Географическая карта как основа для организации исследовательской деятельности учеников
Оценка 4.8

Географическая карта как основа для организации исследовательской деятельности учеников

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
география
6 кл—9 кл
27.08.2018
Географическая карта как основа для организации исследовательской деятельности учеников
В наше время картографическая грамотность нужна каждому человеку не менее чем компьютерная. Отсутствие навыков и умений пользоваться картами, извлекать из них необходимую информацию нередко приводит к серьезным просчетам в хозяйственной и национальной политике, к ошибкам, ухудшающим экологическую обстановку и условия жизни людей. В данной работе изучена роль географической карты в организации исследовательской деятельности учеников.
географическая карта.docx
Введение. Современный учитель всегда думает как лучше и эффективнее донести ученикам   содержание   предмета,   провести   контроль   знаний.   Особенностью предмета географии является сочетание текста с картой, схемами, рисунками, профилями. Без карт нельзя изучать географию. Роль карты в географии прекрасно определил Н. Н. Баранский: "Карта – второй язык географии", притом язык более экономный и доходчивый. Для учащихся   это   источник   научных   знаний   и   разносторонней   информации. Учитель   должен   научить   учащихся   максимально   использовать   содержание географической карты, но научить школьников работать с картами различного содержания   можно   лишь   при   осуществлении   продуманной   системы усложняющихся заданий. В наше время картографическая грамотность нужна каждому человеку не   менее   чем   компьютерная.   Отсутствие   навыков   и   умений   пользоваться картами,   извлекать   из   них   необходимую   информацию   нередко   приводит   к серьезным просчетам в хозяйственной и национальной политике, к ошибкам, ухудшающим экологическую обстановку и условия жизни людей. Карта   привлекает   внимание   учащихся,   помогает   сосредоточиться   и включает   в   работу   зрительную   память.   Карта   и   текст   учебника взаимодополняют   друг   друга,   способствуя   приобретению   прочных   знаний. Привлекая   внимание   школьников   к   картам,   учитель   должен   разбудить   у каждого   школьника   интерес   к   ним,   желание   полностью   разобраться   в   их содержании   и   значительную   часть   его   запомнить,   связав   изучение   карты   с усвоением соответствующего раздела учебника. В учебниках  содержится  много  практических  заданий  и  упражнений, позволяющих   школьникам   овладеть   картографической   азбукой.   Однако некоторые задания, а также содержание текста не всегда понятны учащимся. Это   обязывает   учителя   тщательно   продумать   методические   приемы ознакомления учащихся с новыми картами. На основе анализа школьной программы выделяют три основные группы картографических представления, картографические понятия, картографические умения и навыки; это группа картографические   знаний:     компонентов   первого   порядка.   В   подчинении   к   ней   находится   группа компонентов второго порядка. Например, в состав группы "картографические умения и навыки"  входят  три  взаимосвязанных  компонента: чтение карты, картографические умения и навыки, картосоставительские умения и навыки. 1 Значение географических карт. Трудно представить себе область человеческой деятельности, в которой не   применялись   бы   карты   и   атласы.   Инженер   и   исследователь,   летчик   и строитель,   геолог   и   агроном,   лесовод   и   мореплаватель,   офицер   и государственный деятель обращаются к карте и находят в ней ответы на свои вопросы. По картам можно изучать, и отдельный квартал города, и Землю в целом, и перелеты птиц, и транспортные потоки. В них можно увидеть дно океана, строение толщ земной коры и атмосферы, ледовые покровы прошлого, крестовые   походы   и   размещение   хозяйства   в   будущем.   С   помощью   карт проектируют   плотины   и   дороги,   прокладывают   маршруты   самолетов   и кораблей   и   решают   кроссворды.   Многообразие   направлений   использований карт   объясняется   тем,   что   язык   карты,   будучи   механизмом   накопления   и передачи   социального   опыта,   служит   целям   коммуникации   (передачи информации) и познания (моделирования и умножения знаний). Таблица 1. Использование карт при научных исследованиях Научные исследования Примеры использования карт особенностей Геологические геоморфологические Изучение пространственного размещения   материков,   океанов,   горных   систем,     и   срединно­океанических   хребтов,   анализ   их   формы, положения   относительно   системы   координат   и полюсов,   распределения   по   полушариям, симметричности и асимметричности, зональности и т д. Получение сведений в ходе измерений по картам о средних,   максимальных   и   минимальных   размерах планетарных   форм:   высотах,   глубинах,   площадях, объемах,   геофизических   характеристиках   и   связях между   ними.   Выявление   на   картах   с   помощью специальных   приемов   месторождений   полезных ископаемых.Изучение   карт   Земли,   Луны   и   планет земной группы Cолнечной системы для обнаружения сходства   в   их   строении,   выявления   элементов подобия   и   различия   планетарных   структур   для предсказания   строения   и   рельефа   планет. для Использование рельефа карт       сельскохозяйственного   освоения   территорий   и мелиораций,   для   проектирования   сооружений   и различных видов строительства. Изучение   структуры   и   районирования   природных Физико­ географические ландшафтные   и комплексов, отдельными   установление   взаимосвязей   между этих элементами     комплексов.Сопоставление   ландшафтных   карт   с другими   природными   и   социально­экономическими картамис   целью   получения   оценки   природных условий   для   сельскохозяйственного   освоения, и планировки гидромелиоративных   мероприятий,   развертывания противоэрозионных     создания капитального оздоровительных и туристских комплексов. Изучение строительства,     по   картам   территорий­аналогов   для   выявления или закономерностей   малоизученных в     Океанологические   и Морфометрическое   изучение   дна   океана,   анализ труднодоступных территориях. гидрологические распределения   высот   и   уклонов   шельфов,   склонов, котловин,   крупнейших   форм   подводного   рельефа. Изучение   течений, атмосферой   и   водными   массами,   взаимодействия   между   вычисление биомассы   и   т.п.   Изучение   русловых   процессов,   речных   систем, строения   и   развития   пойм, процессов, бассейнов.Изучение происходящих   в   речных   бассейнах.   Изучение динамики     характеристики   гидрологической   водохранилищ. Характеристика почвенного и растительного покрова, соотношение   площадей,   занятых   теми   или   иными озер   и почвенными или растительными ассоциациями.Анализ взаимосвязи контуров на картах почв, растительности   Изучение и   других   природных   компонентов. размещения   почв   для   сельскохозяйственного освоения территории и использования земель. Изучение   пространственного   распространения болезней,   очагов   эпидемий.   Установление   связи между   распространением   болезней   и   природными   и социальными   факторами, возникновению.     способствующими   их скорости   Предсказание распространения инфекций. Анализ   особенностей   расселения,   типов   населенных пунктов, плотности населения и т.д. Территориальное планирование   долгосрочного   развития   хозяйства, промышленного   и   городского   строительства. Экономическое районирование. Kоличественная характеристика явлений       Почвенные геоботанические и Медико­ географические Социально­ экономические Историко­ географические Исследования окружающей среды исторического   прошлого.Получение   представлений об   административно­территориальном   устройстве, развитии   городов,   портов,   промышленных   районов, торговых связей и т.д. Рациональное   использование   и   охрана   окружающей среды, комплексного исследования океанов и морей, прогнозирования   стихийных   бедствий.   Изучение загрязнений   окружающей   среды.   Изучение   влияния человека   на   природные   комплексы.   Мониторинг   и разработка мероприятий по предотвращению опасных явлений,   сохранению   и   воспроизводству   природных ресурсов. 2   Приемы   работы   с   картографическими   пособиями   как   источником знаний Используя   карту   как   источник   знаний,   необходимо   решить   наиболее важную методическую задачу – научить учащихся ее читать. Знание карты и умение ее читать – понятия неравнозначные. Умение читать карту складывается из сложной системы взаимосвязанных действий. Однако   формирование   умений   и   навыков   чтения   карты   предполагает   не только   ознакомление   со   способом   действий,   но   и   использование   таких специфических   приемов   чтения   карты,   как   приемы   сравнения,   наложения, описания географических объектов. Любому виду использования карты должно предшествовать знакомство с ней, сначала общее, а затем и углубленное. Один из приемов чтения карты предполагает, прежде всего, ознакомление учеников с общими требованиями пользования картой как источником знаний. Для того чтобы ученики овладели этим приемом, их необходимо ознакомить с составом следующих действий:  Прочитай название карты.  Ознакомься с легендой карты.  Найди, обозначенные в легенде объекты и явления на карте.  По картографической сетке уясни, в каких показателях дана оцифровка градусной сети.  Ознакомься с масштабом карты. Определи степень уменьшения.  Выясни, есть ли дополнительные материалы, включенные в содержание карты (графики, диаграммы).  Читай   текст   учебника,   карты   атласа,   находи   выделенные   в   тексте учебников названия географических объектов на карте, сопоставляй с изображением этих объектов на схемах, рисунках, данными справочного материала. Один   из   важнейших   приемов   чтения   карты   –   составление   описаний географических объектов и явлений. Этот прием способствует формированию как общих, так и единичных понятий.   Важно   при   описании   географических   объектов   и   явлений пользоваться   типовым   планом   их   характеристики.   Приступая   к   работе, ученики   должны   уяснить   какую   информацию   они   должны   извлечь   из   ее содержания. Например, при описании гор используется такой план:  В какой части материка расположены горы?  В каком направлении вытянуты горы?  Какова их протяженность?  Какова наибольшая высота?  Где расположены наивысшие точки гор?  В чем особенности горных хребтов?  К какому типу гор они относятся? Учитель указывает на источник информации. Направляя деятельность учеников, в ходе беседы выясняет: Какими данными карты ты воспользуешься, чтобы определить: место расположения и направления гор, их протяженность и высоту. Система заданий по описанию географических объектов усложняется по мере изучения географического материала от класса к классу, включая:  описание отдельных объектов,  описание отдельных территорий  комплексное описание ПТК  экономико­географические   характеристики   отраслей   народного хозяйства и ТПК. Чтение карты предполагает использование приема сравнения. На первых этапах введения приема необходимо ознакомить учеников с общими правилами:  Выбери объекты для сравнения.  Отбери необходимые карты.  Определи   отличительные   признаки,   по   которым   будешь   проводить сравнение.  Сопоставь   географические   объекты   по   данным   карты,   установи сходство и различие между ними.  Объясни причины различий и сходства. Для выполнения задания учащимся предлагают источники знаний и план последовательного   извлечения   информации   из   карт.   При   этом   учеников знакомят со способами действий:  Определите,   какую   часть   территории   страны   занимает   каждая   из экономических зон.  Выявите, приходящуюся на каждую из экономических зон, численность населения.  Определите состав и наличие природных ресурсов для каждой зоны.  Установите состав промышленной и сельскохозяйственной продукции и долю каждого вида продукции. 2  Методические   приемы   работы   с  картами,  обеспечивающими   усвоение новых знаний на уроках географии. 1. Определить в программе систему практических работ по картам. Необходимо выявить: какими путями будет осуществляться систематическая работа с картами при изучении географии как будут подводиться учащиеся к пониманию построения карт, к пониманию "языка" карт различного содержания какие   практические   работы   предусматривают   постепенное   повторение   и расширение навыков чтения карт различного содержания какими практическими работами подготавливаются учащиеся к составлению комплексного   описания   природы,   характеристики   отдельных   территорий   и районов, используя прием наложения карт. В   процессе   работы   задания   подбираются   такие,   которые   постепенно усложняют работу с картами от класса к классу. 2.  Упражнения   в   методических   приемах   первого   ознакомления учащихся с картой. Учитель должен предусмотреть при подготовке интересно продуманное объяснение значения карты и составление вопросов к чтению условных знаков карты, впервые принесенной в класс. Ознакомление с новой картой – это не простой   пересказ   содержания   легенды,   а   целенаправленная   работа, объединяющая непосредственное представление карты учителем и обучения учащихся пользоваться данной картой. 3.  Учитель   должен   отобрать   описательный   материал   к   отдельным объектам   природы   с   целью   формирования,   у   учащихся   четких   единичных представлений.   Задания   предполагают   показ   на   карте   учащимся   объекта   заинтересовавший   своими первый   раз.   Учитель   отбирает   объект, особенностями или значением, готовит краткое описание объекта, создающее яркий образ природы, отличный от подобных ему, например образ озера Чад (в отличие от других озер Африки).

Географическая карта как основа для организации исследовательской деятельности учеников

Географическая карта как основа для организации исследовательской деятельности учеников

Географическая карта как основа для организации исследовательской деятельности учеников

Географическая карта как основа для организации исследовательской деятельности учеников

Географическая карта как основа для организации исследовательской деятельности учеников

Географическая карта как основа для организации исследовательской деятельности учеников

Географическая карта как основа для организации исследовательской деятельности учеников

Географическая карта как основа для организации исследовательской деятельности учеников

Географическая карта как основа для организации исследовательской деятельности учеников

Географическая карта как основа для организации исследовательской деятельности учеников

Географическая карта как основа для организации исследовательской деятельности учеников

Географическая карта как основа для организации исследовательской деятельности учеников

Географическая карта как основа для организации исследовательской деятельности учеников

Географическая карта как основа для организации исследовательской деятельности учеников

Географическая карта как основа для организации исследовательской деятельности учеников

Географическая карта как основа для организации исследовательской деятельности учеников

Географическая карта как основа для организации исследовательской деятельности учеников

Географическая карта как основа для организации исследовательской деятельности учеников

Географическая карта как основа для организации исследовательской деятельности учеников

Географическая карта как основа для организации исследовательской деятельности учеников

Географическая карта как основа для организации исследовательской деятельности учеников

Географическая карта как основа для организации исследовательской деятельности учеников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2018