Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Сергеевка
Партизанского муниципального района ПК
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
Тема:
«Генетика и наследственные заболевания»
Выполнил:
Ковалева Флена Максимовна,
ученица 9 класса
Куратор проекта:
Косолапова Ольга Ивановна,
учитель биологии
с. Сергеевка, 2022 г.
Оглавление
Введение 3
1 Генетика. История развития науки 4
1.1 Первый этап развития генетики 4
1.2 Второй этап развития генетики 5
1.3 Третий этап развития генетики 5
2 Наследственные болезни человека 6
2.1 Моногенная группа болезней человека 6
2.2 Хромосомная группа болезней человека 8
2.3 Болезни с наследственной предрасположенностью 9
2.4 Митохондриальная группа наследственных заболеваний 10
3 Лечение наследственных болезней 10
4 Профилактика наследственных заболеваний 11
4.1 Медико-генетическое консультирование 12
5 Наше будущее за генетикой
5.1 Анкетирование учащихся «А что вы знаете о наследственных болезнях?»
5.2 Сценарий классного часа "Наследственные болезни, причины, профилактика» 15
Заключение 20
Список источников литературы 21
Введение
Передача наследственных заболеваний всегда представляла собой одно из наиболее труднообъяснимых явлений в истории человечества.
В последнее время издается достаточно много популярной и медицинской литературы, которая описывает течение различных болезней.
Болезнь – это проблема, которая возникает в жизнедеятельности человека. В зависимости от недуга, она изменяет жизнедеятельность и самочувствие человека. Болезнь влияет на работоспособность, мышление, память, восприятие окружающего мира. Человек больной становится непохожим на других. Его можно определить по внешним признакам. И мне стало интересно: какие наследственные болезни существуют.
Наследственные болезни — заболевания человека, обусловленные хромосомными и генными мутациями.
Актуальность: По данным Всемирной Организации Здравоохранения 5-7% новорожденных имеют различную наследственную патологию. Число зарегистрированных наследственных болезней постоянно растет.
Я будущая мама и хочу, чтобы мои дети родились здоровыми, поэтому вопрос о том, какие бывают наследственные заболевания, как их избежать и лечить стоит передо мной особенно остро.
На данный момент в связи с развитием молекулярной генетики, а также появлением современных способов изучения, диагностики и лечения наследственных заболеваний, эта тема стала очень актуальной во всем мире.
Цель работы: изучение этиологии (причины возникновения), диагностики, патогенеза (протекание), реабилитации (лечения), профилактики наследственных болезней.
Задачи:
1. Собрать и проанализировать имеющуюся информацию по данной теме.
2. Изучить моногенные, хромосомные и митохондриальные группы заболеваний.
3. Ознакомиться с лечением и мерами профилактики наследственных болезней человека, донести до окружающих молодых людей, чтобы предотвратить их от нежелательных последствий в будущем.
4. Провести анкетирование среди учащихся школы
5. Разработать и провести классный час.
Гипотеза: наследственные болезни не лечатся.
Генетика. История развития науки
Генетика — наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости организмов.
Наследственностью называется свойство организмов передавать потомкам особенности строения, физиологические свойства и характер индивидуального развития.
Изменчивостью называется способность живых организмов изменять свои признаки.
В своём развитии генетика прошла ряд этапов.
Наследственностью люди интересовались очень давно. С развитием сельского хозяйства сформировалась прикладная наука селекция, которая занималась созданием и формированием новых пород животных и сортов растений. Но объяснить механизмы передачи признаков потомкам селекционеры не могли.
Первый этап развития генетики
Первый этап развития генетики — изучение наследственности и изменчивости на организменном уровне.
Этот этап связан с работами Г. Менделя. В 1865 г. в работе «Опыты над растительными гибридами» он описал результаты своих исследований закономерностей наследования признаков у гороха.
Г. Мендель установил дискретность (делимость) наследственных факторов и разработал гибридологический метод изучения наследственности.
Дискретность наследственности состоит в том, что отдельные свойства и признаки организма развиваются под контролем наследственных факторов, которые при слиянии гамет и образовании зиготы не смешиваются, а при формировании новых гамет наследуются независимо друг от друга.
В 1909 г. В. Иогансен назвал эти факторы генами.
Значение открытий Г. Менделя оценили только после того, как его результаты были подтверждены в 1900 г. тремя биологами независимо друг от друга: Х. де Фризом в Голландии, К. Корренсом в Германии и Э. Чермаков Австрии. Этот год считается годом возникновения науки генетики.
Менделевские законы наследственности заложили основу теории гена, а генетика превратилась в быстро развивающуюся отрасль биологии.
В 1901–1903 гг. де Фриз выдвинул мутационную теорию изменчивости, которая сыграла большую роль в дальнейшем развитии генетики.
Второй этап развития генетики
Второй этап развития генетики — изучение закономерностей наследования признаков на хромосомном уровне.
Была установлена взаимосвязь между менделевскими законами наследования и распределением хромосом в процессе клеточного деления (митоз) и созревания половых клеток (мейоз).
Изучение строения клетки привело к уточнению строения, формы и количества хромосом и помогло установить, что гены — это участки хромосом.
В 1910–1911 гг. американский генетик Т. Х. Морган и его сотрудники провели исследования закономерностей наследования на мушках дрозофилах. Они установили, что гены расположены в хромосомах в линейном порядке и образуют группы сцепления.
Морган установил также закономерности наследования признаков, сцепленных с полом.
Эти открытия позволили сформулировать хромосомную теорию наследственности.
Третий этап развития генетики
Третий этап развития генетики — изучение наследственности и изменчивости на молекулярном уровне.
На этом этапе были изучены взаимоотношения между генами и ферментами и сформулирована теория «один ген — один фермент»: каждый ген контролирует синтез одного фермента, а фермент контролирует одну биохимическую реакцию.
В 1953 г. Ф. Крик и Дж. Уотсон создали модель молекулы ДНК в виде двойной спирали и объяснили способность ДНК к самоудвоению. Стал понятен механизм изменчивости: любые отклонения в структуре гена, однажды возникнув, в дальнейшем воспроизводятся в дочерних нитях ДНК.
Эти положения были подтверждены экспериментами. Уточнилось понятие гена, был расшифрован генетический код и изучен механизм биосинтеза. Были разработаны методы искусственного получения мутаций и с их помощью созданы новые ценные сорта растений и штаммы микроорганизмов.
В последние десятилетия сформировалась генная инженерия — система приёмов, позволяющих синтезировать новый ген или выделить его из одного организма и ввести в генетический аппарат другого организма.
В последнее десятилетие 20 века были расшифрованы геномы многих простых организмов. В начала 21 века (2003 г.) был завершён проект по расшифровке генома человека.
На сегодняшний день существуют базы данных геномов многих организмов. Наличие такой базы данных человека имеет большое значение в предупреждении и исследовании многих заболеваний.
Наследственные болезни человека
Наследственные заболевания — заболевания, возникновение и развитие которых связано с различными дефектами и нарушениями в наследственном аппарате клеток.
Все наследственные болезни делятся на четыре группы:
v генные (моногенные - в основе патологии одна пара аллельных генов);
v хромосомные;
v болезни с наследственным предрасположением (полигенные);
v митохондриальные.
Моногенная группа болезней человека
Генные болезни - это большая группа заболеваний, возникающих в результате повреждения ДНК на уровне гена.
Общая частота болезней в популяции составляет 1-2 %. Условно частоту генных болезней считают высокой, если она встречается с частотой 1 случай на 10000 новорожденных, средней - 1 на 10000 - 40000 и далее - низкой.
Моногенные формы генных заболеваний наследуются в соответствии с законами Г. Менделя. По типу заболеваний они делятся на аутосомно-доминантные, аутосомно-рецессивные и сцепленные с Х- или Y-хромосомами.
Большинство генных патологий обусловлено мутациями в структурных генах, осуществляющих свою функцию через синтез полипептидов - белков. Любая мутация гена ведет к изменению структуры или количества белка.
Начало любой генной болезни связано с первичным дефектом мутантного аллеля. Основная схема генных болезней включает ряд звеньев: мутантный аллель→ измененный первичный продукт →цепь последующих биохимических процессов клетки → органы → организм.
В результате мутации-(болезненного изменения гена )на молекулярном уровне возможны следующие варианты:
синтез несоответствующиго белка;
выработка большего количества генов чем соответствует виду;
Многочисленные болезни обмена веществ;
выработка уменьшенного количества нормального первичного продукта.
Не заканчиваясь на молекулярном уровне в первичных звеньях, патогенез генных болезней продолжается на клеточном уровне. При различных болезнях точкой приложения действия мутантного гена могут быть как отдельные структуры клетки - лизосомы, мембраны, митохондрии, пероксисомы, так и органы человека. Клинические проявления генных болезней, тяжесть и скорость их развития зависят от особенностей генотипа организма (гены-модификаторы, доза генов, время действия мутантного гена, гомо- и гетерозиготность и др.), возраста больного, условий внешней среды (питание, охлаждение, стрессы, переутомление) и других факторов.
Особенностью генных (как и вообще всех наследственных) болезней является их гетерогенность. Это означает, что одно и то же фенотипическое проявление болезни может быть обусловлено мутациями в разных генах или разными мутациями внутри одного гена. Впервые гетерогенность наследственных болезней была выявлена С.Н. Давиденковым в 1934 г.
К генным болезням у человека относятся многочисленные болезни обмена веществ. Они могут быть связаны с нарушением обмена углеводов, липидов, стероидов, пуринов и пиримидинов, билирубина, металлов и др. Пока еще нет единой классификации наследственных болезней обмена веществ. Научной группой ВОЗ предложена следующая классификация:
1) болезни аминокислотного обмена (фенилкетонурия, алкаптонурия);
2) наследственные нарушения обмен углеводов(галаюгоземия, гликогеновая болезнь и др.);
3) болезни, связанные с нарушением липидного обмена (болезнь Ниманна-Пика, болезнь Гоше и др.);
4) наследственные нарушения обмена стероидов;
5) наследственные болезни пуринового и пиримидинового обмена (подагра,синдром Леша-Найяна и др.);
6) болезни нарушения обмена соединительной ткани (болезнь Марфана, мукополисахаридозы и др.);
7) наследственные нарушения гемма- и порфирина(гемоглобинопатия);
8) болезни, связанные с нарушением обмена в эритроцитах (гемолитическая анемия и др.);
9) наследственные нарушения обмена билирубина;
10) наследственные болезни обмена металлов (болезнь Коновалова-Вильсона и др.);
11) наследственные синдромы нарушения всасывания в пищеварительном тракте (муковисцидоз, непереносимость лактозы и др.).
Хромосомная группа болезней человека
Хромосомные болезни, или синдромы - это группа врожденных патологических состояний, проявляющихся множественными пороками развития, различающихся по своей клинической картине, часто сопровождающихся тяжелыми нарушениями психического и соматического развития. Основной дефект - различные степени интеллектуальной недостаточности, что может осложняться нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, более выраженными, чем интеллектуальный дефект, расстройствами речи, эмоциональной сферы и поведения.
Диагностические признаки хромосомных синдромов можно разделить на три группы:
неспецифические, т.е. такие, как выраженная умственная отсталость, сочетающаяся с дисплазиями, врожденными пороками развития и черепно-лицевыми аномалиями;
признаки, характерные для отдельных синдромов;
патогномоничные для конкретного синдрома, например, специфический плач при синдроме «кошачьего крика».
Хромосомные заболевания не подчиняются менделеевским закономерностям передачи заболевания потомству и в большинстве случаев обнаруживаются спорадически, являясь следствием мутации в половой клетке одного из родителей.
Хромосомные болезни могут быть унаследованы, если мутация имеется во всех клетках родительского организма.
Болезни с наследственной предрасположенностью
В детском возрасте на долю болезней с наследственной предрасположенностью приходится не менее 10 % и это число существенно повышается с возрастом
Болезни, в патогенезе которых играет роль наследственность и проявление которых зависит от действия факторов внешней среды, называют болезнями с наследственным предрасположением. Наследование таких болезней не подчиняется законам Менделя.
В основе наследственной предрасположенности лежит генетическая уникальность организма, проявляющаяся в особенностях индивидуальных реакций организма на окружающую среду. В зависимости от того, с мутациями или сочетанием нормальных аллелей преимущественно связана наследственная предрасположенность, выделяют моногенную или полигенную предрасположенность к болезням.
Выделяют следующие основные группы болезней с наследственной предрасположенностью: врожденные пороки развития (анэнцефалия, черепно-мозговая грыжа, вывих бедра и др.) и хронические заболевания неинфекционной этиологии. Последние делятся на распространенные нервно-психические (шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз, рассеянный склероз) болезни и распространенные соматические болезни среднего возраста ( бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, ишемическая болезнь сердца, варикоз, диабет и др.).
Митохондриальная группа наследственных заболеваний
Митохондриальные заболевания обусловлены генетическими, структурными, биохимическими дефектами митохондрий, приводящими к нарушениям тканевого дыхания. Они передаются только по женской линии к детям обоих полов, так как сперматозоиды передают зиготе половину ядерного генома, а яйцеклетка поставляет и вторую половину генома, и митохондрии. Патологические нарушения клеточного энергетического обмена могут проявляться в виде дефектов различных звеньев в цикле Кребса, в дыхательной цепи, процессах бета-окисления и т. д.
Не все ферменты и другие регуляторы, необходимые для эффективного функционирования митохондрий, кодируются митохондриальной ДНК. Большая часть митохондриальных функций контролируется ядерной ДНК.
Можно выделить две группы митохондриальных заболеваний:
Ярко выраженные наследственные синдромы, обусловленные мутациями генов, ответственных за митохондриальные белки.
Вторичные митохондриальные заболевания, включающие нарушение клеточного энергообмена как важное звено формирования патогенеза.
Лечение наследственных болезней
Симптоматическое и патогенетическое – воздействие на симптомы болезни (генетический дефект сохраняется и передается потомству):
диетотерапия, обеспечивающая поступление оптимальных количеств веществ в организм, что снимает проявление наиболее тяжких проявлений болезни – например, слабоумия, фенилкетонурии;
фармакотерапия (введение в организм недостающего фактора) – периодические инъекции недостающих белков, ферментов, глобулинов резус-фактора, переливание крови, что временно улучшает состояние больных (анемия, гемофилия);
хирургические методы – удаление органов, коррекция повреждений или трансплантация (волчья губа, врожденные пороки сердца).
Евгенические мероприятия – компенсация естественных недостатков человека в фенотипе (в том числе и наследственных), т.е. улучшение здоровья человека через фенотип. Заключаются в лечении адаптивной средой: дородовая и послеродовая забота о потомстве, иммунизация, переливание крови, трансплантация органов, пластическая хирургия, диета, лекарственная терапия и т.д. Включает симптоматическое и патогенетическое лечение, но не позволяет полностью избавиться от наследственных дефектов и не уменьшает количество мутантных ДНК в популяции человека.
Этиологическое лечение – воздействие на причину болезни (должно приводить к кардинальному исправлению аномалий). В настоящее время не разработано. Все программы в желаемом направлении фрагментов генетического материала, определяющих наследственные аномалии, исходят из идей генной инженерии(направленные, обратные индуцированные мутации с помощью открытия сложных мутагенов или заменой в клетке «больного» фрагмента хромосомы «здоровым» естественного или искусственного происхождения).
Профилактика наследственных заболеваний
К профилактическим мероприятиям относятся медико-генетические консультации, пренатальная диагностика и диспансеризация. Специалисты во многих случаях могут указать родителям на вероятность появления ребенка с определенными пороками, хромосомной болезнью или нарушениями обмена, обусловленными генными мутациями.
Медико-генетическое консультирование
Основная цель медико-генетического консультирования – снижение частоты заболеваний путем ограничения появления потомства с наследственной патологией. А для этого необходимо не только установить степень риска рождения больного ребенка в семьях с отягощенной наследственностью, но и помочь будущим родителям правильно оценить степень реальной опасности.
Направлению в медико-генетическую консультацию подлежат:
1) больные с наследственными заболеваниями и члены их семей;
2) члены семей, в которых имеются повторные случаи заболевания невыясненной причины;
3) дети с пороками развития при подозрении на хромосомные нарушения;
4) родители детей с установленными хромосомными нарушениями;
5) супруги при повторных спонтанных абортах и бесплодных браках;
6) больные с нарушением полового развития;
7) лица, желающие вступить в брак, если один из них или кто-то из их родственников страдает наследственными заболеваниями.
В медико-генетической консультации проводиться осмотр больного и составляется родословная семьи. На основании полученных данных предполагается тип наследования данного заболевания. В дальнейшем диагноз уточняется или при исследовании хромосомного набора (в цитогенетической лаборатории), или с помощью специальных биохимических исследований (в биохимической лаборатории).
При заболеваниях с наследственным предрасположением задача медико-генетического консультирования состоит не в прогнозировании заболевания у потомства, а в определении возможности развития данного заболевания у родственников больного и разработке рекомендации в случае необходимости лечения или соответствующих профилактических мероприятий. Ранняя профилактика, направленная на устранение вредных факторов, провоцирующих развитие заболевания, имеет огромное значение, особенно при высокой степени предрасположенности. К заболеваниям, при которых такие профилактические мероприятия оказываются действенными, в первую очередь относится гипертоническая болезнь с ее осложнениями, ишемическая болезнь сердца и инсульты, язвенная болезнь, сахарный диабет.
Наше будущее за генетикой
Анкетирование учащихся «А что вы знаете о наследственных болезнях?»
Среди учащихся 5 – 9 классов школы с.Сергеевка я провела анкетирование на тему «А что вы знаете о наследственных болезнях?» с целью определения уровня знаний обучающихся о многообразии наследственных и генетических заболеваний и механизмах их наследования; с целью выявления наиболее распространенных источников информации о наследственных и генетических заболеваниях; с целью определения уровня заинтересованности обучающихся в расширении кругозора знаний о наследственных и генетических заболеваний.
Вопросы |
Да |
Нет |
Не знают |
Наследственные болезни передаются от родителей к детям? |
35 |
10 |
5 |
Наследственные болезни встречаются очень редко? |
40 |
10 |
0 |
Наследственные болезни зависят только от питания? |
47 |
2 |
1 |
Вредные привычки такие, как алкоголь, наркомания влияют на наследственность? |
50 |
0 |
0 |
Радиация, Уф разрушают генетический материал? |
30 |
15 |
5 |
Набор хромосом влияет на наследственность? |
25 |
18 |
7 |
Ген – это участок молекулы ДНК отвечающий за наследственность? |
45 |
5 |
0 |
Может ли человек заразиться болезнью Дауна, Марфана или альбинизма? |
27 |
15 |
8 |
Могут ли люди, имеющие сложные наследственные болезни иметь детей и семью? |
38 |
7 |
5 |
В анкетировании участвовало 50 учащихся среднего звена 5 – 9 классы. Из таблицы вижу, что учащиеся обладают недостаточными знаниями о генетике и наследственных заболеваниях, поэтому принимаю решение провести классные часы на эту тему.
Сценарий классного часа "Наследственные болезни, причины, профилактика»
Учебная цель: расширить знания о наследственных болезнях человека; наследовании некоторых признаков, сцепленных с полом человека; болезнях генных, хромосомных и геномных; их возникновении, мерах профилактики, и лечении.
Развивающая цель: Развитие внимательности, логического мышления и расширение кругозора, подготовка учащихся к семейной жизни, развитие умений прогнозировать ситуации, развитие интереса к предмету.
Воспитательная цель: Содействовать воспитанию нравственности, бережному отношению к истории Родины, моральной этики и толерантности в отношениях в семье, воспитание ответственности в рамках культуры., воспитание ценностного отношения к генетическому здоровью человека.
Оборудование:
Компьютерная презентация «Генетика и наследственные болезни человека».
Задачи:
Образовательные: выяснить причины и разнообразие наследственных заболеваний.
Развивающие: развивать коммуникативные способности через посредство работы в малых группах; умение решать генетические задачи.
Воспитательные: воспитание ценностного отношения к генетическому здоровью человека в общевидовом и личном плане.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Прогнозируемый результат: ценностное отношение к своему генетическому здоровью, знание мер профилактики наследственных заболеваний человека.
Организационный момент:
Здравствуйте ребята! Садитесь! Я с вами поздоровалась – это значит, что я пожелала вам всем здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому что, здоровье для человека – самая главная ценность. К сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем его.
Я расскажу вам сейчас одну притчу .Прослушав её, вы должны ответить на ряд вопросов.
Однажды у одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным в жизни: богатство или слава?». Немного подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля.
2. Беседа по вопросам.
- Как вы думаете, почему так ответил мудрец?- ответ учащихся, затем подкрепление презентацией.
- Что значит быть здоровым? ответ учащихся, затем подкрепление презентацией.
- Какие факторы влияют на здоровье человека? ответ учащихся, затем подкрепление презентацией.
- Какие наследственные заболевания вам известны? ответ учащихся, затем подкрепление презентацией.
Вступление. Наследственные болезни
К настоящему времени описано около 6000 наследственных болезней человека, из которых достаточно хорошо изучено около 700. Наука, изучающая предотвращение последствий генетических дефектов человека - медицинская генетика. Все типы мутаций могут вызвать наследственные заболевания. Нередко ошибочно термины "наследственная болезнь" и "врожденная болезнь" употребляются как синонимы, однако врожденными болезнями называют те заболевания, которые имеются уже при рождении ребенка и могут быть обусловлены как наследственными, так и экзогенными факторами в период беременности. Сегодня мы постараемся поговорить о наследственных болезнях человека, связанных с близкородственными браками, наследование некоторых признаков, сцепленных с полом человека, болезней генных, хромосомных и геномных мутаций, мерах профилактики их возникновения и лечения.
Предупрежден, значит вооружен. Здоровье на 25% зависит от наследственности и медицины, а на 75% - от образа жизни, который мы будем вести. Давайте разбираться. Наследственные болезни связаны с нарушениями в генетическом материале - мутациями. Они бывают соматическими и генеративными (в половых клетках). Последние в свою очередь можно разделить на моногенные, хромосомные, полигенные, митохондриальные.
Так неужели в течение жизни мы все подвергаемся воздействию самых разных мутагенных факторов, которые вызывают "поломки" в молекулах ДНК любой клетки человеческого тела?
Несомненно! При возникновении мутации в клетке на ранних стадиях онтогенеза, из неё будут развиваться ткани, все клетки которых будут нести в себе эту мутацию. Чем раньше в эмбриогенезе возникает соматическая мутация, тем больше оказывается участок тела, несущий мутантный признак. Соматические мутации - первый шаг к образованию злокачественных опухолей. Установлено, что подавляющее число всех случаев заболевания раком молочной железы - результат соматических мутаций. После аварии на Чернобыльской АЭС частота заболеваний раком щитовидной железы в Гомельской области выросла в 20 раз. Главное - выявить новообразование как можно раньше!
Генеративные мутации - нарушение структуры ДНК в половых клетках. Моногенные мутации - мутации в одном гене Общая частота генных болезней в популяции составляет 1-2%. Они обусловлены мутациями или отсутствием отдельных генов и наследуются в полном соответствии с законами Менделя.
Аутосомно-доминантные моногенные болезни
· Действие мутантного гена проявляется практически всегда
· Больные мальчики и девочки рождаются с одинаковой частотой.
· Вероятность развития болезни в потомстве составляет 50%.
· В основе лежит нарушение синтеза структурных белков или белков, выполняющих специфические функции (например, гемоглобина)
Примеры аутосомно-доминантных моногенных болезней:
Синдром Морфана, болезнь Олбрайта, синдром клешни, талассемия и др.
Синдром Морфана: наследственное заболевание соединительной ткани, вызываемое множественными мутациями генов, проявляющееся изменениями скелета: арахнодактилией, деформациями грудной клетки (ямка или киль), аркообразным небом. Характерны также поражения глаз. Средняя продолжительность жизни сокращена до 35 лет. Высокий выброс адреналина, характерный для заболевания, способствует не только развитию сердечно-сосудистых осложнений, но и появлению у некоторых лиц особой "силы духа" и умственной одаренности. Способы лечения неизвестны. Считают, что ею болели Паганини, Андерсен, Чуковский.
Синдром
клешни:
не так
давно этнографы обнаружили в Центральной Африке, в глухом лесном районе между
Зимбабве и Ботсваной, деревню, большинство жителей которой: люди-страусы, или
как их еще прозвали - сапади. Это странное племя отличает от прочих обитателей
Земли удивительное свойство: на ногах у них только два пальца, и оба большие!
Это заболевание (но можно ли называть так это необычное строение ступни?)
именуется синдромом клешни и вызвано, как считают медики, кровосмешением.
Оказалось, что на ступне сильно развит первый и пятый пальцы, второй, третий и
четвертый напрочь отсутствовали (как будто бы их и вовсе не должно было быть!).
Эта особенность закрепилась в генах племени и передается по наследству. Кстати,
ген, порождающий этот синдром, является доминантным, его достаточно иметь
одному из родителей, и ребенок родится с уродством.
1.Решите
задачи на смекалку.
I группа: В Японии по существующему законодательству отец, выдавая дочь замуж, должен выделить молодой семье участок земли. Чтобы не распылять семейного землевладения, часто женихов и невест подбирают среди родственников. Но вскоре был вынесен запрет на такие браки.
Вопрос: Почему были запрещены такие браки?
II группа: В книге Романовы «История династии» на странице 436
имеется следующая запись: «Цесаревич унаследовал гемофилию от матери – Анны Фёдоровны. Эта болезнь передаётся только через женщин: которые сами не болеют, но являются носителями вируса. Поражает гемофилия исключительно мужчин.
Вопрос: Какую ошибку допустил автор?
III группа: На Руси при выборе невесты родители принимали во внимание не только внешность, но и нрав. Особенно ценился миролюбивый характер, уступчивость, покладистость. Смотрели, какова работница и какое у неё здоровье, а проверяли так: накануне свадьбы приходили сваты, приносили угощения; сколько съест невеста – таково и здоровье, «чем больше – тем лучше». А ещё присматривались к родне невесты до пятого колена: смотрели, нет ли пьяниц, буянов, сумасшедших. Даже пословица была «Выбирай корову по рогам, а невесту по родам».
Вопрос: Что лежало в основе такого серьёзного выбора спутницы жизни?
Как это стихотворение связано с темой нашего урока?
«21 век, ты смотришь
нам в глаза
печалями и горестью планеты.
Как тяжкий вздох гудят колокола,
Не отводите взгляд, смотрите!
Эта боль Земли пронзительна, как провод оголённый,
Что будет завтра, если мы смогли его родить,
Но лучше б был он не рожденный.
Нет, раны Хиросимы не забыть,
И не забыть трагедию Вьетнама,
Смотрите люди, быть или не быть,
Ведь это страшно, если слово мама
Слетать не станет с детских губ.
Смотрите люди! Помни
человек!
Земля у нас одна,
Одна для всех,
У нас одно начало».
Подведем итоги нашего мероприятия
Вывод: продолжение человеческого рода должно сопровождаться главным условием - условием здоровой нации.
Заключение
В работе была рассмотрена очень интересная тема – «Генетика и наследственные заболевания». Генетика занимает важное место в жизни человека. Именно она объясняет механизмы наследования признаков человека, как патологических, так и положительных.
Изучив наследственные болезни, я сделала следующий вывод - причины наследственных болезней – мутации, продолжение человеческого рода должно сопровождаться главным условием - условием здоровой нации, наследственные болезни не лечатся.
Работая над проектом, я поняла ценность исследуемой темы, думаю, что моя работа станет прекрасным помощником учителям биологии при изучении раздела «Генетика», а разработанный классный час смогут провести все заинтересованные учителя школы, доступным языком объясняя, чем опасны родственные браки и влечение к пагубным привычкам.
Список источников литературы
1. Ауэрбах Ш. Наследственность. – М., 1969.
2. Бадалян Л.О. Наследственные болезни у детей. - М., 1971.
3. Большая советская энциклопедия. Т. 7.- М., 1972.
4. Бочков Н.П. Генетика и медицина. – М., 1979.
5. Бочков Н.П. Генетика человека (Наследственность и
патология). – М., 1978
6. Дубинин Н.П. Генетика и человек. – М., 1978.
7. Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. – М., 1989.
8. Карузина И.П. Учебное пособие по основам генетики. – М., 1980.
9. Киселёва З.С. Генетика. – М., 1983.
10. Козлова С.И. наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование. – М., 1996.
11.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.