Гендерное воспитание дошкольников
Оценка 4.9

Гендерное воспитание дошкольников

Оценка 4.9
Семинары
doc
воспитательная работа
Детсад
07.04.2017
Гендерное воспитание дошкольников
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования предусматривается организация образовательной деятельности по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка как со сверстниками, так и со взрослыми; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
Статья Горобец Т.П. по гендерному воспитанию дошкольников апрель 2017.doc
Гендерное воспитание дошкольников  Горобец Татьяна Петровна,  воспитатель МБДОУ д/с №10 «Солнышко»,  Ростовкая область,  Песчанокопский район,  село Развильное В Федеральном государственном образовательном стандарте  дошкольного образования предусматривается  организация образовательной  деятельности  по  усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в  обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка как со сверстниками,  так и со взрослыми; формирование готовности к совместной деятельности со  сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства  принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых. В рамках реализации задач образовательной области «Социально­  актуальность темы проекта, необходимо отметить, что коммуникативное развитие» мною был разработан и реализован проект по  теме «Мы такие разные», направленность – гендерное воспитание. Характеризуя современный   этап   модернизации   образования   сопровождается переосмыслением целей и задач, норм и ценностей образовательного процесса, что влечет за собой появление новых подходов к проблеме социализации и индивидуализации   подрастающего   поколения.   Одним   из   условий эффективности социализации является гендерный подход.  Предпосылками гендерного подхода в педагогике (А.А. Мудрик, E.H.  Каменская,   Е.В. Бондаревская, Г.Г. Кравцов и др.) являются: 1.   Ломка   традиционной   системы   гендерной   стратификации,   ослабление женской и мужской поляризации социальных ролей: традиционное тендерное разделение труда потеряло жесткость и нормативность.  2. Изменение культурных стереотипов маскулинности и феминности, которые становятся менее полярными.  3. Наблюдаются объективные изменения в брачно­семейных отношениях: а) происходит   становление   нового   тендерного   качества   брачно­семейных отношений; б) наблюдаются позитивные изменения в брачно­семейном статусе мужчины,   которые   выражаются   в   утрате   функции   «добытчика», прогрессирующем снижении социализационной роли отцовства.  4.   Повсеместная   феминизации   образования   (домашнего,   дошкольного, школьного и вузовского). «Феминизация» воспитания детей способствовала и способствует   тому,   что   немало   молодых   людей,   в   силу   отсутствия   у   них необходимых качеств, испытывают дополнительные трудности при службе в армии, вступая в брак, оказываются неспособными выполнять элементарную мужскую работу, и часто перекладывают ответственность на плечи женщины за семью и воспитание детей, что порождает многие семейные конфликты. У представительниц   женского   пола   не   формируется   терпеливость,   умение поддерживать   тепло   семейного   очага,   создавать   положительный эмоциональный   настрой   в   семье,   рационально   и   умело   организовывать домашнее   хозяйство.   Дефицит   гендерного   воспитания   приводит   к возрастанию разводов, снижению уровня рождаемости, увеличению числа еще не распавшихся, но неустойчивых браков. По данным отдела дошкольного образования Федерального института развития   образования   (ФИРО),   собранным   на   основе   анализа   специальной литературы можно отметить следующее:   ­   для   мальчиков   на   всех   этапах   формирования   гендерной   устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идет по женскому типу;   ­   мужские   качества   традиционно   ценятся   выше   женских,   и   давление   на мальчиков     в   направлении   дефеминизации   значительно   сильнее,   чем   на девочек   в   сторону   демаскулинизации   (женственный   мальчик   вызывает неодобрение,   а   маскулинная   девочка   воспринимается положительно);   насмешки,  ­ в раннем возрасте мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще   женщин,   поэтому   с   возрастом   мальчиков   необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, т.к. нетипичное гендерное поведение в детстве имеет множество отрицательных последствий. Необходимость   гендерного   подхода     в   большой   степени   осознается     в обществе. Однако анализ массовой практики показал, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы: ­   психологические особенности детей вообще, без учета пола;  ­ стратегии, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. Женщина­педагог не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики.    программно­методическое   обеспечение   учитывает   возрастные   и Реализация   концепции   гендерного   воспитания   дошкольников предполагает   соблюдение   следующих   психолого­педагогических   условий эффективного   воспитания   мальчиков   и   девочек   в   процессе   их   гендерной социализации. К ним я отношу:  – создание гендерно­комфортного воспитательного пространства;  –   разработка   и   внедрение   в   образовательный   процесс   методик   гендерного воспитания;  –   профессионально­педагогическая   готовность   педагогов   к   данной деятельности;  – информационно­методическая поддержка родителей по вопросам гендерной идентификации и самореализации личности мальчика и девочки.  Наблюдения за детьми моей группы показали, что многие  девочки лишены скромности, терпения, нежности,  не умеют мирно разрешать конфликтные  ситуации, стараются доминировать над мальчиками.  Мальчики же не могут  постоять за себя, лишены эмоциональной устойчивости, у них наблюдается  отсутствие  культуры  поведения по отношению к девочкам. В сюжетно­ ролевых играх дети выстраивают модели поведения, не свойственные полу  ребёнка. Исходя из результатов наблюдений, я определила алгоритм деятельности  по реализации проекта: Цель:  Создание условий для   воспитания детей разного пола, их  гендерной социализации. Задачи: Для воспитанников: ­ Создание развивающей предметно­пространственной  среды в группе с  учетом интересов мальчиков и девочек; ­ Закладывать основы  будущих социальных и гендерных ролей, воспитывать  положительное отношение к разным социальным гендерным ролям. Для педагогов: ­ Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах  гендерного воспитания дошкольников. Для родителей: ­ Повысить уровень компетенций и роли семьи в гендерном воспитании детей  дошкольного возраста. Гипотеза  Реализация проекта «Мы такие разные» позволит объединить усилия  ДОУ и семьи в вопросах гендерного воспитания дошкольников.  Ожидаемые результаты  У детей ­ Определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру  и людям посредством игровой деятельности; ­  Развитие ребенка как личности в социуме и семье, становление  чувства мужественности (женственности); ­ Желание отразить свои чувства в художественно­творческой  (продуктивной) деятельности. У родителей ­ Повышение уровня компетенций родителей в вопросах гендерного  воспитания; проявление перехода из позиции партнёров в позицию  активных участников образовательного процесса. У педагогов ­ Разработка и введение в образовательный процесс комплекса  методических материалов  для воспитанников средней группы по  гендерному воспитанию. ­ Повышение профессиональной компетентности в вопросах гендерного  воспитания. 1 Этап.  Организационный Содержание  1. Проведение анкетирования родителей на предмет выявления  2. особенностей воспитания мальчиков и девочек в семье.  Проведение с детьми: ­ педагогической диагностики   с использованием методов беседы  (детям предлагалось ответить на вопросы: ­Ты кто – девочка или  мальчик? – В какие игры играют девочки (мальчики)? – Когда ты  вырастешь, будешь мамой или папой? – Кто в твоей семье самый  сильный? – Кто в твоей семье самый красивый? и др.);  ­ тестовых заданий («Выбор игрушки», «Назови, чьи вещи», «Продолжи  историю», «Нарисуй человека» и др.); ­ наблюдений за поведением ребёнка в повседневной жизни, за  поведением ребёнка в игровой деятельности. Цель проведения педагогической диагностики ­  выявить знания детей о своих настоящих и будущих половых ролях, выявить особенности  восприятия ребёнком себя как представителя определённого пола. 3. Анкетирование педагогов, изучение методической литературы по теме  проекта. Результаты анкетирования родителей показали, что лишь 10% родительской  общественности компетентны в  вопросах гендерного воспитания детей.   Активность родителей в рамках участия в образовательном процессе группы  составила 25%.  Уровень развития гендерной идентичности воспитанников по  результатам педагогической диагностики составил 8,5%. Результаты анкетирования педагогов показали, что только 35%  педагогов обладают профессиональной компетентностью в вопросах  гендерного воспитания детей. 2 этап.  Основной По завершении обработки результатов  первого этапа проекта,  был определён алгоритм работы, как с детьми, так и с их родителями, а также с педагогами  нашего детского сада. В алгоритме работы  с детьми были отражены такие виды деятельности,  как: ­  беседы («В нашей группе много девочек и мальчиков», «Какие у нас  девочки (мальчики)», «Кто я?»  «Какой я?»); ­  чтение художественной литературы (А. Барто «Вовка­добрая душа»,  «Любочка», В. Осеева «Синие листья»); ­  продуктивная деятельность («Портрет девочки (мальчика)»,  «Подарки девочкам (мальчикам)») и др.; ­  дидактические игры («Настроение», «Давайте познакомимся»); ­  рассматривание иллюстраций; ­  рассказы воспитателя; ­  сюжетно­ролевые игры («Семья», «Детский сад», «Магазин» и др.). Для   работы   с   родительской   общественностью   были   запланированы тематические   родительские   собрания   по   темам   «Что   такое   гендерное воспитание?»   «Поговорим   о   воспитании   девочек   и   мальчиков»   и   др.; оформление стендов «Как и во что играют мальчики и девочки», «Возрастные особенности психического развития мальчиков и девочек» и др.; проведение совместных мероприятий с детьми «Самый –самый…», «В розовом царстве Принцесс»   и   др.,   выпуск   видео   журналов   «Мы     вместе   весело   живём!»; тематические  выставки:  «Книги о мальчиках и для мальчиков»,  «Книги  о девочках»,   «Портрет   мамы»,   «Портрет   папы»,   «Моя   любимая   игрушка» (подбор   игрушек   для   мальчиков   и   девочек);  оформлены   фотоальбомы   «О наших  мальчиках», «О  наших  девочках», «Семейные  праздники». С   целью   формирования   гендерной   идентичности,   родителям     были рекомендованы   произведения   для   чтения   дома   с   детьми   ­   сказки, произведения на основе былин, рассказы о защитниках Отечества, стихи С.Я Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», из которых дети узнали о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность   помочь   слабым,   рыцарство,   присущих   не   только   взрослым мужчинам, но и мальчикам. Совместно с педагогом –психологом была проведена работа с  родителями, которые воспитывают  детей в неполных семьях. Дети, которые  воспитываются в неполных семьях, зачастую получают искажённый пример  социальных навыков в плане полоролевой идентификации. Если мальчика  воспитывает одна мама, то это способствует тому, что у ребёнка  в  дошкольном детстве не закладываются основы социально­нравственного  поведения будущего мужчины, мальчик подражает социальной роли, которую  выполняет мама. В будущем такие дети испытывают вполне определённые  трудности в плане социальной адаптации. Перед девочками из неполных  семей (ребёнка воспитывает одна мама) таких проблем, в основном, не  возникает – они подражают маме, социальная роль которой свойственна  будущей женщине. Родителям,   воспитывающим   детей   в   неполных   семьях,   педагогом­ психологом   была   оказана   практическая   помощь   в   освоении   навыков гендерного   воспитания   детей   –   рассматривались   проблемные   ситуации, проводились тренинги, предлагался лекционный материал. Содержание второго этапа проекта определило модель гендерного  воспитания детей дошкольного возраста в моей группе. Результаты работы по второму этапу показали, что по всем трём  направлениям деятельности  ­ дети, родители, педагоги – наблюдается  устойчивая положительная динамика.   Если на первом этапе работы  результаты анкетирования показали, что  большинство  детей затруднялись в определении своих  настоящих и будущих  половых ролей, в осознании собственного образа «Я», восприятии себя как  представителя определённого пола, то по окончании второго этапа дети  уверенно и твёрдо отвечали на тестовые вопросы, выполняли тестовые  задания, показывая высокий уровень. Наблюдения за поведением детей в  сюжетно­ролевых играх, в повседневной жизни, анализ продуктивной деятельности также показывают положительную динамику развития  гендерной идентификации мальчиков и девочек. Удовлетворённость родителей от приобретённого опыта в вопросах  гендерного воспитания, повышение  уровня их компетенций по данному  направлению показали высокие результаты анкетирования. В результате проделанной работы были созданы психолого­ педагогические условия, где основная роль отводилась работе с педагогами и  деятельности самих педагогов: ­ подготовка педагогов к осуществлению деятельности по гендерному  воспитанию; ­ создание развивающей предметно­пространственной среды, гендерно­ сбалансированного пространства; ­ разработка и внедрение в образовательный процесс  технологий гендерного  воспитания; ­ оказание консультативной помощи родителям по вопросам гендерной  идентификации и самореализации личности мальчика и девочки. 3 этап.  Итоговый На третьем этапе были подведены итоги реализации проекта. Результаты работы по организации гендерного воспитания  показали,  что в нашем детском саду, и конкретно в моей группе, созданы условия,  которые способствуют гендерной социализации детей, создана модель  гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Развивающая предметно­ пространственная среда обустроена с учётом гендерной социализации детей:  созданы игровые зоны для девочек и мальчиков с определённым набором  игрушек и игр, приобретены игровые модули «Кухня», «Мастерская» и т.д.   Значительно повысился уровень психолого­педагогической компетентности  воспитателей в вопросах гендерного воспитания дошкольников.   Повысилась роль семьи в гендерном воспитании детей.  Кругозор детей  расширился, обогатился знаниями о содержании социальных ролей женщины и мужчины. Уровень культуры поведения и общения детей заметно возрос:  мальчики стали более  внимательными по отношению к девочкам, а девочки –  доброжелательными по отношению к мальчикам.  Новизна опыта состоит в том, что разработанные технологии  воспитания девочек и мальчиков применительно к каждой возрастной группе  используются в практической деятельности в определённой системе. Используемая литература: 1. Т. Н. Доронова Девочки и мальчики 3­4 лет в семье и детском саду:  Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка –  Пресс, 2009 2. В. Д. Ефремова, Т. П. Хризман Мальчики и девочки – два разных мира.  Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.:  ЛИНКА – ПРЕСС, 1998 3. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. – СПб.:  Питер, 2003 4. Мосалова Л. Я и мир. ­ С­Пб. : Детство­Пресс, 2011 5. Н.Е. Татаринцева «Мир мальчика и девочки», Ростов­на­Дону, РГПУ, 2002г

Гендерное воспитание дошкольников

Гендерное воспитание дошкольников

Гендерное воспитание дошкольников

Гендерное воспитание дошкольников

Гендерное воспитание дошкольников

Гендерное воспитание дошкольников

Гендерное воспитание дошкольников

Гендерное воспитание дошкольников

Гендерное воспитание дошкольников

Гендерное воспитание дошкольников

Гендерное воспитание дошкольников

Гендерное воспитание дошкольников

Гендерное воспитание дошкольников

Гендерное воспитание дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017