"Гаврила Романович Державин – поэт и государственный деятель"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 08.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

"Гаврила Романович Державин – поэт и государственный деятель" Цели: • Познакомить учащихся с личностью и поэзией Г.Р.Державина; • Рассказать о новаторстве в стихотворческой деятельности; • Показать красоту стихов и разнообразие тематики. Словарная работа: • внутренняя жизнь, • гений, • добродетель, • монарх. Оборудование: • портрет Державина, • репродукция картины Ге “Пушкин читает стихи на экзамене”, В.И. Сурикова “Переход Суворова через Альпы”. Теория литературы: Ода.
Иконка файла материала Гаврила Романович Державин – поэт и государственный деятель.doc
"Гаврила Романович Державин – поэт и государственный деятель" Цели:  Познакомить учащихся с личностью и поэзией Г.Р.Державина;   Показать красоту стихов и разнообразие тематики. Рассказать о новаторстве в стихотворческой деятельности; Словарная работа:     внутренняя жизнь, гений, добродетель, монарх. Оборудование:   портрет Державина, репродукция картины Ге “Пушкин читает стихи на экзамене”, В.И. Сурикова “Переход Суворова через  Альпы”. Теория литературы: Ода. I. Чтение отрывка из стихотворения Г.Р. Державина “Признание”. Ход урока Не умел я притворяться,  На святого походить, Важным саном надуваться И философа брать вид; Я любил чистосердечье, Думал нравиться лишь им, Ум и сердце человечье Были гением моим. Если я блистал восторгом, С струн моих огонь летел,­ Не собой блистал я – богом, Вне себя я бога пел. Если звуки посвящались Лиры моея царям, – Добродетельми казались Мне они равны богам. Если на победы громки Я венцы сплетал вождям, Думал перелить в потомки Души их и их детям. II. Беседа по стихотворению. ­ Как вы думаете, в какое время жил человек, написавший это стихотворение? Почему? ­ От какого лица написано стихотворение? ­ Что же мы узнаем об этом человеке? (Не умел притворяться”, “важным саном надуваться”, любил чистосердечье). ­ Как вы понимаете слова и выражения:     “важным саном надуваться”, “философа брать вид”, “чистосердечье”, “блистал восторгом”, “перелить в потомки”. III. Объявление темы урока и запись ее в тетрадь. Прозвучавшее в начале урока стихотворение называется “Признание”. Автором его является человек, который  не умел притворяться, “важным саном надуваться”, а “любил чистосердечье”, “ум и сердце человечье”. Гаврила  Романович Державин – русский поэт, государственный деятель XVIII века. О его жизни и творчестве пойдет речь на уроке. ­ Запишите тему в тетрадь. IV. Знакомство с биографией писателя. 1762 год. Санкт­Петербург. Заговор офицеров­гвардейцев недовольных правлением императора Павла III, в  котором участие две женщины: супруга императора и ее приверженка княгиня Дашкова. Причины для недовольства серьезные. Только что отгремела семилетняя война, в ъходе которой был взят  Берлин и потерпела поражение армия Фридриха II, а Павел III, не просидев и года на троне, пошел на уступки  прусскому королю и готовил поход за интересы Германии. Павел III был напуган приближением войск заговорщиков, во главе которых была его супруга. Павел, поняв всю  бесполезность сопротивления, отрекся от престола в пользу своей супруги, именуемой Екатериной Второй. В водоворот этих событий, за которым последовало 34­летнее правление Екатерины II , был вовлечен  безвестный в ту пору мушкетер Преображенского полка Гаврила Романович Державин. ­ Какова же биография этого человека? С каким запасом знаний прибыл Державин в полк? V. Сообщения учащихся. После домашней подготовки, весьма поверхностной, он был отдан и казанскую гимназию, где считался одним из  лучших учеников. И хотя дворянских детей обучали, прежде всего, фехтованию, музыке и танцам, Державин  вполне основательно овладел и русской грамматикой, и немецким языком, что позволило ему читать  произведения иностранных писателей в подлинниках и в переводах, сделанных не только в России но и в  Германии. Гимназия познакомила юношу и с правилами русского стихосложения, установленными Михаилом  Васильевичем Ломоносовым. Ломоносом! Вот кто стал для Державина подлинным образцом стихотворца! Служа в Преображенском полку,  молодой поэт пробовал создавать оды, подобные ломоносовским, но следовать поэтическим правилам  Ломоносова было не так­то просто. VI. Теория литературы Ода – торжественное, прославляющее стихотворение. VII. Первые оды. Ода “Фелица”. В конце семидесятых годов в столичной печати появились первые оды, отмеченные зрелостью мастерства,  глубиною мысли и чувства. Заслуженную оценку они получили не сразу. Гаврила Романович не предполагал, что одна из его од, написанных в манере простой и непринужденной, привлечет всеобщее внимание к ее автору.  Название.оды – “Фелица” – поэт позаимствовал из нравоучительного произведения Екатерины Второй “Сказка о царевиче Хлоре”. Под его пером фантастическая “царевна киргиз – кайсацкия орды” превратилась в идеал просвещенной  правительницы, матери народа, которую он хотел бы видеть в лице императрицы. Успех оды был делом случая.  Близкие друзья Державина выпросили у поэта рукопись, сняли несколько копий и распространили в читающем  обществе. Людям неглупым, открытым ода нравилась; у придворных ханжей она вызывала возмущение.  Обсуждалась “Фелица” и в стенах Академии наук.В 1783 году ода “Фелица” была напечатана в основанном княгиней Дашковой журнале “Собеседник любителей  российского слова”. Г.Р.Державин в своем произведении создает образ просвещенной правительницы, матери  народов, которую хотел видеть в Екатерине II. Подай, Фелица, наставленье: Как пышно и правдиво жить, Как укрощать страстей волненье  И счастливым на свете быть? Мурзам твоим не подражая, Почасту ходишь ты пешком, И пища самая простая Бывает за твоим столом; Не дорожа твоим покоем, Читаешь, пишешь пред налоем, И всем из твоего пера Блаженство смертным проливаешь; … Ода получила “высочайшее одобрение”, и перед Державиным открылась дорога литературной и политической  деятельности во имя интересов дворянской империи. VIII. Губернаторская деятельность. Встречались и на этой дороге трудности, но то были трудности не безвестного солдата или чиновника, а  олонецкого, тамбовского губернатора, затем – государственного секретаря и министра юстиции. “Будь на троне  человек!”– призывал Державин царей, и к чести поэта следует сказать, что сам он искренне стремился остаться  человеком на высоких постах, которые занимал. А это было в его эпоху наиболее трудным. Быть человеком  означало для Державина “змеей пред троном не сгибаться, стоять – и правду говорить”; быть человеком  означало для него уважать человеческое достоинство в каждом, чья судьба зависела от решений  государственного сановника. В 1784 году – правитель Олонецкой губернии. Русский Север не видывал столь необычного губернатора,  который мог оседлать коня и лесной глухоманью, бездорожною тундрой добираться до самых отдаленных  поселков, чтобы вскрыть злоупотребления местного начальства, облегчить налоговое бремя крестьян, схватить  за руку чиновника­лихоимца. По Онежскому озеру, по грозному в непогоду Белому морю губернатор бесстрашно  отправлялся в путь на рыбацкой лодке, помогая гребцам в часы опасности. Но такой губернатор пришелся не по  душе местным властям, и Г.Р.Державин возвращается в Петербург. А в 1785 году новое назначение в Тамбов. IX. Сообщение учащихся о губернаторской деятельности Державина в Тамбове. (Коровина В.Я. “Читаем, думаем, спорим…”. ­ 2­е изд. ­ М.: Просвещение, 1998.­ с.44) Державину суждено было прожить в Тамбове с марта 1786 по конец 1788 г., то есть три года, без малого. Из них первые полтора ознаменованы трудами разносторонними и успешными. Не имея правильной подготовки, он  обнаружил за это время несомненный административный дар, желание вникнуть в местные нужды и  обстоятельства, умение действовать смело и широко, но обдуманно. Теперь он доказал, что причиной его  олонецкого бездействия были препятствия, чинимые Тутолминым. Путем привлечения опытных чиновников из столицы было ускорено и налажено делопроизводство  присутственных мест; с тою же целью открыта губернская типография; из Петербурга выписаны печатные  экземпляры указов и прочих узаконений. (По этому поводу Державин писал одному знакомому: “В здешней  губернии великий недостаток в законах; безызвестно, были ли они когда здесь в употреблении”.) По части  финансовой он добился исправности в сборе податей и недоимок; искоренил во многих местах беспорядочное  хранение казны; увеличил доходы приказа общественного призрения. В губернии были проложены дороги,  наведены мосты и приняты меры к развитию судоходства по реке Цне. В городе были исправлены старые  казенные постройки и возведен ряд новых, отчасти даже кирпичных. Наконец, движимый своим постоянным, не  показным, но деятельным человеколюбием, Державин озаботился устройством таких учреждений, самая мысль  о которых не приходила в голову его предшественникам: положено было начало сиротскому дому, богадельне,  больнице, дому для умалишенных. Тюремные здания, где преступники содержались бесчеловечно, были  улучшены, и ужасное положение колодников облегчено (за что начальство выразило Державину “род  некоторого неудовольствия”).Но всего более забот и усилий Державин затратил на постановку учебного дела. Два рассадника просвещения  существовали в Тамбове: духовная семинария – для детей духовенства, а для всех прочих сословий –  гарнизонная школа, выпускавшая круглых неучей. Открытие училища было давно предположено  правительством; существовала лачуга, для того предназначенная. Но дальше этого дело не двигалось.  Державин быстро добился того, что четырехклассное училище, с обширной и по тому времени хорошо  составленной программой, было открыто; для него куплен дом и выписаны пособия: книги, тетради, прописи,  ландкарты, аспидные доски, грифели, карандаши, даже физические приборы. Подысканы были учителя. Кроме  губернского училища, были открыты еще и уездные – в Козлове, Либедяни, Шацке, Елатьме и Моршанске. Высшее общество тамбовское не чуждалось просвещения, хотя Простаковы в нем преобладали над  Стародумами.. Однако постепенно преследования Державиным всяческого рода беззаконий, хищений,  мошенничества не могли понравиться многим местным купцам и чиновникам, что и привело к жалобам на  Державина.) ... (Вскоре) положение Державина пошатнулось, его хлебосольство было забыто вместе с театрами и  концертами. ... Глазам тамбовского общества губернатор представился странным, беспокойным, а может быть, и опасным  человеком, который во всем берет сторону бедных против богатых, заботится о колодниках и умалишенных, а с  начальством ссорится. Державиных стали травить... Как губернатора дни его были сочтены... Губернаторство кончилось. Свою роль на службе “Отечеству и государю” видел в том, чтобы быть “посредником между троном и народом”,  чтобы “остановить грабительство, или, чтобы сказать яснее, беспрестанное взяточничество, которое почти  совершенно истощает людей”. X. Чтение стихотворения “Дар”. ДАР “Вот, – сказал мне Аполлон,–  Я даю тебе ту лиру,  Коей нежный, звучный тон  Может быть приятен миру. Пой вельможей и царей,  Коль захочешь быть им нравен;  Лирою чрез них ты сей Можешь быть богат и славен. Если ж пышность, сан, богатство Не по склонностям твоим, Пой любовь, покой, приятство:  Будешь красотой любим”. Взял я лиру и запел, –  Струны правду зазвучали, ' Кто внимать мне захотел?  Лишь красавицы внимали. … .Державин был, по собственному определению, “горяч и в правде черт”, дерзал говорить Екатерине, что “она за  всякую слезу и каплю крови народа ея пролитыя Всевышнему ответствовать должна; Павлу – что правда лишь  над вселенной царь; Александру – что был на троне человек”. XI. Чтение и анализ стихотворения “Властителям и судьям”. 1) Выразительное чтении е стихотворения подготовленным учащимся. 2) Беседа. ­ Что, по мнению Державина, должны исполнять “властители и судьи”? ­ Чем же заняты эти люди на самом деле? ­ Каков итог жизни каждого человека, в том числе и властителей? ­ К кому обращается в последних строках стихотворения Г.Р.Державин? Почему?XII.Тематика поэзии Державина. Державин сделал поистине великое художественное открытие: свои красоты, своя поэзия есть и в русской  жизни, и в национальном нашем характере. И “русским слогом” впервые эту поэзию выразил. Во всем, что его окружало, чем он сам жил и чем жили тогда русские люди, Г.Р.Державин нашел поэзию. Он с гордостью вспоминает подвиги русской армии и её полководцев (Суворов, Потемкин, Румянцев). О радость! Муза! Дай мне лиру, Да вновь Суворова пою! Как слышен гром за громом миру, Да слышит всяк, так песнь мою! Побед его плененный слухом, Лечу за ним я духом Чрез долы, холмы и леса; (“На переход Альпийских гор”) …О! исполать вам, вои, Бессмертные герои, Румянцев и Суворов, За столько славных боев: Мы в память вашу пьем… (“Заздравный орел”). Восхищается красотой окружающей природы. …Источник шумный и прозрачный, Текущий с горной высоты, ……………………………. Ты чист – и восхищаешь взоры, Ты быстр – и утешаешь слух; Как серна, скачуща на горы, Так мой к тебе стремится дух, Желаньем петь тебя горящий…. (“Ключ”) Пленит и завораживает красота русских девушек, их хороводы и танцы. Чтение стихотворения “Русские девушки” XIII. Новаторство в поэзии Державина. Все вышесказанное о поэзии Державина делает её неповторимой, уникальной. Мы можем смело говорить о том, что поэт привнес в поэзию много нового. Обогатил оду сочетанием возвышенного слога с лирикой и сатирой. Ввел в поэзию сельский и городской пейзаж. Прекрасное сумел увидеть в обыденном. XIV. Державин – наставник молодых поэтов. Пушкин с воодушевлением вспоминает о присутствии старого вельможи на экзамене в январе 1815 года: “Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил... Он дремал  до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблестели; он  преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои “Воспоминания в Царском Селе”, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминалось имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я  кончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня  обнять... Меня искали, но не нашли...” Державин был восхищен сочинением Пушкина и увидел в нем будущее России.А о своем наследии, бессмертии Державин напишет в стихотворении “Памятник” Выразительное чтение стихотворения “Памятник”. Список литературы: 1. Державин Г.Р. Водопад. Избранные стихотворения/ изд. “Детская литература”, М.,1972. 2. Державин Г.Р. Водопад. Избранные стихотворения. Вступит. статья “Державин и его время”/ изд.  “Детская литература”, М.,1972. 3. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: Вопросы, задания по лит.: Учеб. пособие по лит. для учащихся 7 кл./­2­е изд. – М.: Просвещение, 1998. – с.44. 4. Коновалов В.Н. Я люблю чистосердечье…/ж. Литерат. в школе, 1993 № 3.

Посмотрите также