Цель урока: Изучение гармонического сочетания дополнительных цветов на примерах цветовых таблиц, репродукций с работ художников.
Задача урока: Выполнить ряд упражнений – эскизов.Тема урока: Гармоническое сочетание контрастных и дополнительных цветов. Цветовой баланс.
Цель урока: Изучение гармонического сочетания дополнительных цветов на примерах цветовых таблиц, репродукций с работ художников.
Задача урока: Выполнить ряд упражнений – эскизов.
Оборудование урока:
1.для учителя: цветовой круг, наглядные пособия, репродукции работ художников:
1.Ван Гог «Ночное кафе»
2.Пикассо «Рыдающая женщина»
3.Кандинский «Дома в Мурнау на Обермаркт», «Импривизация VII
(Гроза)», «Мурнау и церковь I», «Улица в Мурнау»
Тема : « Цветовой баланс».
Цветовой баланс.
Тема урока: Гармоническое сочетание контрастных и дополнительных цветов.
Цель урока: Изучение гармонического сочетания дополнительных цветов на
Задача урока: Выполнить ряд упражнений – эскизов.
Оборудование урока:
примерах цветовых таблиц, репродукций с работ художников.
1.для учителя: цветовой круг, наглядные пособия, репродукции работ художников:
1.Ван Гог «Ночное кафе»
2.Пикассо «Рыдающая женщина»
3.Кандинский «Дома в Мурнау на Обермаркт», «Импривизация VII
(Гроза)», «Мурнау и церковь I», «Улица в Мурнау»
2. для учащихся: альбом, простой карандаш, ластик, краски акварельные, кисти
беличьи, палитра, баночка для воды, кнопки.
План урока:
1. Организационный момент
2. Цели и задачи урока
3. Объяснения учебного материала
4. Практическая работа учащихся
5. Итоги урока
Ход урока:
1. Установка должной дисциплины, проверка отсутствующих по журналу.
2. Сегодня мы изучаем гармоническое сочетание контрастных и дополнительных
цветов. Выполняете ряд упражнений – эскизов.
3. Цветовой круг и знание законов составления цветовых комбинаций на его
основе, позволяют безошибочно работать с различными палитрами цветов и
составлять те или иные цветовые сочетания для достижения определенного
эмоционального состояния. Чтобы было проще разобраться в этой схеме
взаимоотношений цветов, необходимо иметь перед глазами основной цветовой круг.
Чем дальше, тем больше возможных комбинаций, поэтому лучше возвращаться к
рисунку и просматривать каждый раз схему.Цветовой круг показывает, как цвета связаны между собой, и позволяет
определять по определенным правилам гармоничные сочетания этих цветов.
Ахроматические
Здесь используются только оттенки серого, от белого до черного. Как уже
говорилось, ахроматические цвета - это цвета, отсутствующие в спектре. Чистые
ахроматические цвета (без примесей оттенков цвета) в природе практически не
существуют. Всегда черный (или серый) будет иметь тот или иной оттенок.
К черному стремится любой цвет при снижении яркости (например, при
уменьшении освещенности до полной темноты). При увеличении яркости любой цвет
стремится к белому.
Основные
Главные, основные, цвета на цветовом круге: красный, желтый, синий. На то они и
основные, что составляют основу цветового круга. Имея в руках краски только этих
цветов плюс белый и черный, опытный художник создаст все остальные цвета (при
условии, что три основных цвета будут радужной чистоты, без примесей).
Составные
Цвета второго порядка: зеленый, фиолетовый, оранжевый. Получаются путем
смешивания попарно трех основных цветов: красного, желтого и синего. Например,
при смешении желтого и синего - получается зеленый. Составных цветов всего три:
оранжевый, зеленый и фиолетовый.
Сложные
Сложные цвета получаются путем смешивания трех составных цветов с рядом
лежащими основными. Например: оранжевый плюс желтый: получается желто-
оранжевый. Таких цветов уже шесть.
Триада сложных цветов может быть одной из этих комбинаций:
красно-оранжевый, желто-зеленый и сине-фиолетовый;
сине-зеленый, желто-оранжевый и красно-фиолетовый.
На цветовом круге все они находятся на одинаковом расстоянии друг от друга,
занимая промежуточное положение между составными цветами.
Затемняя или осветляя эти цвета в той или иной степени, мы получаем всю
возможную гамму цветов. На основном цветовом круге сложные цвета представлены
(насколько это возможно) без осветления или затемнения, путем смешивания цветов
в равной пропорции. Если же пропорции цветов для смешивания менять по своему
усмотрению и дополнительно еще и осветлять либо затемнять цвета, то в итоге мы
получим всю градацию цветов, представленную на полном цветовом круге и даже
более того. Как пример некоторых сложных цветов:
2в
–
Гармония родственных цветов основывается на наличии в них примеси одних и
тех же главных цветов. Гармония родственных цветов основана на похожести
цветовых тонов, на легком их противопостановлении (опять же по цветовому тону).
Сочетания родственно - контрастных цветов
представляют, пожалуй самый обширный вид
цветовых гармоний. В системе цветовых кругов
родственно – контрастные цвета располагаются
смежных четвертях. Это теплые желто –
красные, желто - зеленые цвета (показываю
детям на цветовом круге), холодные сине –
зеленые и сине – красные. Всего мы имеем
четыре группы родственно – контрастных
цветов. Рассмотрим несколько подробнее цвета
первой группы – желто – красные и желто –
зеленые. Гармонические сочетания родственно
контрастных цветов различных групп
характеризуется повышенной цветовой активностью и сложностью. Ощущение
эмоциональной выразительности родственно – контрастных цветов, естественно
меняется в зависимости от того, из какого цветового круга выбраны цвета для
сочетаний.Примером эмоционального воздействия мы рассмотрим репродукцию
работы Ван Гога «Ночное кафе». Художник изобразил место, где человек губит себя,
сходит с ума или становится преступником. С помощью красного и зеленого цвета
художник выразил пагубную атмосферу движущими людьми. Стены кафе написаны
тревожными красным цветом, ассоциирующий с кровью и традиционно
символизирующим опасность. Потолок, бильярдный стол и некоторые другие
предметы написаны с преобладанием зеленого цвета. Этот цвет часто используется
для передачи красоты окружающей природы, однако в данном случае он воплощает
болезненное ощущение одиночества.
Гармонию цветов можно и должно рассматривать как гармонию цветовых
отношений, как совокупность цветовых комбинаций с учетом всех основных
характеристик цветов – светлоты, насыщенности, цветового тона, а так же формы и
размеров занимаемых этими цветами площадей.
Давайте, рассмотрим таблицу на доске и
назовем четыре основные группы гармонического
сочетания цветов:
- однотоновые гармонические сочетания цветов;
- гармонические сочетания родственных цветов;
гармонические сочетания родственно –
-
контрастных цветов;
- гармоническое сочетание контрастных и
дополнительных цветов.
Репродукция Пикассо «Рыдающая женщина»
пример контрастных и дополнительных цветов.
Работа состоит из контрастных пятен, черной
обводкой. Темно – зеленый и желтые цвета
доминируют, передавая ощущение боли и создавая
впечатление страдания. Пятна яркого красного
окруженные желтыми тонами и зелеными,
усиливают раздражающее воздействие полотна.
Рассмотрим репродукции картин Кандинского, его работы яркие, радостные,
много цветов и оттенков. Картины можно охарактеризовать образом радуги. В
3
цвета,
яркийкартинах мы видим контрастные цвета желтый, синий, зеленый, красный, художник
их смешивает за счет дополнительных оттенков. Гармонические собираю, яркие
контрастные пятна в картине воедино. Художник рассчитывает контрастные пятна и
дополнительные оттенки, что бы избежать агрессии…
Так же и вы, прежде чем приступить к работе в цвете, разбиваете её на цветовые
пятна. Работу – упражнение на контрастные цвета и дополнительные оттенки
выполняете на А3 формате за 3часа. И с помощью цвета пытаетесь передать
эмоциональный настрой, то, что мы сейчас видели в репродукциях художников.
4. Практическая работа учащихся
5. Итоги урока
4