Гармоническое сочетание контрастных и дополнительных цветов. Цветовой баланс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: Изучение гармонического сочетания дополнительных цветов на примерах цветовых таблиц, репродукций с работ художников. Задача урока: Выполнить ряд упражнений – эскизов.Тема урока: Гармоническое сочетание контрастных и дополнительных цветов. Цветовой баланс. Цель урока: Изучение гармонического сочетания дополнительных цветов на примерах цветовых таблиц, репродукций с работ художников. Задача урока: Выполнить ряд упражнений – эскизов. Оборудование урока: 1.для учителя: цветовой круг, наглядные пособия, репродукции работ художников: 1.Ван Гог «Ночное кафе» 2.Пикассо «Рыдающая женщина» 3.Кандинский «Дома в Мурнау на Обермаркт», «Импривизация VII (Гроза)», «Мурнау и церковь I», «Улица в Мурнау»
Иконка файла материала конспект.docx
Тема : «  Цветовой баланс». Цветовой баланс. Тема урока: Гармоническое сочетание контрастных и дополнительных цветов. Цель урока: Изучение гармонического сочетания дополнительных цветов на Задача урока: Выполнить ряд упражнений – эскизов.  Оборудование урока:  примерах цветовых таблиц, репродукций с работ художников. 1.для учителя: цветовой круг, наглядные пособия, репродукции работ художников: 1.Ван Гог «Ночное кафе» 2.Пикассо «Рыдающая женщина» 3.Кандинский «Дома в Мурнау на Обермаркт», «Импривизация VII (Гроза)», «Мурнау и церковь I», «Улица в Мурнау» 2. для учащихся: альбом, простой карандаш, ластик, краски акварельные, кисти беличьи, палитра, баночка для воды, кнопки. План урока:  1. Организационный момент 2. Цели и задачи урока 3. Объяснения учебного материала 4. Практическая работа учащихся 5. Итоги урока Ход урока: 1. Установка должной дисциплины, проверка отсутствующих по журналу. 2. Сегодня мы изучаем гармоническое сочетание контрастных и дополнительных цветов. Выполняете ряд упражнений – эскизов. 3. Цветовой круг и знание законов составления цветовых комбинаций на его основе, позволяют безошибочно работать с различными палитрами цветов и составлять те или иные цветовые сочетания для достижения определенного эмоционального состояния. Чтобы было проще разобраться в этой схеме взаимоотношений цветов, необходимо иметь перед глазами основной цветовой круг. Чем дальше, тем больше возможных комбинаций, поэтому лучше возвращаться к рисунку и просматривать каждый раз схему.Цветовой круг показывает, как цвета связаны между собой, и позволяет определять по определенным правилам гармоничные сочетания этих цветов. Ахроматические Здесь используются только оттенки серого, от белого до черного. Как уже говорилось, ахроматические цвета - это цвета, отсутствующие в спектре. Чистые ахроматические цвета (без примесей оттенков цвета) в природе практически не существуют. Всегда черный (или серый) будет иметь тот или иной оттенок. К черному стремится любой цвет при снижении яркости (например, при уменьшении освещенности до полной темноты). При увеличении яркости любой цвет стремится к белому. Основные Главные, основные, цвета на цветовом круге: красный, желтый, синий. На то они и основные, что составляют основу цветового круга. Имея в руках краски только этих цветов плюс белый и черный, опытный художник создаст все остальные цвета (при условии, что три основных цвета будут радужной чистоты, без примесей). Составные Цвета второго порядка: зеленый, фиолетовый, оранжевый. Получаются путем смешивания попарно трех основных цветов: красного, желтого и синего. Например, при смешении желтого и синего - получается зеленый. Составных цветов всего три: оранжевый, зеленый и фиолетовый. Сложные Сложные цвета получаются путем смешивания трех составных цветов с рядом лежащими основными. Например: оранжевый плюс желтый: получается желто- оранжевый. Таких цветов уже шесть. Триада сложных цветов может быть одной из этих комбинаций: красно-оранжевый, желто-зеленый и сине-фиолетовый; сине-зеленый, желто-оранжевый и красно-фиолетовый. На цветовом круге все они находятся на одинаковом расстоянии друг от друга, занимая промежуточное положение между составными цветами. Затемняя или осветляя эти цвета в той или иной степени, мы получаем всю возможную гамму цветов. На основном цветовом круге сложные цвета представлены (насколько это возможно) без осветления или затемнения, путем смешивания цветов в равной пропорции. Если же пропорции цветов для смешивания менять по своему усмотрению и дополнительно еще и осветлять либо затемнять цвета, то в итоге мы получим всю градацию цветов, представленную на полном цветовом круге и даже более того. Как пример некоторых сложных цветов: 2в – Гармония родственных цветов основывается на наличии в них примеси одних и тех же главных цветов. Гармония родственных цветов основана на похожести цветовых тонов, на легком их противопостановлении (опять же по цветовому тону). Сочетания родственно - контрастных цветов представляют, пожалуй самый обширный вид цветовых гармоний. В системе цветовых кругов родственно – контрастные цвета располагаются смежных четвертях. Это теплые желто – красные, желто - зеленые цвета (показываю детям на цветовом круге), холодные сине – зеленые и сине – красные. Всего мы имеем четыре группы родственно – контрастных цветов. Рассмотрим несколько подробнее цвета первой группы – желто – красные и желто – зеленые. Гармонические сочетания родственно контрастных цветов различных групп характеризуется повышенной цветовой активностью и сложностью. Ощущение эмоциональной выразительности родственно – контрастных цветов, естественно меняется в зависимости от того, из какого цветового круга выбраны цвета для сочетаний.Примером эмоционального воздействия мы рассмотрим репродукцию работы Ван Гога «Ночное кафе». Художник изобразил место, где человек губит себя, сходит с ума или становится преступником. С помощью красного и зеленого цвета художник выразил пагубную атмосферу движущими людьми. Стены кафе написаны тревожными красным цветом, ассоциирующий с кровью и традиционно символизирующим опасность. Потолок, бильярдный стол и некоторые другие предметы написаны с преобладанием зеленого цвета. Этот цвет часто используется для передачи красоты окружающей природы, однако в данном случае он воплощает болезненное ощущение одиночества. Гармонию цветов можно и должно рассматривать как гармонию цветовых отношений, как совокупность цветовых комбинаций с учетом всех основных характеристик цветов – светлоты, насыщенности, цветового тона, а так же формы и размеров занимаемых этими цветами площадей. Давайте, рассмотрим таблицу на доске и назовем четыре основные группы гармонического сочетания цветов: - однотоновые гармонические сочетания цветов; - гармонические сочетания родственных цветов; гармонические сочетания родственно – - контрастных цветов; - гармоническое сочетание контрастных и дополнительных цветов. Репродукция Пикассо «Рыдающая женщина» пример контрастных и дополнительных цветов. Работа состоит из контрастных пятен, черной обводкой. Темно – зеленый и желтые цвета доминируют, передавая ощущение боли и создавая впечатление страдания. Пятна яркого красного окруженные желтыми тонами и зелеными, усиливают раздражающее воздействие полотна. Рассмотрим репродукции картин Кандинского, его работы яркие, радостные, много цветов и оттенков. Картины можно охарактеризовать образом радуги. В 3 цвета, яркийкартинах мы видим контрастные цвета желтый, синий, зеленый, красный, художник их смешивает за счет дополнительных оттенков. Гармонические собираю, яркие контрастные пятна в картине воедино. Художник рассчитывает контрастные пятна и дополнительные оттенки, что бы избежать агрессии… Так же и вы, прежде чем приступить к работе в цвете, разбиваете её на цветовые пятна. Работу – упражнение на контрастные цвета и дополнительные оттенки выполняете на А3 формате за 3часа. И с помощью цвета пытаетесь передать эмоциональный настрой, то, что мы сейчас видели в репродукциях художников. 4. Практическая работа учащихся 5. Итоги урока 4