Гендерные особенности в фольклорных текстах
Оценка 4.9

Гендерные особенности в фольклорных текстах

Оценка 4.9
docx
05.10.2022
Гендерные особенности в фольклорных текстах
Русский фольклор как средство воспитания детей.docx

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Казанский музыкальный колледж имени И.В.Аухадеева»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

 

«Русский фольклор как

средство воспитания детей»

 

 

                      

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

преподаватель высшей квалификационной категории

Мартынова Наиля Тахиржановна

                                                

                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань 2022 г.

Гениальный опыт воспитания ребенка с первых дней его жизни,

накопленный, отточенный и проверенный на протяжении многих веков, дает

нам народная педагогика. Этот опыт воспитания, утвердившийся в

крестьянской Руси, подарил нам самобытнейшую культуру.

К.Д. Ушинский отмечал, что «...воспитание, если оно не хочет быть

бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую

литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных

произведениях первые и блестящие попытки раскрытия национальной

самобытности. Она основывалась на традиционно сложившихся в народе

воззрениях на цели и задачи воспитания детей.

 

Народная педагогика использовала для достижения своих целей:

• фольклор (предания,потешки, пестушки, загадки, пословицы,

поговорки, сказания, былины, сказки, игры и т.п.);

• народную музыку (бытовые, колыбельные и обрядовые песни);

• народный театр (Петрушка, скоморохи и т.п.);

• изобразительное прикладное искусство (лубок, различные виды

росписи и т.д.);

• быт и межличностные отношения в семье.

 

Таким образом, еще в 60–70 гг. XIX века народное творчество легло в основу

русской педагогической системы.

 

С самого рождения в русской семье учитывались гендерные

особенности ребенка. Известно, что даже при рождении пуповину девочкам

и мальчикам отрезали по- разному. Пуповину девочки обрезали ножницами

над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение её

качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику

обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева,

чтобы он в будущем оказался хорошим работником.

 

Интерес представляет и традиция заворачивания новорожденных

девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Ученые считают, что

это связано с «программированием» будущего ребенка. Люди мечтали о том,

что когда их сын вырастет и женится, то его жена воплотит в себе все то, что

дорого его ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть

черты отца.

 

Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными

песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Даже в

колыбельных песнях присутствует обращение не просто к маленькому

ребенку, а к девочкам и мальчикам: «Гуркота, гуркота, а Митеньке дремота»,

«Моя доченька уснёт», «Спи, доченька маленька», «А баиньки, баиньки

дочку маненьку», «Спи Ванюшка, спи родной», «Сынко , голубочек».

При этом очевидно, что в данных традициях был заложен глубокий

смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе

терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость,

мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители

при рождении своего ребенка.

 

Интуитивно приписывая ребенку те или иные качества, о девочке мы

говорим –красивая, нежная, хрупкая, о мальчике – сильный , крепкий. Это

хорошо отражается в фольклорных произведениях - величаниях мальчиков и

девочек.

Величание для мальчика:

Мой сыночек, мой дружочек,

Мой сиреневый цветочек,

Молодец да удалец,

В волосах твоих венец.

Храбрый , смелый богатырь,

Ты добро приносишь в мир.

Величание для девочки:

Моя девочка – прелестница,

Мастерица и кудесница!

Зорькой алой умывалась

И с рассветом просыпалась.

Маме с солнцем улыбнулась-

Лучики лица коснулись.

Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких его

забавляют песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение -

вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-

стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее

наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего

своим занятным содержанием, затем сказок.

Одной из задач гендерного воспитания детей является овладение

детьми первоначальными представлениями о собственной половой

принадлежности, аргументируя ее по ряду признаков (одежда, прическа).

 

В решении этой задачи может помочь народный фольклор, где большое

внимание уделялось внешним особенностям мальчиков и девочек: одежде,

прическе.

Например:

Чешу,чешу волосинки,

Расчесываю косыньку,

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса!

Расти, коса, не путайся.

Дочка, маму слушайся!

Как у доченьки моей

Ворох золотых кудрей!

Как у ласточки моей

Речи плавные как ручей!

А в очах – озера синь,

А стан будто у осин!

Она прытка словно лань,

А душа – цветущий май!

Радость –доченька моя.

«Еду-еду к бабе ,к деду

На лошадке в красной шапке.

По ровной дорожке,

В старом лапоточке ,..»

 

Также в потешках был заложен глубокий смысл передачи гендерных

ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность,

любовь и доброту, а по мужской - стойкость, мужество, ответственность.

Например:

для мальчиков:

« ... Будем рано разбужать, на работку посылать,

На работу на таку, да на веселую страду,

Будем сено косить, да будем в кучки носить.»

Будешь большой

Будешь рыбку ловить,

Тетерькуловить,

Будешь лес рубить,

Тятьку, мамку кормить»

Для девочек:

Во поле рябинушка,

Во поле кудрявая стояла.

Как под той ли рябинушкой

Сидят четыре девушки.

Первая –Катюшенька- шьёт.

Вторая-Марфушенька–прядет.

Третья – Акулинушка–вышивает.

Четвертая –Аринушка – зевает...

От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое

соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к

старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и

дисциплинированность, исполнительность и честность.

Пошла Маня на базар,

Принесла домой товар:

Родной матушке- платок,

Братьям-соколам-

По козлиным сапогам ,

Сестрицам -лебедицам-

До по новым рукавицам.

Баю баюшки бай бай .

Глазки, Маша, закрывай.

Я тебя качаю,

Тебя величаю.

Будь счастлива, будь умна,

При народе будь скромна.

Спи дочка, до вечера,

Тебе делать нечего!

Одним из средств народнойкультуры отражающим народное воззрение

на воспитание являются пословицы и поговорки. Короткие, но глубокие по

своему содержанию, они оказывают непосредственное влияние на

нравственное становление личности ребенка. Кратко и образно выражают

народные мысли о воспитании мужских и женских качеств, культуры

взаимоотношений полов.

«Семья вместе - душа на месте»

«Где любовь да совет, там горя нет»

«Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит»

«Смелый боец и в ученье, и в бою молодец»

«Лучше есть хлеб с водою, чем жить со злою женою»

«Девичье терпенье - жемчужно ожерелье»

Народная игра – является неотъемлемой частью национального

богатства интернационального, художественного и физического воспитания,

в том числе способствует гендерному воспитанию детей в той его части, где

рассматриваются вопросы быта, обычаями и трудом мужчин и женщин.

Многие народные детские игры имитируют серьезные занятия взрослых:

охота, рыболовство, собирательство, ведение домашнего хозяйства. Такие

игры как: «У медведя во бору», «Кузнецы», «Арина», «Конники», «Бычок

пестренький», «Солнышко - раскидай колечки», «Охотники и зайцы».

Другие фольклорные игры построены на противопоставлении женского

и мужского начала, что внешне выражается в пространственно-

композиционной организации игры. Так, игры типа «Бояре-княгини», «А мы

просо сеяли», «Цепи-цепи кованы» начинаются с выстраивания друг

напротив друга мальчиков и девочек в линию. Так, анализ текстовых

фольклорных игр показал, что девочка (девушка) в них обычно определяется

девочка как: красивая (красная), приветливая (приветная), разумная.

Называется «лебедушкой», «павой», «галкой», «уточкой», что определяет

общую пластику движений как плавную, округлую, мягкую.

Мальчик определяется как: сильный, смелый, разумный, защитник (или

завоеватель).

Называется «соколом», «орлом», «охотником», «зайцем», что определяет его

пластику как более активную, резкую, наступательную.

По содержанию все народные игры были доступны и девочкам, и

мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей обоего

пола.

Сказка играет огромную роль в социализации современного ребенка, в

формировании его представлений о семейных отношениях, о типично

женских и типично мужских эталонах поведения в культуре, о полоролевых

стереотипах. Благодаря механизму идентификации со сказочными

персонажами ребенок-дошкольник усваивает идеальный тип отношений,

представленный в описании жизни сказочных героев.

Велика роль сказки в воспитании у дошкольников полоролевого пове-

дения. Благодаря сказке ребенок познает окружающий мир, овладевает

разнообразным полоролевым репертуаром, особенностями взаимоотношений

полов. Сказка – сильное средство воспитания любви к ближнему: матери,

отцу, супругу, сыну, дочери.

Сказка моделирует важнейшие ситуации жизни, иллюстрируя

последствия неверных решений. Она научает терпению и скромности,

показывает истинные масштабы происходящего в буднях, дарует понимание

смирения и благородства. Так, русские народные сказки «Крошечка-

Хаврошечка», «Морозко», «Как аукнется, так и откликнется», «Рукодельница

и Ленивица» формируют у детей собирательный, обобщенный

положительный образ девочки: доброй, работящей, отзывчивой к чужому

горю, внимательной и самоотверженной. Сказки «Сестрица Аленушка и

братец Иванушка», «Василиса – Прекрасная», «Царевна-лягушка» развивают

представления детей о качествах женственности, способствуют правильному

пониманию девочками их будущих женских семейных ролей. Сказки о

животных такие, как например:"Волк и семеро козлят", "Петушок и курочка",

"Ячменное зернышко", "Петушок и чудо мельница", формируют у детей

представление о заботливости, миролюбии, терпимости, смелости-

воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным

учебником полового воспитания для самых маленьких.

Сказки и былины представляют детям следующие жизненные

полоролевые ситуации:

- терпение, трудолюбие, заботливость девочки - вознаграждается;

- силой, смелостью, служением родной земле мальчик, юноша, мужчина

может заслужить любовь и уважение людей;

- уважение супругов друг к другу обеспечивает лад в семье, счастье в доме;

любовь к детям, забота о них позволяет воспитать достойную смену,

способную встать на защиту семьи и Родины;

Проявление ума и смекалки, как мальчиками (мужчинами), так и

девочками (женщинами) обеспечивает выход из сложных жизненных

ситуаций и т.д. Они обучают и создают эмоциональную положительную

модель гендерного поведения.

Таким образом, роль народного фольклора является одним из

средств гендерного воспитания дошкольников. Чтобы эта работа была

живой, интересной, разнообразной, яркой красочной, образной,

увлекательной, веселой, высокоэффективной: чтобы укрепить ниточку,

которая называется связью поколений; чтобы воспитывать уважение к

старшим, способствовать благоприятному протеканию процесса

полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста,

формированию начал мужественности и женственности у

дошкольников, мы можем и должны использовать богатейший опыт

народа, накопленный веками.


 

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Казанский музыкальный колледж имени

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Казанский музыкальный колледж имени

Гениальный опыт воспитания ребенка с первых дней его жизни, накопленный, отточенный и проверенный на протяжении многих веков, дает нам народная педагогика

Гениальный опыт воспитания ребенка с первых дней его жизни, накопленный, отточенный и проверенный на протяжении многих веков, дает нам народная педагогика

Интерес представляет и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери

Интерес представляет и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери

В волосах твоих венец. Храбрый , смелый богатырь,

В волосах твоих венец. Храбрый , смелый богатырь,

Дочка, маму слушайся! Как у доченьки моей

Дочка, маму слушайся! Как у доченьки моей

Во поле рябинушка, Во поле кудрявая стояла

Во поле рябинушка, Во поле кудрявая стояла

Кратко и образно выражают народные мысли о воспитании мужских и женских качеств, культуры взаимоотношений полов

Кратко и образно выражают народные мысли о воспитании мужских и женских качеств, культуры взаимоотношений полов

Называется «соколом», «орлом», «охотником», «зайцем», что определяет его пластику как более активную, резкую, наступательную

Называется «соколом», «орлом», «охотником», «зайцем», что определяет его пластику как более активную, резкую, наступательную

Сказки и былины представляют детям следующие жизненные полоролевые ситуации: - терпение, трудолюбие, заботливость девочки - вознаграждается; - силой, смелостью, служением родной земле мальчик, юноша, мужчина…

Сказки и былины представляют детям следующие жизненные полоролевые ситуации: - терпение, трудолюбие, заботливость девочки - вознаграждается; - силой, смелостью, служением родной земле мальчик, юноша, мужчина…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.10.2022