Конспект урока Окружающий мир в 1 классе.
Тема урока: «Где живут слоны»
Автор: Сабирова Р.Г., учитель начальных классов
Предметные результаты: знать, что на Земле есть очень жаркие районы - саванна и влажные тропические леса, находить на глобусе и на карте эти места, уметь характеризовать их, познакомить с понятием экватор, приводить примеры животных жарких районов.
Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, осуществлять самоконтроль, рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них и дополнительных источников информацию о животном мире жарких районов, устанавливать связь между строением , образом жизни животных и природными условиями, отвечать на вопросы и оценивать себя на уроке.
Личностные результаты: Воспитывать коммуникативные навыки в процессе работы в группе, формировать умение иметь свою точку зрения и в тоже время уважительно относиться к мнению товарищей, интерес к животному миру Земли.
Оборудование:
Презентация к уроку, карты с изображением саванны и тропических лесов, глобусы для каждой группы, картинки с изображением слонов африканского и индийского, карточки с текстами, конверты со смайликами, детские сообщения.
Подготовка к уроку.
Класс разбит на 4 группы, для каждой группы приготовлен глобус.
Ход урока
1.Организационный момент
Психологический настрой.
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнём,
И урок скорей начнём!
- Как всегда помогать вести урок мне будут наши помощники:
Муравьишка-Вопросик и Мудрая Черепаха.
1. ЭТАП ВВЕДЕНИЯ ЗНАНИЙ
- О каких холодных районах Земли вы узнали на прошлом уроке? (Северный Ледовитый океан и Антарктида)
- Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана? (льдом и снегом)
- Какой полюс расположен в этом районе Земли? (Северный полюс).
- Какой полюс расположен в районе Антарктиды? (Южный полюс).
- Где живут белые медведи? (во льдах Северного Ледовитого океана)
- А ещё какие животные обитают там? (моржи, тюлени)
- А где живут пингвины? (в Антарктиде)
- Почему же белые медведи не охотятся на пингвинов? (т.к. живут на Южном полюсе) (слайд).
а) Постановка учебной проблемы
-Ребята, сегодня у нас состоится не совсем обычный урок. Это будет урок – Экспедиция. Мы будем учиться, путешествуя. Мудрая Черепаха приготовила нам загадку:
Он
огромней всех на суше.
У него большие уши.
Он чудесным шлангом–носом
Может с пальм срывать кокосы.
Издаёт он трубный глас.
С ним встречались вы не раз
В цирке или зоопарке.
А живёт он в странах жарких
И на острове Цейлон.
Угадали? Это...
-Ребята, а где вы видели слона?
На доске картинки с изображением животных и мест их обитания. (Волк, рысь, рыбы, пингвин, белый медведь, слон. (Лес, Северный Полюс, река, Южный Полюс,
- А вот и первый вопрос от Муравьишки-Вопросика. Он интересуется, где живут эти животные. Расселите животных по месту их обитания.
Дети сомневаются, куда расселить слона, предлагают разные варианты его расселения.
-Задание было одно, а мнений несколько. Почему так получилось? Чего мы не знаем?-Не знаем, где живет слон.
- На какой вопрос мы должны сегодня найти ответ? Где живут слоны?
- На прошлом уроке мы путешествовали по очень холодным районам нашей земли. Напомните их названия.
Д: Северный полюс и Южный Полюс.
Итак, неужели во всей нашей планете холодно? Есть ли такие места, где всегда лето?
Как называется самый жаркий материк? (Африка)
Найдите на своих картах, где она. Теперь найдите линию, пересекающую Африку – это экватор. Она пересекает все нашу планету, словно обнимая её.
Практическая работа
У: А сейчас обратимся к карте. ( У каждой группы детей лежат образцы карт)
Возьмите карту, найдите экватор и выделите его красным цветом. А теперь по обе стороны от экватора найдите области, закрашенные желтым и зеленым цветом. Прочитайте, что обозначает область, разукрашенная желтым цветом?
Д: Саванна
У: Зеленым?
( Д: влажные тропические леса)
У: Именно в эти места мы сегодня и отправимся.
Постановка учебной задачи
Какие цели мы поставим, отправляясь в путешествие?
Д: Что такое саванна?
Что такое влажные тропические леса?
Какие там природные условия?
Каких животных там можно встретить? Как они приспособились к жизни в этих условиях? (Учитель помогает и корректирует ответы детей)
У: Каждый из вас высказал свою цель, и все они будут ступеньками главной цели нашего урока. Как вы думаете, какой?
Д: Где живут слоны?
У: Верно! Мудрая Черепаха согласна с вами. Итак, в путь!
Физминутка
Встанем из-за своих парт. Повторяем вслед за мной.
По саванне ходит слон (стучим по коленям)
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает, будто в гости приглашает.
Кто из вас был самым внимательным? Какое слово я назвала – где ходит слон? (по саванне) Вот и попали мы в жаркие страны.
А что такое саванна? скажите, какой вы себе ее представляете. (просмотр слайдов)
Изучение новой темы
Рассказ учителя
Саванна-это царство травянистых растений. Кустарники здесь встречаются редко и растут небольшими группами, еще реже здесь встретишь деревья.
До полугода здесь тянется тропическая зима. Но она не такая как у нас морозная и снежная, а сухая и очень жаркая. В это время почти не бывает дождей и влаги едва хватает низкорослым травам. Для деревьев же ее остается совсем мало. Поэтому и растения здесь растут такие, которые не боятся засухи. Травы имеют узкие-узкие стебли, чтобы жаркое солнце испаряло меньше влаги, а также длинные корни или подземные клубни, в которых запасается вода.
Саванна - удивительное место, где засушливая жаркая зима сменяется влажным дождливым летом. И тогда сухая растительность оживает и разрастается ярким зеленым и разноцветным ковром.
У: Как вы думаете, можно ли в этой местности встретить животных?
Д: Да!
У: Да, вы правы! Здесь водится много животных, которые хорошо приспособились к жизни в саванне.
Но прежде чем говорить о животных, познакомимся еще с одним жарким районом. Напомните мне, как он называется?
Д: Тропические леса.
У: Что вы знаете о тропических лесах? ( Учитель показывает слайд № 5
дети высказывают свои предположения)
Рассказ учителя (Слайд № 5,6)
В этих лесах всегда жарко. Но дожди здесь идут круглый год. Нигде не выпадает столько дождей, как в тропических лесах. Многие деревья достигают огромной высоты — 50-60 метров. Это высота 15-20-этажного дома. Под деревьями-гигантами растут деревья пониже, под ними — еще и еще меньше. А в самом низу на земле — кусты, папоротники, травы...
Цепкие лианы, как змеи, обвивают стволы, перебрасываются с одного дерева на другое. В тропическом лесу всегда сумрачно. Тесно растениям на земле, они тянутся вверх, к свету и солнцу. Пройти через чащу без топора вряд ли удастся. Разве что попадешь на широкую тропу, протоптанную слонами..
А какое многообразие деревьев можно встретить в этих лесах. Это и высоченные пальмы с пышным пучком листьев на верхушке, и бананы, которые свесили до земли широкие и длинные, как полотенца, листья и гроздья спелых плодов, и даже фикусы.
Много разных птиц и зверей бегает, летает, ползает в лесной чаще.
У:Вот какие интересные районы нашей Земли мы посетили. Давайте еще раз вспомним их названия.
Первичное закрепление( групповая работа)
Как называются открытые места в жарких странах? ( Д: саванна)
Как называются густые влажные леса в жарких странах? ( Д: тропические леса)
Физкультминутка
Какие животные живут в этих районах?(предполагают)
У вас на партах лежат конвертики, откройте их пожалуйста, выберите тех животных, которые по вашему мнению могут жить в саванне или в джунглях.
Как мы можем проверить ваши предположения? (посмотреть в учебнике с.14-15 )
Назовите животных саванны?
Назовите животных джунглей?
А теперь посмотрите на вами выбранных животных. Поднимите руку, у кого совпали все звери?
Кто живет и в джунглях, и в саванне? (слон)
Скажите, а какой климат в жарких районах? Какая погода бывает чаще? Как слоны приспосабливаются к таким условиям? ВИДЕО
Посмотрите на слона. Что в нем примечательного? Какие вопросы вам хочется задать, глядя на него?
Слон, а почему у тебя такие большие уши? Чтобы не перегреваться на жарком солнышке. Ушами я могу обмахиваться, как веером.
А почему у тебя такой длинный нос? Зачем слону хобот? Бивни? (достигают до 2-3 метров)
А посмотрите, какие у слона ноги? А как человек использует слонов?
Слоны очень дружелюбные звери. Слоны одомашнены в жарких странах. Они не бояться машин и людей. Легко идут на контакт с человеком и поддаются дрессировке.
По всему миру на аренах цирка выступают слоновьи шоу.
Как лошадей и верблюдов в других стран, человек использует слонов для перевозки грузов и пассажиров по трудным лесным дорогам.
- Если слоны живут в Африке и индии, одинаковы ли они?
Различают 2 вида слонов – индийский и африканский. Посмотрим, чем они отличаются. (слайд)
Работа в тетради
Р.Т. с. 12 з.1 соедините стрелочками, какой слон индийский, а какой африканский. (взаимопроверка).
А теперь вспомните соседей слона, найдите их на с.13 Р,Т, укажите стрелками, кто где живет.
Молодцы! Хорошо потрудились.
Проверим ваши знания с помощью игры «Да-Нет»
Я буду читать предложение, если согласны с тем, о чём говорится, то поднимаете руки вверх, если вы не согласны, то руки опускаете вниз.
Экватор находится между СП и ЮП ровно посередине.
Здесь бывает часто снег.
Слоны живут в саванне и тропических лесах.
Хоботы слону нужны, чтобы держаться друг за друга.
Сильные ноги слона необходимы для того, чтобы преодолевать большие расстояния.
Слоны – одиночки.
У индийского слона уши меньше, чем у африканского.
Слоны не поддаются дрессировке.
Наше путешествие завершилось
Обобщение и закрепление
У: Напомните, какова была главная цель нашего урока?
Д: Узнать, где живут слоны?
У:Как мы теперь ответим на этот вопрос?
Д: Слоны живут в саванне и в тропических лесах. Африканский слон живет в саванне, а индийский слон – в тропических лесах.
У:- Итак, подведём итог нашего урока.
Какие жаркие районы нашей планеты вы знаете?
У:- Каких животных можно встретить в этих районах?
- Как они приспособились к условиям жизни?
А сейчас каждая группа получит текст, в котором пропущены слова. Вставьте их.
На Земле есть районы, где круглый год _____________
Там живут___________________________________
( дети выполняют задание)
А теперь прочитайте в учебнике на с. 15 вывод, который сделала Мудрая Черепаха и сравните со своими текстами.
Молодцы! Вы хорошо справились с заданием!
Рефлексия
У: Вот и подходит к концу наш урок.
Мне бы хотелось, чтобы вы оценили свою работу на уроке по плану:
Презентация Слайд № 19.
Я знал…
Я узнал…
Мне бы хотелось больше узнать о….
Закрасить слона – зеленым – если все удалось и понравился урок, красным – если не очень хорошее настроение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.