Геймификация в образовании

  • docx
  • 03.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Геймификация в образовании.docx

Геймификация в образовании

Все мы прекрасно понимаем, что образование в целом, и школа в частности, очень сильно отличаются от привычного мира любого ребенка. На уроке нужно тихо сидеть, внимательно слушать учителя и выполнять различные задания. А проект, к сожалению, воспринимается как дополнительное задание и очень часто сводится к разработанному реферату, подготовке доклада или презентации в Power Point.

Что делать тем, кому сложно справиться с этой задачей? Или тем, кто не видит в себе будущего ученого или изобретателя? Как сделать работу в проектной команде увлекательной? Как не допустить ситуацию, когда в середине пути у команды «опускаются руки», а возникшие препятствия кажутся непреодолимыми?

Хорошим помощником в подобных ситуациях может стать игра. Игра не ради игры, а как с умом подобранный способ организации деятельности проектной команды.

Основным отличием игровых методик от привычного образовательного процесса является совсем иное отношение к ошибкам. В школе за ошибки наказывают, а за правильные ответы или решения – хвалят. Поэтому ученики четко знают, ЧТО они сделали неправильно, но далеко не всегда понимают ПОЧЕМУ. Это приводит к тому, что они концентрируются на оценках, и почти никак – на самих знаниях и содержании.

В игре же мы знаем, что в неудаче нет ничего страшного. Чем быстрее мы сделаем что–то не так, тем быстрее мы сможем найти верное решение. На собственных ошибках можно учиться, и это совсем не страшно, а иногда даже очень увлекательно. И здорово если педагог умеет выстроить учебный процесс таким образом, что ребенок может учиться на СОБСТВЕННЫХ ошибках, анализировать промахи и делать выводы.

Кроме того, игра, помимо совместной деятельности по преодолению определенных препятствий, учит нас командной работе, умению общаться друг с другом, искать пути взаимодействия.

А еще мы, взрослые, часто забываем о том, что любой процесс нам должен приносить РАДОСТЬ и удовлетворение. И что как не игра позволяет нам выплеснуть эмоции, переключиться и настроиться на дальнейшую серьезную работу?

Итак, вы приступили к формированию проектной команды, которой предстоит непростая задача: определить остро стоящую проблему, сгенерировать совместную идею, интересную каждому участнику, и воплотить ее в жизнь.

На первых этапах работы с детской командой, планируя занятия, не бойтесь использовать КОРОТКИЕ игры на сплочение и взаимодействие, на снятие коммуникативных барьеров между членами команды. С описанием некоторых подобных упражнений вы сможете ознакомиться в дополнительной литературе к курсу. Это позволит вам выработать общие правила работы группы, не навязывая их “сверху”. Решения, выработанные и принятые совместно в вашей команде, снимут зажимы в общении между разными членами группы (мальчиками и девочками, «сильными» и «слабыми» учениками). А также добавят динамики в общий рабочий процесс.

Итак, ваша команда собрана и готова работать, и вы приступаете к работе по жизненному циклу проекта. На разных этапах проектной деятельности также будут уместны различные игровые элементы, организация занятий в форме организационно–деятельностных игр.

Для чего это нужно? На этапе проблематизации и целеполагания, например, для того, чтобы помочь ребятам освоить методы выявления и формулирования проблемы. Помочь с мотивацией и “присвоением” не только проблемы, но и общим пониманием – ради чего и куда движемся дальше. На этапе генерации идей игра поможет команде выйти за рамки привычного образа мыслей, найти нестандартные решения, разбудит фантазию и креативное мышление.

А на этапе планирования и оценки работ по реализации проекта такой инструмент, как SCRUM-покер поможет членам команды договориться, оценить эффективность принимаемых решений, а также избежать ошибок на старте практической реализации проектного замысла.

Некоторые методики мы разберем с вами в следующих лекциях, а с некоторыми вы сможете познакомиться самостоятельно, изучив дополнительную литературу и ссылки на дополнительные источники информации.

Подходите к организации работы проектной команды творчески и это поможет вам избежать многих “острых углов” на пути к достижению поставленной командой цели.

Ссылки на источники:

                     • http://nspt.ru;

                     https://ru.scrum–time.com/infobase/planning–poker.php;

                     https://sites.google.com/site/virtualmetodkabnetopo/innovacionnye-pedagogiceskie–tehnologii/–masterskaa–budusego