагами
Передача мяча со скрестным шагом в
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*разбеге
Передача мяча при движении партнёров в
одном направлении
Передача по прямой траектории
Передача по навесной траектории
Передача с отскоком от площадки
Передача мяча с преодолением помех
(стойки, ширмы, игроки)
Ведение мяча одноударное на месте
Ведение многоударное на месте
Ведение мяча многоударное в движении по
прямой
Ведение мяча многоударное с изменением
направления
Ведение мяча многоударное с изменением
скорости
Ведение мяча с высоким отскоком
Ведение мяча с низкими отскоками
Ведение подбрасыванием
Бросок хлестом сверху с места
Бросок с разбега обычными шагами в
опорном положении
Бросок с разбега с горизонтальной
траекторией полёта мяча
Бросок с отражённым отскоком
Бросок с разбега со скрестным шагом
(вперёд)
Бросок хлёстом сбоку с места
Бросок сбоку с разбега со скрестным шагом
Бросок в прыжке,
отталкиваясь
одноимённой ногой
Бросок в падении с приземлением на ногу и
руки
Штрафной бросок в двухопорном
положении
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*Техника защиты
Стойка защитника
Перемещение приставным шагом боком
Перемещение вперёдназад в стойке
защитника
Выбивание при одноударном ведении на
месте
Выбивание при многоударном ведении
шагом и бегом
Выбивание при ведении в параллельном
движении
Блокирование мяча двумя руками сверху на
месте
Блокирование мяча двумя руками сверху в
прыжке
Блокирование мяча одной рукой сбоку,
снизу
Блокирование игрока без мяча
Блокирование игрока с мячом
Техника вратаря
Стойка вратаря
Передвижение в воротах
Задержание двумя руками на месте
Задержание одной рукой сверху в прыжке
Задержание одной рукой сбоку без замаха
Задержание одной рукой снизу
Задержание ногой в выпаде
Задержание мяча двумя ногами смыканием
ног
Задержание мяча одной ногой махом
Отбивание мяча в площадку двумя руками
Ловля мяча с отскока от площадки
Техника полевого игрока
Тактическая подготовка
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*Индивидуальные действия
Уход от защитника
Открытый уход для стягивания защитников
Скрытый уход для создания численного
преимущества
Применение передачи при встречном
движении партнёров
Применение передачи при движении в
одном направлении
Применение сопровождающей передачи
Применение броска с открытой позиции
Финт перемещением без мяча при
встречном движении (показать уход в
сторону одним шагом выполнить уход в
другую сторону)
Финт перемещением без мяча при
встречном движении
(показать уход
вправо. Влево выполнить уход вправо)
Финт перемещением без мяча при
параллельном движении (остановка –
изменить направление движения)
Финт перемещением без мяча при
параллельном движении (показать уход –
выполнить ведение в другую сторону)
Финт броском выполнить уход
Выбор места для взаимодействия
Уход скрытый для защитника
Уход скрытый и выбор места для
взаимодействия
Групповые действия
Действия двух нападающих против одного
защитника
Действия трёх нападающих против двух
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*защитников
Параллельное
нападающих без «стягивания» защитников
Параллельное
взаимодействие
взаимодействие
двух
трёх
нападающих без «стягивания» защитников
Параллельное взаимодействие двоих на
«стягивание» защитников
Скрестное внутреннее действие
Скрестное внешнее взаимодействие трёх
игроков
Заслон внешний для ухода партнёра и для
его броска
Заслон с уходом линейного игрока
Взаимодействие при вбрасывании изза
боковой линии
Взаимодействия при свободном броске
Командные действия
Позиционное нападение 3:3 с крайними у 6
метровой линии
Позиционное нападение 3:3 с крайними у 9
метровой линии
Стремительное нападение отрыв
Индивидуальные действия
Опека игрока без мяча неплотная
Опека игрока без мяча плотная
Опека игрока с мячом неплотная
Опека нападающего далеко от ворот
Опека в зоне ближних бросков
Групповые действия
Подстраховка партнёра при личной защите
Подстраховка при зонной защите
Переключение передачей игрока партнёру
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
**
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
Переключение на опеку другого
нападающего сменой подопечных
Противодействие заслону : отступание и
проскальзывание
Разбор при боковом броске
Командные действия
Зонная защита 6:0 без выхода на игрока с
мячом
Зонная защита 6:0 с выходом
Смешанная защита 5+1
Защита в меньшинстве
Защита в большинстве
Личная защита в зоне ближних бросков без
переключения
Личная защита по всему полю
Тактика вратаря
Выбор позиции в воротах
Выбор позиции в поле
Задержание мяча с отраженного отскока
Взаимодействие с нападением при
контратаке
Тактика полевого игрока
Физическая подготовка
Общеподготовительные упражнения
строевые упражнения
упражнения для рук и плечевого пояса
упражнения для ног
упражнения для шеи и туловища
упражнения для всех групп мышц
упражнения для развития силы
упражнения для развития быстроты
упражнения для развития ловкости
упражнения типа «полоса препятствий»
упражнения для развития скоростно силовых качествупражнения для развития общей выносливости.
Специально подготовительные упражнения
упражнения для быстроты движений и прыгучести
упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска
упражнения для развития игровой ловкости
упражнения для развития специальной выносливости.
Теоретическая подготовка
Примерный учебный план по теоретической подготовке
Тема
Физическая культура и спорт в России
Состояние и развитие гандбола в России
Воспитание нравственных и волевых качеств
спортсмена
Влияние физических упражнений на организм
спортсмена
Гигиенические требования к занимающимся
спортом
Профилактика травматизма в спорте
Общая
характеристика
спортивной
подготовки
Планирование и контроль подготовки
Основы техники игры и техническая
подготовка
Основы тактики игры и тактическая
Этап подготовки
Год обучения
2й
1
1
1
1
2
2
1
подготовка
Физические качества и физическая
подготовка
Спортивные соревнования
1
Установка на игру и разбор результатов игры
Всего часов
1
10
Контроль в процессе подготовкиНаряду с планированием важнейшей функцией управления является
контроль, определяющий эффективность учебно тренировочной работы с
гандболистами на всех этапах многолетней подготовки. В процессе учебно –
тренировочной работы систематически ведётся учёт подготовленности путём:
текущей оценки усвоения изучаемого материала;
оценки результатов выступления в соревнованиях команды и
индивидуальных игровых показателей;
выполнения контрольных упражнений по общей и специальной подготовке.
Контроль подготовленности гандболистов учебно – тренировочных групп
необходимо вести с учётом их биологического возраста. Важно учитывать не
только год обучения в ДЮСШ, а фактические возможности юных
спортсменов на данном этапе их физического развития.
«Должностные» нормы подготовленности гандболистов определённого
возраста , на которые необходимо ориентироваться при подготовке игроков, в
таблицах выделены и имеют оценку 50 очков. Общая сумма нормы
подготовленности составляет 350 очков. Однако с учётом неодинакового
развития детей с разной длиной тела приведены допустимые нормы
комплексного результата тестирования гандболистов по общей и специальной
подготовленности. Таблицы результатов и очков для комплексной оценки
подготовленности гандболистов и гандболисток разного возраста
Контроль на этапе начальной подготовки.
Нормативные требования для мальчиков по окончании учебного года
Виды упражнений
Год обучения
1й
2й
3й
Общая подготовленность
Бег по дистанции 30 м, с
Прыжок в длину с места, см
Тройной прыжок с места, см
Метание женского гандбольного мяча
5,5 6,0
160180
400490
10 14
5,2 5,7
170185
450500
14 17
5,1 5,5
180200
480520
17 20
правой с места , м
Метание женского гандбольного мяча на 57
79
810дальность левой с места, м
Метание женского гандбольного мяча
двумя руками сидя, м
Челночный бег 100 м, с
46
58
69
3235
2932
2529
Специальная подготовка
Ведение мяча 30 м, с
Обводка на дистанции 30м правой, с
Обводка на дистанции 30 м левой, с
Передача игрового мяча в цель (стену) и
5,86,4
1112
1213
810
ловля , колво за 30 с
Броски игрового мяча в мишени в воротах,
колво попаданий
6
5.65,9
1011
1112
913
5,55,7
910
910
1015
7
8
Нормативные требования для девочек по окончании учебного года
Виды упражнений
Год обучения
1й
2й
3й
Общая подготовленность
Бег по дистанции 30 м, с
Прыжок в длину с места, см
Тройной прыжок с места, см
Метание женского гандбольного мяча
5,5 6,1
150170
400480
913
5,4 5,8
165175
420500
13 16
5,3 5,5
175185
460500
16 20
правой с места , м
Метание женского гандбольного мяча на
дальность левой с места, м
Метание женского гандбольного мяча
46
46
79
58
810
69
двумя руками сидя, м
Челночный бег 100 м, с
338
3135
2830
Специальная подготовка
Ведение мяча 30 м, с
Обводка на дистанции 30м правой, с
6,06,2
1214
5.65,9
1112
5,55,7
1011Обводка на дистанции 30 м левой, с
Передача игрового мяча в цель (стену) и
ловля , колво за 30 с
Броски игрового мяча в мишени в воротах,
1314
810
1213
913
1112
1015
6
7
8
колво попаданий
Требования к подготовленности гандболистов 12 лет
Общая физическая подготовленность
Бег
Тройной
Метание мяча массой 1 кг,
Челночный
Тест
очки
30м, с
прыжок,
см
м
правой
левой
бег, с
Купера.
м
Двумя
сидя
4,8
5,0
5,2
5,4
5,6
5,8
6,0
6,2
6,4
6,6
6,8
28.8
28.6
28.4
28.2
28.0
27.8
27.6
27.4
27.2
27.0
26.8
40
42
44
46
48
50
52
54
56
58
60
500
510
520
530
540
550
560
570
580
590
600
5,7
5,6
5,5
5,4
5,3
5,2
5,1
5,0
4,9
4,8
4,7
Норма для высокорослых (от 163,1 до 170см) 390, выше среднего (от 157 до
1440
1470
1500
1530
1560
1590
1620
1650
1680
1710
1740
10,0
10,4
10,8
11,2
12,6
12,0
12,4
12,8
13,2
13,6
14,0
5,6
6,0
6,4
6,8
7,2
7,6
8,0
8,4
8,8
9,2
9,6
163 см) – 350, для среднерослых ( от 145 до 157 см) – 300.
Специальная физическая подготовленность
Обводк
а на 30
м, с
правой
9.0
левой
9.5
Обводк
а правой
/левой,
%
Бег 30 м/
Обводка
правой,%
Метание
Левой/
Правой
,%
Выходы,
с
Комп
лексное
очки
упр., с
88
52
57
23.0
38.0
4042
8.9
44
8.8
46
8.7
48
8.6
50
8.5
52
8.4
54
8.3
56
8.2
58
8.1
60
8.0
Норма для высокорослых – 300, выше среднего – 350, среднерослых – 320.
22.8
22.6
22.4
22.2
22.0
21.8
21.6
21.4
21.2
21.0
37.5
37.0
36.5
36.0
35.5
35.0
34.5
34.0
33.5
33.0
9.4
9.3
9.2
9.1
9.0
8.9
8.8
8.7
8.6
8.5
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
Литература:
1. Гандбол: примерная программа для системны дополнительного
детскоюношеских спортивных школ,
образования детей:
школ
специализированных
олимпийского резерва./Игнатьева В.Я. и др. М.: Советский спорт, 2003.
детскоюношеских
спортивных2. Игнатьева В.Я. , Петрачева И.В. Многолетняя подготовка гандболистов
в ДЮСШ. –М.:Советский спорт,2003.
3. Правила по минигандболу, гандболу 7*7 и пляжному гандболу.
4. Игнатьева В. Я. Гандбол. Азбука спорта. – М.; ФиС, 2001.