ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Тамара Князева Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство о публикации Скачивание доступно только автору
«Генетика человека» урок в 9-11 классе
Просмотр файла:

генетика человека3.ppt


Все файлы публикации > генетика человека3.ppt
«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Князева Т.А.

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

×

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

×

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

×

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

На уроке мы с вами
На уроке мы с вами
 Познакомимся с методами изучения
Познакомимся с методами изучения
генетики человека
генетики человека
 Узнаем, какие признаки и заболевания
Узнаем, какие признаки и заболевания
наследуются как доминантные, а какие
наследуются как доминантные, а какие
– как рецессивные
– как рецессивные
Ответим на вопрос: Почему не
Почему не
желательны близкородственные связи?
желательны близкородственные связи?
 Ответим на вопрос:

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Дайте определения
Дайте определения
 ГенГен
 Генотип
Генотип
 Фенотип
Фенотип
 Аллельные гены
Аллельные гены
 Доминантный признак
Доминантный признак
Рецессивный признак
 Рецессивный признак
 Гомозигота
Гомозигота
 Гетерозигота
Гетерозигота
 Аутосомы
Аутосомы

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Задание 1
ПОЛЬЗУЯСЬ ТАБЛИЦЕЙ, СОСТАВЬТЕ ЗАДАЧУ ПО СХЕМЕ:
1 группа:
Р: Ааbb ×

♂aaBb

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Задание 1
ПОЛЬЗУЯСЬ ТАБЛИЦЕЙ, СОСТАВЬТЕ ЗАДАЧУ ПО СХЕМЕ:
2 группа:
Р: ааbb × А
♂ aBb

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Задание 1
ПОЛЬЗУЯСЬ ТАБЛИЦЕЙ, СОСТАВЬТЕ ЗАДАЧУ ПО СХЕМЕ:
3 группа:
Р: Х♀ АХа × Х♂ АY

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Проблемы генетики человека
Проблемы генетики человека
 Большое количество хромосом
Большое количество хромосом
 Малое число потомков в каждой
Малое число потомков в каждой
семье
семье
 Поздно наступает половая зрелость
Поздно наступает половая зрелость
 Невозможно экспериментальное
Невозможно экспериментальное
получение потомства –
получение потомства –
гибридологический метод в генетике
гибридологический метод в генетике
человека отсутствует
человека отсутствует

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Методы генетики
Методы генетики
человека
человека

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

I.I.
Генеалогический
Генеалогический
метод
метод

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Условные обозначения
Брак
Дети
Родственный брак
Мужчина
Женщина
Носители данного
гена
Больные

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Аутосомно­доминантное
Аутосомно­доминантное
наследование
наследование
 Веснушки
Веснушки
 Темные волосы
Темные волосы
 Карие глаза
Карие глаза
 Темный цвет кожи
Темный цвет кожи
 Толстые губы
Толстые губы
Длинные ресницы
 Длинные ресницы
 Подбородок с ямкой
Подбородок с ямкой
 Катаракта
Катаракта
 Раннее облысение
Раннее облысение

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Родословная семьи
с аутосомно­доминантным типом наследования

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Аутосомно­рецессивное
Аутосомно­рецессивное
наследование
наследование
 Рыжие волосы
Рыжие волосы
 Русые волосы
Русые волосы
 Голубые, серые глаза
Голубые, серые глаза
 Светлый цвет кожи
Светлый цвет кожи
Тонкие губы
 Тонкие губы
 Гладкий подбородок
Гладкий подбородок
 Альбинизм
Альбинизм
 Врожденная глухота
Врожденная глухота

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Родословная семьи
с аутосомно­рецессивным типом наследования

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Сцепленное с полом
Сцепленное с полом
наследование
наследование
 Гемофилия
Гемофилия
 Дальтонизм
Дальтонизм
 Мускульная дистрофия
Мускульная дистрофия
 Отсутствие потовых желез
Отсутствие потовых желез
 Гипоплазия зубной эмали
Гипоплазия зубной эмали
 Перепончатые пальцы
Перепончатые пальцы
 Чешуйчатая кожа
Чешуйчатая кожа

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Родословная семьи королевы Виктории
Наследование гемофилии

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Задание 2
1 группа

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Задание 2
2 группа

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Задание 2
3 группа

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Решите задачу:
Анофтальмия (безглазие) у человека ­ это
болезнь, за возникновение которой отвечает
доминантный ген неполного доминирования,
локализованный в одной из пар аутосом. При
этом особи, имеющие генотип АА страдают
безглазием.
При генотипе аа человек имеет нормальный
размер глазного яблока, а обладатель
гетерозиготного генотипа характеризуется
наличием уменьшенного размера глазного яблока.
Какова вероятность появления детей с
анофтальмией от брака гетерозиготных по
данному признаку женщины и мужчины?

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

II.II. Близнецовый
Близнецовый
метод
метод

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Однояйцевые
(монозиготные, идентичные) близнецы

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Разнояйцевые
(дизиготные, неидентичные) близнецы

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Конкордантность – степень схожести



близнецов

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

III. Биохимический
Биохимический
III.
метод
метод

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Фенилкетонурия
Относится к болезням аминокислотного обмена.
Аутосомно­рецессивное заболевание.
 В норме: фенилаланин в тирозин (это необходимо
для нормального развития головного мозга)
 Но фенилаланин превращается в
фенилпировиноградную кислоту, которая выводится с
мочой
 Заболевание приводит к развитию слабоумия у детей
 Ранняя диагностика и диета позволяют приостановить
развитие заболевания.

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

IV. Цитогенетический
Цитогенетический
IV.
метод
метод

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Атавизмы

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Знаете ли Вы, что…
Знаете ли Вы, что…
 10% болезней человека
10% болезней человека
обусловлены патологическими
обусловлены патологическими
генами
генами
один из 150 новорожденных
 один из 150 новорожденных
имеют структурные или числовые
имеют структурные или числовые
нарушения хромосом
нарушения хромосом
 одна из 10 гамет человека несут
одна из 10 гамет человека несут
генетические нарушения
генетические нарушения

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

1.1. Генные мутации
Генные мутации

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Серповидноклеточная анемия

В состав цепи гемоглобина входит
146
аминокислотных остатков,
которые закодированы в ДНК в виде
146 триплетов (438 нуклеотидов).
…­ ГЛУ­…
ДНК: …­ ГАА ­…
Если …­ ГТА ­…,
то …­ ВАЛ­…

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Ахондроплазия
(болезнь костной системы
с
доминантным типом
наследования)
• Аномальный рост хрящевой ткани.
• Низкий рост (до 120 см).
• Укорочение конечностей.
• Бедренные и плечевые кости
деформированы и утолщены.
• Умственная отсталость, пороки
психики.

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Полидактилия
(наследственная болезнь
с доминантным типом
наследования)
Количество пальцев – от 6 до 9.
Встречается у представителей
негроидной расы в 10 раз чаще,
чем у европеоидов.

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Эктродактилия
(клешневидная кисть) –
сросшиеся пальцы

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Артрогрипоз

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Сиамские близнецы

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Трехногий человек
Франк Лантини,
родившийся в 1889 году

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Двухголовый ребенок

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

2. Геномные мутации
2. Геномные мутации

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Болезнь Дауна
В генотипе одна лишняя аутосома –
трисомия 21
• Умственная и физическая отсталость
• Полуоткрытый рот
• Монголоидный тип лица. Косо
расположенные глаза. Широкая переносица
• Стопы и кисти короткие и широкие,
пальцы как бы обрублены
• Пороки сердца
• Продолжительность
жизни снижается
в 5­10 раз

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Синдром Патау
Одна лишняя аутосома –
трисомия 13
• Микроцефалия (уменьшение
головного мозга)
• Резкая умственная отсталость
• Расщепление верхней губы и
неба
• Аномалии глазного яблока
• Повышенная гибкость суставов
• Полидактилия
• Высокая смертность (в первый
год жизни умирает 90% детей)

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Синдром
Шеришевского ­ Тернера
45 хромосом – отсутствует одна
половая хромосома (Х0).
Наблюдается у девочек
• Нарушение пропорций тела (низкий
рост, укороченные ноги, широкие
плечи, шея короткая)
• Крыловидная кожная складка на
шее
• Пороки внутренних органов
• Бесплодие

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Синдром
Клайнфельтера
47 хромосом – лишняя Х­хромосома – ХХY
(может быть ХХХY)
Наблюдается у юношей
• Высокий рост
• Нарушение пропорций тела (длинные
конечности, узкая грудная клетка)
• Отсталость в развитии
• Бесплодие

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

3.3. Хромосомные
Хромосомные
мутации
мутации

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Синдром
«Кошачьего крика»
(хромосомная болезнь)
Уменьшение одного плеча хромосомы 5 пары.
• Глубокая умственная отсталость
• Множественные аномалии внутренних органов
• Характерный плач,
напоминающий кошачий крик
• Высокая смертность
в первый год жизни

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Генетика и медицина
Генетика и медицина

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

1.1. Наследование
Наследование
резус­фактора
резус­фактора

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Наследование резус ­ фактора

P:
♀ rh rh ×
♂ Rh Rh
Rh rh
+
rh rh
_

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

2.2. Наследование
Наследование
групп крови
групп крови

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Группы крови определяются не двумя, а тремя
аллельными генами – А, В, О
Гены А и В доминируют над О, но не подавляют друг
друга
ОО – I группа крови
АА и АО – II группа крови
ВВ и ВО – III группа крови
АВ – IV группа крови
Определите, какая группа крови может быть
у ребенка, если у матери I, а у отца IV группа
крови.

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

3.3. Медико­генетическое
Медико­генетическое
исследование
исследование

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Амниоцентез

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

4.4. Влияние вредных
Влияние вредных
веществ на генотип
веществ на генотип

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

5.5. Нежелательность
Нежелательность
родственных браков
родственных браков

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

♀ Аа ×
♂ Аа
P:
G: А, а А, а
аа
F: АА, Аа, Аа,

«Генетика человека» урок в 9-11 классе

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл